Знаток Финансов

Финансовое воспитание детей

Подмена ценностей

Когда ребенка заваливают игрушками, подарками, деньгами, он в итоге приходит к выводу, что все в этой жизни замыкается только на материальных ценностях. И любовь родителей он будет оценивать так же: если подарили ноутбук последней модели, значит — любят, отказали, значит — нет. Окружающих людей такие дети тоже рассматривают с позиции «богатый-бедный». Настоящих друзей им найти довольно трудно, ведь рассматривая только материальные блага, и не умея ценить моральные достоинства, само понятие настоящей дружбы им не доступно. Так же они оценивают и себя.

В итоге, вырастая, такой человек становится пленником своих комплексов: за собственные моральные качества он любить себя не умеет, а материально его жизнь становится похожа на бесконечную гонку за все более дорогими вещами. И невозможность «объять необъятное» ведет к уязвимости и депрессии.

Выход: Необходимо объяснить ребенку, что хоть финансовая независимость и достаток – это хорошо, но это не гарантия безнаказанности, безграничных возможностей или личного счастья. И отношения с людьми должны строиться не только исходя из их материального достатка. А ключ к успеху – не всегда в количестве денег.

Путь к финансовой независимости

Ребенку следует объяснить, что деньги выполняют функцию обмена. Вы делитесь с другими своими знаниями, умениями и получаете за это деньги. Вместе подумайте, как ребенок в будущем сможет превратить свои таланты в деньги, какие знания и умения могут привести его к финансовой независимости. Говард Гарднер выделил семь талантов:

  • вербально-лингвистический – способность читать и писать. Это люди, которые собирают информацию и делятся ею с другими (юристы, журналисты, писатели);
  • пространственный талант присущ творческим людям (художники, поэты, архитекторы, дизайнеры и др.);
  • физический талант – это способности спортсменов и танцоров, людей, которым нравится физическая работа, изготовление вещей;
  • цифровой талант относится к данным, которые измеряются в цифрах (инженеры, программисты, математики);
  • личностный талант отвечает за установки, которые дает себе человек, определяя лично для себя, быть ему богатым или бедным;
  • межличностный талант присущ людям, которым легко дается общение с другими людьми (политикам, проповедникам, продюсерам, актерам, продавцам, учителям, ораторам);
  • талант, связанный с окружающей средой  присущ людям, которым нравится иметь дело с животными, растениями, землей, океаном.

Определив таланты и устремления своего ребенка, не жалейте сил и средств на то, чтобы развивать их – ведь это в конечном итоге приведет его к финансовой независимости.

Не платите за любые усилия

Чтобы ребенок не вырос зацикленным на деньгах, не нужно с детства подводить его к мысли, что они — эквивалент любых стараний. Как часто можно видеть: получил хорошую оценку — вот тебе денежку, победил на соревнованиях — получи от родителей купюру. А про денежные подарки от бабушек вообще молчим: у некоторых детей поездка к родственникам всегда асоциируется с получением новой «порции» карманных денег.

Ну а если вы не хотите воспитать еще и завистливого человека, никогда не напоминайте ребенку о том, кто из его знакомых превзошел его или в чем-то лучше. Не учите малыша с детства постоянно сравнивать себя с другими и жить в конкуренции. Ведь в жизни есть место не только гонке за успехом, но и простым человеческим ценностям.

Влияние финансовой мотивации

У многих родителей возникает соблазн мотивировать ребенка к учебе с помощью подарков или карманных денег. К чему это приводит, показали психологи Марк Леппер и Дэвид Грин в 1978 году в ходе эксперимента с рисованием. Они сформировали 3 одинаковых группы детей и раздали фломастеры. Участникам первой группы изначально объяснили, что они рисуют за вознаграждение. Дети из второй группы получили награды в качестве приятного сюрприза после окончания занятия. А третью группу вовсе оставили без вознаграждения.

Через пару недель детям выдали фломастеры, не упоминая о поощрении. Во второй и третьей группах занятие было воспринято с энтузиазмом, а первая группа отнеслась к творчеству прохладно, поскольку дети стали воспринимать рисование как работу, без оплаты они не увидели в рисовании смысла. Вывод из эксперимента следующий: нельзя убивать интерес к учебе, постоянно подстегивая его материальными благами.

Легендарный миллиардер Джон Рокфеллер тоже воспитывал своих детей с помощью денежного поощрения. Однако судьбы дочерей Бесси и Эдит сложились трагично. Бесси стала завсегдатайкой психиатрической лечебницы, ее преследовали навязчивые страхи, что семья разорена. У Эдит тоже были проблемы с психикой, но с ее нервным расстройством врачам удалось справиться. Однако женщина так и не научилась распоряжаться деньгами, всю жизнь ее преследовали долги.

Гуру педагогики рекомендуют не пренебрегать информационной диетой, развивать у ребенка трудолюбие, поддерживать и общаться с ним на равных. Основатель компании Microsoft Билл Гейтс полагает, что детей надо загружать по максимуму, и пока не исполнится 13 лет не давать зависать им на новомодных гаджетах и телефонах. Лучше пусть читают книги.

«В налоговых вычетах слишком сложно разобраться»

Родители оплачивают детям различные кружки и клубы, обучение в дорогих детсадах и лицеях. Немалые суммы уходят на медицинские услуги. При этом часто не используются стандартные налоговые вычеты на детей: 1400 руб. в месяц на первого и второго ребенка и 3000 руб. – начиная с третьего (пока нарастающий итог не достигнет суммы 350000 руб.). А ведь для этого нужно всего лишь сдать в бухгалтерию необходимые документы. Есть также вычеты на образование, лечение и ДМС ребенка. Если использовать все возможности, к совершеннолетию чада вполне можно набрать неплохую сумму, достаточную, например, чтобы достойно отметить его выпускной.

Если у вас 2 ребенка, вам полагается материнский капитал, а это почти полмиллиона рублей. Вы можете потратить деньги на обучение или улучшение жилищных условий. Есть еще вариант пустить маткапитал на накопительную часть пенсии мамы, но при неопределенном состоянии пенсионной системы сегодня его лучше не использовать.

Ошибка № 2. Не снабжать карманными деньгами

Собственные карманные деньги дадут ребенку ценный опыт самостоятельности. Психологи дают рекомендацию уже с 6-7 лет выделять ребенку небольшие суммы. И делать это нужно на регулярной основе, например, один раз в месяц или в неделю.

Совет. Желательно, чтобы в перспективе доля расходов, которые ребенок производит самостоятельно, возрастала. Если в семь лет он оплачивает лишь свои мелкие желания, то в 14 может оплатить и мобильную связь, и подарки друзьям. Это научит его эффективному планированию.

В Украине разрешили открывать рынки. В России они работают, но при ряде условий

Поддержка малого бизнеса: расторгнуть договор аренды можно будет без штрафов?

Жители обычной многоэтажки превратили двор в Аллею славы

Основные ошибки родителей

Нет команды. Ребенку не к кому обратиться за помощью и хорошим советом, когда речь заходит о распределении его личных средств, да и в принципе по любому вопросу. А обсуждение в кругу семьи вопроса, что делать с деньгами (как на семейном уровне, и на уровне финансов ребенка), помогает самореализации будущей успешной и финансово независимой личности.

Нет образца. Ребенок не научится управлять финансовыми потоками, если у него перед глазами нет хорошего примера, т.е. успешной родительской модели. Если вы не умеете грамотно обращаться с деньгами, то откуда этот навык возьмется у ваших детей? Учитесь, анализируйте свои доходы и расходы, показывайте на личном примере.

Отсутствие личных накоплений. Начните откладывать в 25 лет, чтобы в преклонном возрасте не зависеть от детей. Эти сбережения будут вашим личным пенсионным фондом. Вам не придется обращаться к детям за финансовой помощью, вмешиваться в их личный бюджет.

Плата за оценки в школе. Это толчок к финансовой пропасти, не говоря уже о том, что ребенок перестает правильно воспринимать процесс получения знаний. Когда ребенку платят за каждую хорошую оценку, то он, кроме всего прочего, еще и не учится стратегическому планированию, не видя дальше ближайших перспектив. Если вы хотите наградить за хорошую учебу, то гораздо важнее мотивировать ребенка честно заработанными материальными благами. Например, подарите ему планшет, и то – за хорошие результаты полугодия.

Игнорирование. Глобальные финансовые вопросы легко решаются взрослым человеком, если он ребенком усвоил азы. Поэтому составляя и распределяя семейный бюджет, приглашайте детей к участию. Вместе считайте расходы на семью, выбирайте крупные покупки, по ходу объясняйте, советуйтесь в вопросах приоритетности. Это и будут самые важные жизненные уроки в сфере финансов.

Читайте еще:Как настольные игры помогают стать финансово независимым

Отсутствие права принимать решения. Если дети не могу сами распоряжаться своими деньгами, то они не накапливают опыт эффективного использования и распределения средств.

Все можно купить. Убежденный в этом человек вырастает потребителем, у которого сформировалось пренебрежительное отношение к ключевым человеческим ценностям. А значит, под угрозой его экологичность мышления и гуманность методов обогащения.

Нематериальные активы (здоровье, здоровая психика, искренняя любовь и взаимоотношения) – невозможно купить. Объясняйте это детям, рассказывайте, в чем ценность нематериального богатства. Например, любящие друг друга родители – это поддержка, хороший друг – это и помощь, и радость от общения.

Дети – статья расходов. К сожалению, нередко родители уверены, что для семейного бюджета дети –только обуза. Дети, которые с детства «впитали» такое отношения,  тоже будут не лучшими образцами родительского поведения и мышления. Ребенок – это инвестиция в вашу старость. Чем раньше вы начнете воспитывать в нем здравое отношение к деньгам, тем раньше освободитесь от опеки над ребенком.

Читайте еще:Как мыслить и действовать, как миллионер

Неправильные сказки. Задумывались ли вы когда-нибудь о подтексте сказок, которые родители читают детям на ночь? О чем народные сказки? Например, о лежании на печи до солидного возраста, о бессмысленности работы  («Золушка, разбери гречку и рис»), об ожидании принца. Сказки вкладывают в голову детям комплексы и неправильное восприятие реальности.

Что вы думаете о Красной Шапочке? Это сказка о безответственной семье, о матери, которая будто намеренно отправляет дочь в опасный путь, о бабушке, которая неотличима от волка, и живет в страшном лесу.

Вам знакома книга Эрика Берна «Игры, в которые играют люди»? Один из главных тезисов из этой книги: та сказка, которую вам читали родители подряд несколько раз, дней, месяцев, до того, как вы пошли в садик, – это и есть ваш жизненный сценарий. Поэтому прежде чем читать детям сказки, пропустите их через свой собственный фильтр. Спросите себя, чему эта сказка научит моих детей?

Краткий вывод. Учитесь думать. Только так вы станете хорошим образцом для своих детей, их гордостью и путеводной звездой.

Статья написана на основе лекции о роли родителей в вопросах финансового воспитания детей Анатолия Гулея, доктора экономических наук, главы правления Украинской межбанковской валютной биржи.

Финансовые основы для дошкольников

Конфликт «деньги и дети» часто возникает в семьях, где взрослым самим нужно научиться разумным тратам. Так, получив зарплату, мама и папа тратятся на полную катушку, а через две недели остаются вообще без денег и не могут приобрести то, что необходимо. Приходится одалживать. Расточительный ребенок – зеркальное отражение финансово неграмотных родителей.

Влияние на развитие экономических представлений ребенка оказывает только личный опыт обращения с деньгами, а никак не интеллект, возраст или материальное положение семьи.

Воспитание финансового мировоззрения с раннего возраста

Для этого необходимо давать детям поручения. Они, кстати, будут и проявлением родительского внимания

Для ребенка нужное и важное поручение от мамы или папы – это проявление внимания взрослых. Пусть малыш ежедневно помогает вам

Мальчика попросите принести табуретку, помочь забить гвоздь, включить компьютер или выключить свет в другой комнате. Девочка (да и мальчик тоже) могут помогать на кухне: сервировать стол, вытереть и расставить вымытую посуду. Но помните: никогда не ругайте ребенка, если он что-то сделал не так. Ведь он хотел помочь. Не уставайте хвалить малыша.

С 4-5 лет учите ребенка обращению с деньгами

Так или иначе, ребенок слышит о деньгах и видит их. Под вашим присмотром разрешайте ему самостоятельно расплачиваться за покупки. Заходя в магазин за хлебом, поручите ему ответственное дело. Дайте деньги, расскажите, что нужно встать в очередь, затем отдать тете денежку и сказать, какой хлеб нужен. Это не обязательно делать ежедневно, но раз-два в месяц можно. Это даст ребенку представление о денежном обороте.

Через определенное время дайте ему столько денег, чтобы малыш получил сдачу. Объясните, почему в прошлый раз сдачи не было, а сегодня есть. Задания усложняйте постепенно, чтобы интерес не пропал. Так вы постепенно приучите ребенка к самостоятельности.

Как научить ребенка финансовой грамотности

В школе учат совершенно не той финансовой грамотности, которая приводит к богатству. Детей научат как платить налоги, как брать кредиты, что такое деньги, кто такой Карл Маркс

Это важно. Но не научит человека стать финансово независимым гражданином

Чему и как учить?

Принципы финансовой грамотности:

  1. Финансовое планирование, которое включает постановку финансовых целей. Разбивка на долгосрочные, а также краткосрочные цели.
  2. Понятие бюджета. Доходная и расходная часть бюджета легко может уложиться в голове маленького человека, если преподнести ее в виде интересного рисунка. В детскую доходную часть можно включить карманные деньги, подарки, поощрительные доходы за достижения.
  3. Принципы экономии. Расскажите ребенку как правильно тратить сбережения.
  4. Способы заработка. Ребенок должен научиться понимать что папин кошелек не рог изобилия. Для этого стоит производить пояснительные беседы с отпрысками о том как деньги зарабатывают.
  5. Способы создания пассивного дохода. Детям любого возраста можно подобрать способы инвестиций.
  6. На чем основана работа банков. Что такое кредитные, дебетовые карты. Как работает эта система.
  7. Милосердие. Научите отпрыска заботиться не только о личном бюджете, но и оказывать посильную помощь нуждающимся. Расскажите о способах как оказать финансовую помощь нуждающимся детям. Помощь не обязательно денежная. В последнее время в нашей стране развивается волонтерское движение. Найти волонтерские группы работающие по интересному, допустимому для ребенка направлению не составит труда.

Какие финансовые привычки и навыки прививать ребенку?

Внедрив карманные деньги в жизнь ребенка, можно начать обсуждать с ним и процесс накопления и процесс планирования. А также уже можно помочь внедрять привычку учета всех денег, которые пришли к ребенку и которые он вложил в свои покупки.

Кстати, замените термин траты, затраты, расходы, на термин – вложения. Это более позитивный термин и приводит к осмыслению, во что при покупке вкладываются деньги – в здоровье, в удовольствие, в безопасность, в красоту и т.д.

Я считаю, что несколько важных навыков, нужно помочь изучить ребенку и внедрить в ежедневное пользование. Эти навыки приведут ребенка к успеху в будущем.

  • Первый навык: навык ведения Книги Благодарности. Этот навык учит ребенка ценить все, что его окружает, ценить все, что имеет ребенок в настоящее время. При опросе родителей, многие говорили — ребенок не знает ценности денег, не умеет позитивно мыслить. Так вот навык Благодарности и решает эти задачи. Начните вместе с ребенком каждый вечер перед сном заполнять Книгу Благодарности и через некоторое время вы увидите результаты.
  • Второй навык: навык ведения Дневника Успеха, который учит ребенка ценить все свои достижения,  даже маленькие, а также  повышает уверенность в себе. Каждый день, отвечая на три волшебных вопроса – Почему я сегодня молодец/умница? Что сегодня я сделал(-а) хорошего? Кто рядом со мной молодец/умница?  — ребенок учится ценить свои успехи и гордиться собой.
  • Третий навык: Навык ведения Книги Доходов и Вложений, книга учета движения всех денег ребенка. Многие родители говорили – ребенок не умеет распоряжаться  деньгами, ребенок не знает, откуда копятся деньги, ребенок не умеет инвестировать деньги, ребенок не умеет экономить деньги и т.д. Именно навык ведения учета денежных средств помогает решить задачи описанные выше. А для того, чтобы учет велся регулярно, есть маленькое правило – выдача карманных денег происходит после просмотра и анализа книги доходов и вложений за предыдущий период.
  • Четвертый навык: навык составления списка желаний, умения формировать и записывать свои желания и прорабатывать их по схеме Мечта-Желания-Цели-Действия, и далее рассчитать скорость исполнения желания. Этот навык учит ребенка тому, что все желания исполняются, просто нужно  написать план исполнения и начать действовать.
  • Пятый навык: навык расширения своего финансового сознания (емкости) через игру «Миллион в кармане». Эта игра показывает ребенку его истинные желания и стоимостные показатели этих желаний. А также убирает страх больших цифр. Ребенок легко оперирует миллионами и миллиардами.

В помощь для внедрения всех пяти навыков в нашем клубе «Юный миллионер» есть детские блокноты. Заполняя их вместе с ребенком, вы научите его дружить с деньгами!

Разговоры о деньгах при детях не ведутся, и финансовые проблемы семьи тщательно скрываются от ребенка

Это довольно распространенная ошибка родителей, которые думают, что таким образом они оберегают сына или дочь от сложностей взрослой жизни. С одной стороны, что тут плохого: ребенок не чувствует себя ущемленным, не «забивает» голову взрослыми проблемами… Однако в попытках обеспечить беззаботное детство, взрослые часто не понимают, что они рискуют вырастить неприспособленного к жизни человека, возможного эгоиста, который привык, что его потребности и желания удовлетворяются в первую очередь, а о других волноваться нечего.

Если разговоры о деньгах у родителей вызывают неловкость, и происходят только в отсутствии ребенка, он лишается возможности получения знаний и опыта, и формировать правильное мнение о назначении денег ему довольно трудно. Конечно, рано или поздно какая-то информация им будет получена вне дома, но без опыта, родительского примера, свою неуверенность и отсутствие необходимых финансовых знаний, он понесет в самостоятельную жизнь. Отсюда и сложности у многих молодых людей и семей, не умеющих, и не желающих вести семейный бюджет, транжирящих деньги, набирающих кучу кредитов, или наоборот, болезненно экономящих каждую копейку не известно для какой цели.

Выход: Разговаривать с ребенком о семейных финансах не только можно, но и нужно, и полезно. Нужно только учитывать его возраст: совсем не обязательно обсуждать с малышом размеры своей зарплаты или проценты по кредиту – но, например, первоклассник уже должен иметь хотя бы общее представление, о том, откуда в семье берутся деньги, и куда они расходуются. Так и закладываются основы финансовой грамотности.

Так же и с финансовыми трудностями – если семье приходится временно «затянуть пояс», то не стоит скрывать это от ребенка, требующего, например, новый планшет. Здесь главное показать ребенку свою уверенность, и донести до него то, что трудности эти временные, и так иногда со всеми случается. Просто нужно на некоторое время воздержаться от неразумных и излишних трат. В противном случае ребенок, повзрослев, не будет иметь «иммунитет» к таким ситуациям, и любые денежные неурядицы будут для него тяжелым стрессом.

Полезные экономические игры, занятия

Единственно верный способ научить малышей деньгам это игра. Финансовые игры можно найти в магазинах, в интернете. А разнообразие экономических компьютерных игр позволит подобрать полезное занятие для любого возраста.

Рекомендуем настольные игры

Монополия, известна старшему поколению. Сегодня имеет массу видов. Неизменна цель — стать богатым землевладельцем. Здесь и налоги и штрафы, арендная плата и прочие прелести реальной жизни.
7 чудес. Покупайте, продавайте ресурсы и стройте чудо-света.
А еще: Артифициум, Колонизаторы, Джайпур

Компьютерные игры

Игра Wild West (Дикий Запад) подойдет даже дошкольникам. Чтобы получить пользу от игры, маме придется сначала самостоятельно разобраться. Вы удивитесь насколько глубоко и подробно игра может научить планированию.
Аналогичная – Big Farm .
Виртономика. Игра подойдет подросткам. Здесь создаются виртуальные компании с детальной проработкой всех бизнес-процессов.
Rising Cities — градостроительная стратегия. Тоже затрагивает финансовые вопросы. Требует детального планирования бюджета.

Возрастные группы и уровни преподавания

Дошкольники

Пока что малышам достаточно уяснить, что деньги не бесконечны. Не стоит подробно рассказывать как трудно достаются деньги семье. Важен сам принцип много работал — получил зарплату. Понимание того, что значит денег много не бывает, придет не сразу.
Основам финансовой грамотности дошколят лучше учить дома в спокойной обстановке. Вариант подробного объяснения в магазине почему мама не может сейчас купить вертолет не удачный.
У малышей дошкольного возраста критерии выбора пока отсутствуют. Поэтому не стоит их вести в магазин для выбора игрушки. Правильное решение — обсудить дома и купить без присутствия малыша.

Младшие классы

Начальная школа – самое время создания основательного подхода к обучению финансовой грамотности. В глазах детей этого возраста финансовый мир еще иллюзорен. Малыши только начинают понимать что необходимо трудится, чтобы зарабатывать деньги. Хорошо, если у младших школьников уже существуют навыки самостоятельной траты денег в магазине. Если вы еще не начали приучать детей к собственным деньгам, самое время выдавать карманные деньги. Пусть ребята совершают финансовые ошибки на мелких суммах. На этом выстроится умение обращаться с деньгами.

Подростки

Школьники понемногу начинают понимать необходимость разумного расходования средств. Переходите с еженедельных выплат на ежемесячные. Сумма выдаваемых денег должна расти.
Принципы финансовой грамотности подросткам и молодежи уже следует разъяснять основательно. В этом возрасте познакомьте детей с графиком источников дохода который описывал Роберт Кийосаки в книге «Богатый папа, бедный папа». Источников четыре: заработать будучи наемным работником, работая на себя, создав бизнес и инвестиционные доходы.

Следующий пункт обязательный к изучению детьми: достижение финансовой безопасности.
Подростки уже задумываются о том как заработать.

Формируем правильное отношение к кредитам
Понимание, что такое заем денежных средств важный финансовый навык. Многие прошли эту школу на собственной шкуре не зная правил игры. Научив школьника финансовой грамоте, поможете не совершать глупых ошибок.
По статистике каждый пятый россиянин – держатель кредитной карты, каждый седьмой одновременно выплачивает 2 и более кредитов. Большинство кредитных целей относятся не к потребностям, а к желаниям, без которых можно обойтись.
Показать работу кредитов нужно наглядно с помощью рисунков, таблиц

Важно не запугать ребенка кредитами, а научить грамотно использовать привлеченные средства

«Нужно воспитать ребенка, чтобы было кому обеспечивать меня в старости»

Очень многие родители вкладывают все в своих детей: оплачивают их образование, дарят квартиру и машину, организуют свадьбу и т.п. В итоге к пенсии у них не остается никаких накоплений. Рассчитываете, что ребенок будет содержать вас, когда вырастет? Далеко не факт, что получится так, как вам хочется. У взрослых детей уровень дохода не всегда позволяет полностью содержать родителей. А когда у них появляются собственные семьи, мамам и папам остаются лишь скромные остатки, так как основные средства тратятся на обеспечение собственных детей.

Считаете, что ребенок вырос эгоистом, если не думает о своих родителях? Как бы то ни было, дети – это не актив, в который вкладываются в ожидании хорошей рентабельности, и заводят их не для того, чтобы они содержали вас в старости. Поэтому, когда станете родителями, параллельно позаботьтесь о создании своего пенсионного портфеля, чтобы ваше будущее не зависело от уровня дохода ваших детей.

Дорогие покупки и самостоятельные заработки

Рано или поздно ребенок сообщает о своем желании владеть достаточно дорогой вещью. Специалисты считают, что это лучший момент, чтобы предложить ребенку составить свой собственный финансовый план. Так он сможет увидеть цель, к которой необходимо двигаться, рассчитать, насколько она близка, и какие шаги необходимо предпринять для её достижения. Конечно, родители должны помочь ему в этом.

Ирэн Шкаровская советует разработать вместе с ребенком стратегию достижения цели. Так, чтобы купить к новому году игровую приставку, ему придется выделять каждую неделю небольшую сумму из своих карманных денег.

Банкир Олег Тиньков рассказывает в своем блоге о личном опыте воспитания детей, не обходя вниманием и моменты, связанные с накоплением. В финансовом воспитании детей он придерживается следующих правил:

  • Нельзя реагировать на все требования детей о покупке. Приобретения должны быть осознанными.
  • Дайте ребенку право выбора, не давите на него.
  • Составьте вместе с ним наглядный план.
  • В ответ на просьбу купить что-либо предложите ребенку самому накопить на покупку.
  • Заведите 2 принадлежащих ребенку конверта: для трат и накоплений.
  • Не переживайте из-за возможных ошибок и лишних трат – они неизбежны на пути к финансовой грамотности.

И будьте готовы к тому, что первые заработанные ребенком деньги принадлежат только ему. При этом он может получить их, не выходя за рамки семьи.

Психологи не рекомендуют платить ребенку за хорошие оценки или помощь по дому – ведь это его прямые обязанности. Но если он тратит свое свободное время на помощь в каком-то большом деле – такой поступок заслуживает поощрения. Так вы на практике покажете ребенку, что деньги платят за труд, и их количество зависит от потраченных усилий и времени. Это лучший способ продемонстрировать ценность денег.

«У ребенка должно быть счастливое детство»

Некоторые папы и мамы задаривают своего малыша безделушками, не жалея денег на то, чтобы радовать его каждый день чем-нибудь новеньким. Проблема в том, что мимолетные радости быстро забываются, игрушки надоедают, а несколько потраченных тысяч в месяц образуют за год приличную сумму, которая в дальнейшем пригодилась бы на образование ребенка. Конечно, баловать малышей можно и нужно, но выбирать для подарка следует только те вещи, которые долго используются и не устаревают. Если купленная игрушка или одежда оказались ненужными, не стесняйтесь их продать, даже если удастся компенсировать только часть потраченных денег.

Постоянное подчеркивание отсутствия средств

Эта ошибка – противоположная крайность. Если родители постоянно твердят об отсутствии денег, все время озабочены финансовым положением семьи, и ребенок постоянно слышит фразы о том, что «денег нет, и не предвидится», или что если купить какую-то вещь, то нечего будет кушать, то ничего хорошего тоже ожидать не приходится. Опасность такого родительского поведения в том, что ребенок может воспринять все сказанное буквально, и примет близко к сердцу эти проблемы, будет чувствовать себя ущемленным, или еще хуже — в чем-то виноватым.

Выход: Все просто – нужно соблюдать «золотую середину». Если простым доступным языком объяснить даже первокласснику, что родители тратят значительную часть семейных средств на выплату ипотеки, то можете быть уверены – он все поймет с одного раза. Ничего страшного или постыдного в этом нет. Также нужно не забыть озвучить преимущества: то, что семья имеет собственную отдельную квартиру, а не комнатку в обшарпанном общежитии с общей кухней и туалетом. Но при этом не стоит постоянно твердить об отсутствии денег. «Психология бедных» не позволит ребенку вырасти успешным и уверенным в себе человеком.

Добавить комментарий