Знаток Финансов

5 уровней логистического сервиса

Понятие и основные виды логистики — 7 самых популярных видов

Процесс логистического управления включает в себя различные составные части, обеспечивающие оптимальные результаты работы данной системы. Исходя из этого, можно выделить несколько видов логистики.

1) Транспортная логистика (Логистика транспортных перевозок)

Определение наиболее выгодного маршрута движения средств, обеспечивающего передачу материальных ресурсов в нужном объеме и необходимые сроки из одной точки в другую, с целью дальнейшей переработки, перераспределения или потребления данных ресурсов.

2) Таможенная логистика

Осуществление контроля за материальным потоком, проходящим через государственные границы.

Таможенная логистика позволяет решить сразу несколько задач:

  • осуществление самой перевозки груза;
  • получение необходимых сертификатов на ввозимый товар;
  • оформление таможенной документации;
  • оценка стоимости, состояния и соответствия таможенным требованиям груза;
  • сопровождение дальнейшего движения груза, прошедшего таможенную границу;
  • обеспечение соответствия валютному законодательству.

Таможенная логистика обязует учитывать правовые таможенные требования и затраты, связанные с их выполнением.

3) Производственная логистика

Когда производственные ресурсы проходят несколько этапов внутри самого предприятия в процессе создания и переработки, необходимо установить контроль за этим процессом с целью его оптимизации.

Этим занимается производственная логистика, путем решения следующих задач:

  • согласование графиков работ, производимых в различных подразделениях производства;
  • соответствие сроков выполнения работ всеми подразделениями процессам закупки ресурсов и продажи продукции;
  • выявление потребностей потребителей с целью эффективного планирования производственного процесса;
  • быстрое реагирование на сбои в работе производства, его корректировка и контроль выполнения поставленных задач в заданные сроки.

4) Логистика запасов

Основной задачей логистики запасов является установление постоянного бесперебойного процесса производства и реализации продукта. Ее решение осуществляется путем контроля за имеющимися запасами товаров и ресурсов производства, с учетом рисков, сезонной специфики и постоянства поставок

5) Закупочная логистика (Логистика снабжения)

Осуществляет контроль движения материальных потоков, обеспечивающих процесс производства необходимыми ресурсами. Включает в себя снабжение производства, поставку материалов, их хранение до отпуска в производство.

Необходимость логистики снабжения обуславливается:

  • Неслаженность процесса снабжения неизбежно влечет за собой простой в производстве. Необходимо контролировать закупки по количеству, качеству, организации поставок, целостности упаковки и ассортименту.
  • Больше половины себестоимости производимого товара создается именно в процессе снабжения.

Для повышения и поддержания нужного уровня конкурентоспособности бизнеса организация логистики снабжения обязательна. Для этого производится постоянный контроль состояния рынка закупаемых материалов и определяется выгодность закупок или самостоятельного изготовления необходимого сырья.

6) Информационная логистика

Это направление логистики занимается контролем и координацией потоков данных, которые идут в дополнение к материальному. По отношению к самому предприятию такие потоки можно разделить на внутренние и внешние, а в рамках организации – горизонтальные и вертикальные.

Положения информационной логистики определяются внутренними распоряжениями о документообороте на предприятии.

В случаях десинхронизации материального и информационного движения, важно, чтобы информационный не шёл впереди материального. При невозможности синхронизировать материальный и информационный потоки, желательно, чтобы информационный поток несколько опережал материальный

При невозможности синхронизировать материальный и информационный потоки, желательно, чтобы информационный поток несколько опережал материальный.

7) Складская логистика

Данный вид логистики нацелен на контроль работы склада – приемка, хранение, выдача материалов. Также определяются такие вопросы, как оптимальное расположение складов и ведение складского учета, который напрямую влияет на оценку себестоимости продукции в бухгалтерии.

Складская логистика также решает задачи организации складского хозяйства, оптимизации размещения складов. Характер ведения складского учета может влиять на бухгалтерскую оценку себестоимости.


Логистическая компания — основные критерии как выбрать логист. компанию

Основные задачи

Товародвижение осложняется выбором транспортных средств. Используются морские суда значительного водоизмещения, автомобильный, железнодорожный, авиационный, трубопроводный транспорт. От используемого транспорта зависит выбор вариантов складирования и хранения материально-технических ресурсов в портах, на региональных базах и местах продажи, систем распределения товаров по мелким магазинам, организация распродажи, управления товародвижением, соотношение оптимальных запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, готовой продукции и запасных частей на складах различных уровней. Все это ставит перед товаропроизводителями и транспортными компаниями определенные задачи.

В конечном счете все операции по транспортировке, складированию и хранению продукции и сырья должны сводиться с позиций логистики к минимизации затрат на каждом из этих этапов. Минимизация затрат предполагает учет всего комплекса информационных потоков (нормативные, справочные, оперативные и аналитически данные), обеспечивающих решение конкретных задач с помощью компьютеризации.

Инфраструктура в сфере экономики, развивающояся довольно значительными темпами, в свою очередь порождает новые задачи и проблемы, требующие решения при минимальных издержках на всех уровнях товародвижения. Поэтому возникло целое научное направление логистики, включающее макрологистику (оптимизация товародвижения в масштабах регионального, международного и других рынков) и микрологистику (организация товародвижения на отдельном предприятии).

Логистика в этом смысле рассматривается как математическая логика, имеющая целый ряд прикладных направлений, которые реализуют задачи в определенных областях экономики, техники, хозяйствования и маркетинга.

Логистика, разрабатывая в каждом своем звене общей цепи методы минимизации и оптимизации, формирует конкретные положения, программы и стандарты для производства, транспортировки, отгрузки, складирования и хранения, распределения. Эти разработки готовятся для каждой системы распределения: предприятия-изготовителя, посредника, предприятия по оказанию различного рода услуг, для розничной и оптовой торговли.

Можно сказать, что логистика в настоящее время выступает и как наука, и как практика, охватывающая все сферы деятельности в производстве, товародвижении, распределении и потреблении продукции. Главной целью логистики является бесперебойное обеспечение возрастающих потребностей населения с минимальными затратами.

Промышленные предприятия, выпускающие товары производственного и потребительского назначения, и предприятия, оказывающие сервисные услуги, как правило, решают следующие основные задачи в области логистики, обеспечивающие их бизнес: формирование цели (целей); планирование и прогнозирование; формирование мощностей и запасов; принятие заказов и ответственность за его выполнение; функционирование оборудования и оборот запасов, оптимальное использование распределительной сети для выполнения закона.

Успешное управление логистикой но предприятии требует тщательной координации движения и хранения материальных ресурсов, заинтересованности в разработке и промышленной упаковке материалов. Две эти области заслуживают особого внимания. Обработка материальных ресурсов, предшествующая операциям складирования и хранения, требует не только специального оборудования, но и значительных финансовых затрат. Например, глубокая заморозка продуктов питания, особый режим их хранения связаны с большими энергетическими затратами. Соответственно необходимы стратегические запасы материально-технических ресурсов, срок хранения которых исчисляется годами, средства на их сохранение и консервацию.

Промышленная упаковка материалов, как и их обработка, также требует значительных материальных (упаковочные материалы) технических (специальное оборудование), трудовых и финансовых затрат. Кроме того, вид и тип упаковки (контейнеры, рефрижераторы) оказывают существенное влияние на дальнейшие операции по транспортировке и складированию, погрузочно-разгрузочные работы. В зависимости от типа упаковки максимально используются площадь и высота складских помещений, а также складское оборудование и т.д.

Логистика

Какие виды логистики существуют на современном рынке?

Условно логистику можно разделить на 10 основных видов.

  1. Логистика снабжения. Сюда входит определение и расчет оптимальных объемов поставки продукции. За этот вид логистики на предприятии отвечает специальное подразделение – отдел закупок или отдел снабжения.
  2. Складская. В данном случае осуществляются работы по определению рационального размещения складов предприятия в конкретном или разных регионах страны. Склады могут быть как собственными, так и виде арендованных площадей. Логисты контролируют погрузочно-разгрузочные работы, прием и отпуск товара, определяют зоны хранения той или иной продукции и выполняют другие операции, напрямую связанные со складом.
  3. Маркетинговая. Этот вид имеет сходство с предыдущим, так как здесь осуществляется организация работы склада готовой продукции и ее транспортировки от предприятия-производителя до конечного потребителя.
  4. Транспортная. Здесь выполняются все операции по грузоперевозкам. Логисты рассчитывают оптимальные маршруты движения автомобилей, выбирают подходящие транспортные средства. В качестве ТС могут использоваться автомобильные, авиационные, водные или железнодорожные средства. Основная задача такой логистики – максимально снизить расходы и издержки на транспортировку готовой продукции.
  5. Логистика запасов. В данном случае осуществляется расчет и поддержка оптимального уровня запасов сырья, комплектующих, материалов или готовой продукции в конкретный период.
  6. Производственная. Тут подразумевается перемещение сырья, материалов или продукции внутри предприятия, например, из одного цеха в другой или на склад.
  7. Таможенная. Она отвечает за прохождение товаров, продукции, сырья через границу разных стран. Логисты контролируют соблюдение законодательства, проводят проверку материального потока, создают документы, осуществляют сертификацию и проводят другие нужные операции.
  8. Распределительная. Здесь она носит больше финансовый характер, и представляет собой несколько связанных друг с другом методов, которые рассредоточиваю товарно-денежные потоки между сотрудничающими предприятиями.
  9. Закупочная. Вид логистики, который концентрируется исключительно на операциях связанных с закупками. Основная задача здесь – удовлетворение потребителей необходимыми материалами или готовой продукцией в комфортные сроки и с экономической лояльностью. Сюда также входит поиск и организация работы с альтернативными поставщиками.
  10. Комплексная. Объединяет в себе все предыдущие виды логистики, что позволяет грамотно организовать операции и процессы, связанные с сопровождением товарооборотов.

Что входит в обязанности сотрудника логистической компании?

В обязанности логиста входит выбор оптимального способа доставки: по воде, по воздуху или наземными видами транспорта. Определяясь с видом перевозки, специалист анализирует все параметры груза. Это габаритные размеры, масса, качественные характеристики. Провоз твердых предметов, жидкостей глибо газов имеет свою специфику. Продукты питания, портящиеся или хранимые, требующие специальных условий или нет – имеет значение. Также важен срок доставки, дальность пути и планируемый на перевозку бюджет.

Пункт 1. Подбор оптимального вида транспортного средства.

В чем различие способов перевозки:

  • Доставка грузовым авиатранспортом — самая быстрая. Используется для срочной доставки. Но дороговизна авиаперевозок зачастую вынуждает искать альтернативный вариант.
  • Транспортировка по воде — единственная альтернатива при необходимости доставить грузы с континента на другой континент. Морской транспорт — бюджетный вариант доставки, но долгий.
  • Перевозка по железной дороге: малозатратна, но не подходит для срочных доставок и нуждается в перегрузах по пути следования.
  • Грузоперевозки на автомобильном транспорте — самый распространенный вариант. Товар грузовым автотранспортом доставляется быстро и бюджетно.

Пункт 2. Выбор маршрута транспортировки

Маршрут, по которому последует груз — одна из зон ответственности логистической компании. Грамотно составленный маршрут может удешевить перевозку и сократить срок пребывания товара в пути.
Выбор пути зависит от характеристик груза и сроков доставки. Логисту необходимо также учитывать климат и погоду в районах следования, качество дорог, наличие мостов и железнодорожных переездов и т. д. Этот фронт работ крайне важен и требует серьезной аналитики.

Пункт 3. Работа с документами

Существуют нормативы, регламентирующие перевозку грузов. Независимо от способа транспортировки, логистическая компания занимается оформлением сопроводительной документации и необходимых разрешений.
Если груз пересекает границу, оформляется пакет таможенных документов. Если предстоит перевозка опасного, негабаритного или тяжеловесного груза — работы с документами становится больше. Эту часть работы следует доверять лишь надежному перевозчику, т.к. неправильно составленная документация грозит серьезными проблемами по пути следования груза: штрафами, задержками, конфликтами с таможенными службами и органами контроля, арестами грузов и их возвратом. Профессионализм сотрудников логистической компании – гарант успешной доставки.

Пункт 4. Отслеживание груза в пути

Логистические компании, организующие перевозку груза вплоть до получения его адресатом, отслеживают и весь процесс следования груза по маршруту. Это необходимо для полного контроля на всех этапах: погрузке, транспортировке, передаче груза в пункт назначения.

Навигатор дает возможность определить координаты груза в пути, скорость передвижения, информацию о возможном отклонении от маршрута. На связи с водителем постоянно находится диспетчер, который собирает информацию об обстановке в пути и может оказать помощь в случае непредвиденных ситуаций.
Хороший логист должен владеть основами делопроизводства, знать логистические схемы, уметь организовать работу склада. Поэтому к вопросу его выбора нужно подходить ответственно, доверяя транспортировку только надежным логистическим компаниям.

Транспортная логистика как часть логистической науки

Представим себе человека, открывшего свой бизнес и занимающегося изготовлением и продажей сувениров из дерева. В первое время ему будет хватать собственного автомобиля, чтобы завезти материалы в мастерскую, а готовый товар в магазин. Но со временем его производство начнет разрастаться, и кроме мысли как заработать деньги, нужно будет подумать о поиске новых поставщиков, открытии второго цеха и филиалов в других городах.

Как же теперь он успеет осуществить сам все необходимые перевозки за рулем единственного автомобиля? Именно тут на помощь бизнесу приходят логистические и транспортные компании.

Расходы на транспортные операции занимают около 50% от всех логистических затрат. Качество перевозок влияет на расходы не меньше, чем их непосредственная себестоимость

В связи с этим очень важно рассматривать транспортную логистику:

  1. С позиции эффективности выбранного вида транспорта;
  2. С позиции организации процесса транспортировки;
  3. С точки зрения клиента — не менее важны условия хранения и обработки груза.

Простыми словами о сути логистической деятельности

Суть операций по организации эффективного моделирования, рационализации системы передачи материальных ресурсов, сервиса или информации от участников рынка и контролю над его результативностью. Таким образом, это функционал по управлению движением товаров (сервиса). Основной целью является снижение затрат (издержек) на осуществление данного процесса.

Структура и задачи операций по управлению перемещения товаров:

  • управленческие действия потребителя по минимизации собственных издержек;
  • управленческие действия производителя с целью увеличения прибыли с поставок.

Основными элементами данной науки являются:

  • предварительное оформление договора на поставку;
  • управленческие схемы по движению и складированию запасов (у поставщика и потребителя);
  • формирование схемы доставки продукции;
  • организация эффективных взаимоотношений с таможенными органами;
  • анализ спроса;
  • и другое.

Как видно из структуры элементов, некоторые задачи относятся к области маркетинга и других специализированных наук. Таким образом, можно сказать, что логистика – это совокупность всех научно0обоснованных моментов, необходимых для организации продажи/покупки товаров, то есть это наука о системе повышения результативности коммерческой работы предприятия (так как она относится к взаимодействию организаций, а не физических лиц).

Научная области «логистики» связана с необходимостью решения трудностей в процессе доставки товаров с одного предприятия до другого.

Научное развитие «логистика» получила в период существования доиндустриального (аграрного) общества. Тогда уже зарождалась торговля между государствами. Участники ее старались максимально снизить свои затраты на транспортировку ресурсов.

В настоящее время, эта наука и модель эффективных процессов вышла на новый, достаточно высокий, уровень. Стала необходимой! Это обусловлено тем, что расходы на доставку, являются одной из наиболее крупных статей при формировании внутренней стоимости (себестоимости) товаров.

Сферы логистики

Сегодня основное место в деятельности предприятий занимает транспортная, производственная, закупочная, информационная, таможенная, распределительная, складская логистика.

  1. Производственная логистика – направлена на оказание материальных услуг и организацию потребительских благ. Принципы производственной логистики исключают взаимодействие в структуре предприятия на основе договоров. Все решения приобретают здесь исключительно управленческий характер.
  2. Логистика снабжения (закупочная логистика) – решает задачи по созданию материальной и сырьевой баз предприятий. Неотъемлемой частью закупочных процессов является тщательная планировка поставок и управление логистикой.
  3. Логистика сбыта – позволяет оптимизировать процессы по реализации готовой продукции. Данная функция рассматривается как отдельная область научных исследований, направленных на выгодное распределение материальных, информационных, сервисных, финансовых потоков между отдельными группами потребителей.

  4. Транспортная логистика – разрешает проблемы управления материальными потоками на конкретных транспортных участках. Согласно исследованиям, расходы на транспортировку продукции составляют в нашей стране порядка 50% от стоимости ее производства. Сокращение затрат на перемещение необходимого количества продукции с выбором оптимальных маршрутов и минимальными затратами остается важнейшей задачей, на решение которой направлена транспортная логистика.
  5. Таможенная логистика – нацелена на эффективное применение достижений основных методов научного знания при необходимости сокращения затрат в случае перемещения сырья, комплектующих или готовой продукции через границу.
  6. Информационная логистика – оптимизирует движение информационных потоков. Является всеобъемлющей сферой для всех функциональных областей логистики.
  7. Складская логистика – решает задачи хранения, обработки, приема и отгрузки продукции. Позволяет сохранить «замороженную прибыль» в надлежащем для сбыта состоянии.

Классификация складов в логистике

Существует несколько классификаций складов.По назначению:

  1. Производственные (для сырья):
  • Цеховые;
  • Заводские.
  1. Транзитно-перевозочные. Работают при морских портах, при станциях железной дороги или в аэропортах, служат для недолгого хранения между перемещением транспортируемого груза;
  2. Таможенные (хранение перед проходом таможни);
  3. Досрочного завоза. Располагаются в районах с сезонной доставкой;
  4. Сезонного хранения (складирование сезонных товаров);
  5. Резервные. Осуществляют хранение на случай непредвиденных ситуаций;
  6. Оптово-распределительные. Отвечают за обеспечение товаропроводящей цепочки;
  7. Коммерческие (общего пользования). Сдаются в аренду, обслуживают любых клиентов — владельцев товара;
  8. Розничных торговых предприятий.

По условиям хранения:

  1. Общего назначения;
  2. Резервуары (для жидкостей);
  3. Для опасных веществ;
  4. Специализированные (например, склад замороженной продукции);
  5. Склады-хранилища.

По конструкции:

  1. Открытые площадки;
  2. Полузакрытые площадки (например, с использованием навеса);
  3. Полностью закрытые;
  4. Многоэтажные.

По виду продукции:

  1. Готовых товаров;
  2. Сырья;
  3. Инструментов;
  4. Остатков и отходов.

По отношению к звеньям логистической цепи:

  1. Производителей;
  2. Экспедиторских организаций;
  3. Транспортных организаций;
  4. Посреднических организаций;
  5. Торговых организаций.

По степени технической оснащенности:

  1. Частично механизированные;
  2. Механизированные;
  3. Автоматизированные
  4. Автоматические.

Задачи, функции и цели логистики

Предметом логистической науки выступает состояние материальных, финансовых или информационных ресурсов на различных уровнях в той или иной системе и оптимизация их потоков.

Целью логистики является увеличение эффективности экономической системы, с помощью управления логистическими процессами.

Среди задач логистики можно выделить:

  • управление товарными потоками;
  • развитие системы управления потоками товаров, услуг и информации;
  • мониторинг рынка и выявление спроса на материалы и товары, прогнозирование будущей ситуации на рынке.

Логистика включает в себя следующие понятия:

Логистическая операция – операции, направленные на изменения материальных потоков или потоков услуг.

Логистическая система – это система планирования и осуществления всех логистических операций.

В современной науке логистические системы делятся на:

  • прямые (устанавливают связь между поставщиком и потребителем);
  • посреднические (включают как минимум одного дополнительного участника).

Материальный поток – объект логистических действий, который измеряется физическими показателями веса, размера и времени.

Функция логистики – направленные на повышение эффективности работы действия на том или ином этапе процесса логистики.

Среди них можно отметить:

  • транспортные услуги;
  • хранение продукции;
  • закупка товаров;
  • создание запасов.

Логистические издержки – траты, связанные с проведением и оформлением логистических операций. Они могут становиться составляющими сбытовых расходов или входить в себестоимость продукции.

Эффективность работы логистической системы напрямую зависит от объемов имеющихся у организации запасов, что можно представить в виде сравнительной таблицы:

№ п/п Показатель Много запасов Мало запасов
1 Логистические затраты выше (-) ниже (+)
2 Выгода от применения оборотного капитала ниже (-) выше (+)
3 Адаптивность к росту или снижению спроса по количеству выше (+) ниже (-)
4 Вероятность нарушения условий контракта ниже (+) выше (-)
5 Контроль за системой логистики проще (+) сложнее (-)
6 Адаптивность к росту или снижению ассортимента потребностей рынка ниже (-) выше (+)

Из данной таблицы видно, что количество запасов предприятия определяет то, что работа системы логистики связана с количеством ресурсов предприятия.

Что такое логистика простыми словами?

Если говорить  без заумных экономических терминов и понятий, простыми словами, то логистика, это грамотная организация потоков  различных материальных ценностей, как внутри предприятия, так и за его пределами. Главная цель логистики – снизить издержки при производстве и продаже конечного продукта.

При этом логист не просто ищет самую бюджетную компанию, оказывающую услуги по перевозке товаров.  Такой специалист отвечает за поиск поставщиков, оформление с ними договорных отношений, организовывает складское хранение на предприятии, перевозку сырья и готовой продукции, оформляет документы для таможни, и заключает соглашения с потенциальными клиентами предприятия.

Давайте рассмотрим этот процесс и разберем, что это за профессия, на примере работы мясокомбината.

В данной ситуации производитель платит не только за купленное им мясо, но и за его доставку на предприятие, хранение сырья и готовых продуктов на складах,  а также за доставку товара до магазинов. Это и есть логистические расходы, которые нередко составляют до 20% себестоимости продукта.

Главная задача логиста – свести такие издержки к минимуму. Выглядит это, как правило, следующим образом.

Специалист сравнивает условия, предлагаемые различными поставщиками:

  • Ферма №1, продает свиней живым весом по 100 рублей за килограмм. При этом она расположена в трех километрах от мясокомбината;
  • Ферма №2, реализует аналогичный товар по 80 рублей за килограмм, и находится в 85 километрах от  предприятия.

Казалось бы, ферма№2, со своим демократичным ценником вне конкуренции. Но прежде, чем принять решение, логист оценит затраты на транспортировку груза. В результате, учитывая стоимость «подвоза» поросят, получится, что килограмм свинины с фермы №1 обойдется мясокомбинату в 102 рубля, а с фермы №2 – в 120 рублей.

При этом логист подумает и о рисках. При работе с дальней фермой выше вероятность сбоя поставок. Всем известно, что чем длиннее путь, тем чаще возникают различные сложности: ДТП, поломка автомобиля и т.д. Также, если у комбината возникнет экстренная потребность в сырье, то с фермы, расположенной в трех километрах, он получит свинину быстрее, чем от дальнего поставщика.

Более того, логист обязательно просчитает, во сколько обойдется заведение своего животноводческого комплекса на предприятии, и не будет ли это более выгодно, чем сотрудничество со сторонними организациями.

В логистике многое зависит от специфики бизнеса, места расположения производственной базы, погодных условий и т.д. Именно поэтому не существует универсальной логистической модели, и в каждом конкретном случае специалисты ищут новые, уникальные пути снижения издержек.

Кстати, удивительно, но логистика как таковая, зародилась не в эпоху бурного развития капитализма, а гораздо раньше. Известно, что в период аграрного общества, уже существовали конкретные торговые пути, по которым курсировали продавцы товаров. И составлялись такие «дорожные карты» по той же системе, что и сейчас: как продать максимум товаров, проехав минимальное расстояние.

Добавить комментарий