Знаток Финансов

Личный опыт: ОСАГО можно купить без техосмотра

Нужен ли техосмотр для ОСАГО

Законодательными актами утверждены правила выдачи полиса ОСАГО. Транспортное средство перед заключением полиса должно пройти технический осмотр. Документ, выдаваемый по итогам техосмотра, свидетельствует о том, что ТС соответствует требованиям безопасности при езде на дорогах с множеством участников.

Но существуют ситуации, когда страховщик обязан оформить ОСАГО без прохождения техосмотра.

Он должен это сделать, если страхуется:

  • мототранспорт, легковые и грузовые автомобили (до 3,5 тонн), прицепы, полуприцепы не старше 3 лет. Данные транспортные средства считаются новыми и не подлежат осмотру. При этом отсчет до даты первичного осмотра ведется годами, даты получения ПТС и покупки не учитываются;
  • автомобиль, который не прошел регистрацию, но владелец желает доехать к месту регистрации транспортного средства. Федеральным законом предусмотрено, что собственник может оформить полис ОСАГО без техосмотра на период не более 20 дней, которые даются для следования в желаемое отделение ГИБДД. Это правило распространено на ситуации следования к месту проведения первичного и повторного осмотра.

Если с новыми транспортными средствами все понятно, то старый транспорт обязательно проходит процедуру техосмотра. Собственник, оформивший полис на небольшой период (до 20 дней), при регистрации автомобиля должен предоставить действующую страховку ОСАГО со сроком страхования 1 год.

Как правило, это можно сделать в организациях, расположенных поблизости с МРЭО ГИБДД. Они предлагают услуги быстрого прохождения техосмотра и последующего оформления полиса автогражданки.

Согласно действующему российскому законодательству, при наличии действующего техосмотра страхователь может получить страховку при предоставлении требуемых документов.

Поэтому страхователь может в течение двух лет обратиться за обязательной страховкой без прохождения техосмотра. При этом законодательством допускается вариант обращения за полисом в последний день периода действия ТО.

Таким образом, при ответе на вопрос нужен ли техосмотр для ОСАГО, следует учитывать возраст транспорта, цель передвижения с оформленным полисом.

Когда можно обойтись без техосмотра

Несмотря на обязательность действующей диагностической карты на момент заключения договора ОСАГО, в ряде случаев можно обойтись без нее. На совершенно законных основаниях.

Технический осмотр (ТО) перед заключением договора ОСАГО не требуется, если:

  • транспортное средство (ТС) не подлежит техническому осмотру. Например, принадлежащий физическому лицу прицеп массой до 3,5 тонн, независимо от года выпуска;
  • не наступил срок первого ТО для нового автомобиля (3 года);
  • не истек срок действия прежней диагностической карты. Например, у ТС, периодичность проведения ТО для которых установлена в срок более или менее, чем 1 раз в год (5-7-летние легковые авто проходят ТО раз в 2 года, а автобусы и т.д. – раз в полгода).
  • Период страхового полиса и срок действия диагностической карты могут не совпадать.

Без действующей диагностической карты техническую исправность автомобиля доказать очень сложно. Поэтому высока вероятность признания владельца авто, не прошедшего ТО, виновником дорожно-транспортного происшествия (ДТП).

  • следования к месту проведения ТО (первичного или повторного);
  • приобретения ТС (покупки, наследования, принятия в дар и т.п.), для следования к месту регистрации автомобиля. При этом, до регистрации машины обязательно заключить ОСАГО на 1 год. На практике законопослушному гражданину придется выбрать один из коммерческих центров при МРЭО ГИБДД, в котором сразу можно пройти ТО, получив диагностическую карту, заключить договор ОСАГО и зарегистрировать автомобиль. Цены будут немного выше среднего, зато выигрыш во времени и экономия нервов – налицо.

3. Некоторые страховые компании, пользуясь беспечностью страхователей, при оформлении договора ОСАГО умудряются снять с себя ответственность по уплате компенсаций.

В случаях одновременного окончания сроков действия обязательной страховки и диагностической карты страховщик может заключить новый договор ОСАГО с вручением, за небольшую доплату, новой незаполненной диагностической карты.

В приложении к этому бланку сообщается, что страховая компания уведомила клиента о необходимости пройти диагностику на аккредитованном в Российском союзе автостраховщиков (РСА) пункте технического осмотра (указан адрес), как правило, в течение 3-5 дней (указан конкретный срок). В противном случае страховщик не несет ответственности и откажет в страховой выплате.

Если по решению суда страховой компании придется исполнить свои обязательства, то она сможет затем попробовать взыскать выплаченную потерпевшему сумму в виде регресса с водителя.

Если страхователь не попадет в ДТП, но факт отсутствия ТО будет обнаружен, договор просто аннулируют, вернув всю уплаченную сумму или ее часть. О ловком подвохе страховщиков этот видеоролик.

Видео: ОСАГО без техосмотра. Страховка с подвохом

https://www.youtube.com/watch?v=QfnMEK3Yv64

Сами документы, в том числе и диагностическая карта, страховщику не предоставляются. Страховая компания проверяет полученные от страхователя сведения из этих документов, обмениваясь информацией с государственными органами и РСА.

Способ удобен в случае окончания срока полиса ОСАГО раньше срока действия диагностической карты

  • при утере диагностической карты, если водитель пока не обратился за выпиской ее дубликата;

Технический осмотр автомобиля, результаты которого фиксируются в диагностической карте, проводится для собственной безопасности водителя и других участников дорожного движения. Попытки избежать или отсрочить плановый техосмотр неразумны. Для забывчивых водителей есть вполне законные способы привести в порядок необходимые документы. И хотя, при необходимости, заключить договор ОСАГО без техосмотра и диагностической карты можно, все же лучше заблаговременно позаботиться об оформлении и карты, и полиса.

Прохождение ТО

Итак, чтобы сделать страховку на машину старше 3 лет, водителю необходимо обратиться в центр техобслуживания и предоставить ее специалисту. Обязательно должны быть соблюдены следующие условия:

  1. В салоне авто обязательно должна быть аптечка. Современные автомобильные аптечки имеют небольшой срок годности, поэтому обязательно нужно проверять все медикаменты.
  2. Должен быть и огнетушитель, причем водителю нужно следить и за его сроком годности.

Помимо наличия необходимых автомобильных аксессуаров техосмотру подлежат следующие системы и детали:

  1. Двигатель. Определяется не только уровень шума при работе, но и количество вредных веществ, которые попадают в атмосферу.
  2. Рулевое управление. Специалист проверяет наличие повреждений и качество крепления.
  3. Тормозная система. Главное, чтобы не было разгерметизации системы, что может привести к неполадкам в работе тормозов. Такие случаи возможны у очень старых автомобилей.
  4. Колеса и шины. Опять же, проверяется крепеж и пригодность этих элементов для дальнейшей эксплуатации.

Если оператор, который осуществляет обязательный техосмотр, не обнаружил повреждений или не зафиксировал их так, как положено, он несет определенную ответственность. Чаще всего она выражается в материальном возмещении убытков пострадавшему водителю от  некомпетентности оператора. Однако доказать причастность специалиста можно только с помощью суда.

После техосмотра собственник ТС получает диагностическую карту. Она составляется в нескольких экземплярах, один из которых остается у оператора. Поэтому при утере документа его легко можно восстановить.

Талон техосмотра или диагностическая карта?

Раньше автомобилист получал талон техосмотра, свидетельствующий об успешном прохождении процедуры осмотра. При этом диагностическая карта являлась бумагой, которую заполнял сотрудник центра ТО. Она не обладала никакой ценностью.

На сегодняшний день владельцы авто получают диагностическую карту, оформленную на листе формата А4. В ней указывается дата прохождения, сведения об автомобиле, наличие допустимых недочетов в техническом состоянии транспорта и срок действия.

После 2013 года в результате упрощения процедуры прохождения ТО появились новые особенности.

А именно:

  • Проводить осмотр и выдавать диагностическую карту могут частные центры, получившие лицензионное разрешение на подобную деятельность.
  • После оценки технического состояния выписывается диагностическая карта, форма которой регламентирована законодательством.
  • Каждой карте присваивается индивидуальный номер (цифровая комбинация), который заносится в базу ЕАИСТО.

После того, как номер диагностической карты вносится в общую базу, упрощаются процессы оформления страховки и возмещения убытков при попадании в дорожно-транспортные происшествия.

Нужно ли делать техосмотр, если есть страховка

По закону диагностическая карта нужна для оформления страховки. Но есть несколько случаев, когда можно обойтись без нее:

  1. Транспорт не подлежит проверке. Например, прицеп, масса которого составляет менее 3,5 тонн, проверять не требуется. Правило действует при условии, что собственником прицепа является частное лицо, а не организация.
  2. С момент выпуска машины не прошел срок три года. Исключением являются те случаи, когда машина используется как такси.
  3. Не закончился срок действия прежней карты о прохождении диагностики. Так, если возраст авто составляет от пяти до семи лет, то карта действует два года.

Если нужно продать машину, то можно это сделать без страховки и технического осмотра. Полис ОСАГО выдается собственнику машины. Поэтому новому владельцу нужно будет самостоятельно заниматься оформлением. Диагностическая карта не дает 100% гарантии, что с авто все в порядке. Поэтому отсутствие документов не является препятствием для продажи авто. Нужно только найти покупателей.

Когда авто продается с диагностической картой, новому собственнику проще будет оформить полис ОСАГО. Ведь заново проходить диагностику не придется. Срок действия карты не зависит от смены владельца автомобиля.

Последствия и штрафы

Практика показывает, что многие автовладельцы могут пользоваться довольно продолжительное время поддельным и незарегистрированным полисом ОСАГО, но только до тех пор, пока они по воле случая не становятся участниками ДТП. От этого, увы, не застрахован никто

И здесь уже неважно, кто стал провокатором аварии. За дело берутся юристы страховых компаний, которые тщательно проверяют документы автовладельцев и обязательно докажут факт мошенничества клиента при оформлении полиса

Если обнаружится, что у одного из участников ДТП отсутствует, просрочена или недействительна диагностическая карта, то выплаты по его полису не будут производиться. Страховые компании вправе расторгнуть соглашение с клиентом в одностороннем порядке, если полис приобретён без настоящего ТО.

Даже если эта же страховая и выдала водителю такой полис, доказать это будет почти невозможно и вся вина падёт на страхователя.

Полис ОСАГО без ТО в 2020 году

В 2020 году, по крайней мере на данный момент, не произошло каких-либо радикальных изменений в законодательстве. Автовладельцы по-прежнему могут купить ОСАГО без техосмотра. Страховые компании выдают полисы водителям без опасений, так как к ним не применяется никаких санкций. Широкое распространение такой практики обусловлено тем, что фирма получает денежные средства за каждый заключенный договор.

Автоюристы отмечают, что страховка без техосмотра может стать источником дополнительных проблем при попадании в ДТП. Чтобы получить выплаты, потребуется заручиться помощью юриста и обратиться в суд. В большинстве случаев продолжительные разбирательства приводят к тому, что страховую обязывают покрыть ущерб, понесенный автомобилем. Но до сих пор нередки ситуации, когда суд встает на сторону страховщика.

Следует отметить, что если случится авария и у вас не будет ТО, отказ в выплате может последовать из-за:

  • невозможности доказать техническую исправность транспортного средства. Это связано с тем, что у вас не будет диагностической карты;
  • нарушения закона на этапе заключения договора. Согласно законодательству, страхование возможно только при наличии диагностической карты. Если у вас ее не было на момент заключения договора, то это повод оспорить его законность в суде.

В результате, если на вашей стороне будет выступать не самый выдающийся автоюрист, суд может поставить под сомнение, действителен ли полис ОСАГО без ТО. Нередко такая сделка признается недействительной, договор расторгается и страховая компания больше ничего не должна водителю.

Попытка № 2: сайты автостраховщиков

Переходим к «полевым» испытаниям и отправляемся на официальные сайты «Росгосстраха», «Согласия», «Альфа-Страхования», «Ингосстраха» и «Ренессанс». Для чистоты эксперимента возьмём «ВСК» – у нас есть полис от этой компании с истекающим периодом страхования.

На сайте «Росгосстраха» приходится регистрироваться с паспортными данными. Но можно войти через Гослуги, если есть аккаунт. Никаких объявлений, что на время пандемии можно оформлять ОСАГО без ТО, нет.

Заполнив все поля, мы сталкиваемся с печальным итогом. Сайт запрашивает диагностическую карту. Зато цена полиса достаточно привлекательная.

Несолоно хлебавши переходим к следующему страховщику – «Согласие». Здесь можно ввести на главной странице номер авто, чтобы начать быстрое заполнение анкеты. Сервис по базе РСА найдёт машину, марку, год выпуска и мощность. Полис «Согласия» оказался в два раза дороже, чем у предыдущих страховщиков. Но нам интересна не цена, а возможность купить страховку без диагностической карты. Поэтому, соглашаемся на оформление, заполняем оставшиеся поля.

Кажется, нам повезло. Сервис разрешит оформить ОСАГО без диагностической карты. Но завышенная в 2 раза цена — слишком дорогая плата за успех. Пробуем следующую компанию.

На сайте «АльфаСтрахования» с самого начала что-то пошло не так: в списке нет подходящей модификации нашего автомобиля. Придётся ради эксперимента выбрать минимальную подходящую, но оформить здесь настоящий полис не получится.

Вводим данные, дожидаемся расчёта стоимости. Цена очень приятная. Но без диагностической карты (и правильной модификации авто) покупка нам снова не светит.

На сайте «Ингосстраха» есть нужная нам мощность двигателя, а это уже внушает оптимизм. Но стоимость полиса тут же ввергает в уныние — цена примерно как у «Согласия». Смотрим, можно ли получить страховку без техосмотра.

Продолжаем заполнять форму, доходим до расчёта премии и, барабанная дробь… Двойная неудача. «Сломали» сайт и не узнали, можно ли оформить полис без ТО.

Но нас так легко не сломить, отправляемся на сайт «Ренессанс Страхование». Придётся зайти через Гослуги или зарегистрироваться. Заполнение формы очень мудрёное — ждём, пока сервис проверит и подтвердит каждую новую деталь.

Цена нам однозначно подходит. Кстати, портал нашёл по базе РСА нашу старую диагностическую карту, срок действия которой кончился 11 апреля 2020 года. Однако дату можно поменять, хоть это и нечестно. Немного «подвинем» срок до 19 апреля — и сайт разрешает нам завершить оформление. Но это незаконный способ покупки полиса. Страховщик не даёт нам официальную отсрочку, а мы вводим недостоверные данные — из-за этого аннулируют полис и деньги не вернут. Поэтому откажемся и перейдём к последней компании.

Наш автомобиль, для которого мы пытаемся купить полис, сейчас застрахован в «ВСК». Но ОСАГО заканчивается 17 апреля. Посмотрим, какие «плюшки» страховщик даст действующему клиенту. Возможно, мы наконец-то получим официальную отсрочку по ТО.

Входим в личный кабинет — часть данных о клиенте уже есть в анкете. С порога начинаются проблемы: форма «подвисает» и не может найти нужный адрес регистрации. Успеха добиваемся только с третьего раза.

Есть другая сложность анкеты — приходится заполнять и подтверждать в РСА каждое поле отдельно. Заполняем данные об авто и сталкиваемся с неожиданным результатом: портал сообщает, что сведения не прошли проверку в РСА. Это, конечно, интересно: на остальных сайтах мы без проблем прошли проверку с теми же данными. Особенно странно, учитывая, что мы — действующие клиенты «ВСК». Прикладываем фотокопии документов для проверки.

Следующий пункт — то, что нам нужно. Официальная отсрочка на прохождение ТО от страховщика. Пропускаем блок, заполняем остальные пункты и ждём проверку данных.

После заполнения всех блоков нас буквально настигает успех. Во-первых, цена хорошая — ниже, чем у прошлых страховщиков. Во-вторых, нам разрешают оформить полис без диагностической карты.

Заполняем заявление и соглашаемся на покупку. Но успех оказывается кратковременным — почему-то нас постоянно возвращает с сайта РСА в раздел калькулятора ОСАГО. Звоним на горячую линию «ВСК» – сначала ждём ответа в течение 15 минут. Затем растолковываем оператору суть случившегося, ждём дополнительное время и слышим:

В этот день полис, к сожалению, мы так и не купили.

Попытка № 1: расчёт на «Выберу.ру»

Мы можем обратиться к своему страховщику, но тогда не будет ясной картины — действительно ли компании могут оформить полис без ТО. Рассчитаем несколько полисов и попробуем оформить самую дешевую страховку на «Выберу.ру». Переходим в раздел «Электронное ОСАГО», заполняем поля и знакомимся с результатами. Фильтр представил нам 5 страховых компаний. Выберем первую страховую, «Росгосстрах», и попробуем купить полис на сервисе.

На портале можно сравнить несколько рассчитанных полисов и выбрать дешёвый. Необязательно отталкиваться от той страховой, где мы покупали ОСАГО в прошлом году. У разных компаний разброс цен полиса на одну и ту же машину может отличаться в два раза. Это мы и выяснили в ходе эксперимента.

Результат не увенчался успехом: нужна диагностическая карта. Однако дело не в сервисе – пока страховые агенты не запустят оформление ОСАГО без карты на своих сайтах, агрегаторы этого сделать не смогут.

Сроки прохождения ТО

Срок действия техосмотра для ОСАГО проверяется при обращении в страховую компанию. В Федеральном законе прописаны сроки, установленные для прохождения осмотра с учетом всех категорий транспорта.

Для ТС первой категории

К первой категории относятся мото-, автотранспорт до 3,5 тонн, прицепы, полуприцепы. Регламентированный срок прохождения ТО транспортом первой категории составляет:

  • до достижения 3-летнего срока эксплуатации – процедура не предусмотрена;
  • ТС эксплуатируется от 3 до 7 лет – каждые два года;
  • транспорт старше 7 лет – каждый год.

Таким образом, по прошествии 3 лет после выпуска с конвейера транспортное средство должно пройти техосмотр. Следующая дата прохождения ТО наступает через 2 года, т.к. ТС должно пройти техосмотр спустя 5 и 7 лет после выпуска. Когда транспортному средству, принадлежащему к этой категории, исполняется 7 лет, он должен проходить ТО каждый год.

Для ТС второй категории

Представителями второй категории являются:

  • грузовые транспортные средств массой более 3,5 тонн;
  • ТС с имеющимися спецсигналами;
  • машины, применяемые при обучении вождению.

Для них периодичность прохождения ТО составляет один год.

Для ТС третьей категории

Третьей категорией считаются:

  • легковые такси;
  • автобусы;
  • грузовики для перевозки пассажиров с числом мест за исключением водительского более 8 сидений;
  • транспорт и прицепы для транспортировки опасных грузов.

Они проходят процедуру техосмотра через каждые шесть месяцев.

В ситуации превышения допустимых неисправностей при прохождении ТО предусмотрен повторный осмотр. В части обнаруженных неисправностей повторную процедуру можно пройти в течение 20 суток после первичной оценки, если пункт прохождения техосмотра или оператор не изменяется.

Могут ли быть исключения

Существуют исключения, когда можно временно ездить без техосмотра. Срок действия полиса ОСАГО составляет в этом случае не более двадцати дней.

Вот эти исключения:

  1. Цель поездки – проведение первичного или повторного осмотра.
  2. Следование к месту регистрации транспорта после покупки машины.

Удобнее документы оформить в одном месте — выбрать коммерческий центр МРЭО при ГИБДД, где можно сразу получить карту диагностики, оформить ОСАГО и пройти регистрацию. В этом случае придется нести дополнительные расходы, зато вы сэкономите время. Цена оформления документа со сроком действия двадцать дней составляет 20% от стандартной страховки.

Будет ли выплата, если нет техосмотра или он просрочен

Получить полис можно легко даже без карты диагностики. Но при этом неизвестно выплатят ли страховку. В случае ДТП застрахованное лицо лишает себя шансов доказать, что его авто было технически исправным. Поэтому рискует, что его признают виновником аварии.

Страховая компания получает возможность не платить компенсацию, аргументируя это тем, что полис ОСАГО оформлен не по правилам.

Собственник авто имеет шансы добиться выплаты компенсации через суд. Но радость может оказаться недолгой. Ведь страховщик может предъявить регрессные к автовладельцу, если будет установлена вина последнего в дорожно-транспортном происшествии.

Суд может решить вопрос, не в пользу владельца авто. Договор автострахования признается ничтожным, и водитель в этом случае несет ответственность за ДТП. Поэтому ситуация, если нет техосмотра, но при этом есть страховка, может оказаться неприятной для водителя.

Некоторые водители решают вопрос, могу ли я ездить без техосмотра, своеобразным способом – покупают фальшивый полис ОСАГО.

Добавить комментарий

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.