Знаток Финансов

Законы пенсионной реформы

Индексация пенсии в 2019-2024 годах

По поручению Президента В. Путина пенсии в России до 2024 года должны индексироваться с темпами, превышающими индекс рост цен. В связи с этим в правила проведения ежегодной индексации страховых пенсий внесли изменения (их закрепили в законе № 350-ФЗ от 03.10.2018 г.):

  • С 2019 по 2024 год их будут индексировать с 1 января, а не с 1 февраля, как это делали раньше.
  • Коэффициент индексации установили фиксированным, а не зависящим от прогнозного значения инфляции.

Планы по индексации с 2019 по 2024 г. можно представить в виде таблицы:

Год 2019 2020 2021 2022 2023 2024
Индексация (%) 7,05 6,6 6,3 5,9 5,6 5,5

Согласно прогнозам Минэкономразвития, инфляция в ближайшие несколько лет не должна превышать целевых показателей — 4%. Соответственно, до 2024 года пенсии будут индексировать опережающими инфляцию темпами.

Начиная с 2025 года, индексировать пенсии будут по старым правилам — с 1 февраля и на величину индекса роста цен за прошедший год.

Гарантированный пенсионный план

Помимо этого, Правительство планирует вообще отменить обязательную накопительную систему, действовавшую в России с 2002 года, заменив ее системой добровольных пенсионных накоплений. Это означает, что мораторий на формирование накопительной пенсии, принятый с 2014 года и с тех пор ежегодно продлеваемый, снимать уже не будут (такой вариант уже не рассматривается). Фактически от такого формата накоплений вообще планируется отказаться, заменив их добровольными накоплениями — гарантированным пенсионным планом (ИПК).

До принятия моратория в 2014 году пенсионная система была основана на том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (это 22% от зарплаты) перечислялись работодателями в Пенсионный фонд и по желанию работника могли распределяться следующим образом:

  1. 16% на формирование страховой пенсии (включая фиксированную выплату, которая формируется за счет так называемой солидарной части тарифа — 6%) и 6% на накопительную часть;
  2. все 22% только на формирование страховой пенсии без формирования пенсионных накоплений.

С 2014 года после введения моратория у всех россиян обязательные страховые взносы идут только на формирование страховой пенсии (п. 1), а приток денег в накопительную пенсионную систему заморожен.

Новая добровольная накопительная система (ГПП) подразумевает, что работник будет дополнительно перечислять часть своей зарплаты (от 0% до 6%) на формирование своего пенсионного капитала. Подключение гражданина к новой системе планируется производить добровольно — по заявлению работника, в котором он самостоятельно укажет, какой процент от своего заработка он готов дополнительно отчислять в виде взносов.

Стоит отметить, что при введении в действие программы ГПП действующая на текущий момент накопительная система будет отменена. Пенсионные накопления россиян, которые находятся в НПФ, будут автоматически переведены в систему ИПК (то есть зачислены в счет пенсионного капитала). Если накопления гражданина находятся в ПФР, то они могут быть:

  • переведены в пенсионные баллы и направлены на страховую часть пенсии;
  • либо в течение переходного периода (предполагается, что это будет 2 года) можно будет перенаправить накопления из ПФР в НПФ, чтобы уже имеющиеся накопления также были направлены на формирование пенсионного капитала.

5 Как защитят предпенсионеров

Понятно, что, поскольку в связи с повышением возрастной планки на пенсию в ближайшие годы будет выходить меньше пенсионеров, количество работающего населения будет расти. В минтруде не ожидают в связи с этим серьезных обострений на рынке труда. Тем не менее принято несколько законодательных норм в защиту трудовых прав работников старшего, точнее, предпенсионного возраста.

Почему мне не проиндексировали пенсию, если я постоянно нигде не работаю

Во-первых, сам предпенсионный возраст определен теперь как пять лет до момента возникновения права на пенсию (в том числе в некоторых случаях – досрочную).

Во-вторых, предпенсионеров защитили от необоснованных увольнений. За это (как и за отказ в приеме на работу) теперь введена уголовная ответственность. Со стороны работодателя отвечать будут ответственные должностные лица, такие поправки внесены в Уголовный кодекс РФ. По решению суда допустивших нарушение могут наказать штрафом до 200 тысяч рублей либо обязательными работами сроком на 360 часов.

В-третьих, решено дать возможность работникам старших возрастов (начиная с предпенсионного) позаботиться о сохранении здоровья. Ежегодно предпенсионеры смогут получить у работодателя два свободных от работы оплачиваемых дня для прохождения диспансеризации – профилактического посещения врачей, выполнения анализов и диагностических исследований. Все остальные работники получили такое же право, но только один день и раз в три года. Оплата за такие дни рассчитывается исходя из среднего заработка работника.

Инфографика “РГ”: Александр Чистов/Ирина Невинная

Основные нововведения

  • мужчинам пенсию по старости теперь начисляют после достижения 65, а не 60 лет. Работающим женщинам такие деньги дают не в 55, а в 60 лет. Исключением являются госслужащие женского пола, которые теперь могут стать пенсионерками на 8 лет позже;
  • пособие по старости теперь назначают на 2 года позже. Такие выплаты положены при наличии конкретного стажа работы, который теперь равен 42 (ранее 40 годам) для работников-мужчин и 37(ранее 35 годам) — для работающих женщин;
  • пенсионные пособия назначают матерям с несколькими детьми — с 56 лет (с 4 несовершеннолетними или взрослыми детьми и если каждому из них уже есть 8 лет), с 57 лет — матери 3 детей, которым как минимум 8 лет. В обоих случаях страховой стаж равен 15 годам как минимум.

Согласно последней редакции ФЗ № 1032-11 от 19 апреля 1991 года, теперь граждан относят к лицам предпенсионного возраста на протяжении 5 лет до наступления предельного возраста для выплат. Раньше этот срок был равен 2 годам.

Предпенсионный возраст

В рамках новой пенсионной реформы на время переходного периода (2019-2028 гг.) законодательно введено новое понятие — предпенсионный возраст, наступающий за 5 лет до достижения возраста назначения гражданину страховой пенсии по старости. Для предпенсионеров будет предусматриваться ряд мер, направленных на обеспечение дополнительных гарантий и защиту их интересов.

25 сентября Госдумой был окончательно принят законопроект об уголовной ответственности за отказ в приеме на работу или увольнение по мотивам достижения предпенсионного возраста. В случае такого нарушения работодателю грозит штраф в размере до 200 тыс. руб., заработной платы за период до 18 месяцев или обязательные работы до 360 часов.

Помимо этого, для предпенсионеров были предложены и другие меры поддержки:

  1. Для выплаты накопительной пенсии будет сохранен нынешний пенсионный возраст — 55 и 60 лет. При этом будут предусмотрена возможность как единовременной выплаты этой пенсии (когда все пенсионные накопления выплачиваются единоразово в полном объеме), так и срочные выплаты (т.е. в течение определенного периода времени).
  2. Все предусмотренные федеральными законами льготы для пенсионеров (например, налоги на недвижимость, землю и т.п.) будут сохранены для граждан предпенсионного возраста — т.е. воспользоваться ими можно будет при достижении 55 и 60 лет, а не в зависимости от наличия статуса пенсионера. В некоторых регионах подобным образом будут предоставляться и другие меры социальной поддержки, которые установлены в конкретных субъектах:
    • льготы по оплате коммунальных услуг;
    • по санаторно-курортному лечению;
    • по проезду на транспорте и т.п.
  3. Предоставление ежегодно 2-х дней, оплачиваемых за счет работодателя, для прохождения гражданами предпенсионного возраста бесплатной диспансеризации.
  4. Повышение максимального размера пособия по безработице для предпенсионеров до 11280 руб. вместо ранее установленного 4900 руб., которое будет выплачиваться на срок до 1 года.

Решение относительно всех вышеперечисленных мер было принято параллельно с принятием закона о повышении пенсионного возраста — т.е. в сентябре-октябре 2018 года. Некоторые из них были приняты в виде поправок к этому закону, а другие — в виде отдельных законопроектов. 3 октября 2018 г. Президент В. Путин подписан весь пакет пенсионных законов.

Какова возможность отмены пенсионной реформы в стране

У некоторых экспертов есть своё мнение на этот счёт, и они могут его аргументировать. Их точка зрения заключается в том, что на фоне кризиса, который уже не просто грозит нашей стране, а практически наступил, правительству во избежание народных волнений необходимо отменить закон об увеличении пенсионного возраста, а также предоставить пенсионерам большее количество свобод.

Такой вывод был озвучен экономистом Михаилом Хазиным и политологом Павлом Салиным. Они заявили о том, что на фоне распространения эпидемии коронавируса, а также большого количества экономических проблем, Кремль в ближайшем будущем вполне может пойти на такие меры, как отмена повышения пенсионного возраста.

Нашу страну ожидает серьёзный кризис, и подобная мера помогла бы в борьбе с ним. Это мнение было озвучено Павлом Салиным, который является главой Центра политических исследований финансового института, экономист Михаил Хазин с ним согласился.

Законодательство до реформирования пенсионной системы

До введения новых законов трудовая пенсия (именно ее мы будем рассматривать как самую распространенную в Российской Федерации) рассчитывалась и назначалась согласно Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ. Исходя из этого документа данный вид пенсионного обеспечения можно определить, как ежемесячную денежную выплату, назначаемую застрахованным лицам, которые утратили трудоспособность в связи с инвалидностью, старостью, либо если они являлись иждивенцами таких лиц (кормильцев) и перестали получать средства к существованию в связи с их смертью.

При рассмотрении пенсионной системы до 2015 года следует учитывать тот факт, что трудовая пенсия являлась единой выплатой, состоящей из страховой и накопительной частей.

Закон N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Как уже было сказано выше, основным документом до 2015 являлся Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Все, что касается выплат и условий, по которым происходило назначение трудовых пенсий, содержалось именно в нем. Для лучшего понимания изменений, которые принесла реформа пенсионной системы 2015 года, стоит обозначить основные моменты, которые отражены в данном документе.

Виды трудовых пенсий:

  • по инвалидности — данный вид пенсионных выплат назначается лицам, которым была установлена инвалидность;
  • по потери кормильца — выплачивается нетрудоспособным иждивенцам застрахованных лиц в случае их смерти;
  • по старости — назначается мужчинам и женщинам 60 и 55 лет соответственно при наличии у них страхового стажа не менее 5 лет.

Также стоит отметить такое понятие, как страховой (трудовой) стаж — период, в течение которого в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) поступали страховые отчисления от работодателей.

Немаловажным фактором являлась в том числе индексация размеров трудовой пенсии, возможность досрочного выхода на нее отдельным категориям граждан, а также реализация перерасчета размеров выплат в случае, если у граждан появились обстоятельства для этого.

До 2015 года основными составляющими формул для расчета трудовых пенсий являлись такие величины как: базовый размер, сумма пенсионных накоплений, ожидаемый период выплат и коэффициент (страховой стаж в месяцах/180 месяцев).

Могут ли отменить пенсию?

Донастройка пенсионной системы в России идет уже несколько лет. Однако все реализованные в последние годы изменения так и не смогли решить главную проблему — дефицит бюджета ПФР, который остается сильно зависим от дополнительных перечислений из федерального бюджета.

В связи с этим многие эксперты, которые занимаются разработкой планов и проектов по экономическому развитию страны по заказу Минфина и Счетной палаты, отмечают, что в ближайшие годы пенсии могут отменить и заменить их на выплаты по нуждаемости. Подобное заявление, в частности, сделал в 2017 году ректор РАНХиГС и эксперт Центра стратегических разработок (ЦСР) Владимир Мау, который занимался созданием комплексного плана экономического развития России до 2025 г. Он же присутствовал на парламентских слушаниях по совершенствованию пенсионного законодательства, прошедших в Госдуме 21 августа 2018 года.

Владимир Мау отмечал, что для обеспечения достойного уровня пенсий могут быть предприняты различные решения — однако, согласно расчетам, все они неэффективны:

  1. Можно повысить пенсионный возраст, сохранив нынешнюю солидарную пенсионную систему (когда пенсии выплачиваются за счет взносов, уплачиваемых работающими гражданами). Но такой вариант, по мнению В. Мау, позволит решить все проблемы только в том случае, если пенсионный возраст существенно выше имеющейся сейчас ожидаемой продолжительности жизни и составляет около 75-80 лет, что в принципе нереализуемо.
  2. Можно увеличить отчисления ПФР с 22% до 40% для достижения необходимого баланса. Но это приведет к значительному росту «серых» схем оплаты труда, росту объемов теневой экономики и сделает невозможным экономический рост в стране, поэтому такой вариант тоже нельзя рассматривать всерьез.

Эксперт отмечал, что только отмена общего права на пенсии и перевод ее на адресные принципы (в виде социальных выплат по бедности и инвалидности, которые будут носить индивидуальный характер), позволят сбалансировать пенсионную систему. К такой модели Россия можете перейти примерно через 20 лет (через одно поколение, когда люди будут меньше полагаться на государственные пенсии).

Это означает, что, по мнению эксперта В. Мау, в обозримом будущем граждане должны будут самостоятельно обеспечить себе жизнь в старости с помощью сбережений, вкладов в недвижимость, за счет близких родственников, а государственные пенсии будут выплачиваться только тем, кому они действительно нужны — в связи с состоянием здоровья и тяжелым материальным положением.

Последние новости и изменения в пенсионной реформе

Пенсионная реформа, запланированная на период 2019-2024 гг., не ограничивается только вышеизложенными изменениями. Модель развития пенсионной системы регулярно дополняется и корректируется. Уже в течение 2019 года прозвучало довольно много предложений, которые могут быть реализованы в рамках проводимой реформы.

  • По поручению В. Путина была скорректирована схема индексации пенсий, к которым назначена социальная доплата до прожиточного минимума в регионе проживания пенсионера. Из-за наличия такой доплаты пенсионеры не получали никакой прибавки в результате ежегодных индексаций и фактически продолжали получать «минималку». Теперь эта проблема решена, а пенсии индексируются сверх ПМП.
  • Введена единая методика расчета ПМП — действовать она начнет уже с 1 января 2020 г. Теперь в субъектах страны не смогут необоснованно занижать значения прожиточного минимума — он должен будет расти с таким же темпом, как расчет федеральный.
  • Обсуждается вопрос разморозки индексации пенсий для работающих инвалидов. Оценить целесообразность такого изменения еще весной 2019 г. поручил Минтруду глава Правительства Д. Медведев. Однако, никакого решения по этому вопросу еще не приняли.
  • Для негосударственных пенсий будет снижен пенсионный возраст (до 55 лет женщинам и 60 — мужчинам). Соответствующий законопроект уже разработали и планируют принять к концу 2019 года.
  • ПФР предложил изменить порядок выплаты пенсионных накоплений. По действующему законодательству право на единовременную выплату накоплений имеют граждане, у которых рассчитанная накопительная пенсия составляет менее 5% от общей суммы пенсии. ПФР предлагает изменить эту границу и установить ее равной 20% от прожиточного минимума пенсионера.

Список предложений регулярно дополняется. Следить за свежими новостями об изменениях в пенсионном законодательстве можно в группе в Одноклассниках.

Отмена пенсий работающим пенсионерам

В рамках рассматриваемых в 2018 году изменений пенсионной системы отменять пенсии работающим пенсионерам не планируют — об этом еще раз заявил замминистра труда и соцзащиты РФ Андрей Пудов на заседании президентского совета по правам человека, которое проходило 11 июля 2018 г.

Для граждан, продолжающих свою трудовую деятельность, на ближайшие годы будет сохранен существующий с 2016 года принцип — т.е. сами пенсии за работающими пенсионерами сохранятся, однако их индексация по-прежнему осуществляться не будет до тех пор, пока пенсионер продолжает работать.

Ответ на официальном сайте ПФР об отмене пенсий работающим пенсионерам

Вопрос об отмене пенсионных выплат работающим россиянам обсуждался в Правительстве еще в 2016 году. Тогда Минфин предложил скорректировать выплаты для некоторых категорий работающих:

  • отменить пенсии пенсионерам, имеющим годовой доход более 500 тыс. руб. (в менее жестком варианте предложено повысить эту планку до 1 млн руб.);
  • не выплачивать фиксированную выплату к пенсии тем пенсионерам, доход которых выше 2,5 прожиточных минимума.

Такие меры были предложены Минфином для сбалансированности федерального бюджета на 2017-2019 годы — тогда ожидалось, что такое решение (даже в менее жестком варианте) позволит сэкономить почти 450 млрд руб. за три года.

В итоге инициатива по отмене пенсий работающим пенсионерам так и не была реализована — соответствующий законопроект на рассмотрение в Госдуму не поступал. Но Ольга Голодец (в то время занимавшая должность вице-премьера по социальной политике) отмечала, что вообще такой законопроект существует уже несколько лет, но в Правительстве его пока всерьез не рассматривали.

Отмена государственных пенсий

В ходе встречи с жителями Саратова 11 августа 2018 г. спикер Госдумы Вячеслав Володин тоже не исключил отмену государственных пенсий. Он отметил, что пенсионная система имеет значительный дефицит — «дыру», что в свою очередь ставит под сомнение вопрос о возможности дальнейших выплат (притом, если ничего не предпринимать, эта дыра будет ежегодно расти).

Сам председатель Госдумы свое заявление не прокомментировал, но многие российские чиновники и политики считают, что председатель Госдумы не имел в виду каких-либо планов по отмене пенсий, а только указал на существующие проблемы в бюджете ПФР, которые необходимо решать в срочном порядке. В противном случае пенсионная система просто будет неспособна обеспечить всех пенсионеров положенными им сейчас выплатами, не говоря уже о каких-либо индексациях и доплатах к пенсии.

Действительно, доходная часть бюджета ПФР в 2018 году составляет 8,3 трлн руб., из которых 3,3 трлн руб. — это средства, поступающие из федерального бюджета. Уже давно только за счет уплаты страховых взносов за работающих граждан Пенсионный фонд существовать не может, поэтому почти на 40% он финансируется средствами федерального бюджета.

Перечисление в бюджет ПФР в 2018 году в размере 3,3 трлн руб. составляет почти 20% всего госбюджета. В Правительстве и Госдуме отмечают, что эти средства могли бы (и должны) быть направлены на решение других вопросов — на медицину, образование, дорожное строительство и др. И с каждым годом эта «дыра» в бюджете ПФР будет только увеличиваться, что потребует еще большего дополнительного финансирования Пенсионного фонда из госбюджета. А выплата пенсий — это, к сожалению, далеко не единственное обязательство государства перед населением…

Именно поэтому Правительство предложило повышение пенсионного возраста как первый шаг к решению проблемы, но это далеко не единственное предложение. Например, с 2021 года планируется внедрение нового варианта накопительной пенсионной системы — гарантированного пенсионного плана (ГПП), который позволит гражданам самостоятельно откладывать на свою будущую пенсию.

Изменения в пенсионном законодательстве

В 2019 году были продолжены социально-ориентированные меры Правительства в пенсионном законодательстве, а именно:

  • повышение пенсий и социальных выплат;
  • беззаявительный перерасчет страховых пенсий работающим пенсионерам;
  • начисление премиальных коэффициентов за счет более позднего выхода на заслуженный отдых.

Тем не менее в настоящем году продлили свое действие и достаточно радикальные изменения, касающиеся в первую очередь действующих пенсионеров:

  1. Продлен мораторий на индексацию работающим пенсионерам;
  2. Продолжается действие введенного моратория на формирование пенсионных накоплений.

Среди новых изменений с 2019 года можно выделить повышение пенсионного возраста на 5 лет:

  • для получателей страховой пенсии по старости — до 60 лет женщинам и 65 мужчинам;
  • для получателей социальной пенсии по старости — до 65 лет женщинам и 70 мужчинам.

Эти изменения будут постепенно вводиться в период с 2019 по 2023 года, в течение которых нормативы будут ежегодно увеличиваться.

Индексация пенсий

Традиционная индексация пенсий 1 февраля, согласно действующему закону «О страховых пенсиях», заключается в повышении на уровень инфляции следующих величин состоит из увеличения:

  • стоимости пенсионного балла;
  • размера базовой суммы.

Однако, в 2019 году страховые пенсии были увеличены на большую величину, чем была зафиксирована инфляция за 2018 год — на 7,05% вместо 4,3%. При этом повышение было перенесено на 1 января. Правда, с учетом действующих ограничений такую прибавку в этом году (как и в трех предыдущих) смогли получить только неработающие пенсионеры.

1 апреля были повышены выплаты по государственному пенсионному обеспечению, в том числе и социальные пенсии, причем факт осуществления работы не повлиял на увеличение пенсии — прибавку получили все пенсионеры. Размер повышения составил 2,0%, что соответствуют индексу роста прожиточного минимума пенсионера за 2018 год.

Отмена индексации работающим пенсионерам

В связи с отменой индексации страховых выплат работающим пенсионерам, никакой прибавки в результате повышения пенсии с 1 января 2019 года они не получили. К тому же, такой мораторий в ближайшие годы Правительство отменять не планирует.

Однако, ежегодно пенсии работающих граждан увеличиваются в результате перерасчета в августе. Он заключается в учете дополнительно заработанных пенсионных баллов во время трудовой деятельности. Такой перерасчет будет проведен и в августе 2019 года.

Если пенсионер уволится, то ПФР проведет перерасчет и повысит его пенсию с учетом всех пропущенных индексаций за годы работы

Важно, что при устройстве на работу вновь размер страховой пенсии гражданину уменьшен не будет

Заключение

К реформе 2015 года можно относиться по-разному: кто-то увидит в ней плюсы, кто-то будет ратовать на усложнение расчета пенсии. Однако единственное, что граждане могут сделать в данной ситуации — стать более подкованными в пенсионной сфере: читать литературу, следить за новостями, наконец, не стесняться обращаться за консультациями к сотрудникам пенсионных отделений.

Со 100% уверенностью сказать, явилось ли реформирования пенсионной системы шагом в нужном направлении, пока что не может никто — даже среди людей, вносивших эти законы на рассмотрение в палаты парламента, до сих пор не утихают споры, так ли она нужна была обществу и стране.

5 492

Добавить комментарий