Знаток Финансов

Попали в яму на дороге. Покроет ли ущерб страховка?

Шаг 1. Оформление ДТП

С юридической точки зрения повреждение автомобиля из-за неровности дороги является дорожно-транспортным происшествием.

Статья 1.2 Правил дорожного движения: ДТП — это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

Если на дороге нет предупреждающих знаков, а вы ехали по правилам, но угодили в яму, то вы являетесь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.

Необходимо остановиться, включить аварийную сигнализацию, выставить аварийный знак и вызвать ГИБДД.

Вам не могут отказать в выезде на место происшествия, но на ДТП с ямой ехать могут очень долго. Поэтому не сообщайте по телефону, что въехали в яму. Скажите, что произошло ДТП без пострадавших. Формально так и есть.

Оформить такую аварию по европротоколу нельзя, так как в ДТП участвовал только один автомобиль.

Александр Гулько

Судебное бюро Гулько

Теоретически действие полиса ОСАГО должно распространяться на случаи причинения ущерба автомобилю в результате дорожно-транспортного происшествия вследствие наезда на яму или открытый люк. Ведь у каждой дороги есть балансодержатель, а у страховщиков есть право регрессивного требования к организациям, отвечающим за содержание и ремонт дороги. Даже если ДТП случилось внутри закрытой территории жилого комплекса, регрессивные выплаты можно предъявить управляющей компании. На практике же страховщики отказывают в выплате по ОСАГО из-за ДТП с ямой. Основная причина — трудность при установлении лица, которому нужно будет предъявлять регрессивные требования. По КАСКО в таких случаях вы обязательно получите возмещение ущерба.

Ожидая Госавтоинспекцию:

  1. Поговорите с очевидцами. Вам повезло, если кто-то видел, как ваша машина получила повреждения. Возьмите их контакты и спросите, смогут ли они, если потребуется, дать показания в суде.
  2. Осмотрите авто и сфотографируйте повреждения. Можно использовать записи с видеорегистраторов.

Прибывшие сотрудники ГИБДД обязаны измерить яму, составить схему происшествия и протокол.

Согласно ГОСТ Р 50597-93, яма — это просадка или выбоина длиннее 15 см, шире 60 см и глубже 5 см.

Обязательно перечитайте протокол и справку о ДТП. В них должны быть точные параметры дорожной выбоины и исчерпывающие сведения о повреждениях. Копии этих документов, а также определение о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в нём вы получите на руки.

Если вам принципиально, чтобы организацию, обслуживающую данный участок дороги, привлекли к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ, настаивайте на составлении акта выявленных недостатков в содержании дорог.

Свидетели

Если в результате происшествия никто из людей не пострадал, водитель должен сразу же обеспокоится вопросом поиска и сбора доказательств вины работников дорожной службы. Необходимо опросить других водителей, пассажиров или случайных прохожих, находившихся в определённый временной промежуток поблизости и записать их координаты.

На суде свидетели смогут обрисовать общую картину случившегося, подтвердить сведения о том, что автолюбитель ехал с допустимой на данном участке дороги скоростью, соблюдая ПДД. Охарактеризовать действия участника ДТП и сотрудников автоинспекции.

Если не удалось найти очевидцев самого момента происшествия, то можно привлечь свидетелей, способных подтвердить последствия аварии.

Попал в яму на дороге, что делать?

Первые действия – это остановка автомобиля и вызов ГИБДД. Пока едут сотрудники ГИБДД – снять фото и видео места происшествия с привязкой к местности, желательно выставить на смартфоне геометки. Можно сфотографировать и окружающую ДТП обстановку, наличие дорожных знаков (особенно это актуально, когда происходит наезд на яму, препятствие при ремонте дороги, а знака “ремонт дороги” нет), наличие других ям, наличие выставленных временных ограждений и т.п. Если были свидетели – взять их контакты или запись с видеорегистраторов.

Прибывший сотрудник ГИБДД составит схему ДТП и акт о недостатках дороги

Проверьте схему – нет ли в ней ограждения или дорожного знака, который в действительности на местности отсутствует? Попросите инспектора указать размеры ямы, погодные условия, видимость дороги (это важно, если шел дождь или был туман)

Впоследствии акт о недостатках должен быть направлен организации, содержащей данный участок дорожного полотна. Которая, в свою очередь, должна ликвидировать недостатки, указанные в акте. Но направление или не направление акта сотрудником ГИБДД в администрацию никак не может помешать потерпевшему возместить стоимость повреждений, причиненных автомобилю.

К слову, в ГИБДД с водителя возьмут объяснения – нужно максимально подробно описать произошедшее, в деталях, не забыть про повреждения автомобиля.

Через несколько суток ГИБДД выдаст на руки определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В нем должно быть указано, что в действиях водителя отсутствует состав административного правонарушения – и никак не иначе. Возможно, будет написано, что водитель

но к ответственности привлекаться не будет. Казалось бы все хорошо – а вот и нет. Отказные определения с подобной формулировкой необходимо обязательно обжаловать, потому что ГИБДД тем самым говорит о виновности водителя в ДТП, но ввиду малозначительности правонарушения – к ответственности водитель не привлекается.

Если не обжаловать определение – шанс взыскать полный ущерб с администрации минимален. Надлежащие документы по ДТП важны, так как суды по понятным причинам не хотят взыскивать ущерб с администрации.

Ну а далее начинается само взыскание – судебный процесс. Для определения величины ущерба можно сделать досудебную оценку, а можно не делать- суд назначит. По таким делам суд всегда стремится либо полностью отказать в иске, либо установить степень вины водителя и администрации в процентах, например, 70 %- вина водителя, 30 % – администрации). Смысл такой

и взыскивает оцененный ущерб с администрации в соответствии со степенью вины – то есть 10-20-30% всего. Таких решений очень много, например вот дело дошло до ВС.

Поэтому, чтобы свести к минимуму мнение суда о виновности или неосторожности водителя – в схеме ДТП, отказном определении, объяснении, в фото и видео материалах, показаниях свидетелей не должно быть и намека, что водитель мог бы предвидеть наезд машины на препятствие, в яму и т.п. Демина Н.М

https://urist-rostov.com/

Демина Н.М. https://urist-rostov.com/

Как подать иск в суд

Если добровольно вопрос решить не получается, то подается иск в суд. Образец искового заявления в суд на дорожников можно скачать ниже бесплатно.

Образец искового заявления в суд на дорожников можно скачать ниже бесплатно.

Для этого уплачивается госпошлина, размер которой зависит от стоимости ремонта:

  • до 20 тыс. руб. – 4% от стоимости иска, но не меньше 400 руб.;
  • от 20 до 100 тыс. руб. – 800 руб. + 3%;
  • от 100 до 200 тыс. руб. – 3,2 тыс. руб. + 2%;
  • от 200 тыс. руб. до 1 млн. руб. – 5,2 тыс. руб. + 1%;
  • свыше 1 млн. руб. – 13,2 тыс. руб. + 0,5%.

Если суд выигрывает истец, то эта сумма взыскивается с ответчика, но первоначально истец должен оплатить ее самостоятельно.

К иску и квитанции прикладываются документы о ДТП и отчет, выданный независимым экспертом.

Когда можно получить страховку

Если автолюбитель попал в дорожную яму, фактически он является пострадавшим от ДТП не по своей воле. Однако со страховкой вопрос сложный.

Возьмем, к примеру, ОСАГО. Смысл данного типа страхования состоит в том, чтобы компенсировать ущерб второй, потерпевшей, стороне. Самому получить страховку не получится. Однако в анализируемой ситуации данный вариант имеет право сработать только в одном случае.

Допустим, водитель, попавший в яму, повредил другой автотранспорт в результате вынужденного маневра. Тогда полис ОСАГО пригодится и с помощью него удастся компенсировать ущерб пострадавшему. При этом, собранные документы помогут защититься от регрессных требований.

Другое дело, что страховые выплаты за ущерб от ямы осуществляются в рамках КАСКО, где получить возмещение будет проще. Ведь перечень страховых случаев оговорен в договоре.

Но стоит быть готовым к тому, что не вся сумма восстановительного ремонта будет возмещена. По КАСКО поправка делается на срок эксплуатации автомобиля, его техническое состояние до момента попадания в аварию.

Взыскание стоимости ремонта через суд

Если организация, ответственная за содержание участка дороги, отказалась от добровольного возмещения ущерба в досудебном порядке, подаем заявление в суд. При этом потребуется уплата государственной пошлины, которая регламентируется Налоговым Кодексом РФ и составляет от 400 рублей и выше, в зависимости от ущерба в ДТП. После суда сумма госпошлины может быть взыскана с виновника ДТП.Секретарь назначит дату проведения судебного заседания, и сама уведомит ответчика.Вы сами вправе решать,  требуется ли Вам представительство в суде (другими словами, нанять ли адвоката для участия в судебных заседаниях).Отметим, что если автомобиль застрахован по Каско, получить выплату от страховой компании Вы сможете только по справке о ДТП из ГИБДД, или даже без нее, в зависимости от условий договора.

Кто виноват?

Рассмотрим три ситуации:

  1. водитель пострадавшего автомобиля не держал дистанцию;
  2. камень вылетел из-под колес автомобиля в зоне действия знака “Выброс гравия”;
  3. никаких знаков или предупреждений не было.

Несоблюдение дистанции

Итак, ситуация первая.

В нашем же случае столкновения между транспортными средствами не произошло, а значит водитель, в автомобиль которого попал щебень или другие предметы на дороге, не нарушил данный пункт правил, и его вины в произошедшем нет. Соответственно, виноват будет либо водитель другого автомобиля, либо организация, обслуживающая дорогу или производящая ремонтные работы на ней.

Ситуация вторая, есть знак “Выброс гравия”

Согласно Приложению 1 к ПДД:

В данном случае, водители предупреждены о том, какое состояние дороги в зоне действия знака, и с учетом этого должны выбирать скорость движения. В таком случае будет виноват водитель, из-под колес которого и вылетели гравий, щебень или камень.

Третья ситуация – самая неоднозначная

При таких условиях вину водителя или организации, обслуживающей, содержащей или ремонтирующей дорогу, придется доказывать, и скорее всего в суде. Результат рассмотрения дела будет зависеть от многих факторов, которые и будут учтены судом при вынесении решения.

Считается ли попадание в яму ДТП

Конечно, вы должны быть предельно внимательным на дороге, но любой водитель не робот. Даже если вы отвлечетесь на одну секунду, ваша машина может попасть колесом в яму. В этом случае вас ожидает довольно неприятный исход – погнувшийся или поврежденный обод, разбитая подвеска, порванная резина на колесе и другие неприятности.

Первое, что нужно сделать, когда вы попали колесом в яму, установить виновных, и тогда вы поймете, как поступать дальше.

Пункт 1.2 Правил дорожного движения говорит о том, что вы попали в ДТП, если машина попала в яму, раскололся литой диск, повредилась покрышка, подвеска, колесо, то есть вы понесли материальные потери.

Выдержка из закона: «ДТП – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен ущерб».

Что делать, когда машина двигалась по дороге (определение дороги трактуется как поверхность, оборудованная для движения ТС) и случилась поломка, повлекшая нанесение материального ущерба. Такое происшествие относится к дорожно-транспортным

Важно знать обязанности владельца авто в случае наступления аварии, ответственность за их несоблюдение.

Согласно нормам законодательства, вы обязаны вызвать сотрудников ГИБДД для оформления происшествия, ведь имеются повреждения автомобиля от того, что вы попали в яму. Так необходимо поступить в любом случае, пусть вы и не собираетесь впоследствии предъявлять претензии к дорожникам.

Если этого не сделать, то в худшем варианте исхода событий (посторонний человек доложит об аварии за вас и затем факт совершения ДТП будет доказан) вы можете попасть под действие статьи 12.27, ч. 2 «Оставление места ДТП», а это прямое нарушение правил ПДД. Наказание для владельца ТС: лишение водительского удостоверения на длительное время.

Однако если вы думаете о том, что сделать, чтобы возместить убытки от того, что попали колесом в яму на дороге, и что делать в такой ситуации, то запомните, в первую очередь нужно вызвать сотрудников ГИБДД.

Согласно действию ст. 11 и 12 Закона «О Безопасности дорожного движения», фирма, обслуживающая дорогу, ответственна за соблюдение норм безопасности на определенном отрезке дороги.

Состояние дорог попадает под нормы в отношении разрешенного разрушения (по-другому оно трактуется как яма). Существует специальный ГОСТ 50597/93, содержащий законодательно закрепленные данные в отношении размеров ямы:

  • длина до 15 см;
  • ширина до 60 см;
  • глубина до 5 см.

Если яма, расположенная на дороге, превышает указанные габариты, значит, ее обязаны заделать в срок до 10 дней

Дорожники в определении временных сроков ремонта ориентируются на загруженность данного участка дороги, его важность и иные критерии. Если на улице гололедица, то яма должна быть ликвидирована в течение 6 часов.

Под требования ГОСТа попадают рельсы железнодорожных путей, трамвайное полотно. Возвышение металлических конструкций (например, крышки люков) над дорогой допускается только в пределах, не превышающих 2 см. Если эти стандарты нарушены, дорожники должны произвести ремонт в течение двух дней.

Особое внимание отводится крышкам канализационных люков. Ремонт их повреждений должен производиться в течение трех часов, а ненормированный подъем – за сутки

Зачастую водители наблюдают, что после таяния снега на дорогах пропадают крышки с канализационных люков, расположенных на проезжей части. Обычно причиной такого явления является не кража, а осознанные действия городских коммунальных служб. Крышки с люков убираются специально, чтобы снег с дороги быстрее попал в канализационный слив.

Знание ГОСТа 50597/93 очень пригодится для отстаивания собственных интересов в спорной ситуации. Необходимо подавать иск в суд, если:

  • колесо вашего авто попало в яму на дороге в повреждение, габариты которой превышают размеры, описанные в ГОСТе;
  • попали колесом на выпирающую на 2 см и выше над дорогой рельсу;
  • нет возможности проехать по дороге по прошествии 6 часов после снегопада.

Обязанность возмещения ущерба, нанесенного плохим качеством дороги, не соответствующей требованиям ГОСТа, указана в ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ст. 28.

Неужели все так просто?

Бывает по-разному. В судебной практике есть много решений в пользу водителей. Но не всем удается получить компенсацию в таких случаях. Кто-то останавливается на второй инстанции, кто-то годами ищет виноватых.

Например, если на дороге не яма, а открытый люк, дорожная служба уже не виновата: нужно предъявлять иск к владельцу люка. А это не всегда водоканал: в частном секторе люки могут принадлежать домовладельцам, причем непонятно, кому именно. Люк может вообще не стоять на балансе и даже быть незарегистрированным. Вроде бы и владельцы есть, а ущерб взыскивать не с кого. Или все оформлено на пенсионера и денег не дождаться.

Еще коммунальные службы могли выставить ограждение, а его сбила другая машина. Формально водитель не виноват, но и службы привлечь к ответственности сложно.

Или знаки стояли, а освещение не работало. Непонятно, кто тогда виноват: дорожная служба или городские электросети. Дело может затянуться на годы.

Машину можно сильно повредить даже из-за небольшой выбоины. Но если она хоть на сантиметр меньше лимита по госту, суд выиграть будет сложно.

Проще всего оформить каско: тогда по судам будет ходить страховая компания. Или заранее требовать от властей отремонтировать дорогу. Может быть, вы сами знаете, что там яма, а другой водитель нет. Если молчать и объезжать опасные выбоины, ничего и не изменится.

Куда жаловаться на плохие дороги

Следить за дорогами — обязанность ГИБДД. Если вы умело объезжаете дорожные ухабы, но не хотите с ними мириться, напишите письменную или онлайн жалобу в Госавтоинспекцию.

Жаловаться можно не только на дорожные «котлованы», но и на плохо уложенные крышки люков и трамвайные рельсы. Они должны возвышаться над асфальтом не более чем на 2 см. Срок на устранение неровности на дороге — 10 дней.

Также есть сервисы для автоматической отправки жалоб на плохие дороги:

  • «РосЯма». После короткой регистрации нажмите «Добавить яму». Ваша жалоба пройдёт проверку эксперта и попадёт в ГИБДД.
  • «Карта убитых дорог». Также нужна регистрация, а обращение проходит модерацию. Фокус на большие участки повреждённых дорог, а не на отдельные ямы. Информацию о яме получают активисты «Общероссийского народного фронта», а не ГИБДД. А на бездействие общественников нельзя пожаловаться в прокуратуру.

Возмещение ущерба

Сотрудник ГИБДД, вызванный на место аварии, выпишет дорожной службе, ответственной за содержание дороги, штраф (ст. 12.34 КоАП).

Также виновные должны будут полностью возместить ущерб хозяину автомобиля, пострадавшего в ДТП из-за ямы, или страховой компании, в которой застрахован истец.

Как и куда обращаться

Виновнику плохого состояния дорог нужно будет отправить досудебную претензию с требованием возмещения ущерба. К претензии приложить акт независимой экспертизы, протокол ДТП и фотографии, которые сделаны незадолго после аварии.

Дорожные службы неохотно идут на досудебное урегулирование дел, поэтому нужно готовиться к тому, что справедливых выплат придется добиваться через суд.

С требованием о возмещении ущерба можно обратиться:

  • в муниципалитет — если ДТП случилось на городской улице или в районе поселка или села;
  • в районную администрацию — в том числе отвечает за повреждения дорог;
  • в дорожные службы, обслуживающие данный участок.

Чтобы определить, какая именно организация обслуживает данный участок, нужно набрать номер местного ГИБДД и спросить у них название компании.

Как правило, после составления акта о ДТП можно сразу обращаться в суд.

Параллельно к роли ответчика можно привлечь администрацию города или района, если ДТП произошло вне границ населенного пункта.

Необходимые документы и доказательства

В суд необходимо будет предоставить:

  • свидетельские показания;
  • фотографии с места происшествия;
  • результаты независимой экспертизы с полным перечнем полученных автомобилем повреждений и суммы ремонта;
  • протокол ДТП.

Те же документы потребуются и страховой компании, если у автомобиля была полная страховка КАСКО.

Шаг 3. Обращение в суд

Право на компенсацию вреда, возникшего из-за плохих дорог, зафиксировано в статье 28 Закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» от 8 ноября 2007 года.

Подсудность: районный суд по месту нахождения ответчика (если нет вреда здоровью).Госпошлина: зависит от цены иска.Документы: исковое заявление, заключение эксперта, справка о ДТП, акт выявленных недостатков в содержании дорог (если есть). В качестве доказательств можно использовать фото- и видеосъёмку, показания свидетелей.

Во время судебного заседания держитесь спокойно и уверенно. Ответчик может пенять на ГИБДД (не повесили знаки, не штрафуют лихачей на этой улице) или дорожников (плохо отремонтировали). Но суд будет смотреть главным образом на бумаги

Очень важно, чтобы в справке о ДТП было написано, что вы не нарушали ПДД. Если ответчик будет настаивать на снижении суммы ущерба, напомните ему, что он был приглашён на оценку

Если суд примет решение в вашу пользу, вы получите не только деньги на ремонт, но и компенсацию судебных и юридических расходов. Соответствующий исполнительный лист выдаётся в течение двух недель.

Почему водитель решил, что виновата дорожная служба?

Водитель ничего не нарушал. Он не превышал скорость, не обгонял и не делал опасных маневров. Размеры выбоины на дороге были больше максимально возможных по стандартам.

Никаких предупреждений и ограждений рядом не было. Хоть мост и освещался, но, по словам водителя, заметить яму было сложно.

На дороге не должно быть глубоких ям. Или дорожные службы должны предупредить водителей об опасности, чтобы можно было заранее заметить ограждение и объехать яму. Если власти об этом не позаботились, пусть компенсируют ущерб. Они же выбрали дорожную службу — значит, и отвечать должны вместе с ней.

Шаг 2. Независимая экспертиза

Обратитесь в фирму по оценке автомобилей после ДТП. На рынке их множество. Выбирайте компанию с хорошей репутацией и опытными экспертами.

Оповестите о месте и времени проведения экспертизы будущего ответчика. Письменно, лучше заказным письмом с уведомлением. Узнать, в чьём ведении находится дорога, можно в ГИБДД. Как правило, это администрации муниципальных образований и их департаменты. Соответчиками могут выступать подрядчики, производившие укладку дорожного полотна или ремонт дороги.

Представители власти могут не прийти на оценку

Это неважно. Главное, вы предупредили, а эксперт описал все дефекты, в том числе скрытые

Деньги, потраченные на оценку ущерба, можно будет вернуть через суд. Но прежде рекомендуется пройти претензионное производство.

Направьте в орган, отвечающий за дорогу, претензию с требованием возместить ущерб, копию заключения эксперта и документов из ГИБДД. Если в течение месяца ответ не последовал или пришёл отказ, обращайтесь в суд.

Статьи по теме

Медсправка на права-2020: стоимость, врачи, проблемы

Сколько хранится моторное масло: разбираемся в сроках и условиях хранения.

Замена ролика приводного ремня: он тоже не вечный

Штраф за просроченные права: что делать и как избежать

Штраф за езду без страховки: будет ли увеличение

Уходит антифриз из расширительного бачка: причины и диагностика

Направление протектора: правила зимней езды

Можно ли доливать антифриз или разбавлять его водой

Какой антифриз залить в «Пежо»: цвет, марки, производители

В машине пахнет бензином: разбираемся в причинах и ищем способы устранения

Цилиндрические горизонтальные редукторы: конструкция и области применения

Смазки для автомобиля: основные типы и нюансы применения

Обезжириватель для авто: как выбрать правильно

Что делать, если слепят встречные фары: причины и способы решения проблемы

Не заводится автомобиль после мойки: обзор неисправностей и правила мойки двигателя

Является ли попадание в яму ДТП

В п. 1.2 ПДД указывается, что ДТП – это процесс, образующийся во время передвижения автомобиля, при котором могут погибать или пострадать граждане, повреждаться машины, строения, грузы или наноситься вред иным путем.

Так как при попадании машины в яму, она находится в движении, а также ей наносится определенный ущерб, связанный с механическими повреждениями, то такая ситуация причисляется к ДТП.

После такого происшествия, нужно вызывать инспектора ГИБДД.

Поскольку попадание в яму – это ДТП, то ущерб возмещается страховой компанией, но только полисом КАСКО.

Получить компенсацию можно стандартным способом, для чего выполняются действия:

  • вызывается инспектор ГИБДД;
  • надо оповестить страховщика о ДТП;
  • пишется заявление, и подготавливаются другие документы для возмещения;
  • получаются выплаты в нужном размере.

Важно! В качестве виновника в такой ситуации выступает сама управляющая компания, на которой лежит ответственность за определенный участок дороги

Алгоритм действий при попадании в яму на дороге. Фото: dorinfo.ru

Какие действия выполняются водителем до приезда инспектора ГИБДД

Грамотно собранные доказательства являются залогом быстрого получения компенсации от страховой компании или дорожной службы.

Не допускается самостоятельное оформление ДТП, так как участником является только одна машина.

Поэтому при попадании в яму выполняются действия:

  • вызывается инспектор ГИБДД по телефону;
  • записываются данные свидетелей при их наличии;
  • место происшествия тщательно фиксируется на фотоаппарат или видеокамеру;
  • записывается точный адрес, где машина попала в яму;
  • фиксируется машина с номером и ее видимые повреждения;
  • непременно фотографируется четко яма;
  • надо зафиксировать, что нет никаких предупреждающих знаков о наличии такого препятствия на дороге.

Если выполнить все действия грамотно, то получить возмещение не составит труда.

Как проследить за правильностью составления документов инспектором ГИБДД

Инспектор ГИБДД непременно оформляет необходимые документы о ДТП, причем водитель должен проследить, чтобы в них были внесены все необходимые сведения.

К ним относится:

  • наличие, место расположения и размеры ямы;
  • отсутствие каких-либо знаков или ограждений, предупреждающих водителей о наличии ямы;
  • если имеются видимые повреждения машины, то они должны перечисляться в документах.

Важно! Если в документах, составляемых сотрудником ГИБДД, будут иметься все вышеуказанные факторы, то повышается вероятность, что водитель сможет выиграть суд и получить возмещение ущерба от дорожной службы.

Как определиться с виновником

Чтобы получить возмещение ущерба, следует определиться, кто будет выступать в качестве ответчика.

Для этого выясняется, какая именно организация ответственна за конкретный участок дороги. Эти сведения легко можно получить у инспектора, который занимается оформлением ДТП.

Инспектор выписывает данной компании протокол, для чего учитываются сведения, содержащиеся в ч. 1 ст. 12.34 КоАП.

Судья в соответствии с этими данными в протоколе накладывает штраф для этой компании. Для должностных лиц, которые отвечают за разные участки дорог, назначается штраф в размере от 20 до 30 тыс. руб., а для юрлиц он варьируется от 200 до 300 тыс. руб.

Как проводится экспертиза

Чтобы получить возмещение, надо определить стоимость ремонта. Для этого обязательно проводится независимая экспертиза, для чего надо обращаться в соответствующие компании.

Данный процесс позволит получить сведения о стоимости ремонта. На экспертизу желательно пригласить представителя дорожной службы.

Как найти виновника и кто должен возместить ущерб, если повредили авто в яме на дороге? Смотрите видео:

Куда направить жалобу на плохое состояние дорог

Жалоба в любую инстанцию должна содержать доказательства — фотографии поврежденного дорожного покрытия и окрестностей вокруг, а также свидетельские показания. Жалобу можно направить:

  • в муниципалитет;
  • в районную администрацию;
  • ГИБДД;
  • если результатов нет — в Роспотребнадзор;
  • если проблема так и не решена – последней инстанцией становятся прокуратура и суд.

Коллективная жалоба будет рассмотрена быстрее, поэтому всегда стоит привлекать свидетелей как к ДТП, так и к оценке состояния дороги.

В этом случае и шансы получить компенсацию при ДТП и вероятность быстрого ремонта участка дороги возрастают многократно.

Доказательства для суда

Для того чтобы получить компенсацию за причинённый машине ущерб при попадании в яму, необходимо собрать доказательства вины в произошедшем не водителя, а организации, отвечающей за состояние конкретного участка дороги.

Прежде всего следует выяснить и записать координаты не менее двух очевидцев ДТП, сфотографировать или снять на видео место происшествия с помощью подручных технических средств.

На фотографиях важно отобразить:

  • координаты места аварии (название улицы, номер дома);
  • пострадавшее транспортное средство с государственным номером;
  • все видимые механические повреждения;
  • дефект дорожного полотна, ставший причиной ДТП;
  • общее состояние дороги, тормозной путь;
  • отсутствие рядом необходимых ограждений, предупреждающих о наличии ямы или выбоины знаков, правильность их установки и читаемость.

Фотографировать лучше всего с разных ракурсов и расстояний. Как показывает практика, предоставление суду чётких подробных фотографий с места ДТП увеличивает шансы на возмещение ущерба за повреждённый автомобиль или вред, нанесённый здоровью граждан.

Первоочередные действия при повреждении автомобиля из-за ямы на дороге

К оформлению ДТП, в котором пострадал автомобиль из-за некачественного дорожного покрытия, нужно отнестись с особым вниманием. Доказательства нужно собрать сразу же после аварии: они помогут выиграть дело в суде или получить полную компенсацию от страховой компании

Доказательства нужно собрать сразу же после аварии: они помогут выиграть дело в суде или получить полную компенсацию от страховой компании.

К сожалению, самостоятельное оформление ДТП в этом случае невозможно: в аварии участвовал только 1 автомобиль. Поэтому нужно вызвать сотрудников ГИБДД — с мобильного по номеру 102, который действует по всей территории РФ.

Когда сотрудники ГИБДД приедут, стоит проследить, чтобы сотрудник обязательно на схеме ДТП зафиксировал яму:

  • ее размер;
  • глубину;
  • форму.

В документе обязательно должно быть помечено, что заграждений или знаков о ямах рядом с местом ДТП не было.

Будет очень полезно, если кто-то из свидетелей происшествия оставит пострадавшему или сотрудникам ГИБДД свой телефон, выступив свидетелем на стороне потерпевшего.

Что сказали суды?

Районный суд

Дороги должны быть безопасными — это написано в федеральном законе.

Администрация должна назначить ответственных за ремонт и содержание дорог. Это могут быть коммунальные службы, управляющие компании, частные или некоммерческие организации. Вместе с властями они следят, чтобы дороги соответствовали стандартам.

Если на дороге есть опасность, об этом нужно предупредить пешеходов и водителей. Например, выставить ограждение или предупреждающий знак возле ямы. Но этого на мосту не было.

Если дорогу не содержат в порядке, коммунальные службы несут за это ответственность по закону и договору.

Если на дороге была выбоина — это ненадлежащее содержание. Если о ней не предупредили водителей — это нарушение (п. 13). Если машина въехала в яму и нужно платить за ремонт — это повод требовать компенсацию. Водитель не виноват.

Он получит возмещение расходов на ремонт, экспертизу и госпошлину — всего 130 тысяч рублей. Эти деньги ему выплатит организация, которая отвечает за ремонт дорог. Если у нее не хватит денег, то ответит администрация. Работника, которые отвечает за ремонт дорог, нужно оштрафовать на 2200 рублей в пользу государства.

Областной суд

Для того чтобы привлечь городские службы и власти к ответственности за яму на дороге, нужны такие условия:

  1. Наличие ущерба.
  2. Вина причинителя.
  3. Его противоправные действия.
  4. Связь этих действий с ущербом.

Администрация не исполнила свои обязанности по содержанию дороги — она виновата. Но ведь и водитель якобы не соблюдал ПДД. Он должен был учесть интенсивность движения и снизить скорость в опасном месте. Он не доказал, что не мог заметить и объехать яму. Тот факт, что перед ним ехала другая машина и поэтому выбоина была не видна, ничего не доказывает.

По мнению суда, водитель обязан представить доказательства, что он не мог заметить выбоину. Как он должен был это сделать — непонятно. Судебная коллегия решила, что раз таких доказательств нет, то и компенсации не будет. Решение районного суда о выплатах отменили.

Верховный суд

Водитель не обязан доказывать, что не мог заметить и объехать яму. Решение областного суда незаконное.

Лицо, которое причинило вред, не будет нести ответственность, если докажет, что его вины не было. Это дорожная служба должна доказать, что не виновата. Так работает закон.

Ссылаться на п. 10.1 ПДД тоже неправильно. Водитель должен следить за дорогой и объезжать ямы, но только если он может их заметить. Но городские власти и дорожная служба не позаботились о том, чтобы предупредить о выбоине, и не смогли доказать, что не виноваты.

Итог. Решение областного суда отменили. Дело будут пересматривать с учетом выводов Верховного суда.

Как не попасть в яму

Чтобы не возникало необходимости судиться с дорожными службами, сами водители должны быть аккуратными на дороге, а также пользоваться определенными советами, предотвращающими возможное попадание в яму.

К ним относится:

весной надо быть особенно осторожным во время управления машиной, так как в это время обычно на дороге имеется много ям;
при наличии воды на дороге надо уменьшить скорость;
не надо объезжать яму после непосредственного приближения к ней, поэтому важно совершить маневр заранее.

Таким образом, попадание в яму – это ДТП, при котором может наноситься серьезный вред машине.

Он может быть компенсирован дорожными службами, если грамотно оформить происшествие, правильно составить иск и подготовить другие документы.

Обычно такие судебные разбирательства заканчиваются тем, что суд становится на сторону истца.

Допустимый размер выбоин на дорогах

Проезжую часть обычно невозможно представить себе идеально гладкой в течение долгого промежутка времени. Природа, погода делают свое, и бороться с этим дорожные строители пока не научились.

Поэтому, в РФ существуют стандарты в части максимально допустимого размера разрушений дорожного покрытия.

Так, с 1 сентября 2018 года вступили в силу положения ГОСТ Р 50597-2017, носящего название «Дороги автомобильные и улицы». Правда, в нем не описано, что считается ямой на дороге. Вместо этого используются такие понятия, как выбоина, пролом, просадка.

В пункте 5.1 рассматриваемого документа содержится таблица, определяющая размер вероятных дефектов. Если говорить о яме (в бытовом смысле этого слова), то она не должна превышать по длине 15 см., и в части глубины 5 см..

Комментарий эксперта
Селиванов Вечеслав Андреевич
Юрист, специализация гражданское право.

Если водитель столкнулся с такой неприятностью, он должен сам произвести необходимые замеры. И обязательно настаивать на том, чтобы это сделал экипаж ГИБДД. При этом все данные должны быть вписаны в протокол об административном правонарушении.

Добавить комментарий

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.