Покупка товаров на онлайн платформах пользуется с каждым годом все большей популярностью. Но не все знают, какими правилами торговли руководствуются стороны при заказе, оплате и возврате продукции в интернет-магазинах.
Так, за отказ выкупать заказанный товар многие маркетплейсы требуют денежную компенсацию. Представители онлайн платформ заявляют, что оплата необходима для защиты от недобросовестных перекупщиков и продавцов.
Не так давно в СМИ была опубликована информация с вполне показательной историей, которая произошла в Вологодской области. У местной жительницы, по ее словам, взломали личный аккаунт на платформе Wildberries. Злоумышленники сделали на маркетплейсе крупный заказ на сумму 210 тыс. рублей – почти 900 упаковок крема для тела.
Владелица аккаунта, естественно, обратилась в службу поддержки Wildberries, которая пыталась выяснить, не получала ли женщина в последние дни смс-сообщения с запросом пароля. Когда выяснилось, что никаких подозрительных сообщений не было, представители Wildberries ответственность за заказ возложили целиком на владелицу аккаунта.
Вологжанке сообщили, что она может вернуть оформленный товар, но возврат будет платным: 100 рублей за каждую позицию. Итого, с женщины представители Wildberries потребовали 86 тыс. 500 рублей.
Скорей всего, договориться стороны не смогут. Женщина не согласна выплачивать компенсацию за отказ от товара. Разрешать спор придется в суде.
Что касается законодательства РФ, порядок отказа от товара, приобретенного дистанционно, оговорен в ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей. Согласно действующим правовым нормам, покупатель вправе вернуть товар, а продавец обязан возвратить уплаченную ему сумму за исключением средств, затраченных на доставку.
Понятно, что в рамках анализируемого дела 86 тыс. 500 рублей – слишком большая сумма. И вряд ли она соответствует реальной стоимости доставки. Ведь продавец не перевозит каждую упаковку крема отдельной бандеролью, а отправляет одной посылкой.
В случае рассмотрения дела в суде, скорей всего, будет направлен запрос в «Почту России» с целью уточнить стоимость доставки. И женщине удастся уменьшить значительно сумму, которую от нее требует Wildberries. Но только если ее признают обычным потребителем. А с этим возможны проблемы, ведь сложно предположить, что одна женщина даже с учетом всей ее семьи и друзей может израсходовать 900 упаковок крема до истечения срока его годности.
Если суд признает, что товар приобретался для дальнейшей перепродажи, нормы ЗЗПП применять не будут. Такого мнения придерживается Петр Шелиц председатель Российского Союза потребителей.
Но есть вариант, что женщина действительно не оформляла заказ, а ее аккаунт взломали. Тогда вологжанке нужно подать заявление в органы внутренних дел, т.к. неправомерный доступ к компьютерным данным – уголовное преступление и преследуется по закону (ст. 272 УК РФ). Сотрудники МВД проведут проверку с целью выявить факт взлома аккаунта.
Представители Wildberries прокомментировали ситуацию со своей стороны. Они заявили, что случай не единичен. Виноваты в них владельцы аккаунтов, которые сами передают личные данные третьим лицам. В частности, продавцам, работающим на онлайн платформе, которым выгодны крупные заказы для накрутки рейтинга. Потом от этих фиктивных заказов отказываются, а нечестные продавцы обходят конкурентов.
Подобные действия являются искажением реального положения и вводят в заблуждение потребителей. Чтобы пресечь нечестную конкуренцию, маркетплейсы ввели плату за отказ от товара.
Источник – ЮАП СПб https://pravo.legal
Добавить комментарий