Знаток Финансов

Страхование груза или страхование ответственности

Что может быть застраховано

При договоре страхования ответственности объекты, которые можно застраховать это:

  • жизнь и здоровье пассажиров, если это Турфирма;
  • возможный вред, причиненный перевозимому имуществу;
  • имущественные интересы экспедитора (расходы при спасении грузов, снижение убытка при наступлении страхового случая).

Рекомендуем вам прочитать про обязательное страхование пассажиров в данном материале.

В перечень объектов страхования входит также ущерб, нанесенный другим лицам.

Страховые риски

В перечень страховых рисков входит:

  • ответственность, наступающая за гибель, потерю или утрату груза в случае наступления форс-мажорных обстоятельств (стихийное бедствие, обвал мостов, кража, разбойное нападение);
  • финансовые убытки, возникающие по вине страхователя (просрочка, неправильная доставка);
  • возмещение при необходимости таможенных сборов, пошлин;
  • ответственность, наступающая перед третьими лицами при повреждении груза;
  • расходы в случае необходимости расследования обстоятельств страхового случая;
  • страховые выплаты, направленные на снижение ущерба.

В перечень страховых рисков не входят форс-мажорные обстоятельства, перечисленные в договоре.

Понятие опасных грузов согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке

Особые условия перевозки стоит соблюдать при транспортировке опасных грузов. Этим термином обозначают материалы, вещества либо изделия, могущие создавать угрозу для жизни и здоровья людей. К ним также относят небезопасные отходы производства. Согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов выделяют 9 классов опасных грузов. При определённых обстоятельствах такие грузы служат причиной:

  • взрывов;
  • пожара;
  • ущерба окружающей среде;
  • разрушения зданий или сооружений;
  • травм и ожогов у людей;
  • заболевания у животных и птиц.

При перевозке опасных грузов применяется маркировка, включающая 4 цифры:

  • класс;
  • подкласс;
  • категория возможной опасности;
  • степень опасности.

При транспортировке опасного груза перевозчик обязан обеспечить упаковку определённой группы. Упаковочные средства делятся на 3 категории:

  • 1 – для особо опасных грузов;
  • 2 – при просто опасном грузе;
  • 3 – для незначительно опасных грузов.

Степень опасности груза обозначается в накладной на перевозимый груз.

На что претендует страхователь

Защита прав страхователей в 9 из 10 случаев заключается в:

  • Получении возмещения после наступления страхового случая. Речь идет о компенсации в денежном или натуральном выражении. Натуральная форма выплат – это оплата страховщиком услуг, связанных с восстановлением первоначального состояния застрахованного объекта. Это может быть ремонт, реставрация. Денежное возмещение – безналичный перевод на счет страхователя или выдача денег в офисе.
  • Компенсации морального вреда. Если страховая отказала в выплате, в ходе судебного разбирательства заявитель может обратиться за дополнительным возмещением. В число издержек могут быть включены услуги юриста, оплата транспорта, лечения, покупки полиса в другой компании. Размер компенсации составляет 50% от суммы долга страховщика.
  • Компенсации за просрочку. Если страховщик нарушил права страхователя, выплатив возмещение после срока, за каждый день просрочки клиент имеет право взыскать 1% от суммы неуплаты.

Пока разбирательство не перешло в судебные тяжбы, страхователь надеется получить выплату в 100% или доплату, если страховщик возместил ущерб частично (не доплатил). После подачи иска, как правило, защита прав сопровождается возмещением трат в ходе разбирательства (адвокат, транспорт, услуги независимого оценщика).

Особенности выплаты страхового возмещения по страховке груза

В первую очередь, для получения компенсации необходимо сообщить о происшествии в сроки, указанные в договоре. Любая выплата по страховому полису требует доказательств наступления рисковых ситуаций. Поэтому выгодополучателю необходимо собрать доказательственную базу. Для этого проводится экспертиза, оценивается полученный ущерб.

Обратившись в СК, необходимо написать заявление на получение выплаты, приложив к нему весь пакет документов, некоторые из которых нужно заверить нотариально. Список необходимых документов необходимо уточнить в СК. Параллельно с этими действиями нужно отправить в транспортную фирму письменную претензию, без которой выплаты производиться не будут.

На рассмотрение заявления и на выплату компенсации СК требуется не больше 1 месяца. В течение этого времени страховая компания может потребовать предоставление дополнительных документов.

По закону навязывание страховки груза грузоперевозкам

Кроме того, если страховые компании предлагают очень сжатые сроки урегулирования убытков, то экспедитор может выплачивать страховщику долги на более льготных условиях, по крайней мере, по срокам.

Еще один плюс для экспедитора: по согласованию с клиентом и страховщиком возможно получение страхового возмещения на счет экспедитора в качестве оплаты клиентом будущих транспортных услуг. В свою очередь, для клиента страхование на таких условиях также может быть выгодным.

Так, нередко экспедитор предлагает более выгодные страховые тарифы по сравнению с вариантом самостоятельного страхования без посредничества экспедитора.

Также экспедитор обязуется принимать непосредственное участие во взаимодействии со страховщиком при наступлении страхового случая.

Обратите внимание! Экспедитор может выступать и в качестве выгодоприобретателя по договору страхования груза, принятого к перевозке, поскольку имеет имущественный интерес в сохранении груза: именно экспедитору придется компенсировать ущерб в случае утраты, повреждения или недостачи груза

Страховка груза: право или навязанная услуга?

Дополнительные вопросы являются весьма важными, так как: Корнева Мария, главный специалист Управления андеррайтинга страхования АО «СОГАЗ» : «По российскому законодательству, страхование транспортировки грузов – добровольный вид страхования.

Транспортная компания может заключить договор страхования в пользу лица, имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества.

Собственник груза будет обязан возместить транспортной компании расходы на страхование только в том случае, если ранее это условие было оговорено и зафиксировано в договоре на оказание услуг.

Если застрахованный груз будет поврежден в процессе транспортировки, то размер страховой выплаты будет определяться страховщиком на основании полученных документов и сведений, а также результатов осмотра груза.

По поводу дополнительных услуг: Услуга информирование — ранее эта услуга была включена в строку «Перевозка автотранспортная» сейчас выделена отдельной строкой.

Если у Вас будут возникать вопросы или предложения по работе с нашей транспортной компанией, пишите нам в официальные группы во и , всегда рады помочь Вам.

Инструкция по страхованию грузов при автоперевозках

Оно осуществляется исключительно по личной инициативе одной из сторон. Виды и условия страхования зависят от множества аспектов, основными являются: тип перевозимых предметов и выбранный путь поездки.

Сами страховщики, делят сделки на страхование:

  1. ответственности перевозчика;
  2. груза;
  3. сделки на предмет финансового риска.

Ответственность исполнителя перевозки, за сохранность вверенного ему имущества, установлена 40 главой ГК РФ. Здесь четко прописано, что любая перевозка (пассажиров, или багажа) осуществляется только на основании договора. Ответственность наступает тогда, когда вследствие действий исполнителя перевозки был причинен ущерб собственнику товаров.

Страхование ответственности, имеет несколько видов.

Страхование грузоперевозок

Что касается перевозчика, то ему нет никакой необходимости страховать груз. Тем не менее, это происходит.

Причин для этого как минимум две: просьба непосредственно владельца груза и пробелы в отечественном законодательстве, вынуждающие перевозчиков идти по пути страхования груза, а не ответственности за перевозку груза. Конкретнее эти ситуации рассмотрим ниже. Этот вариант имеет определенные плюсы для владельца груза, поскольку он не тратит свое время и средства на общение с представителем страховой компании.

Но нельзя не упомянуть о повышенных рисках, которые могут свести к нулю все выгоды от такой «экономии». Если грузоперевозчиком работа будет выполнена халатно, есть вероятность, что наличие полиса страхования груза не гарантирует компенсации.

Произойти подобное может, если перевозчиком (а именно он будет считаться страхователем груза) будут нарушены условия договора страхования, либо если будет установлено, что именно он и является прямым виновником повреждения, утраты или гибели груза.

Жалоба в административное ведомство

Альтернатива судебному разбирательству, более быстрая и менее формальная – пожаловаться в вышестоящие органы. Рассмотрим, в каком случае нужно обращаться в Федеральную антимонопольную службу, Центробанк, прокуратуру и Роспотребнадзор.

Антимонопольная служба (ФАС)

Основанием для защиты прав страхователя в ФАС является отказ в оформлении полиса, например, ОСАГО. Обязательная страховка, согласно ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ – публичный договор. В соответствии со ст. 426 ГК РФ, условия оформления публичных договоров едины для всех.

Отказывая в продлении или оформлении полиса, страховая нарушает ч.2.ст.39 закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что является основанием для подачи жалобы в Федеральную антимонопольную службу РФ.

ЦБ РФ

Банк Росси в лице надзорного органа и регулятора принимает заявления по защите прав страхователей в следующих случаях:

  • Отказ в оформлении/продлении полиса.
  • Отказ в выплате компенсации.
  • Просрочка выплаты.
  • Некорректные коэффициенты при расчете стоимости страховки (по ОСАГО).
  • Клиент не согласен с размером компенсации.
  • Проблемы с покупкой электронного полиса. По обязательной страховке для управляющих ТС граждан страховщики обязаны продавать е-ОСАГО, если имеют соответствующую лицензию.
  • Отказ в принятии справок для урегулирования убытков.
  • Удаленность филиала страховой организации без возможности оформить услугу онлайн. Если офис страховой компании находится на расстоянии свыше 50 км от места регистрации клиента, он может пожаловаться на несоблюдение географических требований.

Прокуратура

Права страхователей можно защищать в прокуратуре. Обращаться за защитой прав клиенты могут в случае, если компания любым способом нарушила законодательство РФ. Это может быть просрочка выплаты, необоснованный отказ в принятии справок или занижение стоимости ремонта объекта страхования.

Согласно инструкции  Генпрокуратуры РФ от 30.01.2013 года №45, заявления, не требующие проверки, рассматриваются в 15-дневный срок. Если прокурор назначит проверку представленного иска, срок рассмотрения будет увеличен до 30 дней.

Роспотребнадзор

Обращение в Роспотребнадзор допускается, если финансовая организация нарушает «Закон о защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1. Распространенные виды жалоб:

  • отказ в выплате;
  • занижение размера возмещения, восстановительного ремонта объекта страхования;
  • нарушение сроков рассмотрения заявления или выплат;
  • отказ вернуть премию, уплаченную за покупку страховки, при досрочном расторжении договора в течение 14 дней с момента оформления.

Что собой представляет страхование грузов при перевозке автомобильным транспортом и что оно дает

Любой грузоперевозчик, в том числе занимающийся перевозкой автомобильным транспортом, несет ответственность за сохранность товара в течение всего периода перевозки. В этот промежуток времени входит момент приема груза, погрузка, транспортировка, разгрузка, хранение до того времени, когда товар будет доставлен получателю.

Автотранспортировка не случайно считается самым рискованным видом перевозки грузов, поэтому особое внимание уделяется страховке именно такого вида транспортировки товара. При заключении договора учитываются риски при страховании грузов, которые могут произойти во время поездки: дорожно-транспортные происшествия, кража товара и прочие ситуации

Защита грузов путем страхования ответственности перевозчика позволяет получить компенсацию за полученный ущерб. Обычно стоимость ущерба в десятки раз превышает стоимость самой страховки, поэтому не стоит пренебрегать этим видом защиты.

Во время оформления страховки груз подвергается тщательной проверке на целостность. Товар, имеющий дефекты или повреждения, не может быть застрахован. По ФЗ РФ, объектами страхования могут выступать любые виды крупно- и мелкогабаритных предметов из любого материала. Также можно застраховать и уплату налогов, пени, таможенные расходы, охрану в период перевозки и т. д.

Стоит различать понятия «страхование груза» и «страхование ответственности перевозчика». Первый термин подразумевает под собой защиту перевозимого товара и возврат владельцу компенсации в размере полученного ущерба, второй – защищает интересы компании, осуществляющей транспортировку товара и компенсирует ущерб, полученный по вине перевозчика.

Стоимость страховки перевозки грузов

Две важные составляющие любого полиса – предусмотренные риски и размер компенсации. От выбора этих составляющих зависит и стоимость самого полиса.

Так, наиболее высокая стоимость страховки выйдет, если:

  • перевозимый груз относится к категории хрупких, легковоспламеняющихся или с маркировкой «опасный»;
  • упаковка низкого качества;
  • расстояние между пунктом А и Б очень большое (чем длиннее расстояние, тем выше стоимость);
  • при перевозке используется дорогая техника (транспортные средства, оборудование для погрузочно-разгрузочных работ);
  • качество дороги, по которой будет осуществляться перевозка, плохое.

Также на стоимость полиса влияет и выбранный тарифный план. Так, наиболее дорогая стоимость будет при выборе максимального покрытия рисков.

При расчете стоимости полиса все фирмы устанавливают свой процентный тариф, который обычно не превышает 0.3% от стоимости груза. Например, если стоимость товара 1 000 000 рублей, то при расчете 1 000 000*0.3%=3 000 рублей – сумма страхового взноса.

Досудебная защита

Когда компания нарушает права страхователя, клиенты сначала обращаются с претензией в организацию. Досудебное урегулирование эффективно, так как страховые не хотят связываться с судами – это влечет еще большие потери.

Подготовка претензии

Защиту прав страхователя до суда следует начать с составления претензии. Что указывается в документе:

  • Название юридического лица – страховой организации. Претензия составляется на имя директора или иного лица из руководства.
  • Суть обращения. В чем состоит недовольство клиента: необоснованный отказ в выплате после страхового случая, доплата за низкую компенсацию, отказ в продлении полиса.
  • ФИО, адрес заявителя. Страхователь должен указать, на чье имя оформлен полис, и кто непосредственно обращается в компанию за защитой прав. Страхователь и выгодоприобретатель – не всегда одно лицо.
  • Контактную информацию. Сюда можно включить номер счета для оплаты, чтобы страховщик имел возможность урегулировать финансовые вопросы сразу после рассмотрения справки.
  • Дату составления документа.
  • Подпись заявителя.
  • Приложения. Если у страхователя есть копия отказа, например, в выплате возмещения, документ следует приобщить к претензии.

Претензию составляют в 2-х экземплярах. Один остается у страховой компании, второй, с подписью о принятии и печатью юр.лица – у страхователя. Защищая свои права, клиент впоследствии может использовать второй экземпляр документа в качестве доказательства бездействия, если страховая будет срывать сроки рассмотрения или вновь откажет выполнить требования.

Порядок действий

Защита прав страхователя на этапе досудебного регулирования начинается с подачи претензии. Наличие заявления – не просто прихоть клиентов. Без отказа по претензии страхователи не могут отстаивать свои права в суде: должен быть документ-обоснование попытки досудебного урегулирования. Им выступает копия претензии и/или отказ страховщика.

Порядок действий страхователя при защите интересов до суда:

  1. Составление претензии.
  2. Представление заявления страховщику.
  3. Ожидание решения.
  4. Рассмотрение решения страховой компании.
  5. Получение компенсации, доплаты, иной вариант урегулирования ситуации.

Если страхователю удалось решить проблему с компанией на данном этапе, и он доволен результатом, защита прав по вопросу заканчивается. Если организация тянет со сроками или вновь недобросовестно исполняет обязанности, страхователь должен обратиться за защитой прав в суд.

Сроки ответа

Сроки ответа по вопросам, посвященным ОСАГО, регулируются законом. Страховая обязана дать ответ на претензию клиента в течение 10 дней. Еще 20 дней дается на то, чтобы получить выплату, если в результате ДТП не было пострадавших. В ином случае на ремонт и компенсацию пострадавшим отводится 30 дней.

Нужно ли страховать грузоперевозки

Транспортное страхование грузов – добровольная мера защиты для перевозимого товара или ответственности перевозчика. Законодательством предусмотрено лишь обязательное страхование перевозки людей, на грузы, в том числе с маркировкой «опасный», закон об обязательной страховке на 2019 год еще принят.

Для тех, кто сомневается в целесообразности такого действия, как страхование грузов в России, стоит помнить, что перевозимый товар подвергается огромному количеству рисков до момента, когда будет осуществлена доставка к месту назначения. Это касается любого вида перевозок, однако особенно рискованными считаются автоперевозки и транспортировка морским судоходством. Особенно не стоит пренебрегать страховкой, если перевозимый товар относится к категории ценных, хрупких или скоропортящихся. Ведь от того, как будет осуществлена доставка от пункта А в пункт Б, будет зависеть и целостность товара, и компенсация ущерба в случае его порчи или потери.

Законодательством установлены типы транспортных документов на товар, которые необходимо подготовить для оформления договора страхования.

Выводы

Страхование ответственности компании экспедитора – это подвид гражданской ответственности. Имеет такие особенности:

  1. Направлено на защиту имущественных интересов страхователя при наступлении страхового случая.
  2. Объектами страхования становятся жизнь и здоровье людей, сохранность груза.
  3. Страхование ответственности осуществляется при заключении генерального договора.
  4. Услугами страхования ответственности пользуются транспортные, экспедиционные и логистические компании.
  5. Страховка покрывает возможный ущерб, возникший по любой причине (включая случайную ошибку сотрудников).
  6. Страховые риски: повреждение или потеря груза, финансовые убытки, ответственность перед другими людьми, компенсацию дополнительных расходов;
  7. Гражданская ответственность экспедитора наступает при мошеннических или других умышленных действиях, выполнении обязанностей в алкогольном или наркотическом опьянении, отказе выполнять доставку груза.
  8. Договор может сочетать два отдельных вида: страхование ответственности и страховка груза самим экспедитором.

Как оформить ОСАГО на грузовой автомобиль читайте тут.

Добавить комментарий