Порядок расходования денег на выполнение государственных задач
Как уже было отмечено, субсидия имеет строго целевое назначение и используется только в рамках определенного проекта. Поэтапная процедура получения и использования активов, а также формирование отчетной документации выглядит следующим образом:
- Государство разрабатывает для муниципальных образований четкую цель.
- На расчетный счет исполнителя поступает сумма, достаточная для реализации мероприятий.
- После каждого использования финансовых активов специалисты отчитываются перед курирующей структурой.
- По завершении работ и достижению цели готовится итоговый акт.
- После принятия проекта составляется документ о целевом расходовании отчислений. Бумага передается в уполномоченный орган исполнительной власти.
Как правило, при наличии экономии, выраженной остатком на счете исполнителя, госорган не предпринимает попыток вернуть средства. Они остаются в распоряжении АУ и подлежат распределению между работниками в качестве премиальных выплат.
Какие условия существуют при оформлении госзадания бюджетным организациям
Субсидирование связано с необходимостью выполнения ряда требований. АУ, получающие субсидию под конкретное государственное задание должны учитывать следующее:
- преференция не предоставляется в начале года. Так, для достижения цели в указанное время организации используют собственные средства;
- бюджет автономного учреждения должен быть использован. Отчисления производятся только при наличии дефицита финансовых активов. Однако при успешной реализации плана деньги могут поступить по итогам года;
- если для запланированных мероприятий нужны большие суммы, то исполнитель должен заблаговременно поставить в известность курирующий ОИГВ;
- если условия для решения поставленных задач отсутствуют, то получение субсидии возможно лишь после их создания.
Как формируется соглашение?
Почти всегда при определении плана действий заключается соглашение. На основании этого документа осуществляется работа муниципалитета и предприятия, выполняющего соответствующие функции. У составителя имеется образец типовой формы соглашения. При его использовании стоит помнить о следующих нюансах:
- при наличии долга у муниципалитета государство берет обременение на себя;
- исполнитель обязуется полностью завершить работу в поставленные перед ним сроки;
- ОИГВ гарантирует перечисление финансовых активов по первой необходимости;
- в соглашении прописывается порядок и условия использования экономии при ее возникновении в конце года;
- договор содержит моменты, касающиеся возможности пролонгации срока выполнения заказа, а также сдачи проекта досрочно.
Когда требуется вернуть средства, не использованные при реализации плана?
Государство учитывает возможность отклонений в расходовании субсидии в процессе работ. Поэтому на этапе планирования сумма незначительно завышается или предоставляется с большим запасом. Остаток, образовавшийся у исполнителя на расчетном счете, подлежит распределению между работниками АУ или возврату органу власти. Решение на этот случай должно быть прописано в соглашении. Процедура возврата экономии выглядит следующим образом:
- По окончании работ составляется акт о расходовании средств.
- В документ вписывается сумма остатка.
- Государство принимает решение о необходимости передачи неиспользованных отчислений.
- Если ОИГВ настаивает на возврате, то бухгалтерия автономного учреждения переводит указанную сумму на резервный счет федеральной казны.
- Далее, руководитель лично посещает курирующую структуру и представляет документацию, подтверждающую финансовую операцию.
Как выплатить премии?
Если власти не настаивают на обратном переводе, то экономия используется предприятием для премирования сотрудников, справившихся с заданием эффективно и в срок. Поощрительная премия делится неравномерными суммами, зависящими от следующих факторов:
- должность, занимаемая специалистом в автономном учреждении;
- личный вклад в общий результат дела;
- стаж на должности, выработанный сотрудником;
- отработанные в период реализации проекта часы.
Что такое субсидия на государственное задание
Под предоставлением государственной субсидии подразумевается перечисление на расчетный счет учреждения материальной помощи, которая необходима для выполнения определенной задачи в установленные сроки.
После достижения цели, учреждение должно обязательно отчитаться о целевом использовании полученных денежных средств.
Нецелевое использование перечисленных средств допускается только в исключительных ситуациях, к примеру, если учреждению удалось достигнуть поставленной перед ним государственной задачи с минимальными потерями в финансах.
Внимание! При отсутствии такого обстоятельства, по факту нецелевого использования инициируется проверка, после которой виновное в нарушении закона лица может быть привлечено к ответственности
Что делать, если средства остались
Остаток средств субсидии может быть направлен на финансирование деятельности бюджетного учреждения. Соответствующее положение приведено в части 17 статьи 30 ФЗ №83 от 8 мая 2010 года. Деньги могут направляться только на цели, для выполнения которых создано учреждение. Если же этих целей нет, средства взыскиваются.
Экономия денег, выданных в рамках субсидии, достигается обычно при наличии этих обстоятельств:
- Оптимизация расходов на изготовление продукции и предоставление услуг.
- Тендерное уменьшение при осуществлении государственных закупок.
- Проведение мероприятий по улучшению энергосбережения.
- Мероприятия, нужные для повышения эффективности эксплуатации государственного имущества.
- Оптимизация штата сотрудников (к примеру, сокращение специалистов).
- Заключение договоров с различными сторонними компаниями (к примеру, с транспортными компаниями).
Размер субсидии определяется на базе нормативных трат на предоставление услуг в рамках госзадания, на содержание имущества. Если одна из статей расходования оптимизируется, то и часть субсидии экономится.
Основные аспекты субсидирования
Сегодня органы государственной власти поддерживают муниципалитеты материальными отчислениями. Деньги нужны для выполнения социально значимых и экономически обоснованных мероприятий. Действия реализуются некоммерческими организациями, непосредственно курируемыми исполнительными органами.
Важно! При этом финансирование не ограничивается денежными отчислениями. Уполномоченные структуры также наделены и контрольной функцией
Работники отслеживают целевое расходование преференций.
Иногда зарезервированного бюджета учреждения не хватает на год. При этом поставленные задачи выполняются не в полном объеме. Тогда организация может получить дополнительную субсидию. Таким образом, недостаток средств на реализацию задач, поставленных исполнительными органами, компенсируется денежными потоками, направляемыми сверх существующих лимитов.
Например, исследовательские институты проводят большие объемы работы, но бюджетных ассигнований для этого всегда недостаточно. Поэтому помощь от государства поступает на конкретный проект, который необходимо завершить в сжатые сроки.
Что такое субсидия на госзадание?
Под указанным термином понимаются отчисления, переводимые на расчетный счет АУ. Материальная поддержка рассчитана на реализацию одного из этапов или завершение проекта в срок. Расчет объема поступлений осуществляется непосредственно уполномоченным ОИГВ.
После использования отчислений работниками, исполняющими заказ, составляется отчет о целевом применении выплат. Нецелевая растрата строго наказывается. По этой причине такие случаи встречаются крайне редко. Чаще всего остаток на счете организации свидетельствует о достижении конечной цели с экономией. Если причина другая, то контролирующая структура инициирует процедуру служебного расследования.
Кто является получателем в 2019 году?
Перечисление активов для реализации задач муниципальными структурами могут получить следующие выгодоприобретатели:
- автономные образовательные учреждения;
- исследовательские институты;
- оборонные предприятия;
- некоммерческие промышленные структуры;
- силовики и госструктуры;
- аппараты власти;
- другие АУ при постановке соответствующей задачи.
Только указанные выше образования вправе рассчитывать на поступления, связанные с необходимостью реализации проекта (задания). Впоследствии получатель должен подробно отчитаться о произведенных затратах перед вышестоящим руководством.
Правовой аспект вопроса
Порядок и условия предоставления средств на разработку и реализацию проекта урегулированы федеральным законодательством. В частности, действующими актами по обозначенному вопросу являются:
- ФЗ №174 от 03.11.2006;
- ФЗ №40 от 05.04.2010 (НКО);
- ПП РФ №761 от 14.12.2005 (ЖКУ);
- ФЗ №442 от 28.12.2013 (соцуслуги);
- ПП РФ №999 от 30.09.2014.
Обозначенные нормативные правовые акты позволяют передавать деньги исполнителям госзаданий. Последние, в свою очередь, руководствуются документами при использовании субсидий и составлении отчетности о целевом расходовании.
Бухучет субсидий
Проводки в бюджетном и автономном субъекте будут разными. Рассмотрим проводки в бюджетном субъекте:
- ДТ420581560 КТ440110180. Начисление субсидии на исполнение задачи.
- ДТ420111510 КТ420581660. Поступление денег на расчетный счет.
- ДТ410960 XXX КТ4302 XX 730. Отражение трат, формирующих себестоимость работ и услуг в рамках госзадания.
- ДТ440120262 КТ420862660. Отражение трат, не формирующих себестоимость.
В автономном учреждении будут следующие проводки:
- ДТ420580000 КТ440110180. Начисление субсидий.
- ДТ420111000 КТ420580000. Поступление субсидии на счет.
- ДТ410960 XXX КТ4302 XX 000. Отражение трат, формирующих себестоимость.
- ДТ440120262 КТ420862000. Отражение расходов, не формирующих себестоимость.
Это стандартные проводки, использующиеся при выполнении задания.
Финансовое обеспечение содержания имущества
Необходимый объем субсидии на содержание имущества (как и объем субсидии на оказание услуг) определяется либо самим учреждением, либо соответствующими службами учредителя.
Напомним, что согласно п. 3 ст. 4 Закона N 174-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за АУ или приобретенного им за счет средств, выделенных на это учредителем, расходов на уплату налогов, объектом налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях”.
Основными направлениями работы при планировании средств на содержание имущества являются расчет налоговой базы по налогу на имущество организаций, определение предполагаемого поступления и выбытия объектов нефинансовых активов, величины тарифов на коммунальные услуги. Здесь рекомендуется провести следующие мероприятия.
- Составить перечень недвижимого и особо ценного движимого имущества. Это позволит определить в планируемом периоде остаточную стоимость имущества, формирующего налоговую базу по соответствующему налогу. Перечень составляется по состоянию на 1 сентября или 1 октября текущего года.
- Определить ожидаемую налоговую базу по налогу на имущество на очередной финансовый год. Ответственные должностные лица учреждения должны составить план поступления и выбытия объектов имущества по состоянию на 1 января и на 31 декабря очередного финансового года. При его составлении целесообразно учесть график (прогноз) закупок товаров.
На основе полученной информации об ожидаемом в очередном финансовом году объеме поступлений и выбытий объектов нефинансовых активов, а также данных перечня недвижимого и особо ценного движимого имущества рассчитывается прогнозируемая сумма налога на имущество организаций.
Рассчитать затраты на коммунальные услуги в планируемом периоде. Для этого необходимо получить сведения о предполагаемом изменении потребления тепла и электроэнергии в случае планируемого ввода в эксплуатацию нового здания или изменения характеристик имеющихся систем (в натуральных показателях). Далее на основании утвержденных тарифов с учетом увеличения/уменьшения потребления в натуральных показателях производится расчет прогнозируемых коммунальных расходов
Обратите внимание, что согласно федеральным рекомендациям в субсидию на содержание имущества входит 10% затрат на электроэнергию и 50% затрат на тепло
При необходимости рассчитываются другие расходы, связанные с содержанием имущества, в частности земельный налог.
- Рассчитать “потери” в случае сдачи имущества в аренду. Пункт 3 ст. 4 Закона N 174-ФЗ устанавливает: если недвижимое или особо ценное движимое имущество, закрепленное за АУ, с согласия учредителя сдается в аренду, финансовое обеспечение его содержания учредителем не осуществляется. Аналогичная норма относительно “новых” бюджетных учреждений содержится в п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”. Поэтому при планировании и расчете размера субсидии на содержание имущества учреждениям обоих типов надо четко знать сумму “потерь”.
- Составить пояснительную записку для учредителя. Это завершающий этап работы. Все данные (прогноз о сумме налога на имущество организаций, сумме расходов на коммунальные услуги, других затратах, а также “потери” от аренды) представляются учредителю в качестве обоснования объема субсидии на содержание имущества учреждения в очередном финансовом году.
Все мероприятия по планированию затрат на очередной финансовый год должны быть проведены в октябре – декабре текущего года.
ЗАКЛЮЧАЕМ СОГЛАШЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СУБСИДИИ НА ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Ерофеева Т.П.,юрист, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управленияГосударственной академии промышленного менеджмента, г. Ярославль
Шихов А.Ю.,редактор-эксперт Издательского Дома “Советник бухгалтера”
Для выполнения государственного задания Учредителем выделяется необходимое финансовое обеспечение бюджетным и автономным учреждениям
Основанием для выделения финансового обеспечения является соглашение между Учредителем и учреждением-исполнителем. О том, на что следует обратить внимание при подготовке такого соглашения, мы расскажем в этой статье.
Нормативно-правовая ситуация
Напомним, что порядок формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания (далее – Порядок) был утвержден постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671. Минфину и Минэкономразвития России было поручено утвердить примерную форму соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (далее – )
Выполняя поручение Правительства РФ, ведомства издали совместный приказ от 29.10.2010 № 138н/528 (далее – Приказ № 138н/528), которым и была утверждена примерная форма такого Соглашения. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Приказ вступил в силу с 1 января 2011 года. При этом в период с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года он применяется к тем федеральным бюджетным учреждениям, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти принято решение о предоставлении им субсидии из федерального бюджета
На казенные учреждения Приказ № 138н/528 не распространяется. Однако казенные учреждения тоже могут получать финансовое обеспечение на выполнение государственного задания. Аналогичные нормативные акты действуют и в отношении федеральных автономных учреждений. Еще в 2008 году Минэкономразвития РФ был издан приказ от 03.12.2008 № 423 “Об утверждении соглашения между Учредителем и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам” (далее – Приказ № 423). Этот приказ Минэкономразвития был издан во исполнение постановления Правительства РФ от 18.03.2008 № 182 “Об условиях и порядке формирования задания Учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания” (далее – Постановление № 182). Таким образом, Соглашение между Учредителем и учреждением (бюджетным, автономным) теперь является основным документом, регламентирующим порядок и условия выделения им финансовых средств.
Соглашение по заданию
Прежде всего отметим, что Соглашение между Учредителем и учреждением является составной частью любого государственного задания. Предоставление федеральному бюджетному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соответствующего Соглашения ( Порядка). В таком Соглашении с бюджетным или казенным учреждением Учредителем устанавливаются права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года. При этом аналогичная норма содержится и в Постановления № 182, и отмечено, что Учредитель автономного учреждения вправе уточнять и дополнять Соглашение с учетом отраслевых особенностей. Другими словами, учреждению для реализации полномочий Учредителя необходимо иметь “на руках” два документа: государственное (муниципальное) задание и Соглашение. В задании учреждению определяются количественные и качественные показатели соответствующих государственных (муниципальных) услуг, а также целевая аудитория, то есть потребители таких услуг. В свою очередь Соглашением закрепляются условия выделения учреждению финансовых ресурсов реализации полномочий Учредителя путем предоставления потребителям соответствующих услуг. Таким образом, Соглашение и задание – это две стороны одной медали.
Дополнительные вопросы
Допускается ли оплата средствами субсидии ремонта иного имущества учреждения, учтенного по коду «4» и используемого для выполнения задания?
Направления расходования денежных средств определяются руководителями автономных учреждений самостоятельно, но с учетом содержания Плана деятельности
Следовательно, если ремонт имущества требуется для выполнения государственного задания, средства, полученные в качестве субсидии, могут быть потрачены на его проведение. Но при этом важно учитывать, чтобы оставшейся субсидии хватило для выполнения целей учреждения, для которых средства были предоставлены
Документы, регулирующие порядок выделения субсидий
Основными документами, регулирующими порядок финансового обеспечения выполнения государственного задания, являются:
- Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 “О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания” (далее – Положение N 671);
- Постановление Правительства РФ от 18.03.2008 N 182 “Об условиях и порядке формирования государственного задания в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения государственного задания” (далее – Положение N 182).
Указанными документами установлено, что субсидии на выполнение государственного задания выделяются бюджетным и автономным учреждениям их учредителями.
Размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным или автономным учреждениями или приобретенного за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки (п. 10 Положения N 671, п. 9 Положения N 182).
Порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и на содержание имущества федеральных государственных учреждений для отдельных учреждений культуры и искусства установлен следующими Приказами Минкультуры:
- от 21.02.2012 N 127 “Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание Госфильмофондом России государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества”;
- от 05.12.2011 N 1122 “Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание театрами, цирковыми организациями, организациями в сфере народного творчества, библиотеками, музеями, концертными организациями, самостоятельными творческими коллективами, филармониями, подведомственными Министерству культуры Российской Федерации, государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества”;
- от 29.12.2011 N 1259 “Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание образовательными, научно-исследовательскими и иными учреждениями в сфере культуры, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности, подведомственными Министерству культуры Российской Федерации, государственных услуг (работ) и нормативных затрат на содержание их имущества”.
Кроме вышеуказанных документов, Письмом Минкультуры России от 28.12.2011 N 8949-01-39/01-АА доведен Порядок определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг федеральными государственными (муниципальными) учреждениями культурно-досугового типа, подведомственными органам управления культуры субъектов Российской Федерации (муниципальным образованиям), и нормативных затрат на содержание их имущества.
Перечень федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Минкультуры, которым с 01.01.2012 предоставляются субсидии на выполнение государственного задания, утвержден Приказом Минкультуры России от 02.12.2011 N 1112.
Особенности расходования субсидии
Самая главная особенность траты денег в рамках субсидии – необходимость в строгой отчетности. Даже самая малая часть денег не может быть истрачена непонятно на что. Все направления расходования должны быть зафиксированы документально. Рассмотрим приблизительный порядок расходования денег:
- Орган власти ставит перед учреждением задание.
- Устанавливается размер субсидии, нужной для реализации задачи.
- Деньги начисляются на р/с учреждения.
- Как правило, выполнение задания предполагает прохождение множества ступеней. На каждой происходит трата денег. После каждой траты составляется отчет.
- По окончании работы над поставленной задачей составляется полноценный отчет, подготавливаются подтверждающие документы. Затем все бумаги направляются в уполномоченную структуру.
- Проект принимается государственными структурами.
- Оформляется акт о целевом использовании денег.
- Акт направляется в орган, который ставил перед учреждением задачу.
Часть средств, выделенных в рамках субсидий, может остаться.
К СВЕДЕНИЮ! Задачи для субъектов создаются на базе формы, установленной Правительственным Постановлением №671 от 2 сентября 2010 года.
ВАЖНО! Госзадания и отчеты об их исполнении могут публиковаться на сайтах, если в них отсутствует государственная тайна. Публикация сведений нужна для обеспечения прозрачности финансирования
Связь с госзакупками
Субсидирование ГЗ идет не только на оказание госуслуг. Бюджетные учреждения вправе осуществлять государственные закупки за счет выделенных государством средств. Все заказы из субсидиарных денег проводятся только в рамках Федеральной контрактной системы — по нормам 44-ФЗ. Разрешается приобретать только те товары, работы и услуги, которые необходимы для реализации проектов и целей, закрепленных в ГЗ. Нецелевая закупочная деятельность приведет государственного заказчика к штрафам.
Для автономных учреждений действуют иные правила. Если такие организации получают субсидиарные средства на выполнение госзадания, а цель их субсидирования — капитальные вложения, то целевые заказы ведутся по 44-ФЗ (Письмо Минфина № 02-02-04/68092 от 29.12.2014). Субсидирование на иные цели используется на усмотрение автономного заказчика — он вправе осуществлять закупки как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Аналогичное правило распространяется и на средства, полученные от предпринимательской деятельности. Если автономное учреждение не разместит в Единой информационной системе положение о закупке в установленный срок, то проводить заказы по 223-ФЗ у него не получится. Об этом говорится в ч. 4 ст. 8 223-ФЗ.
Добавить комментарий