Знаток Финансов

Конкурентоспособность. Как стать конкурентоспособным?

Виды конкурентоспособности предприятий

Конкурентоспособность предприятий – это возможность достигать определенных целей при сопротивлении со стороны других участников рынка.

От нее зависит, удовлетворяет ли организация потребности клиентов и способна ли она выпускать продукцию, которая долгое время остается интересной и привлекательной.

Сама конкуренция может относиться к факторам, которые никем и никак не контролируются. А вот к понятию конкурентоспособности предприятий другое отношение.

В зависимости от состояния рынка выделяют следующие разновидности конкуренции:

  1. Регулируемая, далекая от совершенства.
  2. Совершенная или свободная.

Хозяйственная обособленность и частная собственность – главные факторы для совершенной или свободной конкуренции.

Предполагается, что на рынке в большом количестве работают разнообразные фирмы. Они сами решают, в каком количестве и какие товары приобретать.

Конкурентоспособность предприятия определяется и характеризуется в случае свободного рынка следующими особенностями:

  • отдельная фирма не может похвастаться значительным объемом производства. потому нет серьезного влияния на цену товара, подвергаемого реализации;
  • каждый производитель реализует товары, которые можно назвать однородными;
  • покупатели хорошо знакомы с особенностями формирования цен, их текущим уровнем. повышение цены ведет к тому, что покупатели уходят;
  • продавцы не зависят друг от друга, самостоятельно совершают каждое свое действие;
  • никто и никак не ограничивает доступ на рынок.

Благодаря таким особенностям буквально каждый гражданин может стать участником рынка и применять имеющиеся ресурсы в тех направлениях, которые ему интересны.

При работе с покупателями недопустима дискриминация. Только в этом случае связь между производителями и потребителями будет свободной.

Что касается несовершенной конкуренции, то она присутствовала на рынке всегда.

Способы соперничества и стратегии конкурентоспособности предприятия позволяют выделить ценовые и неценовые разновидности конкуренции.

Первый вариант предполагает, что искусственно занижается стоимость тех или иных продуктов. В сфере услуг данная схема применяется чаще всего.

Наконец, можно выделить следующие типы конкурентоспособности предприятий на примере маркетинговой сферы:

  • функциональная;
  • видовая;
  • предметная.

Внешние факторы конкурентоспособности

Внешние факторы – это те, которые зависят от самого предприятия в наименьшей степени.

Обеспечение конкурентоспособности предприятия предполагает наличие следующих внешних факторов:

  1. Деятельность институтов, государственных и негосударственных.
  2. Основные характеристики рынка, включающие его емкость и тип, возможности по его охвату у конкурентов.
  3. Осуществление правовой защиты для потребителей.
  4. Надзор и контроль со стороны государства за обязательной сертификацией продуктов и систем, соблюдением требований законов и стандартов.
  5. Действующие системы стандартизации и сертификации, созданные представителями государства.
  6. Участие в разработке и финансировании национальных программ по обеспечению конкурентоспособности, в международном разделении труда.
  7. Финансово-кредитная и налоговая политика, связанные с амортизацией. Обязательно надо учитывать межгосударственные, государственные дотации и субсидии.
  8. Трудовые ресурсы, их количество и уровень квалификации.
  9. Развитие производственной инфраструктуры в стране в целом.
  10. Качество предоставляемых услуг и эффективность работы капитала на рынке.
  11. Уровень экономического развития страны в целом.
  12. Политика государства в отношении экспорта и импорта.

Критерии конкурентоспособности предприятия

При проведении оценки конкурентоспособности используют качественные и количественные характеристики объекта, следовательно, критерий конкурентоспособности – это количественная и качественная характеристика объекта оценки.

Совокупность качественных критериев конкурентоспособности представлены на рисунке 2.


Критерии конкурентоспособности предприятия

Кроме того количество
характеристик может быть очень различно, в соответствии с данной
характеристикой различают единичные, комплексные, групповые и обобщенные
критерии конкурентоспособности .

Единичный критерий соотносят с одной простой характеристикой объекта, которая определяет конкурентоспособность.

Комплексный критерий конкурентоспособности соотносят с перечнем характеристик, которые определяют конкурентоспособность, в структуре критерия выделяют: групповой и обобщённый критерии.

Групповой критерий конкурентоспособности – это комплексный критерий, который относится к группе характеристик, определяющих конкурентоспособность товара с той или иной стороны.

Обобщённый критерий конкурентоспособности – это комплексный критерий конкурентоспособности, в зависимости от которого резюмируют оценку конкурентоспособности.

 Кроме того выделяют следующие критерии конкурентоспособности предприятия:

– издержки производства,
в расчете на единицу товара – данный критерий характеризует эффективность
затрат;

– фондоотдача – данный
критерий характеризует эффективность использования основных средств;

– рентабельность товаров
и услуг – данный критерий характеризует уровень прибыльности производства или
реализации товаров и услуг;

– производительность
труда – данный критерий характеризует степень эффективности использования
персонала;

– коэффициент оборачиваемости оборотных средств – данный критерий характеризует эффективность использования оборотных средств;

– рентабельность продаж – данный критерий характеризует уровень прибыльности предприятия, соотношения цены-качества;

– коэффициент загрузки
производственных мощностей – данный критерий характеризует деловую активность
организации, эффективность сбытовой деятельности;

– коэффициент
эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта – данные критерии
характеризуют экономическую эффективность указанных средств;

– качество товара или
услуги – данный критерий характеризует способность товара или услуги
удовлетворить потребности соответствующие его назначению;

– цена товара или услуги – данный критерий характеризует доступность товара или услуги.

Виды конкуренции

Конкуренция является одним из значимых признаков рыночных отношений, это форма взаимного соперничества субъектов маркетинговой системы и механизм регулирования осуществленного производства.

Виды конкуренции представлены на рисунке 1.


Виды конкуренции

Наиболее значимыми
условиями, необходимым для появления конкуренции являются:

– экономическая
самостоятельность и обособленность каждого предприятия-производителя товаров;

– прямая зависимость
предприятия-производителя товаров от конъюнктуры рынка;

– противостояние другим предприятиям-производителям в борьбе за потребителя.

Источники информации

  1. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности. — СПб.: СПбГУЭФ, 2002 — стр. 104
  2. Философова Т.Г Конкуренция и конкурентоспособность — М.: Экзамен, 2007. — стр. 96
  3. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации — Казань, Лана, 2005. — стр. 113
  4. Портер М.Э. Конкуренция: Учеб. пособие. — М.: ИД Вильямс, 2000. — стр.97
  5. Тарасова И.А. Потребитель выбирает // Маркетинговые исследования в России и за рубежом, 2006, № 4. — стр. 15
  6. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика — М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. — стр. 131
  7. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность — Казань: ЛанаЮ 2005. — стр. 143
  8. Портер М.Э. Конкуренция: Учеб. пособие. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. — стр. 101
  9. Долинская М.Г., Соловьев И.А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленного предприятия – М.: Дело, 2002. — стр. 216
  10. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности. — СПб.: СПбГУЭФ, 2002. — стр. 167
  11. Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью // Менеджмент в России и за рубежом, 2005, № 5 — стр. 28
  12. Гиссин В.И. Управление качеством продукции: Учебн. пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2000. — стр. 184

Влияние качества и цены продукции на конкурентоспособность предприятия

Термин «качество» введен в обиход международной организацией по стандартизации (ИСО). Качеством следует называть совокупность характеристик объекта, благодаря которым тот способен удовлетворять те или иные потребности.

Качеством можно считать степень достижения установленных технических уровней при производстве каждой единицы товарной продукции.

Данные параметры могут определяться с помощью обычных органов чувств либо лабораторными исследованиями, во время которых применяют аппараты и реактивы, приборы, другие технические средства.

Наряду с качеством продукции важным критерием и показателем конкурентоспособности предприятия является ее цена.

Стоимость продукции возникает из-за того, что компания тратит определенные средства на производство и на процесс реализации.

Существуют различные группы цен для разных категорий покупателей.

. Закупочная стоимость.

Нужна для определения конкурентоспособности товаров с производственным назначением. Способствует созданию определенных предпочтений у самих производителей.

. Реализационная.

Влияет на то, какими могут быть уровни конкурентоспособности предприятий по товарам, предназначенным для непосредственного использования.

Это могут быть моющие средства или еда, готовая к употреблению. От того, насколько реализационная цена доступна для всех, зависят конкретные предпочтения покупателей в той или иной категории.

Это важно для товаров, не требующих дополнительных затрат.

Стоимость потребления

. Стоимость потребления.

Состоит из цены реализации и эксплуатационных расходов, а также:

  1. Утилизации.
  2. Страхования.
  3. Уплаты налогов и сборов.
  4. Ремонта.
  5. Энергетического снабжения.
  6. Ухода за товарами.
  7. Хранения.
  8. Технической помощи в обслуживании.
  9. Наладки.
  10. Монтажа.
  11. Транспортировки.

Цена может по-разному влиять на конкурентоспособность товаров. Если говорить о потребителях с низким и средним уровнем доходов, их интерес все чаще зависит от снижения цен.

Для обеспеченных категорий граждан, наоборот, высокая стоимость делает товар более привлекательным.

Покупатели сами перед приобретением оценивают свойства объектов. И смотрят на то, соответствуют ли данные характеристики конкретным предпочтениям.

Главное – оптимальное соотношение между затратами на приобретение единицы товара и получаемыми свойствами.

На единицу затрат должен приходиться максимальный потребительский эффект. Производители могут использовать различные подходы для того, чтобы добиться значимых результатов в этом направлении.

Важно поддерживать ресурсную базу в состоянии, которое актуально для современного рынка. Именно эффективность использования этих ресурсов определяет конкурентоспособность предприятий

Обучающее видео о конкурентоспособности предприятия:

https://youtube.com/watch?v=3tB4k0RPOf4

Конкурентоспособность товаров и услуг

Товар – это сложный объект со многими аспектами, который относится к современным экономическим системам. Главная его характеристика – это потребительские свойства. Так называется способность товара удовлетворить потребности, ожидания клиентов.

Товары являются продуктами труда, которые произведены для продажи. Они показывают, насколько важным становится влияние маркетинговой деятельности на конкурентоспособность предприятия.

Более общим термином можно назвать слово «продукт». А «товары» — понятие, которое отличается большей универсальностью.

Товары можно назвать продуктами, которые ощущаются физически. Продукты – это любые объекты, которые можно предлагать на рынке для продажи, использования и потребления.

Главная цель – удовлетворение потребностей покупателей. Некоторые специалисты считают, что можно выделить несколько уровней конкурентоспособности предприятий по отношению к товару:

  1. По замыслу. Надо с самого начала понять, какая проблема решается у потребителей благодаря товару.
  2. В реальном исполнении. Имеется в виду конкретный предмет, обладающий определенным уровнем качества, набором свойств и специфическим оформлением, марочным названием вместе с упаковкой.
  3. С подкреплением. Это значит, что товары сопровождаются дополнительными услугами.

Услуга – это деятельность, либо блага, которые одна сторона предлагает второй. И одна из составляющих конкурентоспособности предприятий.

Услуги для рынка обладают следующими характеристиками:

  • Несохраняемость. Невозможно сохранить то же самое состояние до следующей продажи.
  • Неотделяемость от производителей. Присутствие создателя становится обязательным требованием.
  • Непостоянство качества. От этого зависит и влияние маркетинговой деятельности на конкурентоспособность предприятия.
  • Неосязаемость.

При этом для каждой из разновидностей товаров понятие рассматривается отдельно, как уровни конкурентоспособности предприятий.

Конкурентная борьба при производстве товаров ведется за несколько показателей:

  1. Инвестиции.
  2. Трудовые и финансовые, технологические ресурсы.
  3. Рынки.
  4. Потребители.

Добавить комментарий