Знаток Финансов

Эксперты прокомментировали возможное повышение штрафов за отсутствие ОСАГО

Нюансы

Нововведения 2020 года не так сильно повлияли на порядок получения ОСАГО. Основным изменениям подверглись базовая ставка, а также стаж и возраст водителей. Для некоторых категорий граждан итоговая стоимость страхования увеличилась, а для некоторых – напротив, уменьшилась.

Существуют несколько важных нюансов при изменении полиса:

  • После переоформления необходимо убедиться, что информация попала в базу данных АИС (особенно это актуально для электронных документов). Если водителя остановит сотрудник ГИБДД и увидит, что его нет в базе – будет наложен штраф.
  • Вносить изменения без личного присутствия страхователя можно только по доверенности. И хотя допускается использование не заверенной бумаги, большинство СК их не принимают.
  • Если владельцем ТС является юридическое лицо, для внесения изменений потребуется предоставить свидетельство о регистрации компании.
  • Перед походом в офис СК следует убедиться, что все необходимые бумаги остаются действующими.

Как видно, внести изменения в полис в 2020 году не так сложно. Главное – собрать необходимые бумаги и подать заявление. Сделать это можно как онлайн, так и лично. При этом стоимость страховки может измениться как в большую, так и в меньшую сторону.

Электронное оформление ОСАГО

Многие автовладельцы сталкиваются с невозможностью купить и оформить ОСАГО. Страховые компании не хотят продавать полисы в отдельных регионах в связи с большей убыточностью. Поскольку отказать в заключении публичного договора агент не имеет права, страховщики идут на различные хитрости. Например, устанавливают неудобное время работы агентов (1-2 часа в день), переносят офисы продаж в отдаленные районы, завозят слишком мало бланков для оформления ОСАГО при большом спросе.

Все это приводит к тому, что автовладельцы не могут застраховать свою ответственность и покупают полисы с рук, которые часто оказываются подделкой, либо вовсе ездят без страховки. Выходом из этой ситуации стало введение электронного ОСАГО. Сегодня абсолютно все страховые компании обязаны продавать полисы ОСАГО через свои сайты в сети интернет.

Диагностическая карта при оформлении ОСАГО

В настоящее время страховые компании следят за обязанностью водителей проходить технический осмотр автомобилей. Для этого при оформлении страхового полиса ОСАГО агент в обязательном порядке потребует предъявить ему действующую диагностическую карту. Без этого продажа страхового договора невозможна.

Некоторые водители не следят за сроком окончания техосмотра и продлевают карту только перед покупкой полиса. Это неправильно и чревато серьезными последствиями. Отсутствие у виновника на момент аварии действующей диагностической карты является поводом для регресса. Это значит, что страховая компания оплатит ремонт машины пострадавшего, но впоследствии взыщет сумму выплаты с нарушителя. Чтобы избежать таких неприятных последствий, необходимо продлевать техосмотр вовремя, независимо от даты окончания ОСАГО.

Сколько стоит вписать в страховку водителя со стажем?

Здесь все тоже строго индивидуально. Коэффициент также будет зависеть от возраста. Так, для водителей до 22 лет со стажем 3-4 года он составляет 1,66. Меньше всего за страховку придется заплатить опытным водителям старше 59 лет. Отъездив всего 3 года без аварий, они получают понижающий коэффициент 0,93. Например, если региональный коэффициент равен 1,2, базовая ставка – 3000р, а коэффициент мощности – 1,6, тогда им придется заплатить 5356,8. От молодого водителя при этом потребуют 9561,6.

Для того чтобы вписать водителя со стажем достаточно заплатить разницу с начальной стоимостью ОСАГО.

N

Стаж, лет\Возраст, лет 1 2 3 — 4 5 — 6 7 — 9 10 — 14 более 14
1 2 3 4 5 6 7 8 9

10

1 16 — 21 1,87 1,87 1,87 1,66 1,66
2 22 — 24 1,77 1,77 1,77 1,04 1,04 1,04
3 25 — 29 1,77 1,69 1,63 1,04 1,04 1,04 1,01
4 30 — 34 1,63 1,63 1,63 1,04 1,04 1,01 0,96 0,96
5 35 — 39 1,63 1,63 1,63 0,99 0,96 0,96 0,96 0,96
6 40 — 49 1,63 1,63 1,63 0,96 0,96 0,96 0,96 0,96
7 50 — 59 1,63 1,63 1,63 0,96 0,96 0,96 0,96 0,96
8 старше 59 1,60 1,60 1,60 0,93 0,93 0,93 0,93 0,93

Изучив все нововведения, можно абсолютно точно сказать, что по новым правилам страховка ОСАГО для опытных водителей стала дешевле. И чем больше стаж и возраст автомобилиста, тем большую выгоду он получает. А вот для новичков картина не такая радостная. Им придется доплачивать за страховку еще больше, чем ранее.

Как получить скидку при внесении водителя в полис ОСАГО?

Одной из величин, существенно влияющих на стоимость внесения водителя в полис ОСАГО, является коэффициент бонус-малус. В 2020 году он не только может увеличить стоимость страхования, но и позволяет автомобилистам получить скидку.

Основной величиной, влияющей на КБМ, является убыточность водителя. Чем чаще он попадает в разного рода аварии, тем больше он должен будет платить (разумеется, случаи, когда автомобилист не являлся виновником ДТП, не учитываются страховыми компаниями).

В КБМ используется система классов. Изначально любому водителю присваивается пятый класс (по старым правилам это был третий класс). Если автомобилист не приносит страховщику убытков (то есть не становится виновником аварий), с каждым годом его класс повышается на одну строчку. Соответственно, увеличивается его скидка на оформление. За каждый год -5%.

Если же в прошедшем году страховщик потерпел убытки по вине страхователя, стоимость будет увеличиваться. Таким образом, водитель, часто попадающий в ДТП, может получить повышающий коэффициент размером до 2,45. Минимальный же коэффициент составляет 0,5 (он присваивается водителям 15 класса). Таким образом, автомобилист может получить скидку на оформление в размере 50%. Для этого ему потребуется 10 лет провести без аварий.

Необходимо отметить, что размеры выплаченной страховой суммы, как и серьезность ДТП, никак не влияют на КБМ. Влияет только количество выплат. То есть автомобилист, часто попадающий в мелкие аварии будет платить больше, чем водитель, ставший виновником одного крупного ДТП

И не важно, кто из них принес страховщику большие убытки

Закон «Об ОСАГО» и его основные главы

С 2003 года ОСАГО – это обязанность всех автовладельцев в нашей стране, которая закреплена Федеральным законом № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (кратко «Об ОСАГО»).

Принят этот законодательный акт был 25 апреля 2002 года, а действие свое начал с 1 июля 2003 года. За это время закон претерпел огромное количество правок и корректировок, и до сих пор не приобрел окончательный вид, постоянно изменяясь в соответствии с современными реалиями.

Закон подробно описывает все детали и нюансы взаимодействия водителя и страховой компании при оформлении договора, дает инструкции поведения водителям при попадании в аварию и объясняет, как осуществить возмещение в случае, если водитель признан потерпевшим.

Закон включает в себя 6 основных глав:

  1. Вводная, где дается толкование всем применяемым терминам и понятиям, описываются рамки применения данного закона;
  2. В этой главе дается подробное описание условий оформления договора страхования, необходимых документов, сроков, даются формулы расчета страховых выплат. Также здесь приводятся примеры правильного разрешения спорных ситуаций в сфере автострахования;
  3. Этот раздел посвящен страховым выплатам: схема и необходимые обстоятельства их получения, сроки и алгоритм проведения платежей, варианты взыскания возмещения с виновника ДТП;
  4. Эта глава посвящена страховым компаниям, их правам и обязанностям, особенностям их деятельности. Приводятся возможные основания замены страховщиков и объясняется порядок этого действия;
  5.  В этой главе описаны полномочия лиц, которые осуществляют оценку при ДТП. Подробно объясняются схемы вычисления ущерба при аварии.
  6.  В заключительной главе приводятся типы информационных соглашений, а также устанавливаются контролирующие органы, осуществляющие надзор над деятельностью страховых компаний и агентов.

Суть Федерального закона № 40 в том, что для каждого автовладельца является обязательным приобретение автостраховки, которая страхует его ответственность перед третьими лицами в случае ДТП. То есть в случае виновности, выплаты производит страховая компания, а не сам виновник ДТП.

Последние поправки были внесены в ФЗ № 40 «Об ОСАГО» в 2018 году, они описывают следующие изменения ( с  1 июня 2018 года):

  • Нанесение на полисы QR-кода. Этот шаг призван облегчить идентификацию подлинности полиса и оперативнее получать сведения о владельце страховки;
  • Полис, оформленный через интернет, будет вступать в действие через 72 часа после оформление. Это изменение призвано уменьшить мошенничество в тех случаях, когда водитель, попавший в аварию без полиса, пытается оформить его на месте онлайн.

Когда нужно вписывать водителя в ОСАГО?

Согласно статье 1079 ГК РФ, ответственность за ТС ложится на его владельца. Страховая компания, заключая с ним договор ОСАГО, обязуется возместить ущерб, который может быть причинен этим транспортным средством другим участникам движения. При этом СК должна знать о возможных рисках (из этого и складывается стоимость страховки). Если произошло ДТП, а водитель, находившийся в этот момент за рулем, не был отмечен в договоре ОСАГО – страховщик вправе отказать в возмещении материального ущерба.

Таким образом, если в 2020 году владелец автомобиля планирует допустить к управлению ТС другого водителя, необходимо внести данные в страховку. Соблюдение этого условия является обязательным. Однако существует исключение из правила. Так, если в договоре изначально не было ограничений на количество лиц, допущенных к ТС, то вписывать кого-либо в страховку не требуется.

Что такое ОСАГО?

Растущее количество автомобилей и, как следствие, растущее количество аварий на дорогах привели к тому, что с 2003 года в России было введено обязательное автомобильное страхование. Суть его заключается в том, что каждый собственник автотранспортного средства обязан приобретать полис ОСАГО, который в случае его виновности в ДТП гарантирует третьей стороне возмещение ущерба не за счет виновника, а за счет страховой компании.

Выплаты производятся в следующих размерах:

400 000 рублей за поврежденный автомобиль;

500 000 рублей при причинении вреда здоровью или смерти.

Если причиненный ущерб превышает страховую выплату, то пострадавшая сторона вправе взыскать разницу с виновника аварии через суд.

Цена страховки в 2020 году

Стоимость внесения водителя в ОСАГО в 2020 году складывается из нескольких параметров. Одно из изменений, внесенное в 2020 году, касается базовой ставки.

Базовая ставка – это начальная сумма, из которой исходят СК в своих расчетах. Для каждой компании она может различаться. Однако ценовые коридоры устанавливаются Центробанком. В 2020 году тарифы ОСАГО значительно изменились. Так, для мототехники (категории А и М) базовая ставка варьируется в пределах 694-1407 рублей. Для легковых автомобилей цена должна составлять 2746-4942 рублей. Страхование грузовика массой до 16 тонн обойдется владельцу в 2807-5053р, а свыше 16т – в 4227-7609р.

Для легковых авто, принадлежащих юрлицам, а также использующихся в качестве такси, применяются отдельные базовые ставки. В первом случае она составляет 2058-2911 рублей, а во втором – 4110-7399 рублей.

Изменения также касаются КБМ. Однако здесь они коснулись только оформления документов. Сами же коэффициенты остались такими же, как и прежде.

Коэф. КБМ на период КБМ

Коэффициент КБМ
0 страховых возмещений за период КБМ 1 страховое возмещение за период КБМ 2 страховых возмещения за период КБМ 3 страховых возмещения за период КБМ

Более 3 страховых возмещений за период КБМ

1 2 3 4 5 6
2,45 2,3 2,45 2,45 2,45 2,45
2,3 1,55 2,45 2,45 2,45 2,45
1,55 1,4 2,45 2,45 2,45 2,45
1,4 1 1,55 2,45 2,45 2,45
1 0,95 1,55 2,45 2,45 2,45
0,95 0,9 1,4 1,55 2,45 2,45
0,9 0,85 1 1,55 2,45 2,45
0,85 0,8 0,95 1,4 2,45 2,45
0,8 0,75 0,95 1,4 2,45 2,45
0,75 0,7 0,9 1,4 2,45 2,45
0,7 0,65 0,9 1,4 1,55 2,45
0,65 0,6 0,85 1 1,55 2,45
0,6 0,55 0,85 1 1,55 2,45
0,55 0,5 0,85 1 1,55 2,45
0,5 0,5 0,8 1 1,55 2,45

Помимо КБМ, стоимость страховки ОСАГО в 2020 году складывается из(ст.9 ФЗ №40) :

  1. базовая ставка тарифа;
  2. территориального коэффициента (КТ);
  3. коэффициент возраст-стаж (КВС);
  4. коэффициент ограниченного пользования (КО);
  5. коэффициент мощности (КМ)
  6. коэффициент количества нарушений (КН) .

Цена ОСАГО=Базовый тариф х КТ х КБМ х КВС х КО х КН х КМ

Так как порядок расчета в 2020 году изменился, стоимость страховки тоже изменилась. При внесении других водителей, от страхователя могут потребовать доплатить недостающую сумму (ст.15 ФЗ №40).

Доверенность на оформление ОСАГО

Все действия в рамках оформления страхования ОСАГО: покупка полиса, внесение изменений в условия договора, подача заявления на выплату — может исполнять только собственник автомобиля, который является выгодоприобреталем. Даже, если водитель вписан в полис и распоряжается машиной по своему усмотрению, он не может подавать никаких бумаг в страховую компанию, если не является владельцем машины.

Доверенность оформляется платно, средняя цена документа составляет 1 т. р. Имея такой документ, доверитель сможет совершать любые действия от имени автовладельца: покупать, расторгать полис, вписывать других водителей, подавать заявления на выплату и прочее.

Основные причины

Основная причина массовых отказов – постоянное удорожание самого полиса без видимой на то причины. Например, в 2015 году стоимость услуги выросла на 57%, поскольку увеличились страховые тарифы.

Помимо основной, существует и ряд других причин:

  • навязывание дополнительных услуг;
  • страховщики искусственно уменьшают доступность полисов, ссылаясь на отсутствие бланков или технические проблемы.

Водителям не нравится, когда компания навязывает доп. услугиДанная практика особенно часто встречается в нескольких регионах страны.

Также доверие к системе подорвали поправки в законодательстве, согласно которым были введены понятия безальтернативного ремонта или натурального возмещения. Теперь получить за ремонт деньги наличными, если этого не захочет сам страховщик, практически невозможно. Автомобиль принудительно направляют на ремонтные работы за счет страховой компании (иногда к конкретным подрядчикам).

Подорожание страховки

Чаще всего полис дорожает из-за изменения КБМ. Это может случиться по следующим причинам:

  1. За период, превышающий один календарный год, в/у автовладельца не было упомянуто ни в одном страховом полисе. Считается, что водитель теряет навыки вождения.
  2. В течение срока владения предыдущим полисом владелец был признан виновником аварии. Чем больше ДТП за страховой период, тем дороже следующий полис.
  3. При замене прав, если они не были внесены в полис и соответственно в базу РСА. Получается, что автовладелец становится водителем без опыта.

Пока камеры не могут фиксировать факт отсутствия полисаТакже существуют причины, по которым водитель может лишиться скидки на полис по вине компании. Например, ошибки в написании основных данных.

Штраф дешевле

Водители, которые не оформляют страховку, объясняют это тем, что выгоднее пару раз заплатить штраф ГИБДД за отсутствие страховки ОСАГО, тем более, что в 2020 году сумма его не изменилась.

Согласно законодательству, штраф за езду без полиса оставляет 800 рублей.
Штраф за отсутствие страховки намного меньше его стоимости

Водитель, у которого максимальная цена за страховку, должен заплатить за эту бумагу 10 – 15 тысяч рублей. Это 16 протоколов. Выписать их на данный момент может только инспектор ГИБДД.

В этой ситуации на руку водителям играет факт, что инспекторов на дорогах стало меньше, поскольку всюду развешены камеры. В итоге выходит, что платить штрафы действительно выгоднее, чем оформлять страховку.

Навязываемые дополнительные услуги

Навязывание услуг происходит по-разному. Менеджер может утверждать, что ОСАГО не продается без попутного страхования жизни, здоровья, имущества или ДСАГО.

Средняя стоимость полиса составляет 5 – 10 тысяч рублей

Есть еще один ход – автовладельцу обещают сделать дешевле полис при оформлении дополнительной страховки. Якобы в противном случае документ будет дороже именно на сумму этой страховки.

Если менеджер ссылается на внутренние порядки компании, важно помнить, что они в любом случае противоречат закону. Принуждают автовладельца приобретать дополнительные услуги компании не могут

Невозможность купить из-за очереди

Многие автовладельцы спрашивают, почему страховые отказывают в ОСАГО. По законодательству они не имеют права. Стоит уточнить, что напрямую они и не отказывают. Очереди создаются искусственно. Чаще всего бланк оформляют за 5 рабочих дней, но некоторые компании ведут речь минимум о 30 днях.

Не всем автомобилистам нравится, что данная услуга стала обязательнойЭто неправомерно. Владелец машины может напрямую идти в РСА или сразу в прокуратуру.

Очереди создаются таким образом: клиенту объясняют, что необходимо провести проверку его скидок или же осмотреть транспортное средство. Пять дней необходимо, поскольку проверка проходит в Москве или через РСА, где большие очереди.

Штраф ГИБДД за фальшивый полис ОСАГО

Еще одним характерным случаем, связанным со штрафами за ОСАГО, является ситуация штрафа ГИБДД за предъявление фальшивого полиса ОСАГО. Ответственность водителя тут раскладывается на две части. Во-первых, выявивший фальшивку сотрудник ГИБДД обязан выписать автомобилисту штраф за отсутствие действующего полиса ОСАГО. Во-вторых, с момента определения подделки начинается процесс по привлечению водителя к ответственности за изготовление фальшивых копий документов строгой отчетности.

А это, на секундочку, ч.3 ст. 327 Уголовного кодекса РФ. По этой статье вполне реально сесть в настоящую тюрьму на несколько лет. Впрочем, мера эта пока не рабочая, доказать умысел в приобретении подпольного полиса ОСАГО чрезвычайно сложно.

Фальшивыми, кстати могут быть не только бланки полисов, но и штрафы ГИБДД пришедшие по почте. Содержательная статься по этой теме размещена нами здесь – «Проверка штрафа на фальшивку».

Вам могут быть интересны вот такие статьи:

  • Как проверить и оплатить транспортный налог?
  • Что такое штраф за значок «шипы»?
  • Бывают ли Штрафы ГИБДД с фотографиями?

Пошаговая инструкция внесения водителя в полис ОСАГО в страховой компании

Чтобы изменить список водителей в договоре ОСАГО, можно посетить офис страховой компании

При этом не важно, где владелец оформлял предыдущий документ. Внести изменения можно в любом из филиалов страховщика

Цена полиса от места внесения правок не изменится.

Самостоятельно вносить какие-либо записи в договор ОСАГО запрещено. Это расценивается как подделка документов и несет за собой ответственность.

Таким образом, вписать гражданина в ОСАГО можно за несколько простых шагов.

  1. В первую очередь необходимо направить СК заявление о желании внести изменения (в письменном виде). Как уже упоминалось выше, для этого достаточно обратиться в ближайший офис этой компании. В случае, если владелец страховки не может сам присутствовать при переоформлении, он может направить вместо себя другого человека. Однако в этом случае потребуется доверенность (последняя должна быть заверена нотариусом).
  2. Страхователю также следует подготовить документы, необходимые для изменения данных. Их список уже приводился выше.
  3. Далее все нужные данные вносятся в единую базу.
  4. После этого страховщик либо вернет водителю старую страховку с уже внесенными изменениями, либо выдаст новый бланк.
  5. В некоторых случаях может потребоваться доплата за внесение водителя в ОСАГО.

Для внесения изменений в ОСАГО требуется присутствие не владельца транспортного средства, а гражданина, заключавшего договор с СК.

Сколько стоит вписать в страховку водителя без стажа?

Для начала необходимо разобраться в понятиях и определить, что такое водительский стаж. На самом деле это определение трактуется как время, прошедшее с момента получения гражданином водительского удостоверения. Таким образом, если человек получил права 4 года назад, но с этого момента ни разу не ездил за рулем автомобиля, его стаж все равно определяется 4 годами.

Необходимо отметить, что такой способ расчета применим только для стажа. Коэффициент безаварийной езды определяется не датой получения ВУ, а датой внесения водителя в страховой договор ОСАГО. То есть в приведенном выше случае никаких льгот за отсутствие ДТП гражданину не предоставляется.

Но сколько будет стоить страховка ОСАГО для водителя без стажа в 2020 году? Согласно новым правилам, все будет зависеть от возраста. Коэффициент, на который будет умножаться базовая ставка, варьируется от 1,6 до 1,87. Минимальную сумму (с коэффициентом 1,6) придется заплатить начинающим водителям, чей возраст превышает 59 лет. Максимальную – лицам до 22 лет (1,87).

N

Стаж, лет\Возраст, лет 1 2 3 — 4 5 — 6 7 — 9 10 — 14 более 14
1 2 3 4 5 6 7 8 9

10

1 16 — 21 1,87 1,87 1,87 1,66 1,66
2 22 — 24 1,77 1,77 1,77 1,04 1,04 1,04
3 25 — 29 1,77 1,69 1,63 1,04 1,04 1,04 1,01
4 30 — 34 1,63 1,63 1,63 1,04 1,04 1,01 0,96 0,96
5 35 — 39 1,63 1,63 1,63 0,99 0,96 0,96 0,96 0,96
6 40 — 49 1,63 1,63 1,63 0,96 0,96 0,96 0,96 0,96
7 50 — 59 1,63 1,63 1,63 0,96 0,96 0,96 0,96 0,96
8 старше 59 1,60 1,60 1,60 0,93 0,93 0,93 0,93 0,93

Пример расчет стоимости ОСАГО для водителя без стажа.

Пусть начинающий водитель проживает в регионе с территориальным коэффициентом 1,2. При этом мощность двигателя авто превышает 150 л.с, а возраст начинающего водителя – 19 лет. Тогда коэффициент мощности равен 1,6, а возраста – 1,87.

Таким образом, если страховщик установил базовую ставку в размере 3000 рублей, то итоговая сумма для начинающего автомобилиста составит 10771,2 рублей (при внесении такого водителя достаточно заплатить разницу с начальной стоимостью страховки).

Льготы при страховании

Оформление полис ОСАГО стоит немало даже для обычных граждан, не говоря уже о малозащищенных слоях населения. Для того, чтобы поддержать некоторые категории страхователей, законодательство предусмотрело для них льготы на приобретение ОСАГО. Речь идет об инвалидах.

Для таких лиц Государство предоставляют гарантии в виде оплаты 50% стоимости страхового полиса. Группа инвалидности при этом роли не играет. Скидка предоставляется при страховании автомобилей, принадлежащих инвалидам, либо лицам, у которых такой человек находится на попечении. Машиной помимо владельца смогут управлять еще два человека.

Льгота предоставляется не страховой компанией, а органами местного самоуправления. Это значит, что покупая ОСАГО, необходимо будет оплатить его полную стоимость. Далее нужно обратиться отдел соцзащиты для получения компенсации. При себе нужно иметь документы:

  1. Страховой полис ОСАГО и квитанцию о его оплате;
  2. Свидетельство об инвалидности;
  3. Гражданский паспорт;
  4. Заявление.

Итоги

  1. Обязательное страхование автогражданской ответственности является правомочным уже не один год. Таким образом власть старается регулировать отношения между автовладельцами и страховщиками. Это не всегда возможно, поскольку страховщикам все же нужно зарабатывать. Именно поэтому стоимость полиса часто растет и часто это происходит обоснованно.
  2. Страховые компании накануне подорожания полисов обычно прекращают выдачу страховок по прежним тарифам и искусственно делают их недоступными.
  3. Владельцы должны знать свои права и добиваться обязательной выдачи полиса. Для этого ввели возможность удаленного оформления документов.
  4. Страховка ОСАГО без дополнительных услуг в последнее время встречается все реже или по блату.
  5. Все эти факторы приводят к тому, что уменьшается количество водителей, которые хотят соблюдать закон.

Как вы думаете, правомерно ли подорожание полиса ОСАГО?

Добавить комментарий