Знаток Финансов

Уходить от столкновения или нет? Проблемы бесконтактного ДТП

Характерные черты ДТП без контакта транспортных средств

К характерным особенностям бесконтактной аварии относятся:

  1. Причиной происшествия является сторона, не участвующая непосредственно в процессе аварии или столкновения.
  2. Часто на месте происшествия отсутствует виновник события, из-за которого случилось ДТП. Он покидает место аварии до приезда сотрудников ГИБДД. Установить личность виновника можно по сохранившимся материалам видеорегистраторов или показаниям свидетелей.
  3. Нередко в процессе расследования аварии встречается некорректное применение п.10.1 ПДД со стороны должностных лиц в трактовке, что при возникновении опасности следует не маневрировать рулём, а тормозить до полной остановки.
  4. Законодательная база регулирования всех видов ДТП, включая бесконтактные аварии, общая. Она включает одни и те же пункты и статьи нормативных актов.
  5. Бесконтактное ДТП относится к страховым случаям.  Чтобы претендовать на получение страховых компенсаций, нужно обеспечить строгое соблюдение всех нюансов в оформлении ДТП.
  6. В этом случае невозможно получить возмещение ущерба напрямую с виновника, пострадавшему следует подавать заявление в его страховую компанию.
  7. Для оформления происшествия следует обязательно вызвать сотрудников ГИБДД.

Применение нормативных документов

В пункте 10.1 ПДД говорится, что водитель при возникновении опасной ситуации на дороге обязан снизить скорость движения вплоть до полной остановки транспорта. Именно этой частью раздела руководствуются сотрудники ГИБДД в расследовании происшествия и установлении степени вины каждого участника аварии. Однако в данном вопросе следует разделять ситуацию по степени опасности и эффективности действий на следующие три варианта:

  1. Появление опасности, когда на пути возникает такое препятствие, для предотвращения столкновения с которым можно просто уменьшить скорость или остановиться. Именно такая ситуация подходит под п.10.1 ПДД.
  2. Опасная ситуация, когда водителю можно избежать столкновения, применяя торможение или маневрирование, которая указана в п.1.2 ПДД.
  3. Аварийная ситуация, когда никакое торможение не спасает от ДТП и единственно верным решением может быть попытка избежать или уменьшить последствия.

Специально в ПДД введён п.1.5, который поясняет, что каждый водитель и пешеход не должен причинять вред, и создавать опасности движению. Этим подразумевается, что допускается маневрирование и изменение направления движения, если оно позволит избежать неотвратимого при торможении столкновения. Таким образом, ответ на фатальный вопрос, тормозить или повернуть в опасной ситуации, в большей мере зависит не только от расчётливости и опыта водителя, но от степени опасности самой ситуации, её скорости развития и возникновения. В любом случае о действиях водителя будут судить по оставшимся следам торможения на своей полосе движения.

Примеры

Несколько примеров:

  1. Машина едет спокойно, уверенно перемещаясь по трассе. Навстречу выдвигается другой авто, он резко выворачивает, при этом габариты не включаются. Машина на заднем ходу притормаживает либо выезжает на встречную полосу. Это вынужденная мера. Такое событие влечет за собой аварию, и сталкиваются несколько машин. Виновник остается в стороне и его техника не страдает от таких деяний. Чтобы точно определить, кто виноват, необходимо расследовать последствия произошедшего и расспросить очевидцев и пострадавших.
  2. По дороге продвигается нагруженная фура. Груз зафиксирован, но крепление ослабло, товар падает на дорожное полотно и мешает проезду другой техники. Легковой автомобиль резко притормаживает перед выпавшим грузом, а в него вписывается другой транспорт. В результате пострадавших двое — это два последние авто. Виноват водитель фуры, так как он не закрепил перевозимый груз, что создало нештатную ситуацию.
  3. На основании судебных разбирательств установлено, что водитель КАМАЗа по дороге зацепил ветку от дерева. Последняя упала на легковой автомобиль. Машина была повреждена, хотя контакта между техническим средствами не произошло.

Примеры из судебной практики

Приведём некоторые примеры урегулирования спорных вопросов со страховыми компаниями из судебной практики, касающихся ДТП без соприкосновения ТС:

Истец повредил свой автомобиль, совершив наезд на столб, из-за неожиданного манёвра впереди идущего транспорта. Страховая фирма виновника ответила отказом в выплате компенсации, ссылаясь на то, что потерпевший ехал слишком быстро, не учитывая погодных условий. Истец настоял на проведении трасологической экспертизы, подтвердившей его правоту в том, что у него не было альтернативы в других действиях. Суд принял сторону истца, и страховая компания была вынуждена выплатить ему компенсацию.

Грузовой автомобиль, проезжая мимо припаркованной под деревом машины, зацепил грузом тяжёлую ветку дерева. В результате падения ветки машина, стоящая под деревом получила повреждения. Страховая компания отказалась компенсировать ущерб пострадавшему, обосновывая отказ тем, что он припарковал автомобиль в опасном месте. Судебное разбирательство признало произошедшее страховым случаем, и потерпевший бесплатно восстановил машину.

Часто бывает так, что суд признаёт виновниками происшествия обе стороны. Тогда сумма страховой компенсации уменьшается пропорционально доле вины потерпевшего, степень которой во многом зависит от того, как представлена схема в протоколе инспектора ГИБДД

Поэтому важно, чтобы на месте аварии в протокол были внесены все факты и обстоятельства происшествия. Обжаловать решение первой судебной инстанции можно в Верховном или Арбитражном суде

Особенности получения компенсации

Ущерб, полученный в случае бесконтактного ДТП, однозначно входит в перечень страховых случаев ОСАГО. По данному вопросу существует специальное постановление Верховного Суда. Виновник бесконтактной аварии привлекается к административной ответственности, а его страховая фирма должна осуществить компенсационные выплаты потерпевшей стороне. Обязательным условием для получения компенсации от страховой компании является официальное установление виновного лица в результате проведённого расследования.

Особенность бесконтактной аварии состоит в том, что компенсировать ущерб можно только через страховую компанию, представляющую виновную сторону. Если же виновник не застраховал гражданскую ответственность, то никакая страховая компания не возьмёт на себя выплаты страховой компенсации пострадавшим, включая их собственных страховщиков.

Однако, если происшествие зарегистрировано официально и имеется протокол о ДТП с определением виновной и потерпевшей стороны, то получение компенсации возможно через суд. Он часто признаёт виновником того водителя, который, находясь в опасной зоне, совершил неверные действия или бездействие, приведшие к столкновению или причинению иного ущерба. В тех случаях, когда страховая фирма виновника бесконтактной аварии не хочет выплачивать компенсацию, потерпевшему нужно оформлять и предъявлять им досудебную претензию. Если и это действие безрезультатно, то в дальнейшем следует обращаться с иском в суд.

Бесконтактное ДТП

Что такое бесконтактное ДТП? Это ситуация, при которой один участник ДТП начинает препятствовать движению другого участника.

Результат помехи — участие третьей стороны, нанесение ей морального, материального, физического вреда. При этом у транспортного средства третьего лица с автомобилем, создавшим помеху, не было прямых контактов.

Весьма распространенный пример такого вида аварии: водителем автотранспортного средства совершается движение по его полосе, расположенной на главной дороге.

Один из участников движения, который находится максимально близко к первому автомобилисту, совершает маневр поворота налево, не предупреждая об этом заранее.

Далее водитель пытается избежать столкновения, выводя автомобиль на встречную полосу или совершая резкий поворот вправо, где происходит столкновение с другим автотранспортным средством, столбом, ограждением или другим объектом. Итог — транспортному средству был нанесен вред.

Падение груза также относят к бесконтактному ДТП.

Оформление

Все требования по оформлению ДТП должны быть соблюдены. От этого зависит выплата ущерба, который был нанесен водителю. После любой аварии автотранспортные средства всех участников аварии должны быть остановлены.

Каждый должен выставить аварийный знак, чтобы предупредить водителей других авто о существующей опасности.

Куда обращаться при бесконтактном ДТП? После произошедшего бесконтактного ДТП необходимо вызвать экипаж ГИБДД.

Сотрудники инспекции начинают устанавливать автомобилиста, который является нарушителем ПДД, и водителя, который привел к последующей аварии с участием третьих лиц.

После вызова ГИБДД можно заняться сбором материала — сделать фотографии, видео места аварии, опросить свидетелей, попросить их дождаться экипажа сотрудников ГИБДД. Так показания очевидцев будут иметь законную силу и будут внесены в протокол.

Убирать автомобили с места происшествия, пока не будет составлена подробная схема аварии, нельзя. Иначе это многократно усложнит процесс воссоздания аварийной ситуации, а также виновника могут определить неправильно.

Также ДТП могут отнести не к той категории. Все эти ошибки окажут негативное влияние на причитающиеся выплаты или полностью исключат возможность их выплаты.

К процедуре оформления относят и момент контроля сбора сотрудниками ГИБДД доказательств. Неправильная трактовка показаний участников или недостоверность показаний свидетелей приведет к тому, что административную ответственность придется нести не виновнику, а пострадавшему.

Если водитель не согласен с подобным положением дел, он выражает свое несогласие. Также он должен убедиться, чтобы его несогласие занесли в протокол.

Кто виноват в такой аварии?

Установление вины — компетенция сотрудников ГИБДД или суда.

Если главный нарушитель определен, сотрудники ГИБДД выносят постановление и выдают справки всем участникам ДТП. В них указывают не виновника бесконтактной аварии, а нарушителя ПДД.

Может быть и такой исход, что после расследования окажется, что виноватых нет. Иногда без судебного разбирательства виновника установить нельзя.

Но нередко бывает, что и судебные инстанции неверно устанавливают автомобилиста, виновного в аварии, если у пострадавшего будет недостаточно доказательств своей правоты.

Такое ДТП осложняется обычно тем, что:

Виновник (тот, кто создал помеху), обычно скрывается с места ДТП.
Очень часто лица, которые проводят разбор аварии, неверно трактуют п.10.1 ПДД. Они регулируют то, что при возникновении опасности необходимо замедлиться до остановки, а не объезжать препятствие. По этому пункту многие инспекторы устанавливают вину автомобилиста, который пытался маневром избежать столкновения.
Часть вины можно переложить на потерпевшего. В ПДД прописано, что двигаться необходимо с той скоростью, которая позволяет постоянно контролировать машину

Также важно вспомнить про дистанцию.

Виновником можно признать также пешехода, который неожиданно выбежал на дрогу.

Если водитель, создавший помеху на дороге, которая привела к ДТП, уехал (что часто и бывает), доказать его вину без видеорегистратора очень сложно.

Процедура оформления бесконтактного ДТП не отличается от стандартных. Но по европротоколу оформить такую аварию нельзя.

Условия оформления ДТП по европротоколу:

  1. В ДТП участвовало только два автомобиля.
  2. Наличие действующего полиса ОСАГО. Водитель должен быть вписан в договор.
  3. Ущерб причинен только ТС, пострадавших людей нет.
  4. Разногласий по поводу аварии у участников нет.

Является ли страховым случаем бесконтактное ДТП? В какую страховую обращаться при бесконтактном ДТП?

Определение бесконтактного ДТП

Читайте: Ответственность за ДТП виновника аварии в 2019 году

Бесконтактное ДТП – что это? Основным признаком его является отсутствие факта столкновения виновника ситуации и пострадавшей стороны. Наиболее распространенной, так сказать «классической» картиной такой аварии, является так называемое «подрезание». Ситуация выражается в том, что один их водителей нарушает правила маневрирования, чем вынуждает второго автомобилиста, пытающегося уйти от столкновения, выполнять нехарактерные действия – резко сворачивать, ускоряться, наоборот тормозить. Результатом этого становится то, что второй автомобилист может въехать в неподвижное препятствие – столб, дерево, стационарную конструкцию или же в другой автомобиль, наехать на пешехода.

Отдельным типом бесконтактного ДТП также можно назвать внезапное появление пешехода на проезжей части или падение груза с движущегося авто. В таких ситуациях автомобилист также вынужден совершать определенные маневры, которые приводят к причинению ущерба непосредственно ему или третьим лицам.

О выплатах

Выплачивать страховку страховая компания может при наличии нескольких моментов

Важно, чтобы были получены денежные средства на выполнение ремонтных работ

Представленные документы при этом тщательно рассматриваются, уделяется особое внимание их оформлению и изучению создавшейся ситуации. Если любитель авто действительно определен виновником, то в покрытии полиса ему будет отказано

Таковы действия правил.

Рекомендуется изначально выполнить расчета по расходам на судебные иски и соизмерить их с ущербом, только тогда можно правильно оценить сложившуюся ситуацию.

 При возникновении нештатной ситуации учитываются некоторые особенности дела:

  1. Автомобиль, ставший причиной возникновения аварии, но при этом сам не пострадал.
  2. Место аварийной ситуации было сокрыто виновной стороной. Необходимы свидетельские показания, что возникшие проблемы могли быть только лишь по этим причинам. Наличие фотографий или видеосъемок будут, кстати, и учтутся в период проведения расследования.
  3. При подготовке протокола необходимо указывать достоверную информацию и подобно описывать случившееся. Если допущено какое- либо отклонение, то доказать факт виновности будет сложно.
  4. Использование знаний правовых и нормативных актов.
  5. Если произошло бесконтактное ДТП, то его относят к страховым случаям, и полагается выплата компенсации на восстановление работоспособности авто.

Возмещение убытков непосредственно на месте возникновения нештатной ситуации не представляется возможным, так как выплаты производит страховая компания.

Чтобы выплаты компенсации были, то необходимо иметь твердую почву знаний нормативной базы и неопровержимые доказательства невиновности или установления вины другой стороны.

В данном видео вы узнаете о том, что такое бесконтактное ДТП и что делать в такой ситуации:

Напишите свой вопрос юристу в форму ниже:

Получение страховых выплат

Чтобы получить все положенные выплаты по страховке следует учитывать все нюансы. В этом случае грамотное составление документов, сбор достоверной информации. Следует понимать, что при сложившихся обстоятельствах может получиться и так, что компания откажется выплачивать деньги.

Не исключено, что водитель сам врезался и поэтому возмещение ущерба исключено.

Доказательства причинно- следственной связи с маневрированием второго водителя и последствиями должны быть определены вторым водителем.

На основании практических расследований, возмещать ущерб предполагается далеко не во всех случаях.

От грамотно подготовленных документов будет зависеть возмещение страховки. При наличии в протоколе одновременно пострадавшего и виновника, то выплату можно получить сразу. Если отмечено, что при ДТП были убытки, то от компании можно получить компенсацию, а не от страховщика виновника ДТП.  Выплачиваются денежные средства быстро.

 Если при аварии участвовали два ТС выплаты возможны. Если авария бесконтактная, то третий субъект принимает участие и выплачивать деньги не предполагается.

Согласно практике страховая компания может требовать возмещений с суде.  Для того доказать факт правоты, необходимо предоставить доказательства в виде фото или видеосъемок, а также иные показания.

Нюансы рассмотрения аварий

Одними из основных сложностей, сопровождающих рассмотрение такого рода аварий, являются следующие:

Виновная сторона чаще всего скрывается с места происшествия. Отдельным моментом можно рассматривать ситуации, когда автомобилист даже не подозревает о том, что он стал виновником столкновения транспортных средств. Такие ситуации редко происходят, но все же имеют место;
Сотрудники ГИБДД часто определяют виновность совершенно другого лица – не того, кто первоначально совершил неправильный маневр, а того, кто был вынужден резко уходить от препятствия. При этом автоинспекция чаще всего ссылается на пункт Правил дорожного движения 10.1. В нем отражена информация относительно того, что при возникновении определенной опасности водитель несет обязательство снизить скорость движения машины вплоть до ее остановки. Именно по такой причине вина переходит на второго автомобилиста, который не снижал скорость, а пытался уйти от столкновения (с другим транспортным средством, пешеходом, неподвижным препятствием и т.д.)

Однако, при этом может совершенно не приниматься во внимание факт того, что резкое торможение могло бы привести к более серьезным последствиям, включая даже смерть водителя или других участников дорожного движения;
Многие автомобилисты, в некотором роде признающие свою вину, вместе с пострадавшим не могут оформить аварию по европротоколу. Это связано с тем, что на протяжении долгого времени не разрешалось составлять документ при условии наличия разных мнений относительно того, по какой причине произошло ДТП

В настоящее время уже такая проблема отходит на второй план, но сохраняется другое препятствие – по европротоколу должно присутствовать только два участника ДТП, а в таких ситуациях их как правило бывает три и более;
Необходимость обращения в страховую компанию за выплатой при наличии ОСАГО. В такой ситуации каждая выплата страховщика или погашение причиненного ущерба сопряжено с расходами. В связи с этим компании пытаются изыскать возможности определения виновной стороной того лица, которое не является их клиентом.

Об особенностях

Каковы особенности бесконтактной аварийной ситуации:

  1. Существует сторона, которая спровоцировала возникновение аварийной ситуации, но при этом сама непосредственного участия не принимала.
  2. Зачастую любитель авто, создавший аварийную ситуацию, скрывается с места происшествия, но его действия неправильные, так как на регистраторах отмечаются все события. В суде можно легко доказать произошедшее.
  3. В протоколе указывается, что водитель совершил маневр во избежание столкновения с иным техническим средство передвижения. Виновным признают пострадавшего водителя.
  4. Регулирование судебных разбирательств трактуется на базе законодательства.
  5. Такие случаи относят к страховым и полагается компенсация за нанесенный ущерб.
  6. Возмещение убытков сюда не относится, поэтому нормативные документы здесь не применяются.
  7. Пострадавший гражданин должен обратиться за выплатой страховки в компанию, где зарегистрирован виновник ДТП.

Кто виновен

На практике встречается, что виновных по этому деянию нет. Бывают случаи, что необходимо разбирательство в суде, чтобы установить, кто виновен. В Судах тоже бывает разное, и у пострадавшего недостаточно достоверной информации о своей правоте.

Автомобилист, находившийся в опасной зоне во время произошедшего чаще всего оказывается виновным в сложившемся. Это определяется на основании неверных действия и несоответствующих маневров, в том числе резких притормаживаний и поворотов.

Это может быть следствие осложнения:

С места произошедшего виновник скрылся или не признает свою вину.
При проведении разбирательств неверно трактуются правила, то есть последовательность аварийной ситуации разбирается не в соответствии с нормативной базой. Во время ситуации необходимо притормозить, а не выполнять объезд.
На потерпевшего можно переложить долю вины

Важно уметь соблюдать дистанцию и перемещаться с заданной скоростью.
Если не было причинено вреда, то такая ситуация не признается ДТП. Это распространяется на обстоятельства, когда автомобилисту пришлось выехать с дорожного полотна.

Поможет ли мне адвокат при ДТП без касания?

Нет. Адвокат стоит достаточно дорого, и прибегать к его услугам в данном случае нецелесообразно. Но вам нужен представитель, и это от неверного понимания юридических терминов – в гражданских делах интересы истца могут представлять именно эти люди, и им не обязательно обладать адвокатскими привилегиями, в отличие от уголовных дел.

Более того, представитель вам будет просто необходим. Любой хороший автоюрист сначала исследует прогноз дела, прежде чем браться за него. А в случае выигрыша в суде вам возместят все расходы на оплату его услуг.

Выбрать хорошего защитника ваших интересов достаточно просто. Введите фамилию в интернете и ищите отзывы о нём. Также вы можете найти выигранные дела юриста на сайте базы судебных делопроизводств, введя его ФИО в строку поиска.

Возмещение ущерба

Вполне естественно, что в результате ДТП имеет место причинение ущерба здоровью участников дорожного движения или имущества. В связи с этим возникает вопрос относительно того, куда обращаться для его возмещения. В этом случае может быть два возможных варианта:

  • В случившемся был признан виновным автомобилист, действия которого на самом деле привели к ДТП. Потерпевшая сторона в определенный законом срок должна направить обращение в страховую компанию виновника для получения компенсации. Стоит отметить, что при условии нанесения ущерба транспортному средству возмещение его будет осуществляться в натуральной форме. То есть ремонт или замену определенных частей осуществляет СТО, а страховая компания уже оплачивает ее услуги;
  • Если действия потерпевшего лица признаются неправомерными, в таком случае на возмещение по ОСАГО не стоит рассчитывать. Такой момент связан с тем, что данный страховой полис предполагает начисление возмещения только в отношении потерпевшей стороны, не имеющей вины, если она не обоюдная. Поэтому для того, чтобы иметь право на страховую выплату, следует направить обращение относительно пересмотра обстоятельств ДТП и признания отдельного участника виновным.

При условии, что потерпевшая сторона была признана виновной, причиненный ущерб придется погашать исключительно за счет собственных средств.

Кроме того, при условии, что имеются еще пострадавшие (третий и последующие автомобилисты и их транспортные средства), в таких ситуациях придется выплачивать определенную сумму средств еще и им.

Оформление ДТП

Во время расследования и оформления подобных случаев, требования необходимо четко соблюдать. Водителю нанесен ущерб и от расследования зависит размер выплаты для восстановления авто.

Что необходимо сделать:

Производится остановка всех транспортных средств, пострадавших или принявших участие ив ДПТ.
Дорожное полотно огораживается, и выставляются знаки о запрете проезда. Необходимой мерой становится предупреждение остальных участников движения.
Вызываются представители ГИБДД. Эти действия выполняют госавтоинспекторы: начинается установление личности нарушителя. Для этого проводится опрос всех водителей.
Выполняются снимки и видеосъемки дорожного полотна и машин, которые были задействованы. Показания очевидцев помогут разобраться в случившемся

Они будут иметь силу закона и занесутся в протокол.
Встречаются обстоятельства, когда виновник с места происшествия скрылся, тогда во внимание принимаются съемки с видеокамер. Даже если тот, кто виноват в случившемся остался на месте ДПТ, то без показаний очевидцев не обойтись.
С места, где произошла нештатная ситуация нельзя, до полного выяснения обстоятельств

В противном случае будет сложно восстановить процесс случившегося, в том числе виноватого могут неверно определить. Не исключено, что ДПТ отнесут к другой категории и это негативно скажется на выплатах денежных средств.
Процедура оформления также включает в себя сбор сотрудниками доказательств. Если трактовка показаний или неправильное поведение водителей приводит к недостоверности показаний, то штрафные санкции могут быть выписаны не виновнику ДТП, а кому, кто пострадал.

Судебные разбирательства

Читайте: Выкуп страхового случая ДТП

Бесконтактное ДТП довольно часто становится причиной длительных судебных разбирательств, в результате которых несколько участников ДТП стараются прийти к общему мнению относительно того, кто виновен в ДТП и за чей счет будет осуществлен ремонт. В качестве одного из характерных примеров судебной практики стоит привести следующий случай:

  • Транспортное средство Киа вследствие резкого маневрирования (изменения полосы движения) стало помехой другому автомобилю Хонда, которое передвигалось по этой полосе с соблюдением всех норм ПДД;
  • Чтобы избежать столкновения, водитель Хонды, проанализировав ситуацию, принял решение не снижать скорость, что привело бы к неизбежному столкновению, а также совершить маневр – уйти вправо;
  • В результате выполненного маневра автомобилист не справился с управлением и врезался в столб, нанеся ущерб средней тяжести своему здоровью и транспортному средству;
  • В результате судебного заседания была доказана вина водителя Киа, чьи действия стали причиной бесконтактного ДТП;
  • После опротестования дела и привлечения автоюристов было принято решение о неправомерности маневрирования водителем Хонды. Результатом этого стало частичное признание его вины (40 на 60). Такое решение было принято именно на основании пункта ПДД 10.1.;
  • Собственник Хонды не стал подавать апелляцию, хотя у него была такая возможность. В результате всех разбирательств автомобилист получил меньшую сумму средств, чем мог бы рассчитывать.

Бесконтактное ДТП связано с определенными сложностями выявления виновного лица, которые могут усугубляться отсутствием прямых доказательств неправомерности действий. Присутствие видеорегистратора, который может фиксировать происходящие события, соблюдение всех предписанных норм после ДТП и при необходимости отстаивание интересов в суде помогают автомобилистам добиться справедливости и получить компенсации от виновной стороны или ее страховой компании.

Добавить комментарий