Подпрограммы «Доступной среды»
Серьезные задачи разделены для быстрого их достижения на маленькие сегменты в целях конкретизации и детализации их воплощения.
Это возможно благодаря таким действиям:
- созданию свободного доступа в здания государственных органов власти;
- повышению качества обслуживания;
- выявлению проблем маломобильных людей, которые в состоянии решить государство и местные власти.
Внимание! Подпрограмма реализуется путем адаптации новостроек под нужды инвалидов, установки баннеров, специальных карт для улучшения информированности. Для ее реализации запланирован бюджет в размере 35 млрд
рублей.
Повышения уровней адаптации и абилитации
Происходит путем:
- развития отдельных отраслей промышленности для производства предметов и оборудования для инвалидов;
- определения и внедрения соответствующих законов.
Для этой подпрограммы необходима организация более эффективного взаимодействия с госучреждениями по субъектам Федерации в сфере реабилитации и абилитации инвалидов. На эти цели государство выделило финансирование в размере 33,5 млрд. рублей.
Совершенствование медицинского обслуживания инвалидов
Реализуется при помощи таких действий:
- организация более объективных методик проведения медицинского обследования;
- разработка эффективных критериев оценки степени ограниченности;
- формирование профессиональной кадровой базы для обслуживания лиц с ограничениями;
- создание единой электронной базы между медучреждениями.
Cправка! Для этого из госбюджета запланировано выделить 103 млрд. рублей.
Порядок реализации
Реабилитация инвалидов – это не просто актуальная проблема для общества, но и приоритетное направление государственной политики.
Доступная среда – это информация, связь и транспорт, дооборудованные таким образом, чтобы человек, ограниченный в возможностях, мог чувствовать себя полностью независимым.
В первую очередь доступность должна быть обеспечена в учреждениях лечебно-профилактического характера, а именно, в поликлиниках, диспансерах и центрах различных уровней обслуживания (как сельского, так и республиканского значения).
Любая входная группа, путь движения, санитарно-гигиеническая комната, регистратура или лифт должны быть оборудованы таким образом, чтобы соблюдались:
- доступность;
- безопасность;
- комфортность;
- информативность.
Паспорт программы
Наименование государственной программы Ростовской области |
– |
государственная программа Ростовской области «Доступная среда» |
Ответственный исполнитель государственной программы |
– |
министерство труда и социального развития Ростовской области |
Соисполнители государственной программы |
– |
отсутствуют |
Участники государственной программы |
– |
министерство здравоохранения Ростовской области; министерство по физической культуре и спорту Ростовской области; министерство общего и профессионального образования Ростовской области; министерство транспорта Ростовской области; министерство культуры Ростовской области; Правительство Ростовской области (управление информационной политики Правительства Ростовской области) |
Подпрограммы государственной программы |
– |
1 «Адаптация приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими маломобильными группами населения». 2 «Социальная интеграция инвалидов и других маломобильных групп населения в общество» |
Программно-целевые инструменты государственной программы |
– |
отсутствуют |
Цель государственной программы |
– |
обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Ростовской области |
Задачи государственной программы |
– |
формирование условий для беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации с целью интеграции инвалидов в общество |
Целевые показатели государственной программы |
– |
доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов Ростовской области; доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов социальной инфраструктуры; доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации, от общего числа обратившихся инвалидов |
Этапы и сроки реализации государственной программы |
– |
реализация государственной программы запланирована на 2019 – 2030 годы (этапы реализации государственной программы не выделяются) |
Ресурсное обеспечение государственной программы |
– |
общий объем финансирования государственной программы составляет 1 111 382,7 тыс. рублей, в том числе: в 2019 году – 175 333,2 тыс. рублей; в 2020 году – 297 105,3 тыс. рублей; в 2021 году – 110 270,9 тыс. рублей; в 2022 году – 110 270,9 тыс. рублей; в 2023 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2024 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2025 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2026 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2027 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2028 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2029 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2030 году – 52 300,3 тыс. рублей; средства областного бюджета: всего – 1 105 334,0 тыс. рублей, в том числе: в 2019 году – 174 261,1 тыс. рублей; в 2020 году – 292 128,7 тыс. рублей; в 2021 году – 110 270,9 тыс. рублей; в 2022 году – 110 270,9 тыс. рублей; в 2023 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2024 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2025 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2026 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2027 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2028 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2029 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2030 году – 52 300,3 тыс. рублей; из них безвозмездные поступления в областной бюджет – 29 774,1 тыс. рублей, в том числе: в 2019 году – 13 753,9 тыс. рублей; в 2020 году – 13 961,4 тыс. рублей; в 2021 году – 1 029,4 тыс. рублей; в 2022 году – 1 029,4 тыс. рублей; в том числе средства федерального бюджета – 29 774,1 тыс. рублей, в том числе: в 2019 году – 13 753,9 тыс. рублей; в 2020 году – 13 961,4 тыс. рублей; в 2021 году – 1 029,4 тыс. рублей; в 2022 году – 1 029,4 тыс. рублей; средства местных бюджетов: всего – 6 048,7 тыс. рублей, в том числе: в 2019 году – 1 072,1 тыс. рублей; в 2020 году – 4 976,6 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы |
– |
увеличение количества инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности; увеличение количества доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры; увеличение количества инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации |
Этапы программы
Успех мероприятия — грамотное и последовательное воплощение в жизнь поставленных целей. Таким образом удается постепенно охватить все сферы деятельности, гарантируя инвалидам комфортные и полноценные условия для развития.
Таблица № 2 «Стадии воплощения в жизнь социальной политики доступной среды»
Стадии программы | Особенности реализации |
2011-2012 | Создание безбарьерной среды для инвалидов требует формирования достаточной нормативно-правовой базы. Поэтому на первом этапе подписывались и принимались законы в разных сферах жизни, на основании которых стало возможным перейти к практической части проекта |
2013-2015 | Учитывая масштабы запланированных мероприятий, не обойтись без достаточной финансовой поддержки. Поэтому второй шаг — поиск источников инвестирования финансовых средств, а также распределение федерального бюджета таким образом, дабы часть средств была освоена в рамках «Доступной среды» |
2016-2018 | Организация взаимодействия государственных органов и локальных подразделений, а также между различными ведомственными учреждениями гарантирует одновременное влияние на все сферы жизнедеятельности. Этот период можно назвать реабилитационным, поскольку во многих областях стартовали пробные проекты |
2020-2020 | Анализ полученных промежуточных результатов, поиск недостатков проекта, формирование эффективного подхода к дальнейшей процедуре реализации проекта в других административных образованиях государства. Инвестирование финансов в локальные бюджеты |
2021-2025 | Планируется завершить до этого времени строительство центров реабилитации, закупку необходимого оборудования. На этой стадии предстоит осуществление подготовки патронажных сестер, профилирующего персонала, разработка методов эффективного сотрудничества со всеми группами инвалидов |
В этом году планируется завершение третьего этапа проекта. Как сообщают органы государственной власти, выполнение программы идет согласно целевым требованиям.
Оснащение коридора
№ 1. Тактильные таблички на кабинетыРегламент СП 59.13330.2016 п.6.5.9.
Информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м:
• перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения.
• нумерация шкафов раздевальных должна быть выполнена рельефным шрифтом и на контрастном фонеПояснение:
Комплексные таблички размещаются на дверях кабинетов и включают в себя название специалиста/кабинета, номер кабинета, дублирование информации азбукой Брайля. Такие таблички, как правило, заказывают в размере 15х30, 15х45 см, в зависимости от объема текста.
№ 2. Знаки доступности
Регламент СП 59.13330.2016 п.6.5.1.
Следующие элементы здания, доступные для МГН, должны идентифицироваться с помощью технических средств информирования, ориентирования и сигнализации и обозначаться знаками доступности (для информирования инвалидов с нарушениями зрения):
• входы и выходы, доступные для МГН
• входы в общественные уборные, в универсальные и доступные уборные
• зоны предоставления услуг для инвалидов;
• гардеробы, примерочные
• лифты и другие подъемные устройства, доступные для инвалидов
• пути эвакуации инвалидов;
• безопасные зоны;
• специальные зоны отдыха и ожидания для МГН
• указатели направления, указывающие путь к ближайшему доступному элементу (лифт, санузел и тд)Пояснения:
Вышеперечисленные зоны обозначаются пиктограммами – квадратными табличками, с установленными изображениями, согласно СП-101-2001. Если готового изображения нет в нормативном перечне (например, для зоны отдыха, примерочной), то его можно сделать в свободном дизайне, но в общем стиле с остальными пиктограммами. В помещениях допустимо применение пиктограмм 10х10см и 15х15см, на улице – не менее 20х20см.
Самые часто используемые знаки: доступный вход (20х20см!), стрелки-указатели направлений, знаки санузлов, вход/выход из помещения, лестница, лифт. Стрелки размещаются в коридорах на стенах в паре со знаком, обозначающим какое-либо место и обозначают направление в котором надо идти, чтоб прийти в это самое место, например, в санузел.
Таблицу с вариантами пиктограмм можно посмотреть здесь.№ 3. Перила и поручниРегламент СП 59.13330.2016 п.6.1.12
Оптимальным вариантом для охвата рукой являются поручни округлого сечения диаметром от 0,03 до 0,05 м. Расстояние в свету между поручнем и стеной должно быть не менее 0,045 м для стен с гладкими поверхностями и не менее 0,06 м для стен с шероховатыми поверхностями.Пояснение:
Поручни (перила) для пандуса чаще всего изготавливаются из труб шириной 50мм, а поручни для санузлов используются как правило 32, 35,38мм
№ 4, № 5, № 6, № 7. Тактильно-контрастные указатели (тактильная плитка)Регламент СП 59.13330.2016 п.8.1.6., 8.3.3.
При входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению на основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.Пояснение:
В помещениях используется тактильная плитка из ПВХ или тактильные индикаторы (ПВХ, металл). Оба вида разметки наносится при помощи специального полиуретанового клея. В помещениях используется тактильная плитка 30х30см, на улице используется преимущественно бетонная плитка 50х50см или металлические тактильные индикаторы на штырьке.
Подробнее о том, как именно выбрать и положить рисунок плитки, сказано в ГОСТ 52875-2007.
№ 8. Дверные ручкиРегламент СП 59.13330.2016 п.6.4.3.
Следует применять дверные ручки, запоры, задвижки и другие приборы открывания и закрывания дверей, которые должны иметь форму, позволяющую инвалиду управлять ими одной рукой и не
требующую применения слишком больших усилий или значительных поворотов руки в запястье. Целесообразно ориентироваться на применение легко управляемых приборов и механизмов, а также С-и П-образных ручек.
Задачи и цели программы доступная среда
Рассматриваемая в рамках данного материала программа создана для того, чтобы воплощались следующие цели и задачи:
– оценка доступности услуг, объектов для лиц с ОВЗ, а также повышение этого уровня;
– обеспечение равноценного доступа для каждого инвалида к любой услуге, реабилитационному средству;
– модернизация государственных систем МСЭ;
– формирование дружественного отношения к инвалидам.
Главной целью «Доступной среды» называют создание условий для беспрепятственного доступа инвалида к приоритетному объекту, причём, к любому. Это же касается важных услуг. Помимо этого люди с ОВЗ должны быть переведены из пассивной экономической группы в более активную за счёт содействия в плане занятости и трудоустройства.
Существующие подпрограммы
Эксперты отмечают, что для обеспечения доступности в приоритетные для инвалида объекты и не только, реализуются определённые мероприятия, в частности:
– финансовая поддержка спортивных учреждений, где есть направленность на адаптивный для лиц с ОВЗ спорт и тд;
– обучение специалистов, которые войдут в состав психолого-медико-педагогической комиссии в ОУ и будут принимать решение относительно возможности ребёнка-инвалида получать образование в обычной школе;
– установка в ОУ реабилитационного, учебного, компьютерного оборудования, плюс, обеспечение автотранспортом, чтобы ребёнок с теми или иными нарушениями мог учиться наравне с другими детьми;
– субтитрование (скрытое) любой программы, идущей на общероссийских общедоступных телеканалах;
– приведение сооружения или здания в соответствие с правилами и нормами, определяющими доступность для лиц с инвалидностью (например, важно наличие лифтов, указателей и тд);
– приспособление входа, лестницы, съезда (пандусы), санитарно-гигиенического помещения, зоны оказания услуг и прочее.
Для усовершенствования механизма, в соответствии с которым человеку с ОВЗ предоставляются услуги МСЭ или по реабилитации, уделяется внимание таким моментам, как:
– пересмотр критериев и классификации, используемых при осуществлении освидетельствования;
– повышение качества мероприятий, проводимых в соответствии с ИПР и относящихся к абилитации детей-инвалидов;
– разработка и внедрение независимой оценки качества услуг, которые получает инвалид во время МСЭ.
Специалисты объясняют необходимость нового обоснования инвалидности повсеместным внедрением новых методик диагностирования и лечения. Например, требовалось заняться разработкой более подробных критериев для установления ограничений. Что касается улучшения качественной стороны такой услуги, как МСЭ, здесь реализуются меры по:
– обеспечению кадрового состава;
– открытости деятельности бюро;
– разъяснительным действиям, этике;
– профилактике коррупции.
Кроме того, нельзя упускать из вида клинико-функциональные особенности, которые имеют свои отличия на разных возрастных этапах. Известно, что в нескольких регионах страны с целью устранения социального риска доработка по данным вопросам выполнялась в 2018 году, а внедрение должно произойти в 2019 году.
Также поэтапно внедряют новые критерии и классификации, по которым определяют утрату профессиональной трудоспособности, произошедшую на фоне профзаболевания или несчастного случая. Плюс, есть требования, ориентируясь на которые должны проектировать здания для воспитательных, образовательных, реабилитационных учреждений
Например, тут важно:
– создавать небольшие классы или группы, внутри которых каждый ребёнок получает достаточное количество внимания;
– подготовить учебные места так, чтобы учитывались ограничения ребёнка;
– использовать новые технические средства и методы обучения;
– включать в здание реабилитационное медицинское оборудование.
Конечно, указанные пункты представляют собой лишь часть правил и норм, требующих осуществления и реального применения. Далее более подробно рассмотрим правила, с учётом которых проектируют современные жилые дома.
Доступная среда для инвалидов — что за программа?
Чтобы облегчить существование лиц с инвалидностью и вывести в качество их жизни, одним из профильных министерств (Минтруда) разработана гос. программа «Доступная среда». Каждое десятилетие в нее вносят поправки, приближая строительные нормы к мировым, а морально устаревшие параметры заменяют современными.
- комфорт использования объектов;
- бережное отношение к инвалидам и их проблемам в обществе;
- модернизация объектов и свободный доступ к ним МГН.
Ныне программа на четвертом этапе. Благодаря ей разработаны правила проектирования, организации инвалидов заявляют о себе, дети-инвалиды получили право на удобства в школах, кафе и концертных залах, а взрослые — минимальные удобства на работе.
Документы по доступной среде
Конвенция по правам инвалидов декларирует стремление государства к защите лиц с инвалидностью и МГН. К мировым соглашениям Россия присоединилась с 2014 года.
Гарантии в Конституции — основном законе государства (статья 27).
Кодексы, архитектурные правила, постановления властей и строительные нормы призывают создавать достойные условия жизни этим гражданам. За ненадлежащее исполнение на гос. чиновников налагаются штрафы, и немалые. И на всех, причастных к процессу.
Приспособления для инвалидов в гос. учреждениях
Со времен Сочинской олимпиады прошло не так много времени, и общество успело заметить, что инвалиды могут быть сильными и мужественными. Каждый день для большинства из них – сражение обычных человеческих желаний с ограниченными возможностями. Для адаптации к потребностям МГН разработан инструментарий, доступный для использования и в здании старой планировки, и в новостройках. Изготавливается индивидуально, ориентирован на слабослышащих, незрячих или спинальников с характеристиками малой мобильности, разрешен для гос. учреждений.
- Системы информирования.
- Тактильные знаки.
- Вспомогательные средства — техника и комплектующие.
- Запоры. Котельные и бойлерные закрывают на запор и вешают предупреждение. Ведь бывают и такие, внешне здоровые, но со специфическими диагнозами: так и норовят куда-нибудь залезть.
Все приспособления имеют гигиенические сертификаты и могут использоваться в учреждениях для инвалидов.
Около пяти процентов полезной площади в спроектированных для нужд общества помещениях (кафе, поликлиники, различные службы) по закону доступны для инвалидов. В многоэтажках — места отдыха для МГН: скамейка, диванчик в поликлинике, кресло в приемной чиновника. Какой будет зона для инвалида, регламентируется сводом правил (далее СП). Учитываются мобильность и заболевания посетителя, инвалиды располагаются по принципу: видно, слышно, комфортно.
Доступная среда для детей инвалидов в школе
Школы и сады в большинстве проектировались лет 40-50 назад. Потребности подрастающего поколения на инклюзии не учитывались. Поэтому доступность для них предполагает модернизацию: входов, лестниц, школьной территории. Переоборудование туалетов, пандусы на входе — только начало. Системы оповещения, «доводчик» на входе, перила с округлыми краями. «Доступная среда» в школе — это материалы и оборудование: нескользкие панели, шероховатая плитка под ногами, навигационные системы, звуковые и световые маяки, тактильные таблички.
Стандарты предполагают:
- В школьных туалетах рядом с унитазом для инвалида нужна тревожная кнопка.
- В идеале — лифт, как вариант мобильный подъемник.
- Рядом с инклюзивами сенсорные комнаты. Психологи и другие специалисты, работающие с особенными детьми, обязаны использовать песочную, свето- и цветотерапию, другие методики коррекции, влияющие на сенсорику. Школа сможет не только учить, но и лечить душу ребенка.
- Дооборудование школ и садов мягкими игровыми наборами, сухими бассейнами с яркими шариками или поролоновыми кубиками, фиброоптическими системами, звуковым и музыкальным оборудованием необходимо.
- Для детей с нарушениями нужна мобильная или бескаркасная мебель, имеющая разрешения и гигиенические сертификаты, принтеры с печатью брайля, другие адаптационные устройства для компьютерной техники.
- По персональной программе — занятия в бассейнах или на тренажерах, в общих залах для лечебной физкультуры.
Дети должны развиваться. Пример тому — теоретик физики С. Хокинг. А гениальность создает радость от успеха, общения и чувства востребованности у ребенка-инвалида.
Подъемники для инвалидов в Москве
Подъемные платформы для инвалидов – это одно из самых приоритетных направлений нашей деятельности, как поставщика. На протяжении многих лет мы решаем самые разные по сложности и масштабу задачи адаптации и поставляем в каждом случае оптимальные по характеристикам подъемники.
Инвалидные подъемники – категория оборудования, которая пользуется повышенным спросом, поскольку является универсальным техническим решением для преодоления лестничных пролетов, подъема на этаж и спуска. К тому же, подъемники вертикального и наклонного перемещения давно стали неотъемлемой частью комплексной адаптации зданий для МГН. А мобильные лестничные подъемники успешно применяются там, где классические подъемники для инвалидов не подходят по разным обстоятельствам. Мы предлагаем все виды инвалидных подъемников: стационарные и мобильные, для дома (подъезда) и для общественных учреждений.
Для комфорта людей, передвигающихся на кресле-коляске, адаптация территорий и зданий может выполняться посредством разнообразных механизмов. Это могут быть различные по характеристикам подъемные платформы, специальные подъемные площадки, кресельные подъемники, а также уличные подъемники для инвалидов. Мы имеем большой опыт по установке подъемников для инвалидов в Москве – как для частных объектов, так и для адаптации социальной инфраструктуры. Поэтому в каждом случае гарантируем безупречный результат в отношении качества, надежности и безопасности.
Обращайтесь к нам – и мы поможем адаптировать любое пространство в Москве, сделать его доступным для всех категорий людей, устранив все преграды и барьеры. Доступная Среда – это проще, чем вам кажется!
Вертикальные подъемники Наклонные подъемники Лестничные подъемники Мобильные подъемники Подъемники для бассейна Подъемники для лечебных учреждений Кресельные подъемники
Что сделано к 2020 году, планы и текущее финансирование программы
- функционирование федерального реестра, в который вносят лиц после успешного завершения комиссии МСЭ в регионах. Этот реестр является информационным сервисом, который может предоставить не только все данные по изменениям, но и позволить пользоваться госуслугами в электронной форме;
- городской общественный транспорт стал оборудоваться специальными устройствами;
- увеличено число телевизионных каналов с использованием сурдоперевода и субтитров;
- стали доступны медицинские учреждения даже при ограниченных возможностях. Этот момент относится и к специализированным клиникам;
- образовательные учреждения стали оборудоваться под потребности детей с отклонениями;
- стало возможным пройти переквалификацию при инвалидности с помощью специальных условий.
Одними из наиболее важных моментов является качественное развитие МСЭ и создание специальных центров для реабилитации.
В целом меры принесли положительный результат, который позволяет инвалидам быстрее адаптироваться к обществу и получить необходимые условия для этого. 2019 год был этапом рассмотрения и корректировки ФЦП, которая на данный момент установлена до 2020 года. Именно на этот период рассчитан текущий процесс финансирования в целевом варианте.
Правила, обеспечивающие доступность жилья для инвалидов
- наличие шероховатого покрытия на ступенях. Сюда входит отсутствие скользких мест, например, при входе устанавливают специальные резиновые коврики;
- крыльцо оборудуется по всем стандартам, по которым присутствует освещение, стоки и ограждение от ветра или дождя;
- площадь около подъезда оборудуется специальными пандусами бокового характера с выделением нижних и верхних ступеней с помощью цвета или фактуры;
- на подъезде есть две таблички. Первая имеет обычный вид и включает информацию по дому и квартирам. Вторая требует наличия той же информации, передаваемой шрифтом Брайля;
- площадка перед подъездом должна иметь разворот для колясочников;
- если вход в подъезд имеет одну ступень, то она переоборудуется под пандус.
Есть ряд требований, которые должны соблюдаться в жилых помещениях с инвалидами. Сюда входит необходимость в жилой комнате, коридора в минимум 4 квадратных метра, совмещенного санузла. Любые проемы имеют пандусы съемного типа, а также установленные габариты.
Отдельными считаются требования, которые предъявляются к реабилитационным центрам или учебным учреждениям. Основные принципы:
- небольшие по численности группы или классы, что позволяет больше заниматься индивидуально;
- учебные места должны быть подготовлены с учетом физических ограничений каждого индивидуума;
- разработка новых методик обучения, в том числе с использованием новых средств технического характера;
- наличие в обязательном порядке специального медицинского оборудования.
Помещения оборудуются одноместными партами. Дополнительным фактором является наличие игровой специальной зоны.
Реабилитационные центры должны иметь раздельные спальни для разнополых детей или взрослых. Также должны быть кладовые, раздевалки и места для бытовых процедур, в частности стирки.
Учреждения школьного или дошкольного типа располагаются в зоне с достаточным озеленением и с удаленностью от промышленного объекта любого типа минимум в 3 км.
Сферы жизнедеятельности
В первую очередь преобразования коснутся внешнего вида городов – начиная с пресловутого пандуса и заканчивая новым универсальным дизайном, позволяющим слепому или глухому человеку ориентироваться на улице наравне с обычным прохожим.
Внутри здания оснащаются светящимися табло и табличками с точечно-рельефным шрифтом (шрифт Брайля). В каждом учреждении общественного характера планируется организация мест для инвалидов, а также установка специальных касс, таксофонов и систем синхронного выводы информации в речевом и текстовом формате.
«Доступная среда» – это база, способствующая объединению инвалидов и общества. Реализация комплекса предусмотренных мероприятий позволяет превратить человека с ограниченными возможностями в субъект, способный стать полноценным участником таких сфер деятельности, как: культурно-массовая, социальная, политическая и многих других. Таким образом, люди данной категории смогут реализовать свои конституционные права, собственный потенциал и развить государство в целом.
Программа «Доступная среда» и её законодательная база
Благодаря данной программе (документу) мировое сообщество, а также сами граждане увидели, что в России готовы обеспечивать людей с ОВЗ правами на реабилитацию и адаптацию. При этом решено ориентироваться на международный договор, то есть конвенцию о правах инвалидов от 13.12.2006 г. Эксперты говорят о том, что комплекс мероприятий, призванных обеспечить доступность среды, условно делится на части (они кратко упоминались выше):
– 2011 – 2012 гг. – происходило формирование нормативной базы, формулировались конкретные задачи, обозначались финансовые источники;
– 2013 – 2015 гг. – используя часть средств из федерального бюджета, создавали реабилитационные центры, оснащали их спецоборудованием (это касалось также образовательных и медицинских учреждений);
– 2016 – 2018 гг. – происходило завершение основных задач (процесс контролировался субъектами страны);
– 2019 – 2020 гг. – должны подводиться итоги программы с последующим опросом, касающимся оставшихся проблем у людей с ОВЗ в плане доступности.
По итогу члены Правительства (точнее, Министерство труда и социальной защиты РФ), на которых возложена ответственность за реализацию программы, обязаны сообщить о выполненной работе, достижениях и оставшихся проблемах. В качестве участников программы обозначены ведомства и госучреждения, например, Министерство промышленности и строительства, Фонд социального страхования и тд.
Нормативными актами, регламентирующими программу в 2018-2020 гг. можно назвать:
– Постановление Правительства от 01 декабря 2015 г. № 1297.
– Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г.
– Распоряжение Правительства РФ от 21 июля 2014 г.
К слову, о реализации пунктов эксперты предлагают узнавать из публикуемых ежегодных отчётов, где обозначена информация о результатах, статистике и финансовом обеспечении.
Региональные особенности
Кроме федеральной обязательной программы каждый субъект имеет дополнительные варианты. Среди них есть те, которые также финансируются из федерального бюджета.
«Доступная среда» в Хабаровском крае
Также каждый регион, который участвует в реализационном комплексе, выделяет собственные средства на ряд целей, в частности модернизацию объектов или жилых комплексов.
На региональном уровне также осуществляется привлечение спонсоров, которые получают льготные условия или ряд привилегий.
Важно! Субъект может иметь определенный вариант реализации, который отличен от ФЦП, но для этого используются средства региона.
Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»
Несмотря на то, что практический этап плана начался всего два года назад, уже налицо существенные достижения в этом направлении. В частности, к положительным результатам можно отнести такие изменения:
- увеличение численности трудоустроенных инвалидов на государственных и частных предприятиях;
- рост численности центров, где проводится реабилитация инвалидов;
- привлечение к культурно-массовым мероприятиям инвалидов;
- увеличение количества городского транспорта с инвалидными местами;
- в рамках «Доступной среды» для инвалидов по зрению установлены светофоры со специальными звуковыми сигналами;
- для людей с плохим слухом программы транслируются в сопровождении языка жестов.
Такие мероприятия организованы практически во всех больших городах, что влияет на рост безопасности инвалидов в общественных местах и на дорогах.
Что делается для детей-инвалидов
Кроме того, что организованы специализированные классы, где проводится обучение инвалидов, также осуществляется реформирование локальных школ, проявляющееся в таких мероприятиях:
- формирование удобных подъездов к школам;
- организация передвижения внутри помещения инвалидов-колясочников;
- закупка оборудования для дополнительных занятий (например плаванием).
Также успешно проводится реабилитация детей-инвалидов на базе санаториев, баз отдыха и в специализированных медицинских центрах.
Региональные успехи
Поскольку воплощение в жизнь плана происходит последовательно, то в разных регионах разрабатываются свои первоочередные цели и реализуются самые насущные мероприятия.
Таблица № 4 «Промежуточные результаты регионов»
Административный район | Достигнутые задачи |
Пермский край | Запущен пилотный проект по полноценному использованию обустроенного реабилитационного центра |
Свердловская область | Завершено строительство центра реабилитации, закуплено оборудование и подготовлен персонал. В текущем году началось полноценное обслуживание инвалидов в новом учреждении |
Тамбовский регион | Активно действуют тридцать инклюзивных классов, в которых детки с инвалидностью обучаются совместно с физически здоровыми |
Москва | Предоставляется жилье, в котором площадь рассчитана на удобное передвижение в коляске |
Улан-Удэ |
Обустроен жилой квартал, в котором есть жилые дома, торговые центры, парки. То есть полная инфраструктура, необходимая для удобной и полноценной жизни |
Добавить комментарий