Стоимость оказания услуг
Хоть эти формы поддержки и предназначены для нуждающихся, согласно ч. 2 ст. 17 № 442-ФЗ предоставляются они не всегда бесплатно. Такой комплекс вспомогательных мероприятий может потребовать частичной или полной платы.
Бесплатно
Перечень тех, кто могут рассчитывать на бесплатную помощь, четко установлен. Без взимания денег такие социальные услуги оказывают нуждающимся:
- детям в возрасте до 18 лет;
- лицам, получившим травмы или иные формы увечий вследствие бедствий, чрезвычайных ситуаций или вооруженных конфликтов;
- у которых среднедушевой доход ниже того, что установлен в регионе (он в свою очередь начинается от 1,5 ПМ субъекта РФ).
Закон сохраняет за регионами возможность дополнять этот список льготников. Однако некоторые изменения в 2015 году все же произошли. Наиболее ощутимые касаются сокращения перечня «бесплатников» и ослабление требований относительно среднедушевого дохода (раньше он должен был быть не выше 1 ПМ, теперь этот показатель увеличили на 50%). К примеру, если до 2015 года в регионе проживания ПМ был равен 6 500 руб., то бесплатно услуги предоставлялись только тем, у кого душевой доход был ниже этого показателя. А с 1 января 2015 года размер максимального дохода увеличился до 9 750 руб. (конкретно в нашем примере).
За дополнительную плату
Если же в число льготников человек не входит, то он тоже может получить социальные услуги, но за отдельную плату. Стоимость их определяется на основании ст. 32 № 442-ФЗ и зависит от 3 составляющих:
- формы предоставления;
- размера душевого дохода гражданина;
- суммы душевого дохода, установленного в регионе.
Сама плата устанавливается в процентном выражении относительно разницы между имеющимся и региональным душевым доходом на человека. Предельная стоимость составит:
- 50% — если речь идет об услугах, оказываемых на дому или полустационарно;
- 75% — для услуг, оказываемых стационарно.
Законом определены предельные суммы, однако на деле они могут оказываться и за меньшую плату – тут все зависит от политики конкретного субъекта РФ и учреждения, занимающегося оказанием соответствующих услуг.
Виды социального обслуживания населения, в том числе инвалидов, в РФ
Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов:
- обучение инвалидов (детей-инвалидов) пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации;
- проведение социально-реабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания;
- обучение навыкам поведения в быту и общественных местах;
- оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности.
Срочные виды услуг гражданам во всех формы социального обслуживания:
- обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
- обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
- содействие в получении временного жилого помещения;
- содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
- содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;
- оказание материальной помощи;
- организация экстренной медико-психологической помощи;
- содействие в трудоустройстве.
Необходимо отличать виды социально-медицинского обслуживания в РФ, оказываемого в рамках Закона, и набор социальных услуг, о котором идет речь в ст. 6.2 ФЗ РФ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в который включены: обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; предоставление путевок на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Кроме того, от социальных услуг необходимо отличать социальное сопровождение (ст. 22 Закона), под которым понимается содействие гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Такой вид социальных услуг в России, как сопровождение, осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе.
Стационарное обслуживание: разновидности
Чаще всего к стационарному обслуживанию прибегают люди, полностью потерявшие способность обслуживать себя самостоятельно или одинокие престарелые лица, которые в специализированных учреждениях получают не только медицинскую помощь и бытовые услуги, но и общение с людьми своего возраста.
от 24 ноября 2014 года устанавливаются формы стационарного соц. обслуживания:
- с постоянным пребыванием;
- с временным пребыванием (сроки назначаются в индивидуальном порядке исходя из личных обстоятельств или состояния здоровья конкретного человека);
- с нахождением в спецучреждении 5 дней в неделю из 7 (круглосуточно).
То, какой формат применяется к конкретному человеку, зависит от его физического и психического состояния, материального положения и совокупности иных факторов.
Кто может получить?
П. 3 ст. 3 № 442-ФЗ ввел новое понятие. Теперь вместо клиентов социальной службы нуждающихся называют получателями социальных услуг. Главный фактор, по которому определяется их перечень, является как раз нуждаемость. Ст. 15 № 442-ФЗ подробно раскрывает возможные ее обстоятельства. Этот список включает следующие причины получения социального обслуживания:
- безработица и отсутствие денег для нормального существования;
- невозможность ухаживать за собой, передвигаться (причин тому может быть множество – от серьезной болезни до глубоко пожилого возраста);
- инвалидность;
- проблемы с адаптацией в обществе;
- конфликты с другими членами семьи (особенно если они имеют алкогольную или наркотическую зависимость, имеют психические расстройства);
- негде жить.
Субъекты РФ вправе список этих обстоятельств расширять исходя из внутренней политики населенного пункта.
Работа попечительских советов в социальной сфере
В государственных организациях социального обслуживания создаются попечительские советы. Структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция попечительского совета учреждения социального обслуживания населения и порядок принятия им решений определяются уставом организации социального обслуживания в соответствии с законодательством на основании Примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания, утвержденного Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 30.06.2014 г. № 425н.
В указанном правовом акте, в частности, указывается, что попечительский совет организации социального обслуживания является совещательным органом организации социального обслуживания, образованным для рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности организации социального обслуживания.
Основными задачами работы попечительского совета в социальной сфере являются:
- содействие в решении текущих и перспективных задач развития и эффективного функционирования организации социального обслуживания, улучшения качества ее работы;
- содействие в привлечении финансовых и материальных средств для обеспечения деятельности организации социального обслуживания;
- содействие в совершенствовании материально-технической базы организации социального обслуживания;
- содействие в улучшении качества предоставляемых социальных услуг;
- содействие в повышении квалификации работников организации социального обслуживания, стимулировании их профессионального развития;
- содействие в повышении информационной открытости организации социального обслуживания;
- содействие в решении иных вопросов, связанных с повышением эффективности деятельности организации социального обслуживания.
Для выполнения возложенных на него задач попечительский совет имеет право:
- запрашивать информацию от администрации организации социального обслуживания о реализации принятых попечительским советом решений;
- вносить администрации организации социального обслуживания предложения по вопросам совершенствования деятельности организации социального обслуживания;
- участвовать в организации и проведении «круглых столов», конференций, семинаров и иных мероприятий по вопросам, отнесенным к компетенции попечительского совета;
- участвовать в подготовке предложений по совершенствованию законодательства по вопросам, отнесенным к компетенции попечительского совета;
- осуществлять иные права, не противоречащие законодательству.
Решения попечительского совета носят рекомендательный характер. Члены попечительского совета исполняют свои обязанности безвозмездно. Попечительский совет составляет ежегодный отчет о своей работе и размещает его на официальном сайте организации социального обслуживания в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при его наличии).
Попечительский совет состоит из председателя попечительского совета, заместителя председателя попечительского совета, членов попечительского совета, в том числе секретаря попечительского совета. Конкретное число членов попечительского совета определяется организацией социального обслуживания, но не может быть менее 5 человек. В состав попечительского совета могут входить представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере социального обслуживания, деятели науки, образования и культуры, предприниматели. Членами попечительского совета не могут быть работники организации социального обслуживания. Персональный состав попечительского совета определяется руководителем организации социального обслуживания.
Добавить комментарий