Знаток Финансов

Система обязательного пенсионного страхования

Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию: законодательная база

Список участников правоотношений в рамках системы ОПС зафиксирован в ФЗ-167 от 15.12.01. Согласно документу, в системе ОПС участвуют:

  • страховщик – пенсионные фонды, как государственные, так и негосударственные, выступающие получателями страховых взносов;
  • страхователь – работодатель или ИП, которые уплачивают социальные взносы в ПФР/НПФ от имени застрахованных лиц;
  • застрахованные лица – граждане, являющиеся плательщиками страховых взносов получателями услуг рамках ОПС.

Кроме того, данным нормативным документом регламентируются общие положения пенсионного обеспечения, а именно разъяснение понятий риска и страхового случая, а также перечень выплат, гарантируемых при наступлении такого случая. Согласно закону, в общем порядке страховым случае считается достижение гражданином пенсионного возраста, в частных случаях – инвалидность или смерть пенсионера. Таким образом, ФЗ описывает порядок назначения:

  • пенсионных выплат при наступлении инвалидности;
  • страховой или социальной пенсии при достижение пенсионного возраста;
  • выплаты наследниками в связи со смертью пенсионера;
  • накопительной пенсии и механизм расчета сумм к выплате (общий порядок, срочная выплата).

Субъектами правоотношений считаются участники этих правоотношений, которые имеют определенные субъективные права и юридические обязанности. Согласно статье 4 Федерального закона 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года субъектами правоотношений в системе ОПС являются:

  • застрахованные лица;
  • страхователи;
  • страховщик.

Это могут быть как отдельно взятые граждане (физические лица), так и организации (юридические лица). При этом организации могут быть и государственными, и негосударственными.

Кто является застрахованным лицом?

Застрахованными лицами, зарегистрированными в Пенсионном фонде России в системе ОПС, являются все граждане, как России, так и иностранных государств, а также лица без гражданства, имеющие СНИЛС. На каждого из них распространяется система обязательного пенсионного страхования.

Так как при официальном трудоустройстве в Российской Федерации обязательно требуется СНИЛС, то основными субъектами в системе ОПС в качестве застрахованных лиц являются:

  • наемные работники, которые осуществляют трудовую деятельность на работодателя в соответствии с трудовым договором или договором гражданско-правового характера;
  • граждане, работающие «на себя» (индивидуальные предприниматели (ИП), частные детективы, адвокаты, нотариусы и т.д.);
  • члены крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • представители родовых общин малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, которые занимаются традиционными отраслями хозяйствования;
  • священнослужители;
  • граждане РФ, работающие за границей (если за них уплачиваются страховые взносы в ПФР).

Однако кроме трудоустроенных граждан застрахованными лицами и, соответственно, субъектами правоотношений могут выступать все физические лица, а именно совершеннолетние безработныеграждане, несовершеннолетние дети и подростки и прочие категории граждан, застрахованные в системе ОПС.

Кто может быть страхователем в системе пенсионного страхования?

Страхователями в данной системе могут выступать физические и юридические лица, которые уплачивают в ПФР страховые взносы. Делать отчисления можно как за своих работников, так и лично за себя. В зависимости от вида уплачиваемых взносов все страхователи делятся на две категории:

  • работодатели, которые производят выплаты физическим лицам (организации, ИП, иные физические лица);
  • самозанятое население, производящее выплаты за себя (ИП, частные адвокаты, нотариусы и т.д.).

Таким образом, страхователями являются все юридические лица (организации, индивидуальные предприниматели), уплачивающие взносы за своих работников, а также некоторые физические лица, которые платят добровольные страховые взносы, как за себя, так и за других лиц.

Зачастую один страхователь может одновременно относится к нескольким категориям. В этом случае он должен уплачивать взносы по каждому из оснований.

Кто является страховщиком по ОПС?

В системе обязательного пенсионного страхования в качестве страховщика выступает государственный Пенсионный фонд России (ПФР), а также его территориальные органы, которые в совокупности составляют единую централизованную систему в нашей стране.

Однако помимо него в определенных Законодательством РФ случаях страховщиками могут стать негосударственные пенсионные фонды (НПФ), которые представляют собой некоммерческие организации социального обеспечения.

Уплата страховых взносов за работника

Работодатели являются одним из главных звеньев в цепи обязательного пенсионного страхования. Из их взносов в ПФР выплачиваются текущие пенсии и формируются пенсионные выплаты для тех, кто работает.

С 1 января 2016 года с целью дифференцирования учета страховых взносов были изменены коды бюджетной классификации, применяемые в системе ОПС, для лиц, уплачивающих взносы за себя. Кроме того, КБК подверглись изменению для всех типов страхователей в целях раздельного учета пени и процентов со страховых взносов.

Для каждого работника создается отдельная база с начала расчетного периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. Если рабочие места связаны с опасностью для жизни и здоровья, база для начисления страховых взносов не ограничивается.

Если у работодателя есть несколько оснований для уплаты взносов, каждое отчисление имеет свой документооборот и проходит отдельно. В случае наличия для перечислений и страховой, и накопительной пенсии, взносы на них должны производиться совокупно, без деления.

15 число каждого месяца — последний день для перечисления в Пенсионный фонд России взносов по обязательному пенсионному страхованию, оплата должна производиться ежемесячно. При просрочке уплаты взносов, они подлежат взысканию в установленном законом порядке.

  • В 2018 году согласно Постановлению Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. № 1378 предельная сумма, с которой с которой уплачиваются взносы по системе ОПС, равна 1 021 000 рублей (в 2017 году было 876 000 руб.).
  • 22% — основной тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
  • + 10% тарифа страховых взносов, если величина базы для начисления страховых взносов у работодателя больше установленной величины.

Дополнительные взносы на пенсионное страхование

Дополнительные страховые взносы (ДСВ) — это платежи на накопительную пенсию, которые уплачиваются работниками за счет их личных средств самостоятельно в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ, либо удерживаются и перечисляются работодателем.

Чтобы осуществлять оплату дополнительных страховых взносов, сотруднику требуется предоставить в бухгалтерию работодателя заявление, которое будет содержать сведения о размере ДСВ — это может быть как твердая (фиксированная) сумма, так и «плавающая» — процент от страховой базы. Сумма будет удерживаться из его заработной платы.

  • В случае, если работник желает прекратить производить перечисления на накопительную пенсию или хочет изменить сумму взносов, требуется подать заявление о прекращении/изменении суммы перечислений.
  • В случае участия в программе софинансирования пенсии, вне зависимости от способа, которым были произведены ДСВ, суммы, направленные лицом по этой программе, подлежат государственному софинансированию.

При наличии желания у работодателя (и, разумеется, пункта в договоре с сотрудником) он может перечислять дополнительные взносы в счет будущей накопительной пенсии работников, тем самым создавая дополнительные привлекательные условия для своих сотрудников.

В случае окончания сроков трудового договора (либо иных документов, регламентирующих отношения между работником и работодателем) или прекращения его действия, произведение страховых взносов со стороны страхователя прекращается.

Работодатели должны перечислять в бюджет ПФР отдельными платежами и оформлять их поручения на взносы по заявлению работников и взносы, которые являются инициативой работодателя.

Как работает ОПС

Распределительно-накопительная пенсионная система в России начала функционировать с 2002 года. За прошедший период порядок расчета пенсий неоднократно корректировался, но сам принцип ее расчета остался неизменным. У всех граждан 1967 года рождения и младше появился индивидуальный пенсионный счет, где накапливается пенсионный капитал.

Структура пенсии по старости

Сегодня пенсия россиянина складывается из двух частей:

  1. Страховой – она зависит от суммы страховых взносов, перечисленных в бюджет. Базовую часть будут выплачивать в том случае, если гражданин имеет минимальный трудовой стаж. Реальный размер страховой пенсии будет зависеть не только от норм законодательства, действующего на момент назначения выплаты, но и от текущей экономической ситуации в стране.
  2. Накопительной – формирующейся из нескольких источников, в том числе, за счет добровольных взносов на пенсионное страхование. Этими средствами будущих пенсионеров управляют исключительно профессиональные участники финансового рынка: УК, НПФ.

Большая часть пенсий формируется благодаря страховым взносам, которые работодатели ежемесячно перечисляют в бюджет ПФР за своих сотрудников. Однако сочетание страховой и накопительной части пенсии позволяет диверсифицировать риски, защитив, тем самым, свои накопления.

Что же такое взносы на ОПС? Расшифровка этого понятия различается для каждой из сторон, участвующих в правоотношениях:

  1. Для государства взносы в ПФР являются источником финансирования выплат пенсии и обеспечения бесперебойного функционирования Пенсионного фонда.
  2. Для компаний страховые взносы — обязательный платеж, ежемесячно перечисляемый в бюджет.
  3. Для работника взносы в ПФР – гарантия получения в дальнейшем достойной пенсии.

Пенсионная реформа РФ

Основная сущность недавно проведенной пенсионной реформы заключается в реализации следующих целей и задач:

  • устранить дефицит бюджета ПФР;
  • направить средства, высвобожденные за счет уменьшения числа пенсионеров из-за увеличения пенсионного возраста, на повышение размеров пенсий для текущих;
  • минимизировать риск “коллапса” всей пенсионной системы в связи с сокращением в последнее время численности трудоспособного населения.

Сущность основных изменений в рамках осуществленной реформы:

  • поэтапное увеличение пенс. возраста в течение переходного временного периода, который продлится вплоть до 2028-го года;
  • физлица, имеющие 42 (мужской пол) и 37 лет (женский) стажа, смогут выходить на пенсию раньше на 2 года (но не ранее 60 и 55 лет соответственно);
  • расширилась сущность прав некоторых граждан на выход на пенсию преждевременно – например, теперь получать пенсионное обеспечение сможет женщина со стажем 15 лет или более и 30-ю пенсионными баллами уже в 57 лет, если она родит и воспитает троих детей до исполнения им 8-ми лет.

Итак, всем гражданам РФ, застрахованным по ОПС, гарантируется право на пенсионное обеспечение при возникновении страхового случая – наступления старости, инвалидности или утраты кормильца.

Подробнее про обязательное страхование в РФ, читайте далее.

Виды пенсий

В системе ОПС Российской Федерации предусмотрено 4 типа пенсионного обеспечения:

  1. Страховое – ежемесячно выплачивается россиянам, чтобы компенсировать им зарплату либо иной доход, который был утрачен после достижения установленного возраста.
  2. По государственному обеспечению – отличается от страхового тем, что выплачивается за выслугу лет военнослужащим, космонавтам, чиновникам.
  3. Накопительное – формируется за счет платежей нанимателей в ПФР и прибыли, полученной от инвестирования взносов страхователей в различные проекты.
  4. Добровольное – выплачивается НПФ, обычно взносы в фонд делает сам гражданин, а не его работодатель.

Программа накопительного пенсионного обеспечения в системе ОПС

Накопительное пенсионное обеспечение выплачивается раз в месяц до конца жизни застрахованного лица, формируется благодаря взносам нанимателей и доходу от инвестирования этих средств. Формирование такой пенсии доступно россиянам, родившимся после 1967 г. и сделавшим выбор в пользу накопительного пенсионного обеспечения.

Россияне, родившиеся после 1967 г., в пользу которых страховые взносы станут делаться нанимателями в 1-й раз только с 2014 г., могут выбрать тип своего пенсионного обеспечения (формировать лишь страховое пенсионное обеспечение либо еще и накопительное) в течение 5 лет с даты, когда был сделан 1-й страховой взнос.

У россиян, родившихся до 1967 г., накопительная пенсия может формироваться лишь за счет добровольных платежей в рамках госпрограммы софинансирования пенсионных накоплений. Кроме того, россияне могут направлять средства маткапитала на накопительное пенсионное обеспечение. Если россиянин трудоустроен, страховые платежи на ОПС идут только на увеличение страхового пенсионного обеспечения.

Величина накопительной части определяется при учете ожидаемого периода выплаты с 2019 г. (21 год, то есть 252 месяца). Для расчета ежемесячно предоставляемой пенсии нужно размер накопительной части поделить на 252 месяца. Ежемесячная выплата будет больше, если оформить пенсию позже. К примеру, если оформить пенсию на 12 месяцев позже, размер накопительной части будет делиться на 240, а не на 252 (252 — 12 = 240).

Кто является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию?

Классификация категории страховщиков не так обширна и ограничена всего двумя видами участников обязательного страхования:

  • Государственный пенсионный фонд — центральный орган, действия которого четко регламентированы и контролируются государством в масштабе страны.
  • Пенсионный фонд страхования негосударственного образца. Чаще всего данные субъекты более динамичны в своих действиях и предлагают привлекательные условия благодаря участию в инвестиционных проектах и сотрудничеству с управляющими компаниями.

Деятельность государственного фонда в вопросах пенсионного страхования вследствие законодательной, правовой и финансовой поддержки от государства выглядит более стабильно. К тому же само государство имеет также обязанность перед застрахованными гражданами — за принятые финансовые решения ПФ оно несет субсидиарную ответственность.

На что страховщик имеет право?

У данной категории субъектов ОПС имеются полномочия по предоставлению услуг страхования в части пенсионного страхования физическим лицам. При этом страховщики имеют право в рамках правовых норм взаимодействовать с любыми претендентами на статус застрахованного лица. В частности, свои услуги они могут оказывать только лицам, которые являются гражданами государства.

В число полномочий этих субъектов также входит сотрудничество со страхователями любого вида деятельности и всех форм собственности. Кроме всего, данным субъектам разрешено использовать законные методы по проведению кампаний для привлечения клиентов к своим услугам.

Права страховщиков этой категории в отношении финансовых операций распространены на такие виды деятельности:

  • Распределение накопительных долей пенсии среди участников структуры.
  • Контроль поступлений от страхователей.
  • Прием и аккумулирование денежных поступлений на своих счетах в виде страховых взносов.
  • Исчисление объема выплат для застрахованных граждан.
  • Инвестирование свободных денежных средств в проекты, которые с высокими финансовыми рисками не связаны.

Одновременно с этим страховщики имею право на проведение плановых и внеплановых проверок по внесению страхователями взносов, а также на проверку финансовых документов, связанных с этими процессами.

Обязанности страховщика (пенсионного фонда)

Соответственно установленным нормам страховщик имеет и некоторые обязанности перед:

  • федеральными органами;
  • страхователями;
  • застрахованными лицами.

В основные обязанности страховщика входит установление, пересчет и своевременная выплата страховых, накопительных и других видов пенсионного обеспечения.

В данной связи, страховщик осуществляет ряд других важных обязанностей:

  • Оказание консультационной поддержки на всех этапах сотрудничества своей целевой аудитории.
  • Информирование клиента об условиях предоставления услуг является обязательным.
  • Договор пенсионного страхования составляется с соблюдением интересов застрахованного лица.

Помимо этого обязанностью страховщиков в пенсионном страховании также является процедура защиты интересов застрахованных граждан, если обнаруживаются факты невыполнения страхователями своих обязательств.

Также они обязаны доводить новые нормативные законопроекты, акты, изменения в законодательстве, касающиеся пенсионного страхования до сведения застрахованных клиентов.

Ответственность за свою деятельность

Руководители и должностные лица органов Пенсионного фонда России, участвующие в сборе, передаче, хранении и использовании информации, содержащейся в индивидуальных счетах застрахованных граждан, должны обеспечивать исполнение законодательства в вопросах защиты сведений, в отношении которых устанавливаются требования об обеспечении их конфиденциальности (персональные данные).

Виновные в незаконном ограничении доступа к данным сведениям либо нарушении режима защиты информации понесут ответственность соответственно гражданскому, уголовному законодательству и законодательству об административных правонарушениях.

1 927

Субъекты пенсионного страхования

Основными фигурами системы ОПС являются:

  • застрахованные лица (граждане, прошедшие регистрацию и получившие СНИЛС);
  • страхователи (работодатели, перечисляемые страховые взносы за себя и за своих сотрудников);
  • главный страховщик — ПФР.

Застрахованными лицами могут быть россияне, работающие на территории нашей страны и за ее пределами, а также иностранцы, постоянно или временно пребывающие в России, и лица без гражданства. Определяющим фактором здесь является уплата страховых взносов в российский ПФР.

К страхователям могут относиться лица, осуществляющие выплаты физическим лицам (организации, предприятия), а также лица, занимающиеся индивидуальной деятельностью (адвокаты, нотариусы, частные предприниматели). Следует знать, что в случае отнесения работодателя к нескольким категориям, уплату страховых платежей он производит по каждому основанию.

Обязательное страхование осуществляется непосредственно ПФР. Вместе с территориальными органами на местах он представляет целую систему управления пенсионными средствами. По всем обязательствам ПФР дополнительную ответственность берет на себя государство. В качестве страховщика может еще выступать и негосударственный пенсионный фонд (НПФ), но только по формированию накопительной выплаты.

Права и обязанности страховщика, страхователя и застрахованного лица

Все участники отношений в системе ОПС имеют установленные законом права, обязанности и определенную ответственность.

Застрахованные лица могут:

  • получать у своего страхователя необходимые сведения о начислении страховых взносов;
  • уплачивать дополнительные взносы на накопительную пенсию;
  • контролировать состояние своего счета путем получения выписки из индивидуального лицевого счета.

Для реализации своих прав они обязаны получить СНИЛС, своевременно сообщать в органы ПФР об изменениях сведений на индивидуальном счете, соблюдать условия назначения страховой выплаты.

Страхователи имеют право участвовать в управлении ОПС, а также бесплатно получать в ПФР необходимую информацию о тарифах страховых взносов и о произошедших изменениях в законодательстве в части определенной им ответственности.

К обязанностям страхователя относятся:

  • регистрация в качестве такового в ПФР;
  • уплата страховых взносов (включая дополнительные) вовремя и в полном объеме;
  • представление страховщику необходимых документов для ведения персонифицированного учета.

Основные права страховщика заключены в исполнении функций:

  • контроля (осуществление проверок работодателей на предмет правильности начисления и уплаты страховых платежей, получение необходимой информации от налоговых органов);
  • управления (обмениваться информацией с государственными и местными органами на бумажных и электронных носителях, представлять интересы застрахованных лиц перед работодателями, получать возмещение в пользу граждан в установленном законом порядке при формировании ими пенсионных накоплений).

Для эффективной работы всей системы страховщик обязан:

  • своевременно назначать и уплачивать страховые и накопительные пенсии;
  • составлять проект бюджета ПФР и обеспечивать его исполнение;
  • вести учет средств ОПС и использовать их только по назначению.

Как работает ОПС?

ОПС – это комплекс мер, предпринимаемых государственным аппаратом РФ, для обеспечения жизнедеятельности людей следующих категорий:

  • лиц, достигших пенсионного возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет);
  • граждан, получивших инвалидность;
  • лиц, потерявших кормильца.

В России работодатель отчисляет в ПФР 22% от зарплаты сотрудника, которые делятся на 2 части:

  • солидарную (6%);
  • индивидуальную (16%).

Первая часть отправляется на общий счёт, а вторая – на персональный счёт гражданина. Из общих 6% оплачивается фиксированная базовая пенсия, которая положена абсолютно всем пожилым людям, даже никогда не работавшим. С этого же счёта государство выплачивает пособия на погребение ушедших из жизни пенсионеров.

Индивидуальная часть поступлений в ПФР (16%) также делится на 2 части:

  • 10% – это страховая пенсия;
  • 6% – накопительная.

Накопительные выплаты имеются только у граждан, родившихся после 1967 года. В отличие от страховых, данные накопления государством не индексируется, зато страховщик их регулярно инвестирует, пока человек трудится, чтобы максимально увеличить размер накопительной части.

Этими накоплениями трудящийся гражданин вправе распорядиться 3 способами:

  1. Отказаться в пользу страховой части. В результате все 16% индивидуальной пенсии будут считаться страховыми.
  2. Оставить эту часть в ПФР и выбрать какую-либо из инвестиционных программ, предложенных страховым фондом.
  3. Перенаправить их в любой НПФ.

Однако есть и плюс: в случае смерти застрахованного гражданина его накопительная пенсия достанется близким в наследство.

В системе ОПС накопительной частью распоряжается Государственная управляющая компания «Внешэкономбанк». После получения взносов из ПФР компания инвестирует средства с целью их приумножения.

У граждан также имеется возможность передать управление накопительной частью одному из российских НПФ.

Каким образом устроено пенсионное страхование в РФ?

Страхование пенсии является гарантией того, что человек, прекративший трудовую деятельность по каким-либо веским причинам (по старости, по инвалидности, по потере кормильца), не останется без средств для существования и сможет получить обеспечение хотя бы в минимальном размере. Регламентируется это право Конституцией РФ, Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001, Федеральным законом «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 и Федеральным законом «О накопительных пенсиях в РФ» от 28.12.2013.

Пенсионное страхование – система, согласно которой осуществляется долгосрочное страхование человеком собственной жизни. Тот, кто является страхователем, производит регулярные денежные взносы, а тот, кто выступает страховщиком, обязуется обеспечить застрахованному ежемесячную выплату пенсии – по старости, в связи с нетрудоспособностью (полной или частичной), утратой кормильцев и т. д. Из приведенного определения очевидно, что пенсионное страхование отличается наличием таких участников системы, как страховщик, страхователь и застрахованный.

Страховщики

Страховщиками выступают пенсионные фонды – государственный (Пенсионный фонд РФ) и негосударственные. Первый состоит из сети региональных отделений, объединенных в целостную систему. Вторые же являются частными организациями, но функционируют в рамках федерального законодательства и, независимо от своего статуса, имеют такие же обязанности перед застрахованными, как и ПФР.

Страхователи

Страхователями могут выступать как физические лица непосредственно, так и индивидуальные предприниматели и организации. Их функция в этой системе – произведение регулярных отчислений в вышеуказанные фонды.

Застрахованные

Застрахованными лицами являются те, кому по законодательству в пределах РФ полагается пенсионное обеспечение. В некоторых случаях страхователь и застрахованный могут быть одним и тем же субъектом. Для каждого участника пенсионное страхование предусматривает наличие перечня определенных прав и обязанностей. К гарантиям, которые обеспечивает пенсионное страхование для застрахованных лиц, относятся:

  • систематическая и своевременная денежная выплата в сумме, не меньшей, чем положенная;
  • отстаивание личных прав в судебном порядке;
  • получение интересующей информации относительно отчислений в ПФР, а также порядка выплаты пенсии.

При этом каждый застрахованный обязан предъявить пакет достоверных официальных бумаг, необходимых для оформления пенсии, и в срок извещать страховщика о каких-либо обстоятельствах, способных повлечь за собой изменения в сумме и порядке выплаты взносов и пенсии.

Уплата страховых взносов по доптарифу по результатам аттестации и спецоценки

Законом № 426-ФЗ предусмотрены переходные положения в части обязательного проведения спецоценки. Если аттестация рабочих мест была проведена до дня вступления в силу Закона № 426-ФЗ, спецоценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, но не позднее, чем до 31 декабря 2018 г. (п. 4—6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Если плательщик производит выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п. 1—18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, то в привязке к результатам классификации условий труда на рабочих местах на указанных работах возможно несколько вариантов.

Вариант 1

Плательщик не проводил аттестацию рабочих мест и спецоценку условий труда. В этом случае в силу ч. 1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, начиная с 2015 г. и далее применяется дополнительный тариф 9%.

В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 2—18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ в силу ч. 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ начиная с 2015 г. и далее применяется дополнительный тариф 6%.

Вариант 2

У плательщика есть действительные результаты аттестации рабочих мест на видах работ, указанных в п. 1—18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, согласно которым условия труда на этих рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми.

В этом случае в силу ч. 4 ст. 15 Закона № 421-ФЗ до установления на указанных рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Законом № 426-ФЗ, плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным ч. 1, 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ (то есть по тарифу 9 или 6%).

Иными словами, применение «нулевого» тарифа возможно только по результатам спецоценки условий труда, но не на основании результатов аттестации.

Вариант 3

У плательщика есть действительные результаты аттестации рабочих мест на видах работ, указанных в п. 1—18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, согласно которым условия труда на этих рабочих местах признаны вредными и (или) опасными.

В этом случае в силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» (далее — Закон № 421-ФЗ) плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ.

Таблица 1. Размер дополнительного тарифа в зависимости от условий труда

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Опасный

4

8,0%

Вредный

3.4

7,0%

3.3

6,0%

3.2

4,0%

3.1

2,0%

Вариант 4

У плательщика есть результаты спецоценки условий труда на рабочих местах на видах работ, указанных в п. 1—18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, согласно которым этим рабочим местам присвоены классы условий труда в соответствии с Законом № 426-ФЗ.

Тогда плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ.

Таблица 2. Размер дополнительного тарифа в зависимости от условий труда

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Опасный

4

8,0%

Вредный

3.4

7,0%

3.3

6,0%

3.2

4,0%

3.1

2,0%

Допустимый

2

0,0%

Оптимальный

1

0,0%

Обратите внимание: взносы по доптарифам начисляются на выплаты только тем работникам, которые заняты на работах, указанных в п. 1—18 ч

1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ (далее — «вредные» работы). На выплаты работникам, не занятым на таких работах, взносы по дополнительным тарифам начислять не надо, даже если в отношении их рабочих мест установлен опасный или вредный класс условий труда (письмо Минтруда России от 18.02.2015 № 17-3/В-67).

Добавить комментарий