Специфика комплексных центров
В России уже существует определенное количество комплексных центров, профилирующихся на САИ. Так, к примеру, на основе постановления министерства социального развития Новосибирской области (НСО) ГАУ НСО (государственное автономное учреждение) проводит курсы усовершенствованных мероприятий, связанных с этим запросом.
Данное заведение имеет еще одно название «Комплексный центр социальной адаптации инвалидов» и осуществляет обслуживание следующих категорий граждан:
- Дети-инвалиды 14–18 лет из числа детей-сирот либо оставшихся без попечителей.
- Женщины-инвалиды 18–55 лет, сохранившие навыки самообслуживания.
- Мужчины-инвалиды 18–60 лет, которые в состоянии себя обслуживать сами.
- Дети-инвалиды 7–14 лет, полностью неспособные к самообслуживанию.
Развивающее занятие в ГАУ НСО
Основные адаптационные проекты, осуществляемые учреждением: социально-медицинская и психолого-педагогическая реабилитация, а также обучение навыкам самообслуживания и профессиональным умениям. Реабилитационный путь разрабатывается, исходя из утвержденных для каждой группы стандартов и включает соответственно:
- Дети-инвалиды сироты с сохранением навыков самообслуживания – обучение профессиям: обувщик, швея, социальный работник, пользователь ПК, изготовитель изделий из лозы, рабочий зеленого хозяйства, вышивальщица.
- Инвалиды с нарушением функции самообслуживания – курс социальной адаптации, включающей психолого-педагогическую коррекцию (развитие познавательных функций, коммуникативных навыков, восстановление способности к самостоятельности и т. д.).
- Дети-инвалиды, с абсолютной утратой способности к самообслуживанию – интенсивный курс, включающий врачебное сопровождение (педиатр, физиотерапевт, невролог), психолого-педагогическую коррекцию, бытовое обслуживание.
Адаптация получателей социальных услуг подразумевает 3 формы:
- стационарная (для проживающих на отдаленных территориях области);
- полустационар (для жителей близлежащих районов);
- стационарная (для детей-инвалидов 5 суток в неделю, кроме выходных и праздничных дней).
Социальная адаптация детей дошкольного возраста
Достигнув возраста 3-4 лет, большинство детей попадают в совершенно новую для себя среду – дошкольное учреждение. Начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов. Режим дня, требования и обязанности становятся для ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое состояние. Отсутствие предварительной подготовки, направленной на социальную адаптацию детей дошкольного возраста, может привести к таким невротическим реакциям, как:
- Нарушение эмоционального состояния;
- Ухудшение сна и аппетита;
- Развитие страха перед дошкольным учреждением;
- Повышение заболеваемости.
Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери.
Во многом течение социальной адаптации детей дошкольного возраста зависит от того, насколько морально и физически родители подготовили ребенка к предстоящим изменениям, а также от индивидуально-типологических особенностей ребенка – холерики и сангвиники адаптируются быстрее, чем флегматики и меланхолики.
Затрудняет социальную адаптацию детей к дошкольному учреждению наличие таких факторов, как:
- Эмоциональная неадекватность;
- Социальная некомпетентность;
- Несоциализированная агрессия;
- Слабо развитые навыки поведения в незнакомых ситуациях;
- Сопротивление ребенка учебному и воспитательному процессам;
- Отсутствие опыта общения со сверстниками и взрослыми.
Для облегчения социальной адаптации детей родители должны с ранних лет учить малышей искусству общения со сверстниками и взрослыми, придерживаться правильного режима дня. С самого младшего возраста ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, тогда он будет расти здоровой и полноценной личностью.
Адаптироваться к детскому саду ребенку может помочь и воспитатель, который должен заранее изучить особенности своего нового подопечного и, согласовав свои действия с родителями ребенка, подобрать к нему индивидуальный подход. Благожелательная и уютная атмосфера, создаваемая воспитателями в группах, является тем необходимым условием, которое помогает детям легко адаптироваться к новому месту.
В целом, социальная адаптация является сложным процессом как для здорового ребенка, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работники дошкольных учреждений, семьи и общество в целом должны предпринимать все необходимые меры, позволяющие любому ребенку войти в социум и стать его полноценным участником. От целенаправленности и слаженности деятельности взрослых, направленных на социальную адаптацию детей, зависит будущее подрастающего поколения.
Видео с YouTube по теме статьи:
Формы работы с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими детей-инвалидов
1. Тематические экскурсии
2. Семейные вечера отдыха
3. Дискотеки
4. Конкурсы, викторины, беспроигрышные лотереи в развлекательных программах
5. Проведение конкурсов на лучшую мамину выпечку
6. Концерты детей-инвалидов
7. Праздники, посвященные 16-летию детей-инвалидов с вручением памятных подарков, праздничным обедом и развлекательной программой
8. Организация и поддержка обществ семей, воспитывающих детей-инвалидов
9. Установление взаимодействия обществ семей, воспитывающих детей-инвалидов с благотворительными фондами и обществами
10. Организация в рамках спартакиад (зимняя и летняя), соревнований по настольному теннису, мини-футболу, шашкам, шахматам и др.
11. Организация выставок творческих работ детей-инвалидов
12. Праздники первоклассника
13. Благотворительные экологические праздники с участием журналов “Свирель” и “Лазурь”
14. Творческие встречи с писателями и артистами
15. Организация театрализованных представлений, в т.ч. спектаклей с участием детей-инвалидов
16. Разрабатываются и выполняются программы социальной реабилитации детей-инвалидов
17. Созданы и обновляются районные банки данных по детям-инвалидам
Общеобразовательная или спецшкола?
Обучение может проходить как в общеобразовательных учреждениях, которые посещают все дети, так и в специализированных, в зависимости от особенностей здоровья ученика. У каждого из данных вариантов есть свои плюсы и минусы.
В обычной школе вряд ли в полной мере удастся обеспечить индивидуальный подход к ребенку. В то же время общение в таком коллективе пойдет на пользу малышу, если он справляется с учебной программой и может найти общий язык с одноклассниками.
Отметим, что выбор в пользу того или иного варианта для каждой семьи будет индивидуальным – исходить нужно из потребностей ребенка.
Еще до того, как малыш впервые пойдет в детский сад или школу, родителям необходимо ненавязчиво его подготовить:
- привить базовые знания о дисциплине и гигиене;
- наладить режим дня;
- научить общаться с другими детьми и взрослыми.
Кроме того, важно, чтобы малыш привык оставаться на время учебы без присмотра родителей – данный процесс должен проходить постепенно, чтобы не вызвать сильных негативных эмоций у будущего школьника или воспитанника детсада. Немалую роль в процессе адаптации ребенка с ОВЗ будут играть и педагоги
Они должны не только подобрать индивидуальный подход к подопечному с особенностями здоровья, но и создать в детском коллективе атмосферу доброжелательности, терпимости, дружелюбия и готовности прийти на помощь товарищу
Немалую роль в процессе адаптации ребенка с ОВЗ будут играть и педагоги. Они должны не только подобрать индивидуальный подход к подопечному с особенностями здоровья, но и создать в детском коллективе атмосферу доброжелательности, терпимости, дружелюбия и готовности прийти на помощь товарищу.
Как проходит социальная адаптация?
Если еще несколько десятилетий назад вопросы социальной адаптации особых детей не были достаточно проработаны, то в современном обществе существует большое количество методов, направленных на всестороннее развитие молодых людей с инвалидностью. В комплексе все эти технологии помогают ребятам приспосабливаться к жизни в обществе, обучаться новым полезным бытовым навыкам, получать образование
При этом важно, чтобы вовремя была проведена соответствующая диагностика и начат процесс обучения, чтобы не было упущено время, – так адаптация будет проходить легче
Важно, чтобы в процессе адаптации малыша участвовали и социальные службы, призванные помогать родителям в данном вопросе, и квалифицированные педагоги, и домочадцы – самые значимые люди в жизни ребенка. В число методов соцадаптации входят:
В число методов соцадаптации входят:
- общение с учеником, а также консультирование его родителей;
- обучение его новым навыкам, закрепление уже полученных знаний, моделирование поведения ребенка в обществе;
- сказкотерапия, лепка, занятия с песком и другие педагогические приемы, которые помогают маленькому человеку приобретать необходимые навыки в процессе игры, интересоваться окружающей средой, развивать мелкую моторику, заниматься творчеством и т. д.
Социальная адаптация – то есть процесс общения ребенка с педагогом – может быть как индивидуальной, так и проходить в группе детей, в той социальной среде, которая будет благоприятна для развития малыша. Задача – реализовать потенциал каждого маленького участника процесса посредством взаимодействия, поддержки, общения.
В процессе обучения важно понимать, правильно ли идет развитие ребенка как личности. Данный уровень может быть оценен как:
- удовлетворительный (стабильный) – маленький ученик может самостоятельно себя обслуживать, усваивает новый материал, соблюдает требования дисциплины;
- неполный (неустойчивый) – ребенок с трудом обучается и психологически приспосабливается к жизни в обществе;
- неудовлетворительный – малыш не может обучиться базовым навыкам, привыкнуть к окружающему миру, часто болеет.
При нормальном развитии событий социальная адаптация решает множество задач:
- ребенок сможет обслуживать себя в быту, не прибегая к помощи взрослых (разумеется, в силу своих физических возможностей и особенностей психики);
- мальчик или девочка получает образование – как обязательное школьное, так и среднее специальное или высшее;
- человек с ограниченными возможностями расширяет свои границы, свое сознание, имеет больше вариантов устроить свою жизнь и т. д.
Общая информация об инвалидности у детей
Правовые основы
Вопрос адаптации детей с инвалидностью регламентирован несколькими нормативными актами:
- ФЗ № 181, где содержатся основные моменты, касающиеся социальной адаптации инвалидов.
- Приказ Минздрава № 117, где отражены понятия инвалидности у малышей и адаптации.
Скачать для просмотра и печати:
Адаптация
Проблема социальной адаптации людей с инвалидностью актуальна во всем мире. Основная задача, которая требует решения — воспитание детей с нарушениями интеллекта в существующей социальной среде, чтобы они могли быть полноценными членами общества, взаимодействовать с другими детьми.
Проблемы в области социальной адаптации инвалидов есть и будут всегда, именно по этой причине используемые сейчас программы становится все сложнее реализовывать.
Сейчас для социальной адаптации используются разнообразные коррекционные методики, работа воспитателей, отличающаяся индивидуальным подходом к каждому малышу.
Проблемы, с которыми сталкиваются родители
Можно выделить несколько групп проблем, возникающих в семье, где появляется на свет ребенок с инвалидностью:
- Взаимоотношения. Если в семье есть другие дети, они лишаются внимания со стороны родителей. Сами родители, в свою очередь, отдаются от других людей, что может стать причиной ее распада.
- Воспитание и образование малыша. Достаточно часто у родителей просто нет достаточных знаний о том, как именно воспитывать и чему учить такого малыша.
- Отсутствие знаний. Часто родители переоценивают или, напротив, недооценивают дефект ребенка.
- Отношение к малышу. Конечно, никому не хочется иметь ребенка с недостатками, поэтому для родителей появление такого малыша на свет — потрясение. Желательно на этом этапе обратиться за помощью, так как страх и стыд могут привести к необратимым последствиям.
- Отношение общества. Сверстники часто относятся к таким детям с пренебрежением и даже с негативом.
Оказание социальной помощи
Среди социальных льгот, которые предоставляются семьям, где воспитывается ребенок с инвалидностью, можно выделить:
- Возможность бесплатного получения рецептурных препаратов.
- Получение путевок на санаторно-курортное лечение.
- Бесплатный проезд в городском транспорте.
- Скидка 50 процентов на проезд в междугородном транспорте для ребенка с инвалидностью и сопровождающих его лиц.
- 50 процентная скидка на проезд к месту лечения в течение года. Один раз в год такая поездка обходится бесплатно.
- Постановка на учет для обеспечения жилым помещением, если у семьи есть такая потребность.
- Скидка на оплату коммунальных услуг.
Уровни адаптации
То, как ребенок воспринимает окружающую действительность, определяет характер и уровень его адаптации. Принято выделять 3 ее типа:
- Стабильный, удовлетворительный. Ребенок может обслуживать себя, выполнять возлагаемые на него функции и следовать установленным правилам.
- Неустойчивый, неполный. В этом случае ребенок имеет некоторые трудности в усвоении простых навыков. Существуют сложности и в формировании его психики.
- Неудовлетворительный. Пожалуй, самый сложный случай. Ребенок не способен получить даже самые первоначальные навыки, а при нахождении в социуме он испытывает дискомфорт. Нередко результатом становятся частые болезни ребенка.
Чтобы помочь ребенку адаптироваться, взрослые должны использовать различные методики
Так, при появлении нового ребенка с ОВЗ в коллективе важно провести ему экскурсию. Это поможет не только познакомить его с внешней средой, но и наладить контакт
Чтобы наладить контакт с другими детьми, необходимо осуществлять практическое взаимодействие малыша с ними.
Способы обучения
В зависимости от того, какие именно ограничения по здоровью имеет ребенок, определяется, как он будет обучаться. Возможны 2 варианта:
- Обучение вместе с обычными детьми. Такой формат показан тем малышам, у которых нет противопоказаний к такому варианту по состоянию здоровья. Родители при поступлении ребенка в школу должны понимать, что индивидуального подхода к их чаду здесь применять не будут.
- Обучение в специализированном учреждении. Речь может идти о спецклассе или целом учреждении. Для детей с ОВЗ тут создаются особые условия, что помогает им легче адаптироваться.
Как правило, в начале обучения родители посещают учебное заведение вместе с ребенком. Это позволяет снизить состояние стресса малыша. Только на закрепляющем этапе, когда ребенок осваивается в школе, родители начинают оставлять чадо одного. Это дает ему возможность чувствовать себя более уверенно. Однако этап этот проходит не быстро – не менее нескольких месяцев.
Добавить комментарий