Знаток Финансов

Зачем ОСАГО, если платит виновник?

Как получить компенсацию ущерба

Как уже было сказано, особенностью полиса ОСАГО является то, что выгодоприобретателем в случае ДТП считается не тот, кто оплачивал страховой взнос, а потерпевший. И для того, чтобы получить выплаты, потерпевший должен обращаться в страховую компанию.

  • прямая выплата ущерба (его еще называют прямым урегулированием);
  • европротокол;
  • стандартное возмещение.

Первые две схемы наиболее просты и не требуют много времени, но они подразумевают целый ряд условий и соблюдение определенных требований к таким вещам, как автоэкспертиза и медицинское освидетельствование. Кроме того, максимальная сумма может быть существенно снижена лимитом.

Что делать, если страховая компания подала в суд на виновника ДТП

Страховые компании стремятся минимизировать свои убытки, поэтому не всегда требуют возмещение на законных основаниях. Поэтому не следует сразу отчаиваться и опускать руки. В некоторых ситуациях возможно выиграть суд.

Не стоит сразу соглашаться, если страховая прислала претензию с требованием возместить ущерб за ДТП. Хотя досудебное урегулирования исключает некоторые виды трат, суд может в разы уменьшить запрашиваемую сумму или даже отказать СК.

Для того чтобы оценить законность иска лучше обратиться к специалистам. Квалифицированные юристы, имеющие большой практический опыт, могут сразу оценить перспективы дела и указать направления для оспаривания требований.

При судебных спорах со страховыми компаниями применяются разные способы защиты. Ниже представлены некоторые из них.

Снижение размера выплат

Как показывает судебная практика, снизить размер претензий можно в 8 случаях из 10. По закону в обосновании суммы иска должен быть представлен отчет об оценке. Стоимость запчастей считается с учетом износа. Страховые компании часто обходятся заказом-нарядом, а запасные части считают по ценам официального дилера. Пересчет затрат может дать значительную выгоду.

Другой вариант — исключение из расчетов лишних деталей, работ. Объем требований зачастую включает ремонт узлов и конструкций, которые не могли пострадать в результате аварии. Например, замена левой передней фары при ударе в заднюю часть ТС. Бывает, что одни и те же работы или запчасти повторяются в отчете несколько раз. Их также следует оспорить.

Оспаривание законности выплаты

Если при проверке обоснований оплаты пострадавшему водителю будет выявлено отсутствие важных документов, на возмещение вреда можно признать незаконным.

Как видно из этих примеров, письмо от страховой не является окончательным приговором. Большому количеству автомобилистов удается успешно противостоять страховщикам и выигрывать споры либо снижать суммы возмещения.

Для кого страхование убыточно

При возмещении ущерба потерпевшей стороне убытки несет страховая компания, которая обязана выплатить по договору нужную сумму. Но если раньше водителю, по чьей вине произошло ДТП, достаточно было просто оформить все документы на месте происшествия, а дальше спокойно заниматься ремонтом своего собственного автомобиля (если он тоже пострадал в аварии), то теперь нужно еще и тратить собственные деньги на восстановление чужого транспортного средства.

И хорошо, если пострадало недорогое авто бизнес-класса. Тогда основную часть ремонта может покрыть страховой полис. А что делать, если придется оплачивать ремонт дорогостоящего джипа премиум-класса или лимузина, у которого отдельные запчасти стоят по 100-200 тысяч рублей – как целый автомобиль? Для многих автовладельцев ситуация может обернуться настоящей финансовой катастрофой.

При этом существует два мнения – страховщиков и водителей.

Первые уверены, что новый принцип возмещения ущерба сделает водителей внимательнее на дорогах и стимулирует их тщательнее соблюдать правила дорожного движения. По их мнению, ситуации, когда тот, по чьей вине произошла авария, не несет ответственности, являются неправильными. Ведь основные хлопоты как раз достаются потерпевшей стороне. Водитель, автомобилю которого причинен ущерб, должен сам оформлять все справки, чтобы получить страховое возмещение, а тот, чьи действия привели к ДТП, фактически не должен ничего предпринимать. В связи с этим страховые компании поддерживают решение Конституционного суда.

А вот представители сообщества автомобилистов с ними не согласны. Мало того, что страховка является обязательной и обходится многим водителям недешево (особенно владельцам новых дорогих иномарок, имеющим маленький стаж вождения и высокий КБМ). По данным РСА, средняя стоимость полиса на 2019 год составляет порядка 6 тысяч рублей.

Ситуация, когда придется из своего кармана оплачивать ущерб потерпевшей в аварии стороне, может привести к тому, что водители массово перестанут страховаться и будут всеми способами избегать покупки настоящего полиса ОСАГО (или будут ездить с поддельными документами). И в моральном плане они будут отчасти правы – на каком основании они должны платить дважды? И кроме того, получается, что полис обязательного страхования не выполняет своей функции – не избавляет водителя от дополнительных расходов, если он становится виноват в ДТП. Тогда вообще зачем ОСАГО, если платит виновник еще и помимо стоимости полиса?

Одной из инициатив автомобилистов сегодня является замена выплат по страховке ремонтом пострадавшего автомобиля. На сегодняшний день (время написания статьи – март 2019 года) эта идея еще не стала законопроектом и не вынесена на рассмотрение в парламенте.

Причины отказа в выплате компенсации

Прежде всего, необходимо упомянуть о случаях, когда виновное лицо не только не может претендовать на компенсацию, но еще подвергается риску взыскания с него суммы страховой выплаты, переданной потерпевшему в ДТП.

Регрессивные требования со стороны страховой конторы допускается в следующих ситуациях:

  • страховщик на момент аварии пребывал в состоянии опьянения – наркотического, алкогольного, токсического;
  • виновный водитель осуществлял противоправные действия в отношении потерпевшего умышленно, нанося тем самым вред жизни, имуществу и здоровью последнего;
  • автовладелец в момент происшествия управлял автомобилем без удостоверения водителя;
  • виновный намеренно скрылся с места аварийного случая в неизвестном направлении;
  • страховой случай имел место в период, не предусмотренный договором обязательной страховки.

Подобные претензии могут быть улажены как мирным путем, так и посредством обращения в суд страховой фирмы. Поскольку страховщики не всегда соглашаются добровольно предоставить страхователю требуемую таковым сумму.

Законом же предусмотрены обстоятельства, когда в страховой выплате будет отказано в принципе и таковую не получит даже потерпевший автовладелец. К таким ситуациям относят случаи:

  1. Отсутствие в страховом полисе данных человека, который во время ДТП управлял автомобилем. Распространяется на ограниченные полисы ОСАГО.
  2. Повреждение имуществу и вред здоровью либо жизни причинен опасным грузом, прежде не застрахованным либо же был нанесен ущерб окружающей среде.
  3. Причинение вреда случилось при осуществлении спортивной, учебной либо экспериментальной деятельности, при этом местом действия должна выступать специальным образом оборудованная площадка.
  4. Потерпевшая сторона, в частности водитель, находился в состоянии какого-либо вида опьянения;
  5. Участники транспортного происшествия не имеют действующего полиса ОСАГО.
  6. Компенсация затребована по причине нанесенного вреда морального характера либо требуется возместить выгоду, упущенную в результате аварии.
  7. Обстоятельства происшествия не были задокументированы ни посредством привлечения инспекторов ГИБДД, ни путем заполнения европротокола.
  8. При подаче заявления на предоставление компенсационной выплаты, сотруднику страховой конторы вручен не полный пакет документов.
  9. Срок обращения в страховую компанию по поводу выплаты не соблюден.
  10. Отсутствует виновное лицо, иными словами, виновник не определен.

Также в выплате страховой суммы будет отказано, если происшествие было зафиксировано за пределами Российской Федерации.

КАСКО и ОСАГО: суброгация и регрессия

По закону взыскать средства с виновника ДТП страховая компания может как в случае выплаты страховки по КАСКО, так и по ОСАГО. Но законные основания для этого будут разные.

  1. КАСКО. Страховщик может реализовать свое право на суброгацию, т.е. право требовать с виновника ДТП возместить сумму, которая была выплачена пострадавшему по страховке. Помните, что взыскана может быть только фактически уплаченная пострадавшему на момент подачи иска сумма. Если возмещение производилось по вашему полису ОСАГО, то не может быть речи о каком-то возмещении на основе факта наличия договора КАСКО у потерпевшего.
  2. ОСАГО. Даже по договору ОСАГО страховая компания может обязать виновника ДТП самостоятельно выплачивать ущерб пострадавшему, а точнее взыскать с виновника уже выплаченную компенсацию, реализовав свое право на регресс. Но для подачи регрессивного иска должны быть веские основания, прописанные в законе. Например, алкогольное опьянение виновника или отсутствие у него прав.

Игнорировать иск от страховой компании ни в коем случае нельзя. Но, прежде чем как-то реагировать на ситуацию, следует разобраться, насколько требования правомерны и законны. Для возможности реализация права на регресс или суброгацию должны соблюдаться определенные правила, иметься определенные основания. Если вы считаете, что в вашем случае такое взыскание незаконно, свои права следует отстаивать в суде. За помощью лучше обратиться к квалифицированному юристу по спорам со страховыми компаниями — этот специалист досконально разбирается во всех нюансах отношений страховщиков и страхователей.

Как быть, если попал в ДТП, а у виновника аварии нет страховки по ОСАГО

Все мы люди, а это значит, что для урегулирования споров, для начала можно прибегнуть к досудебному разбирательству (стоит учесть, что обращение к виновнику с претензией – не обязательная процедура, предшествующая подаче иска)

Поэтому изначально обращаем внимание еще на месте ДТП, чтобы инспектор зафиксировал в справке с места аварии тот факт, что у виновника отсутствует полис ОСАГО. Если это сделано, то обязательно фиксируем себе данные виновной стороны:

  • ФИО;

  • Адрес прописки;

  • Номер телефона.

Если вы не можете это сделать самостоятельно, то стоит обратиться к инспектору ГИБДД, который оформлял аварию. Он предоставит вам необходимые данные.

Следующим шагом нам необходимо собрать необходимый пакет документов для юридической претензии.

Отчет о независимой экспертизе. Средняя цена оценки варьируется от 2 000 до 7 000 рублей. Данный документ очень важен, так как он содержит в себе информацию обо всех повреждениях, в том числе и скрытых а также калькуляцию ущерба. Кроме того, вам будут предоставлены бумаги о законности организации, которая занимается данной деятельностью.

Отчет об УТС. Он составляется только в том случае, если ТС не подлежит восстановлению. Стоимость документа в среднем составляет от 2 000 до 5 000 рублей. В первом и втором случае необходимо присутствие виновного в аварии, для этого необходимо уведомить его по почте с уведомлением о получении.

Досудебная претензия. За составление такой бумаги юристы могут потребовать от 3 000 до 5 000 рублей. Но так, как в ней нет ничего сложного, вы можете составить ее самостоятельно. В претензии нужно указать направление маршрута, место и обстоятельство ДТП. Все собственные утверждения подкрепляем выдержками из законодательства. А в самом конце указываем общую сумму причиненного ущерба

Важно: итоговая сумма может быть больше, чем указано в акте независимого эксперта. Туда можно включить услуги эвакуации, хранение автомобиля, проведение всех экспертиз и услуги адвоката и соответственно, моральный ущерб (в случае если имело место причинение вреда здоровью).

К претензии, в обязательном порядке подкрепляем следующие документы:

  • Копия справки о ДТП;

  • Копия постановления об административном правонарушении;

  • Копии писем с вызовом на осмотр;

  • Экспертная оценка ущерба;

  • Копии документов на транспортное средство;

  • Чеки, которые будут подтверждать все ваши расходы.

Зачастую после направления досудебной претензии большинство виновников ДТП соглашаются на цену, выставленную независимыми экспертами. Так как если доводить дело до суда, то помимо ущерба, придется оплачивать дополнительные издержки.

Отсутствие работы и любого вида имущества, в случае судебного разбирательства, не могут стать причиной для отказа в выплате компенсации.

Юридическая консультация
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

Получить консультацию

Когда ОСАГО выгодно потерпевшей стороне

Если рассуждать по справедливости, то водитель, виновный в аварии, должен оплачивать ремонт и замену запчастей по их себестоимости. Но в том случае, когда автомобиль изношен, детали будут закуплены новые – как если бы производился ремонт новой машины. Получается, что транспортное средство изношено, его рыночная стоимость значительно ниже, чем была, а виновник ДТП должен платить столько же, сколько за восстановление модели, не бывшей в употреблении. Таким образом, он фактически за свой счет делает апгрейд автомобиля потерпевшей стороны. И многие спрашивают, зачем страховка, если платить виновник должен сверх того, что отдал за полис?

Этот вопрос возмущает многих автомобилистов, которые бывают не готовы к дополнительным (помимо страховки) расходам на ремонт, да еще и по завышенной стоимости. По справедливости, раз машина б/у – то и детали должны быть б/у. Представим, что виновник в ДТП обязан оплатить все детали автомобиля потерпевшей стороны. Получается, что пострадавший автовладелец получит в свое распоряжение совершенно новый автомобиль и не просто восполнит свои имущественные потери, но и останется в выигрыше. Все это хорошо, но на вопрос, кто почему платить должен не только страховщик, но и водитель, нарушивший ПДД?

К сожалению, для многих, судебная практика показывает, что это фактическая рыночная стоимость пострадавшего автомобиля и цена новых запчастей и комплектующих практически никогда не соотносятся. А значит, автомобилиста, устроившего ДТП, в большинстве случаев обяжут выплатить ремонт по той стоимости, как если бы речь шла о новом автомобиле.

Таким образом, чем больше пострадает деталей автомобиля потерпевшей стороны, тем в более выгодном положении окажется водитель, ставший участником аварии не по своей вине. При минимальных взносах он не только покроет убытки, понесенные в ходе дорожно-транспортного происшествия, но и получит обновление деталей своего авто за чужой счет.

Виды ОСАГО

Обязательное автострахование можно разделить на следующие разновидности:

  • ограниченное. Автовладелец, на которого оформлен полис ОСАГО, обязан внести в документ информацию о людях, допущенных к управлению его транспортным средством. Их количество не должно быть более пяти человек. В бланке указываются не только личные данные водителей, но также номера их прав. Это условие предусмотрено для того, чтобы страховая компания могла проверить историю вождения каждого в отдельности и установить цену на полис. Другими словами, если кто-то из доверенных лиц в прошлом был участником одной или нескольких аварий, то стоимость обязательной автостраховки может существенно увеличиться;
  • неограниченное. Этот вид ОСАГО стоит несколько дороже ограниченного полиса, поскольку не предусматривает наличие списка доверенных лиц на вождение конкретного транспортного средства. Следовательно, машиной может управлять любой человек, имеющий водительское удостоверение, а это значит, что вероятность аварийных ситуаций на дороге повышается. Именно по этой причине страховщики увеличивают стоимость неограниченного ОСАГО;

бумажное. Классический вид полиса ОСАГО — это напечатанный на бумажном носителе бланк, который выдается водителю представителями страховой компании. В нем фиксируется вся информация о машине и другие детали взаимодействия водителя с сотрудниками ГИБДД. Бумажный полис ОСАГО всегда можно взять с собой и предъявить автоинспектору при необходимости. Однако стоит заметить, что в последнее время участились случаи подделки бланков обязательного автострахования;
электронное. Благодаря современным технологиям полис ОСАГО можно оформить не выходя из дома. Для этого всего лишь необходимо иметь подключение к интернету. Автовладелец, который оформит электронный вид ОСАГО, не получит бумажный бланк как при стандартном оформлении, но все равно будет внесен в базу Российского союза автостраховщиков (РСА). При наличии только электронного полиса взаимодействие с ГИБДД немного усложняется, потому что водитель сам должен сообщить сотрудникам полиции основные сведения о своей страховке для успешного поиска в базе. Если владелец транспортного средства даст неверную информацию о своем ОСАГО, то автоинспектор не сможет найти полис в базе РСА и наложит штраф за отсутствие обязательной страховки. Чтобы не оказаться в подобной ситуации, специалисты рекомендуют водителям брать с собой распечатку электронного полиса ОСАГО;
туристическое. Если автовладелец решит выехать на своей машине за пределы России, то он должен знать, что классический полис ОСАГО за границей не действует. Поэтому, чтобы избежать штрафов и других недоразумений в результате отсутствия страховки, собственник машины должен приобрести туристический вид обязательного страхования. Полис будет действовать в течение 20 дней;
сезонное. Этот вид ОСАГО подходит тем автовладельцам, которые пользуются своим транспортным средством только в течение определенного времени. Именно по этой причине его стоимость ниже обычного полиса.

Схема действий при ДТП

Попадая в дорожно-транспортное происшествие многие водители испытывают сильный стресс, теряются и не знают, что делать. Правила поведения во время аварии нужно знать наизусть, в любом состоянии и при любых обстоятельствах.

Как правильно делать фотографии.

Итак:

  1. Включите аварийную сигнализацию и спокойно оцените ситуацию.
  2. Выйдите из машины и проверьте, есть ли пострадавшие. При необходимости вызывайте скорую помощь. Для этого можно позвонить по телефону 003, 103 с сети Билайн, 030 с МТС, Мегафон.
  3. Установите знаки аварийной остановки, в городе на расстоянии 15 метров от автомобиля, на трассе не менее 30 метров. Если на дороге присутствуют извилистые тропы или авария произошла в месте недостаточной видимости, выставьте дополнительные знаки и в этих местах.
  4. Помните, что второй участник ДТП, даже если он нарушитель, тоже человек, и он тоже может находиться в состоянии шока. Не вступайте в конфликты, старайтесь быть вежливым и максимально логичным. Нервы и трехэтажный мат не поспособствуют увеличению страховой выплаты, так что, главное, это оставаться человеком.
  5. Вызовите ГИБДД. Если повреждения небольшие, то можно оформить ДТП и самостоятельно, но если вы виновник и у вас есть полис КАСКО, то в этом случае обязательно вызывать полицию, для того, чтобы зафиксировать факт ДТП, повреждения автомобиля и в последствии обратиться за выплатой.
  6. Не перемещайте автомобиль с места ДТП, пока не приедет дорожная полиция.
  7. Сделайте фото и видео записи с места ДТП, это поможет упростить процесс разбирательства, а также ускорит рассмотрение вашего дела в страховой компании. Запомните, на фотографиях должны быть четко видны номерные знаки транспортного средства. Также, если вы делаете фото на телефон, включите геолокацию, тем самым сделав привязку к месту ДТП на фото.
  8. Активно участвуйте в составлении схемы ДТП, старайтесь проконтролировать все нюансы, и не оставляйте инспектора ГИБДД с другими участниками аварии наедине.
  9. Внимательно читайте протокол о ДТП. Если вы не согласны с чем-то, то обязательно приложите свои объяснения и рекомендации. К слову, вы имеете право записывать на видео процесс составления протокола, общение с сотрудником ГИБДД. Если же работник полиции игнорирует ваше право, вы смело можете писать на него жалобу.
  10. Запишите все данные других участников ДТП, а также свидетелей. Обязательно поговорите с ними. Узнайте, может где-то поблизости есть камеры внешнего наблюдения, с которых можно получить запись аварии, а также узнайте у водителей, возможно, у них есть запись ДТП на видеорегистраторе.
  11. После ДТП необходимо получить на руки копию протокола, извещение о ДТП и подготовить другие документы для страховой компании. Уведомить страховщика следует письменно в указанные в вашем договоре сроки. Как правило, по ОСАГО они составляют 5 рабочих дней, по КАСКО до 15 рабочих дней. Подавать заявление можно лично, посетив офис страховой компании, либо же направить пакет документов курьером с уведомлением о вручении.

Суммы

Размеры страховой выплаты четко прописаны в законодательстве. Хотя страховая компания может предложить меньшую сумму компенсации, максимумы четко оговорены в законе об ОСАГО.

Чтобы получить компенсацию собственного ущерба, следует оформлять не полис ОСАГО, а КАСКО.

Суммы возмещения различаются, если в дорожном происшествии пострадали люди, только автомобили или произошел смертельный исход. Это следует рассмотреть подробнее.

Повреждены только машины

Согласно закону об ОСАГО, гл.2, ст.7, п. «б» на возмещение материального ущерба пострадавшего в дорожном происшествии автомобиля может быть выплачено до 400 000 рублей.

Эти положения не относятся к человеку, который стал виновником происшествия. Этот водитель не имеет право на возмещение по полису ОСАГО.

Пострадали или погибли люди

Страховая сумма для случаев, когда в дорожно-транспортных происшествиях пострадала чья-то жизнь или здоровье несколько иная. Она прописана в Законе об ОСАГО, главе 2, статье 7, пункт «а».

Сумма страхового возмещения, предназначенная для покрытия ущерба жизни и здоровью, составляет 500 000 рублей. Если произошла гибель пострадавшего, в силу вступают положения из Правил ОСАГО, пункт 49.

Он гласит, что в случае смертельного исхода члены семьи, оставшиеся без кормильца вправе рассчитывать на страховое возмещение в сумме 135 000 рублей.

Кроме этой суммы страховая компания обязана возместить расходы, понесенные членами семьи на погребение пострадавшего. Компенсация не может превышать 25 000 рублей.

Какие выплаты по ОСАГО при ДТП, если я виновник и одновременно потерпевший

Водитель может быть одновременно и виновником происшествия, и пострадавшим лицом только при обоюдной вине. Хотя такого термина в законодательстве нет, его используют, чтобы описать аварию, в которой нельзя обвинить только одного водителя.

В таких ДТП правила дорожного движения обычно нарушают оба, при этом эти нарушения имеют причинно-следственную связь со столкновением. Нередко страховые компании пытаются отказать в возмещении ущерба, когда виновны сразу два водителя.

Однако все происшествия такого характера регистрируются исключительно с участием инспекторов ГИБДД.

Если вина одного из участников аварии не очевидна, полиция не вправе решать, кто должен нести ответственность. Такие случаи рассматриваются в судебном порядке.

При наступлении такого происшествия важно грамотно действовать. Лучше, если водителя проконсультирует юрист

Судебный процесс должен привести к установлению степени вины.

Если вина не будет установлена вообще, то есть если не удастся выяснить, что стало причиной ДТП, в выплате могут отказать вообще.

В большинстве случаев суд определяет вину и ее степень. Иногда решение гласит, что оба водителя виновны 50/50, возможно и другое распределение, например, 30/70.

По решению суда можно взыскать со страховой компании сумму, пропорционально равную степени невиновности пострадавшего.

К примеру, первый водитель виновен на 30%. Значит, второй водитель получит только 30% от суммы нанесенного ущерба.

Такие страховые случаи всегда подразумевают, что часть ремонта каждый водитель оплачивает самостоятельно.

Если я уехал с места аварии

Если виновник скрылся с места ДТП, как правило, найти его очень просто. Дорожные происшествия редко случаются без свидетелей. Возможно и существование видеозаписей случившегося.

Это значит, что виновного водителя все равно найдут, страховая компания в общем порядке выплатит страховое возмещение, однако виновника может ждать неприятный сюрприз.

В случае оставления места ДТП страховая компания вправе воспользоваться правом суброгации.

Это значит, что страховщик подает регрессный иск против виновного водителя в суд и требует взыскать с него сумму, уплаченную пострадавшему. Такие суды часто на стороне страховых компаний.

Проверка виновника ДТП на наличие полиса

  1. введите серию и номер бланка страхового полиса в соответствующие текстовые поля,
  2. выполните проверку, нажав на кнопку с надписью “Я не робот”,
  3. кликните на кнопку “Поиск” и выберите из списка подходящий вариант.

В результате вам должен быть представлен результат поиска в виде таблицы, где в столбце статус должно быть указано “Находится у страхователя”. Только в этом случае страховка у виновника аварии действующая и не фальшивая.

Обратите внимание! Если во время поиска появилось окно с ошибкой, то, возможно, действие полиса на момент запроса завершилось, и он является просроченным. В таком случае потерпевший не вправе получить выплату компенсации от страховой компании

Полная инструкция с картинками и пояснениями доступна в нашей специальной статье.

Суброгация по ОСАГО с виновника ДТП

Регресс по ОСАГО часто путают с суброгацией. Между этими понятиями много общего, но есть и различия. Чем отличается суброгация от регресса, рассмотрим более подробно.

Прежде всего стоит отметить, что обратное требование может возникать в самых разных сферах — кредитных отношениях, в страховании, при выдаче поручительства, в трудовых взаимоотношениях и др. Суброгация применяется только в страховом бизнесе. Точное определение содержится в названии ст. 965 ГК РФ:

Для того чтобы разобраться в различиях, приведем выдержки из данной статьи кодекса:

На первый взгляд смысл суброгации ничем не отличается от обратного требования. Страховая компания требует с виновника происшествия возместить выплаты, произведенные пострадавшему лицу. Но есть отличия:

  • суброгация возникает при имущественном страховании, а не при страховании ответственности, как у ОСАГО;
  • договор страхования заключен с лицом, чье имущество пострадало, а не с виновником происшествия.

Таким образом, применительно к ДТП разница состоит в том, что:

  1. Требование в порядке суброгации выдвигает страховщик невиновной в происшествии стороны, при регрессе иск подает страховая компания виновника.
  2. При суброгации между страхователем и страховщиком заключен договор КАСКО, если вред причинен автомобилю, договор страхования дачи, дома и т. п., если в аварии повреждено другое имущество. При регрессном иске основание — договор ОСАГО или ДСАГО.
  3. Иск страховой компании к виновнику ДТП в порядке суброгации содержит требования по возмещению вреда, причиненного имуществу, в порядке регресса — имуществу и здоровью человека.

По договору ОСАГО страховщик осуществляет выплаты в пределах лимита, установленного ст. 7 ФЗ-40. В 2020 году он составляет — 500 тыс. руб. для возмещения вреда жизни и здоровью, 400 тыс. руб. — при повреждении имущества каждому пострадавшему. Регрессный иск СК может заявить на выплаченную сумму. Если размер вреда выше, иск в суд подает сам потерпевший.

При суброгации страховой компании переходят все права пострадавшей стороны. Размер выплат законом не ограничен. Если у водителя, виновного в ДТП, есть полис ОСАГО, возмещение в пределах лимита (400 тыс. руб.) должно быть получено со страховщика по автогражданке. Иск к виновнику предъявляется только при недостаточности этих выплат или, если нет обязательной страховки.

Когда страховка выгодна виновнику ДТП

Что же делать тому, по чьей вине произошло дорожно-транспортное происшествие? Чтобы ответить на вопрос, зачем ОСАГО, если платит виновник, нужно рассмотреть реальную правоприменительную практику возмещения ущерба. Она показывает, что все не так плохо для того, по чьей вине случилась авария, как выглядит на первый взгляд. Ситуаций, когда можно не доплачивать разницу в стоимости ремонта, несколько:

  1. Страхового покрытия хватает на восстановление авто;
  2. Тот, кто виноват в аварии, оплачивает по соглашению сторон не весь ремонт, а только его часть;
  3. Стоимость запчастей в официальном справочнике может быть заниженной относительно рыночных расценок и фактически равняться цене деталей б/у;
  4. Покупаются не оригинальные и новые запчасти, а более дешевые аналоги или комплектующие, бывшие в употреблении.

А теперь перечислим случаи, когда виновник аварии платить не должен. Их два:

  • дорожно-транспортное происшествие оформлено по европротоколу;
  • возмещение ущерба производится в виде направления на ремонт. В этом случае доплата потерпевшей стороне может осуществляться только на добровольной основе и не может быть взыскана в принудительном порядке.

Во всех остальных случаях, если суммы страхового покрытия не хватит на возмещение ущерба, доплачивать придется тому, кто устроил аварию.

Судебная практика по возмещению ущерба без учета износа

35 статья Конституции России наряду со статьями 19 и 52 (гарантирующими права собственности) определяет, что возмещение вреда в результате дорожно-транспортного происшествия и его объем определяются после объективной оценки понесенного потерпевшим ущерба. Тогда фактически возмещать стоимость деталей водитель, виновный в аварии, и должен по актуальной цене – с учетом того, что машина была в эксплуатации.

По общим правилам Гражданского кодекса возмещение имущественного ущерба происходит за счет того, кто спровоцировал дорожно-транспортное происшествие. А в том случае, если авто участника ДТП признано источником повышенной опасности, возместить затраты на ремонт потерпевшей стороны он обязан даже в том случае, если авария случилась не по его вине.

Для страховой компании главным будет наличие признаков страхового случая, если столкнулось два и более транспортных средства.

Рассмотрим порядок возмещения ущерба по страховке. Если причинен вред не только автомобилям, но и здоровью людей, он будет компенсирован за счет источников, перечисленных ниже:

  • по программе полиса обязательного страхования, если ущерб был причинен в результате происшествия, которое относится к страховому случаю. При этом полис ОСАГО виновник ДТП должен иметь действующий;
  • за счет гражданина, управлявшего авто (своим или чужим – по доверенности), если авария не относится к страховому случаю;
  • за счет водителя, управлявшего транспортным средством без законного основания (в результате угона или без согласия владельца);
  • за счет лица, управлявшего авто, если у него нет полиса ОСАГО или истек срок действия страховки;
  • за счет автовладельца, если участником аварии стал наемный водитель или лицо, которое оказывает другие услуги собственнику транспортного средства на возмездной основе.

Но даже при наличии страхового случая нередко суммы возмещения не хватает на покрытие расходов потерпевшей стороны, и тогда водитель, виновный в ДТП, будет возмещать разницу из своего кармана.

Напомним, страхование автогражданской ответственности предполагает максимальную сумму возмещения ущерба в 400 тысяч рублей, а в случае причинения вреда здоровью – 500 тысяч. Потерпевший должен ждать компенсацию в течение 20 дней.

Зачем нужен полис ОСАГО

Если кратко, ОСАГО защищает вас от непредвиденных трат в случае ДТП:

  • Если вы стали виновником ДТП, ваша страховая компания за вас возместит ущерб имуществу и здоровью пострадавших. Ремонтировать свой автомобиль придется самостоятельно (если вы не приобрели заранее полис автокаско).
  • Если разбили вашу машину, её ремонт оплатит страховая компания виновника аварии.
  • Если в аварии виновны оба водителя, страховые компании заплатят обоим – обычно возмещают половину нанесенного ущерба. В спорных случаях степень ответственности каждого участника ДТП и соотношение выплат определяет суд.

Максимальный размер выплаты на ремонт по ОСАГО составляет 400 000 рублей. Если восстановление авто обойдется дороже, пострадавший вправе потребовать от виновника ДТП доплатить разницу между фактическим ущербом и страховым возмещением.

Чтобы свести к минимуму риск денежных потерь, в дополнение к ОСАГО вы можете купить полис ДСАГО – добровольной автогражданской ответственности

Покрытие по такому полису может быть гораздо выше – хоть до 30 млн рублей. В этом случае, даже если по вашей вине сильно пострадает очень дорогой автомобиль, вам не придется оплачивать его ремонт.

Какие документы нужны для оформления полиса

По закону нужны следующие документы:

  1. паспорт или иной удостоверяющий личность документ – для физического лица;
  2. свидетельство о государственной регистрации юридического лица – для юридического лица;
  3. ПТС или другой документ о регистрации транспортного средства – свидетельство о регистрации, технический паспорт или технический талон;
  4. водительское удостоверение или его копия – для всех, кто будет управлять транспортным средством;
  5. диагностическая карта транспортного средства, которая подтверждает его соответствие обязательным требованиям безопасности;
  6. заявление на страхование.

Страховщик не вправе отказать вам в полисе ОСАГО, если вы предоставили весь комплект документов. Вы можете обратиться в любой филиал лицензированной страховой компании или купить полис онлайн на ее сайте. Если вам отказывают в оформлении полиса, вы можете направить жалобу в Банк России.

Добавить комментарий

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.