Знаток Финансов

Проверка страховых компаний

Основные задачи, функционал страхового контроля

Страховой надзор включает в себя строгое следование со стороны всех субъектов страховых законов, предупреждение ошибок участников рынка страхования, защиту интересов застрахованных лиц и пр. На российской территории страховой контроль осуществляет основную тройку функций:

Государственный надзор за профессиональной деятельностью субъектов страхового дела призван выполнять чётко очерченный функционал:

  • следить за качеством исполнения законов;
  • осуществлять процедуру аттестации актуариев;
  • производить выдачу/отмену лицензионных прав;
  • обеспечивать единство действий/нормотворчества;
  • производить надзор за субъектами рынка страхования.

Цели российского страхового контроля

Ведущие игроки, работая в единой государственной связке, обязаны друг друга понимать. Страховой контроль ставит перед службой Департамента страхования ряд первоочередных целей:

  • формирование у клиентов заинтересованности услугами в сфере страхования;
  • перспективное построение надзорной системы;
  • гарантирование обязательств по выплате страховых денег;
  • создание/развитие рынка страхования;
  • воспитание молодых кадров;
  • формирование условий для инвестирования.

Весь спектр контролирующих мер содействует активному развитию страхового рынка страны.

Нюансы лицензирования, профессиональной аккредитации

Важная форма государственного контроля – выдача лицензий. Ни одна СК не может работать, если у неё нет разрешения.

Лицензия выдаётся Департаментом страхования Центрального Банка России. Она выдаётся по факту предъявления установленного документального пакета, включающего:

  • заявительное обращение;
  • ряд учредительных бумаг;
  • информацию о результатах проверки финансов СК;
  • устава компании и пр.

Лицензию могут отозвать, приостановить посредством предписания надзорного органа в отношении любого страховщика, который недобросовестно выполняет свою работу.

Под профессиональной аккредитацией «игроков» рынка страхования (банкострахования) понимается селекция со стороны банков СК, с целью дальнейшего сотрудничества.

В случае совместного создания банком/СК единой банкостраховой группы, клиент получит страхование на гораздо более выгодных условиях, а также отличное качество сервиса. Со стороны банков, реализация страховых услуг является всего лишь сопутствующей (к примеру, страховка имущества, приобретённого по кредиту).

Страховой рынок России имеет не статичную форму: он постоянно изменяется, увеличивается за счёт новых продуктов/услуг страхования. В фондах СК аккумулированы гигантские денежные средства.

Надзорные стадии

Государственный контроль имеет на 3 стадии:

1. Предварительная

Осуществляется вынесение вердикта выдать лицензию. В России разрешается, чтобы одна СК производила все виды страхования2.

2. Текущая

Производят органы надзора и независимые аудиторы. Надзорный предмет – это осуществление страховщиками ряда финансовых действий:

· создание резервов страхования;

· существование свободных денег в объёме, установленном нормативами;

· следование требованиям полученной лицензии

3. Последующая

Контроль по факту уже проведённой проверки финансовых документов. СК обязаны публиковать:

· отчётность за год;

· баланс от бухгалтеров и пр.

Какие законы регулируют деятельность субъектов страхового дела: ответственность сторон

Перечень законов, регулирующих деятельность игроков страхового рынка:

Его разработали для регулировки меж субъектных отношений, занимающихся страховой деятельностью (участвующих в них). Регулировка этой в области осуществляется посредством законов целевого/непрямого действия:

  • Прямое действие – эти регулируемые законы служат общему контролю страховой сферы, либо её отдельных видов.
  • Непрямое действие – это законы, которые могут включать лишь отдельные «островки» страхования. Они осуществляют регулирование отдельных видов деятельности, обязуя страхователей произвести страхование всех сфер жизни. Сюда же относят законы, всего лишь отчасти регламентирующие страховую деятельность (к примеру, о бух. учете).

Об ответственности сторон

Если имеются нарушения договорных условий, стороны страховщика/страхователя призваны нести всю меру ответственности:

  • Страхователь оберегается текстом закона, который защищает его права. Если потребительские права нарушаются, пострадавший получает полномочия требовать компенсацию морального вреда.
  • Страховщик имеет возможность не производить выплату страхователю, если виноватым в страховом случае признаётся клиент СК.

Орган, осуществляющий государственный контроль

Многих интересует, кто контролирует страховые компании? Утверждён список структур государственного уровня, в перечень профессиональных обязанностей которых входит надзор в Российской Федерации за страховщиками:

  • ФССН – структура, состоящая из: «Страхнадзора», «Росстрахнадзора», «Страховых инспекторов».
  • «Автостраховой Союз РФ» (РСА).

ФССН представляет структуру, осуществляющую лицензирование: утверждение/аннулирование лицензий, производство контроля за соблюдением требований закона и пр.

Кто контролирует СК по ОСАГО: кому жаловаться

Вопросами регулирования деятельности СК занимаются Центробанк (ЦБРФ), совместно с РСА (вопросы по ОСАГО). Жалобу, в случае задержки страховых выплат, а также любых незаконных действий, следует подавать непосредственно на СК.

Перед тем, как писать жалобу, необходимо подать заявление на имя руководителя СК: нередко спорное дело удаётся решить через диалог со страховщиком. Но если мирного решения не получается, то надо обращаться к следующим контролирующим органам:

  • РСА;
  • Центральный банк РФ;
  • Роспотребнадзор;
  • Прокуратура.

Отправив копии жалобы вышеперечисленным организациям, которые регулируют страховую деятельность, необходимо также отправить одну копию на имя руководителя СК, находящегося в головном офисе.

Резюме

Государственное контролирование страховой области производится для соблюдения требований статей страхового законодательства, качественной эволюции страховой области, правовой охраны страховщиков/страхователей, а также прочих заинтересованных лиц, включая само государство.

Государственный контроль за исполнением страховой деятельности предполагает выполнение трёх основных функциональных опций, посредством которых обеспечивается крепкая защита страхователей, это: заключение страховых договоров, обеспечение гласности, поддержание ответственности/дисциплины во всей отрасли.

Прокурорский надзор

Новый генпрокурор считает необходимым скорректировать направления прокурорского надзора с учетом требований времени. “Отмечая требуемый в хорошем смысле этого слова консерватизм работы органов прокуратуры, задачи которой в целом не изменились, необходимы определенные корректировки, поскольку они диктуются временем”, – подчеркнул он.

Краснов связал это в том числе “с основными задачами, поставленными государством”, в связи с чем “требуется пересмотреть ключевые точки приложения усилий надзорной деятельности, скоординировав соответствующим образом остальные правоохранительные органы”.

“Вместе с тем прокуратура, на мой взгляд, должна оставаться на страже закона, следя за его исполнением вне зависимости, как отметил президент в своем недавнем послании, от региональных и иных обстоятельств, идущих вразрез с понятием России как правового государства”, – отметил Краснов в своем выступлении.

Надзорные принципы страховой деятельности

Органы надзора обладают рядом значимых полномочий. Они могут инициировать проверку, призвать к ответственности виноватых лиц, начать судебное рассмотрение. Страховой надзор осуществляется на трёх базовых принципах:

1. Законность

Государственные законы устанавливают нормы, которым следует подчиняться всем властным представителям, должностным лицам2.

2. Организационное единство

Деятельность центральных/территориальных филиалов представляет собой слаженный «организм»3.

3. Гласность

Все сведения относительно работы Департамента располагаются в зоне общественной доступности. Информация опубликовывается на просторах интернета с целью того, чтобы каждый мог получить необходимые сведения.

Каждая СК должна опубликовывать информацию о своём финансовом положении. Это помогает страхователям производить выбор той СК, куда разумнее всего обратиться

Департамент рынка страхования имеет право осуществлять контроль за профильными делами, отслеживая качество выполнения субъектами единых законных требований. Тогда сторона страхователей может смело производить вложение денег.

Модернизация работы

По мнению Краснова, “необходимо, сохранив лучшее из накопленного прокурорского опыта работы, уделить внимание ее модернизации, в том числе с использованием информационных технологий с их интегрированием в общероссийскую систему”. Он признал, что проделаны определенные шаги, но считает, что эта работа должна быть ускорена, “чтобы организация работы прокуратуры отвечала современным темпам жизни страны”

В качестве примера он привел созданную по поручению президента цифровую платформу для работы с обращениями предпринимателей, которая позволяет вырабатывать меры, направленные “на снижение репрессивных форм воздействия на бизнес”. “Подобные нововведения все чаще возникают как реакция на бумажную волокиту, как способ повысить прозрачность и понятность работы органов власти, и в частности, органов прокуратуры”, – считает Краснов. Он назвал их “ключевыми для зарождения новых взаимоотношений общества и государства”

Он признал, что проделаны определенные шаги, но считает, что эта работа должна быть ускорена, “чтобы организация работы прокуратуры отвечала современным темпам жизни страны”. В качестве примера он привел созданную по поручению президента цифровую платформу для работы с обращениями предпринимателей, которая позволяет вырабатывать меры, направленные “на снижение репрессивных форм воздействия на бизнес”. “Подобные нововведения все чаще возникают как реакция на бумажную волокиту, как способ повысить прозрачность и понятность работы органов власти, и в частности, органов прокуратуры”, – считает Краснов. Он назвал их “ключевыми для зарождения новых взаимоотношений общества и государства”.

В своем выступлении Игорь Краснов отметил значение авторитета и роли прокуратуры, подчеркнув, что за ее почти 300-летнюю историю “сформировалась весьма эффективная система органов правопорядка, главная задача которой была сформулирована еще при ее основании и сохраняет актуальность и поныне”. В этой связи он процитировал задачи, поставленные перед генерал-прокурором еще Петром I – “ослабить зло, проистекающее от беспорядков в делах, неправосудие, взяточничество и беззаконие”.

Что такое контроль страхования: его необходимость

Субъектов страхования строго контролируют с государственной стороны. Контроль является старейшим институтом охраны прав клиентов страхования. Производя контрольные мероприятия над деятельностью страховых компаний, государственная «машина» создаёт необходимую инфраструктуру для того, чтобы все страховые субъекты уважали соответствующие законодательные нормы, а также для пресечения их нарушений.

Страховочный надзор (СН) – это структура, построенная из нормативных требований, обязательных к исполнению со стороны всех субъектов страховочного процесса, их координации, наложения штрафных санкций. Характеристика контроля страхования:

Что такое СН?

Каким принципам следует СН?

Какие задачи ставит СН?

Деятельность субъектов страхового дела предполагает работу по страховке, перестраховке, взаимной страховке и пр. Субъектами страхования служат:

Субъекты должны лицензироваться: исключение представляет лишь работа страховых актуариев – они подвергаются аттестации.

Вся информация по страховым субъектам должна вноситься в перечень Единого Государственного Реестра в РФ. Их обязанности:

Под страховым контролем подразумевается надзор за СК со стороны специальных государственных структур. Контролирующими органами производятся следующие действия:

Система проверок бизнеса

Система проверок объектов бизнеса должна быть отрегулирована, а функции прокуроров не должны сводиться к формальному согласованию проверок, сообщил генеральный прокурор.

“Существующая система соблюдения контролирующими органами жесткого плана проверок позволяет провести проверки по сигналам граждан, чьи права нарушены, что логично. Но на практике, например, в кемеровском торговом центре “Зимняя вишня”, где произошел пожар, все вроде проверяли, но не проверили ничего. Функции прокуратуры не должны быть связаны с формальным согласованием плана проверок”, – подчеркнул Краснов.

“Прокуроры должны отрегулировать эту систему, заставив проверяющих быть там, где есть проблемы, и бить по рукам, когда нарушения пытаются найти на ровном месте”, – добавил он.

Краснов считает, что необходимо продолжить усилия по обеспечению прозрачности контрольно-надзорной деятельности государственных органов. “Результаты должны быть открыты для бизнес-сообщества, люди имеют право знать, как эффективно отработали контролирующие органы”, – отметил генпрокурор.

Он назвал значимыми вопросы надзора за соблюдением законности в ходе реформы контрольно-надзорной деятельности, запустившей механизм так называемой регуляторной гильотины. “Полагаю, что реализация данного проекта не только снимет с бизнеса легальные организационные и финансовые издержки, но и те, которые связаны с коррупционными факторами, поскольку снижается возможность для чиновников использовать запутанность и противоречивость многочисленных противоречивых предписаний как средств своего обогащения”, – отметил Краснов.

Демонтаж клеток в судах

Краснов сообщил, что прокуратура займется проблемой демонтажа клеток в судах. Об этом он сказал на пленарном заседании в Совете Федерации, где рассматривается вопрос о назначении его на должность генпрокурора.

“Я думаю, вы очень правильно задаете вопрос по поводу клеток, действительно, это проблема, и я полагаю, что ее необходимо решать, и мы будем этим заниматься”, – сказал он, отвечая на вопрос сенатора Людмилы Нарусовой.

Краснов заявил, что работе каждого прокурора региона и сотрудника прокуратуры будет дана оценка. “То, что касаемо органов прокуратуры на местах, необходимо сначала вникнуть в работу, узнать коллектив и уже делать какие-то выводы после этого. Конечно, будет дана оценка работы каждому прокурору субъекта РФ и каждому работнику прокуратуры”, – сказал он, отвечая на вопрос сенатора Людмилы Нарусовой.

Среди задач прокуратуры Краснов назвал обеспечение законности при возбуждении уголовных дел в отношении предпринимателей. “Задача прокуратуры в том, чтобы обеспечить законность при принятии решений о возбуждении уголовных дел в отношении предпринимателей”, – сказал он. По его словам, надо использовать индивидуальный подход в каждом случае при принятии подобных решений.

Краснов поддерживает инициативу сократить категорию дел, которые можно рассматривать в особом порядке судопроизводства. “Я считаю, что это правильно, потому что дела категории “особой тяжести” и “тяжкие” должны рассматриваться судом с исследованием всех доказательств, которые собрало следствие”, – сказал он, отвечая на вопрос ТАСС.

Прокуратура и нацпроекты

Краснов подчеркнул, что на прокуратуре “во многом лежит ответственность за благополучие граждан, общества и государства”. А с учетом масштабных преобразований, обозначенных президентом России, роль прокуратуры особенно возрастает. “Прокуратуре предстоит обеспечить соблюдение нормативных правовых актов, ориентированных на оздоровление социальной сферы, в целях эффективного выполнения анонсированных президентом страны программ и проектов, направленных на поддержание материнствам и семьи”, – подчеркнул Краснов.

“Предполагаемые высокие расходы бюджета в этой сфере сопряжены со значительными рисками хищений средств. Поэтому необходимо разработать превентивные меры, обеспечивающие прозрачность правоприменения на каждом его этапе”, – отметил он. Краснов упомянул, в частности, нацпроект “Образование” и программу модернизации первичного звена здравоохранения.

“Полагаю, будет правильным, чтобы по тем направлениям, которые государство обозначило в числе приоритетных для развития страны, у прокуратуры был собственный план на случай отступления правоприменителями от предписаний закона”, – сказал Краснов, поставив задачу “обеспечить оперативность и действенность прокурорского надзора, избежать излишней бюрократизации, нацелив прокуроров на реальное обеспечение прав граждан, а не наполнение статистики”.

Краснов подчеркнул, что помимо обеспечения верховенства закона задачей прокуроров остается защита прав и свобод гражданина. Среди наиболее важных он назвал защиту трудовых прав, в том числе права на вознаграждение за труд, на охрану здоровья и медицинскую помощь. Не менее значимы, добавил он, вопросы государственной поддержки пенсионеров, инвалидов, ветеранов, несовершеннолетних.

Он пообещал добиться “конкретных результатов” в выполнении задач, стоящих перед прокуратурой. “Как это предусмотрено Конституцией РФ, Генпрокуратура продолжает действовать в интересах народа, держа отчет за свою работу перед Советом Федерации и президентом страны”, – подчеркнул он, добавив, что осознает “свою ответственность за общее дело в обеспечении правопорядка на территории РФ”.

“Надеюсь, что очередные доклады (о состоянии законности и правопорядка, которые ежегодно генпрокурор должен представлять Совету Федерации – прим. ТАСС) будут наполнены конкретными результатами на тех ключевых направлениях, которые я отметил в своем выступлении”, – сказал Краснов.

“Это большое доверие президента. Мы постараемся его оправдать, приложить все усилия на благо нашей страны”, – заверил он сенаторов перед назначением на должность и приведением к присяге генерального прокурора России.

Опыт работы в СК

Краснов также заявил, что его опыт работы в Следственном комитете позволит на посту генпрокурора “по-новому посмотреть” на работу ведомства и полиции.

“Мой опыт работы в СК позволит мне по-новому посмотреть на работу СК и МВД РФ, искать какие-то общие точки соприкосновения и понимать процесс. Поэтому не думаю, что будут какие-то кардинальные меры”, – сказал он.

Краснов отметил, что сначала необходимо вникнуть в работу, а потом смотреть, кто как работает. “Потом уже, безусловно, настройка определенных механизмов и мер прокурорского реагирования”, – сказал он.

Генпрокурор добавил, что противостояния между Следственным комитетом и Генпрокуратурой нет. “На мой взгляд, никакого противостояния между СК и Генпрокуратурой нет. Оба ведомства работают в соответствии с требованиями закона”, – сказал Краснов.

Он также добавил, что его переход в надзорное ведомство из СК не повлияет на беспристрастность оценок прокуратуры работы следствия. “Полагаю, что нет. Это вопрос профессионализма”, – сказал Краснов.

По его словам, предложение занять должность генпрокурора РФ было для него неожиданным. “Если честно, то да. Назначение было неожиданным, предложение, как мне кажется, было неожиданным”, – сказал Краснов.

В новость были внесены изменения (13:25 мск) — добавлена информация по тексту.

Добавить комментарий

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.