Как защитить себя
Не сообщайте свои персональные данные. Никто из сотрудников ни одного из банков никогда не спросит реквизиты карты — полный номер, срок действия, CVV-код на обратной стороне из трех цифр, логин и пароль от онлайн-банка и мобильного приложения, коды и пароли из СМС и push-сообщений. Эти данные должны знать только вы.
Если у вас запросили эту информацию — вам звонит мошенник.
Не устанавливайте сторонние приложения. У каждого банка есть свое мобильное приложение. Это самый быстрый и удобный способ общения с банком.
«Продезинфицируем квартиру и избавим от долгов». Как мошенники обманывают россиян в пандемию
Ни один из сотрудников банка не будет предлагать установить другое приложение. Это делают только мошенники.
Особенно опасны приложения, дающие доступ к удаленному управлению. Например, Teamviewer. С помощью их мошенник может читать сообщения и полностью управлять телефоном.
Обращайте внимание на попытки психологического воздействия. Сотрудники банка никогда не будут оказывать на вас давление во время звонков
Вы не будете чувствовать, что вас постоянно торопят и ждут немедленного решения.
Устанавливайте защитные решения проверенных производителей на собственных устройствах самостоятельно, не следуйте «рекомендациям» по телефону. При подозрении на мошенничество всегда обращайтесь в банк и полицию.
Кража с банковских карт и электронных кошельков: до 6 лет
Если украсть деньги с чужой карты, теперь это такое же преступление, как кража в крупном размере.
Кража — это когда карту подделали или украли, вставили ее в банкомат и сняли деньги. То есть тайно завладели чужим имуществом или хотели сделать это незаметно. Тогда наказывали по ст. 158 УК, но учитывали сумму. Если ущерб был небольшим, можно было получить штраф или несколько месяцев лишения свободы.
Теперь кража с банковской карты или электронного кошелька — это особо квалифицированная кража. За нее могут дать до 6 лет, как за кражу из квартиры, — сумма не имеет значения. Хуже только особо крупный размер.
Если украсть из квартиры недорогой фотоаппарат, можно попасть в колонию на 2,5 года, потому что было незаконное проникновение в жилище. Так же теперь и с картами. Но только если нет признаков мошенничества — за него другое наказание, тоже серьезное.
Как предотвратить мошенничество
Есть реквизиты на пластике, выданном банком, передаваемые и те, озвучивание которых нежелательно, так как зная их можно обналичить карту без согласия и ведома ее держателя. При получении сведений из первой категории с ними нельзя сделать ничего противоправного. Так, сообщать сторонним лицам допустимо такую информацию из часто запрашиваемой:
- полный номер карточки – с ним ничего противоправного не сделаешь;
- реквизиты счета пластика – 20 цифр, разглашение этих сведений безопасно;
- фамилия с именем держателя – их знание само по себе опасности не несет;
- последние цифры пластика – ситуация, как и с полным номером;
- дата завершения действия карточки – неопасно для хранимых денег;
- название банка-эмитента, выдавшего этот платежный инструмент.
Тем не менее, не стоит передавать посторонним все перечисленные данные своей карты, так как совокупность таких реквизитов потенциально может быть использована мошенниками против владельца пластика для обналичивания его счетов. Нельзя никому – родственникам, друзьям, коллегам – передавать некоторую информацию, которая прописана на платежном инструменте, или передавать его или его изображения посторонним в руки. Это обусловлено тем, что:
PIN-код – эти данные требуется знать исключительно держателю пластика, чтобы предотвратить несанкционированное обналичивание
CVC/CVV2 – это 3 или 4 цифры, которые прописаны на тыльной части карточки, где полоса для подписи владельца, и их можно соотнести по важности с ПИН-кодом. Зная код обналичивание средств с пластика осуществимо
Сообщать все реквизиты банковской карточки одному лицу – по отдельности часть сведений не опасна для финансов, но передача всей информации о пластике несет угрозу.
Нельзя давать свой пластик в руки другим – даже во время оплаты покупок нужно следить за карточкой и проводить расчетные манипуляции самостоятельно. Сведения могут попасть в руки злоумышленников меньше, чем за 1 минуту, поэтому в ресторанах или магазинах надо просить ПОС-терминал или самому идти к кассе, если его нет. Пересылать скан или копию банковской карты также нельзя даже потенциальному работодателю при его просьбе, так как она – незаконна. Достаточный объем информации – реквизиты (номер, имя держателя, срок действия и название выдавшего ее банка), сообщаемые в отделении по запросу клиента.
Что говорит банк
Представитель банка «Тинькофф»
Клиент действительно стал жертвой социальной инженерии. Мошенники использовали силу убеждения и вошли в личный кабинет с помощью ответа на контрольный вопрос и номера карты, которую клиент сам предоставил. Возможно, информацию о данных счетов мошенники также взяли из личного кабинета, получив доступ к нему. СМС о подозрительных операциях, которые приходили клиентке, банк также не отправлял — приходили только сервисные уведомления об операциях, которые она сама совершала.
По каждому обращению о несанкционированных операциях в мобильном и интернет-банке проводится расследование, а также мероприятия для предотвращения повторения таких же случаев, в том числе донастройка антифрод-системы. Если была доказана невиновность клиента, потери возмещаются ему полностью. Но даже если клиент не представил достаточно доказательств своей невиновности, каждый случай выносят на специально созданный комитет, который принимает решение по нему.
Как не стать жертвой банковских мошенников
Не проговаривайте цифры из СМС-подтверждения, CVV и номера карт, а также свое имя и срок действия карты, даже если вас «переводят на робота».
Не называйте кодовое слово, если вам звонят якобы из банка, — оно используется для идентификации клиентов, когда они звонят сами.
Получив подозрительный звонок из банка, завершите разговор и перезвоните сами. В идеале стоит сделать это с другого номера.
Заблокируйте карты через мобильное приложение или в отделении.
Не переводите деньги на счета других людей, даже если вам говорят, что это сотрудник банка.
Не оставляйте карту без присмотра, не позволяйте продавцам и официантам уносить ее из поля зрения.
Не переходите по ссылкам из незнакомых СМС и мессенджеров в телефоне и заведите отдельную карту для онлайн-шопинга.
Установите подтверждение всех операций по карте ПИН-кодом.
Обложка: Kenishirotie — stock.adobe.com
Двойная оплата
В Петербурге обнаружили схему мошенничества с театральными билетами
Вы оплачиваете картой покупку в супермаркете, и тут кассир сообщает, что оплата не прошла. Все повторяется сначала, на этот раз успешно. А спустя какое-то время вы обнаруживаете, что деньги были списаны дважды.
Честный кассир, если терминал действительно выдал отказ в проведении операции, всегда распечатает для покупателя соответствующий чек.
Что делать: Подключите опцию СМС-оповещений по операциям своей карты. Если транзакция прошла успешно, вы тут же получите соответствующее сообщение, сможете предъявить его кассиру и отказаться от повторной оплаты.
Если вам поступило два сообщения о списании одной и той же суммы, позвоните в банк и проверьте, действительно ли произошло двойное снятие средств со счета, и действуйте соответственно.
Мошенники на Авито
Авито, Юла и другие сервисы продаж являются отличной почвой для работы мошенников. Самая распространенная схема, используемая злоумышленниками, выглядит так:
- Потенциальный покупатель звонит по объявлению, изъявляет желание взять вещь.
- Просит не продавать пока товар и сообщает о готовности внести предоплату.
- Получив номер карты, «покупатель» перезванивает и сообщает, что не может провести оплату, поскольку ему не хватает для этого некоторых данных.
- Получив заветные 3 цифры с оборота карты, мошенник распоряжается ей на свое усмотрение.
Внимание! Сообщать секретный код нельзя никому, даже сотрудникам банка
Зачем эти ужесточения?
Мошенники становятся изобретательными. Каждый год они похищают с карт обычных людей миллиарды рублей. Иногда мошенники не особо боятся наказания, потому что за мошенничество с картами их даже не сажали в тюрьму, а штраф мог быть сильно меньше похищенных сумм. Теперь наказывать будут строже, а у оперативников будет больше инструментов для поиска преступников.
Пока непонятно, как это повлияет на самих мошенников. Возможно, продвинутые хакеры и не испугаются. Но те, кто ищет телефоны на сайтах, форумах и в соцсетях, чтобы похищать данные карт и личных кабинетов, как минимум задумаются: стоит ли обманывать пенсионера, чтобы получить 50 тысяч рублей и попасть на несколько лет за решетку.
Мошенничество с картами: теперь не штраф, а срок
Мошенничество — это тоже хищение чужого имущества, но не тайное, как в случае с кражей, а с помощью обмана или злоупотребления доверием. Вытащить из сумки карту и снять с нее деньги — это кража. Когда официант берет карту и запоминает ее защитный код, чтобы потом оплатить этой картой что-то в интернете, — это мошенничество. Если кто-то звонит бабушке и говорит, что ее «внуку» срочно нужны деньги и надо перевести их с карты, — это тоже мошенничество, хотя бабушка перевела деньги сама. Когда звонят якобы с сайта объявлений, как будто чтобы снять квартиру, и хитростью выпытывают одноразовый пароль для доступа в интернет-банк — это мошенничество.
В уголовном кодексе была отдельная статья за мошенничество, но только с картами. Электронные деньги и платежные средства там не упоминались. Получалось, что вывести деньги обманом с банковского счета — это мошенничество, а с кошелька в платежной системе — вроде бы и нет.
Наказание за мошенничество в любом случае было небольшим — штраф, принудительные работы или арест на несколько месяцев. Теперь по ст. 159.3 УК накажут за махинации не только с картами, но и с любыми электронными средствами платежа. Максимальное наказание по этой статье — 3 года лишения свободы. Но только если нет крупного размера — тогда наказание строже.
С крупным размером тоже изменения. Раньше для мошенничества с картами это был миллион, а теперь 250 тысяч рублей. Для крупного размера теперь достаточно с помощью обмана узнать у кого-то данные карты или пароль от кошелька и оплатить мощный Макбук с аксессуарами или немного криптовалюты. Если повезет, оштрафуют или назначат принудительные работы, но могут и посадить на шесть лет. Особо крупный размер тоже уменьшили в разы — теперь это 1 млн рублей.
Мошенничество с банковскими картами
Аферисты очень умные люди. Мошенничество с банковскими картами продумано практически до мелочей! Они прекрасно разбираются в технике, науке, а большинство из них имеют высокий интеллектуальный склад ума. Это на улице глупые воришки наживаются на воровстве сумочек. А чтобы совершить аферу с пластиковой картой, надо обладать большим умом. Именно благодаря высокому уму, мошенники и придумают каждый день такие схемы обмана, что не сразу можно распознать преступление.
Вот несколько распространенных схем мошенничества с картами.
Пин-код
Понятное дело, что никому нельзя сообщать свой пин-код, даже операторам банка. Да никто у Вас его просить и не будет. Аферисты устанавливают на банкомат специальное устройство, незаметное глазу. Держатель карты собирается снять наличные, вводит пин-код, специальный датчик запоминает его и вуаля, основная информация у мошенника в руках. После этого в ход идет современная техника и специальная программа, благодаря чему происходит списание денег с карты. А держателю только приходит смс уведомление о снятии определенной суммы. Он даже понятия не имеет кто и когда завладел его пин-кодом.
Разговор с оператором
Давно известная схема махинации. На телефон звонит якобы оператор банка и просит подтвердить данные. Для этого надо назвать кодовое слово, номер карты полностью, пин-код и паспортные данные. Чаще всего на эту уловку ведутся старики и сообщают мошеннику всю информацию по карте. После чего все деньги до копейки списываются со счета.
Смс сообщение
Очень распространенная афера за последнее время. Многие люди уже научены, но все равно есть те, кто попадается в эту ловушку. На телефон поступает смс с уведомлением, что карта заблокирована. Чтобы ее разблокировать, надо позвонить по указанному номеру телефона. Здесь на руку мошенника играет паника человека. Держатель карты тут же перезванивает и с его счета списывается сумма денег. Вместо того, чтобы перезванивать и идти на поводу у аферистов, надо обратиться в ближайшее отделение банка и попросить проверить информацию по карте. Сотрудники банка так и скажут, что карта не была заблокирована.
Что делать, если вы все-таки столкнулись с мошенничеством?
Если с вашей банковской карты вдруг списали деньги:
- Как можно скорее позвоните в банк (номер есть на обороте карты), сообщите о мошеннической операции и заблокируйте карту.
- Обратитесь в отделение банка и попросите выписку по счету. Напишите заявление о несогласии с операцией. Сохраните экземпляр заявления с отметкой банка о приеме.
- Обратитесь в правоохранительные органы с заявлением о хищении.
Компенсация
Получив ваше заявления, банк проведет служебное расследование и решит вопрос о возмещении ущерба. Если вы соблюдали меры безопасности и обратились в банк не позже, чем через сутки после списания денег, то можете рассчитывать на возмещение. Однако если вы сами сообщили злоумышленникам ПИН-код или код из смс, необходимый для подтверждения платежей и переводов, к сожалению, банк не вернет вам денег.
Добавить комментарий