Знаток Финансов

Банковская тайна

Развитие института банковской тайны

Развитие института банковской тайны в ее современном понимании началось в XVIII веке в Швейцарии, а первые документированные свидетельства ее существования датируются 1713 годом. В 1713 году Великий Женевский Совет (кантональный совет) принял свод банковских правил, которые закрепляли за банками учетную обязанность “регистрировать своих клиентов и их операции”, однако те же правила запрещали раскрывать эти сведения третьим лицам ни при каких обстоятельствах, за исключением “явно выраженного разрешения городского совета”.

Первые банкиры Женевы были французами-протестантами, а первыми клиентами женевских банков стали французские короли. В этих взаимоотношениях требовалось соблюдение банковской тайны, так как никто не должен был знать, что король-католик пользуется деньгами еретиков

Впоследствии, одним из постоянных клиентов женевского банка был император Наполеон, так же высоко ценивший осторожность швейцарских банкиров

С 1789 года Швейцария выступала как политическим, так и финансовым убежищем для жертв политических потрясений, которые охватили Европу того времени. Учитывая интересы владельцев финансовых ресурсов, швейцарские банки сохранили денежные средства дворян, спасавшихся от Великой французской буржуазной революции. На протяжении XIX века швейцарские банкиры сохраняли деньги различных правительств, сменявших друг друга.

Таким образом, ключевой особенностью женевских банков была их международная деятельность, которая, благодаря неукоснительно соблюдаемому принципу банковской тайны, способствовала росту авторитета Швейцарии в области международного кредитования и финансовых операциях. В результате, во время политических гонений и религиозных гонений граждане других государств переводили свои финансы в Швейцарскую Конфедерацию, а швейцарские банки выступали кредиторами различных государств.

До 1934 года положения о банковской тайне содержались в Гражданском и Трудовом кодексах Швейцарской Конфедерации. В 1934 году Федеральный Совет принял закон “О банковской деятельности” . Закон закрепил юридический принцип банковской тайны и отнес данное понятие к уголовно-правовой сфере, а также включил прямое указание на то, что разглашение банковской тайны является уголовным преступлением. Принятию закона предшествовали судебные разбирательства в 1932 году, в ходе которых были ущемлены интересы двух тысяч французских аристократов, имевших счета в швейцарских банках, а также казни трех немецких граждан в 1934 году, имевших счета в банках Швейцарии, так как по законам фашистской Германии за сокрытие заграничных средств предусматривалась смертная казнь . Данные обстоятельства послужили достаточным основанием для того, чтобы власти Швейцарии приняли закон, предусматривающий обеспечение тайны вкладов клиентов швейцарских банков. В 1937 году в Уголовный кодекс Швейцарии была включена статья, направленная против иностранного шпионажа за сведениями и данными клиентов швейцарских банков.

Созданный с принятием в 1934 году данного закона принцип банковской тайны до недавнего времени считался одним из базовых условий частного финансово-кредитного обслуживания. В 1984 году 73% населения Швейцарии поддерживало сохранение банковской тайны, однако, уже в 2009-2010 годах ее дальнейшее сохранение в неизменном виде поддерживало только 44% граждан Швейцарии . Основная причина изменения отношения к институту банковской тайны заключалась в налоговом конфликте между Швейцарией и США.

Что такое банковская тайна? ФЗ N 395-I «О банках и банковской деятельности»

Банковская тайна – это информация о клиенте, которую банк не имеет право передавать третьим лицам. В данной статье мы подробно расскажем про сведения, составляющие банковскую тайну, в каких ситуациях они могут быть раскрыты компетентным органам. В соответствии со статьей №26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности» к банковской тайне относятся сведения о счетах, вкладах и операциях клиентов и корреспондентов банков и других кредитных организаций.

Понятие банковская тайна подразумевает информацию, находящуюся в распоряжении кредитной организации и которая может быть раскрыта третьим лицам только в исключительных случаях, установленных Федеральным законом N 395-I «О банках и банковской деятельности». Задачей любого банка является сохранение конфиденциальности сведений о клиенте. Следует понимать, что утечка информации, например, о сумме накоплений на депозитных вкладах, может вызвать существенные последствия, в частности криминальное преследование владельца вклада с целью наживы или шантажа. В законодательстве России существует два основных документа, в которых закреплено понятие банковской тайны и сведения, ее образующие:

  • Федеральный закон N 395-I «О банках и банковской деятельности»
  • Гражданский кодекс Российской Федерации

Если проанализировать эти нормативные документы, то можно определить, что к сведениям, составляющим банковскую тайну относится следующая информация:

  • Паспортные данные клиентов банка (для физических лиц);
  • Банковские реквизиты организации (для юридических лиц);
  • Сведения клиентов о наличии собственности и уровне доходов;
  • Факт открытия счета (счетов), его номер и дата открытия, тип счета, валюта счета;
  • Факт наличия средств на счету (деньги, обезличенные металлические счета), сумма, проценты по вкладу, срок договора;
  • Факт наличия кредита, условий погашения и получения, процентная ставка по кредиту;
  • Движение денежных средств на счетах и депозитных вкладах. К такой информации относится пополнение депозита, снятие денег, перевод на собственные счета или счета других лиц.

говорить коротко, то банковская тайна представляет собой любую информацию о банковских клиентах и операциях, которые они совершают со своими счетами.

Какие же государственные органы могут потребовать раскрыть тайну?

  • государственные налоговые инспекции
  • государственные таможенные органы
  • Росфинмониторинг; Счетная палата РФ
  • органы дознания или следствия, в том случае, если они заняты расследованием преступления, и входе расследования им понадобятся данные о владельцах вклада или о его сумме. Организации, наделённые таким правом, это МВД, если расследуются налоговые преступления, МВД, СКП, ФСБ и ФСКН
  • суд, в том числе и арбитражный
  • государственные фонды, такие как ПФ и ФСС
  • наконец, сам клиент банка может потребовать предоставить ему нужную информацию

Если сведения, составляющие этот вид банковской тайны, будут разглашены незаконно, тот, кто виноват в таком разглашении, получит штраф, либо будет уволен с места работы. При наличии отягчающих обстоятельств он может быть подвергнут уголовному наказанию: до 10 лет лишения свободы.

Все понятия, которые можно отнести к банковской тайне, подробно перечислены и описаны в ФЗ No395-1, опубликованном 2. 12. 1990 г. Ещё одним документом, в котором подробно об этом говорится, является сам ГК РФ.

Утечка информации, или же нарушение тайны вкладов, может иметь очень серьёзные негативные последствия, например преследование владельца вклада с противоправными целями: шантажа, мошенничества или наживы.

Отдельного закона о тайне вкладов не существует, информация о ней указана в ФЗ «О банках…», ст. 26. В статье описывается понятие банковской тайны и законодательная обязанность её соблюдать, а также последствия, возникающие в случае нарушения обязанности.

Какую информацию не разглашают банки

К банковской и коммерческой тайне относят следующую информацию:

  1. Личные сведения клиентов — паспортные, контактные, реквизиты юридических лиц.
  2. Данные о банковских счетах пользователей. Тип открытых счетов, дату оформления, хранимую сумму денег, приходно-расходные операции, наличие валютных счетов, остатка и прихода/расхода средств по ним.
  3. Сведения о вкладах физических лиц — суммы во вкладе, сроке действия, процентной ставке.
  4. Операции и сделки, которые совершены в пользу клиента.
  5. Данные о коммерческих проектах клиентов или коммерческой тайне ставшей известной банку из предъявленной документации.
  6. Заявки на кредиты одобренные и отклоненные. Причины отказа в займе и другие аналитические данные об оценке финансового состояния клиента.
  7. Отчетные сведения банков, исключая те, которые публикуются на сайте.
  8. Сведения о доходах и расходах клиентов.
  9. Методы шифрования данных в банке.
  10. Способы защиты информации и любые другие дополнительные сведения, которые регламентированы внутри компании.

За разглашение банковской тайны по Уголовному Кодексу РФ предусмотрено наказание.

Банковские учреждения запрашивают у физических и юридических лиц некоторую информацию по внутреннему перечню:

  • удостоверение личности — паспорт или заменяющий его документ;
  • сведения о лицах, которые действуют от имени юр. лица без доверенности;
  • контактные данные;
  • подтверждение финансового состояния;
  • данные о величине уставного капитала;
  • оригиналы лицензий для осуществления лицензируемой деятельности;
  • данные о присутствии или отсутствии юр. лица по месту регистрации.

Некоторые данные не входят в банковскую тайну, так как находятся в открытом доступе. Например, величина уставного капитала или количество лиц, у которых нет доверенности, но которые действуют от имени юр. лица. Эти данные размещают на сайте ФНС. Но если информация находится в открытом доступе представители банка к ней и отсылают, но сами их не предоставляют.

Другой комментарий к статье 857 ГК РФ

1. Одной из обязанностей банка по договору банковского счета является обязанность гарантировать тайну банковского счета, операций по счету и сведений о клиенте. Данные сведения составляют банковскую тайну. В соответствии со ст. 26 Закона о банках к банковской тайне также относятся сведения о корреспондентах клиентов банка.

Обязанность хранить банковскую тайну лежит не только на банке, но и на его служащих, а также на иных лицах (на аудиторских и иных организациях, на уполномоченном органе, осуществляющем меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, на их должностных лицах и работниках и т.д.), в силу осуществления своих профессиональных обязанностей получивших сведения, составляющие банковскую тайну.

2. Раскрывать сведения, составляющие банковскую тайну, может сам клиент или его представитель. Банк может представить сведения, составляющие банковскую тайну, в бюро кредитных историй. Законом могут быть предусмотрены случаи, когда банк может представить такие сведения государственным органам и их должностных лицам. Порядок выдачи банком справок по счетам и иной информации заинтересованным лицам предусмотрен в ст. 26 Закона о банках. Банк выдает справки по счетам клиентам, судам, арбитражным судам, Счетной палате, налоговым и таможенным органам, органам принудительного исполнения актов в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа – органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Кроме того, обязанность предоставить информацию, составляющую банковскую тайну, может быть предусмотрена иными законами. Так, п. 1 ст. 25 Закона о защите конкуренции обязывает коммерческие организации, а значит, и банки в том числе, представлять документы и информацию, в том числе составляющую охраняемую законом тайну, антимонопольному органу по его мотивированному требованию, основанному на возложенных на него полномочиях. В то же время Банк России в силу п. 2 ст. 25 Закона о защите конкуренции не обязан разглашать банковскую тайну по запросу антимонопольного органа.

3. Если банк разгласил сведения, составляющие банковскую тайну, клиент может потребовать от банка возмещения причиненных убытков, а также возмещения морального ущерба в соответствии со ст. 151 – 152 ГК. Если банк допускает просрочку в возмещении убытков, то с момента вступления в законную силу решения суда об их возмещении, если иной срок не предусмотрен в законе, на сумму убытков кредитор вправе начислить проценты согласно п. 1 ст. 395 ГК. Проценты начисляются и в том случае, если обязанность выплатить денежное возмещение устанавливается соглашением сторон (п. 23 Постановления ВС и ВАС N 13/14).

Кроме того, ст. 183 УК предусматривает уголовную ответственность за разглашение банковской тайны, а служащие могут нести дисциплинарную ответственность.

Ответственность за разглашение банковской тайны лежит не только на банке, но и на иных лицах, которые в силу выполнения своих профессиональных обязанностей или возложенных полномочий получили доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну (см., например, ст. 26 Закона о защите конкуренции).

4. Правила о банковской тайне распространяются также на отношения по договору банковского вклада. Обязанность по ее сохранению лежит на кредитной и иных организациях, а также на организации, осуществляющей обязательное страхование вкладов.

Нарушается ли банковская тайна в случае передачи информации коллекторскому агентству?

Из сложившейся судебной практики видно, что банковские структуры имеют право передавать долги по кредитам своих клиентов коллекторским фирмам. Но подобные действия можно осуществлять лишь в случае соблюдения ряда условий:

  • Долг передается путем оформления договора об уступке права требования. В данном случае должны быть соблюдены все положения Гражданского Кодекса России о договоре уступки.
  • Если заемщиком по кредиту является физическое лицо, то продажа долга коллекторским компаниям (не имеющим лицензии на осуществление банковской деятельности), возможно лишь в том случае, если подобное оговорено в кредитном договоре, подписанном клиентом-заемщиком.
  • Если же долг гражданина признан судом и кредитору выдан исполнительный лист, он может быть передан любому третьему лицу, даже если должник не давал согласия на такую передачу. (Определение Верховного суда № 89-КГ15-5 от 07.07.2015).

Поэтому, при выполнении перечисленных выше условий, в случае передачи долга по кредиту коллекторской фирме и предоставления ей информации о должнике, подобные действия не являются нарушением банковской тайны гражданина.

Однако, сотрудники коллекторского агентства, как и служащие банка, обязаны соблюдать меры по сохранению от посторонних лиц информации, являющейся банковской тайной.

Является ли передача сведений коллекторам нарушением БТ?

Практически всегда такая передача не нарушает закон. Для этого должны быть соблюдены два условия:

  1. С коллекторами было заключено соглашение об уступке прав требования. Вы имеете полное право воочию убедиться, что такое соглашение было заключено. Обратиться за этим вы можете как к банку, так и к коллекторам;
  2. Если клиент — физлицо, переуступить права можно лишь при наличии соответствующих договоренностей (пункт в первоначальном договоре с клиентом). Правда, если переуступка производится организацией, имеющей лицензию на ведение банковской деятельности, это ограничение снимается. Таким образом, если после изучения договора вы не обнаружили в нем пункт про передачу права требования, и при этом вам звонят коллекторы — закон был нарушен. Если звонит другой банк, то закон не был нарушен.

Если начато исполнительное производство, то переуступку прав требования можно произвести в отношении кого угодно, не спрашивая разрешения должника. Эта норма сформулирована Определением Верховного суда № 89-КГ15-5 от 07.07.2015. В таком случае даже наличие в кредитном договоре оговорок на эту тему не играет никакой роли.

Банки хорошо знают, как сформировано юридическое и правовое поле в Российской Федерации. У многих организаций имеется свой юридический отдел с профессиональными и опытными юристами. Поэтому вероятность того, что банк где-либо нарушил закон о БТ, крайне мала. Даже если нарушение все же произошло, в суде еще необходимо это доказать — а юристы банка будут очень активно защищаться. Резюмируя, если данные о вас попали в руки коллекторов — существует 99% вероятность, что данные переданы законно.

Концепция банковской тайны

Банковская тайна представляет собой особый режим информации, который направлен на сохранение сведений, ставших известных кредитной организации в результате осуществления банковской деятельности. Сохранение сведений в тайне предполагает неразглашение информации о счетах клиентов банка, совершенных операциях, персональных данных клиента, корреспондентах и иной информации, если это не противоречит действующему законодательству. Юридическое закрепление принципа банковской тайны и ее границы различаются в зависимости от законодательства различных стран. Наиболее широкие границы банковской тайны характерны тем, что банки не имеют права предоставлять властям и исполнительным органам информацию о счетах своих клиентов при любых обстоятельствах, включая возбуждение уголовного производства.

Традиционное содержание банковской тайны имеет длительную историю. Формально, банковская тайна появилась еще до возникновения банков, когда функции расчетно-кредитного учреждения выполняли ростовщики. Сохранение информации о таких операциях было в интересах обоих сторон, так как для дворян обращение за услугами подобного рода не одобрялось. По мере усложнения экономических отношений и финансовых операций банковская тайна распространилась и на вклады, банковские расчетные счета, совершаемые операции и иные сведения клиентов банка.

В современных условиях концепция банковской тайны подразумевает, что данные о состоянии счетов клиентов банка и производимых операциях, а также иные сведения, которые банк не желает раскрывать, не подлежат разглашению, если это не противоречит действующему законодательству. Следовательно:

Пути улучшения финансового состояния предприятия
Управление финансовым состоянием предприятия и перспективные пути его улучшения. Механизм улучшения финансового состояния предприятия.

Как обеспечить сохранность банковской информации?

Перечисленных в предыдущем разделе наказаний можно избежать с помощью проводимых банком спецмероприятий — они должны быть направлены на обеспечение безопасности всех видов ресурсов банка:

  • информационных;
  • финансовых;
  • материальных;
  • кадровых.

Среди них можно назвать следующие:

  • охранные (охрана помещений, спецхранилищ и др.);
  • контрольные (входной контроль за доступом в помещения банка, кадровый отбор профессионально подготовленных и надежных банковских сотрудников);
  • защитные (создание безупречной системы информационной защиты);
  • иные спецмероприятия.

Защита банковской информации достигается путем:

  • построения эффективной архитектуры банковских сетей (формирования изолированных операционных сетей и сетей с доступом в интернет);
  • применения специализированного программного обеспечения и технических средств защиты (антивирусных программ, эшелонированной мультивендорной защиты интернет-шлюзов и почтовых систем);
  • организации надежной связи с подразделениями (посредством выделенных каналов связи и шифрования данных);
  • применения мощных средств аутентификации и контроля (например, с помощью 2-факторной аутентификации);
  • использования иных способов защиты.

Важнейшими элементами безопасности банковской информации является также:

  • выстраивание алгоритмов контроля и событий в системе работы с информацией и ее защиты;
  • организация своевременного обнаружения нарушений и выявления возможных каналов утечки информации.

Защита банковской информации требует многоуровневого комплексного подхода и существенных материальных вложений.

Кто имеет доступ к банковской тайне?

Рассмотрим структуры, которые имеют доступ к сведениям, относящимся к БТ:

  • Судебные органы всех юрисдикций.
  • Налоговые и таможенные структуры.
  • Орган контроля валюты.
  • Счетная палата страны.
  • Фонд социального страхования.
  • Пенсионный фонд.
  • Приставы, работающие на основании исполнительных документов.
  • Полиция при расследовании дела, в раскрытии которого может помочь банковская тайна.
  • Нотариусы.
  • Консульские структуры других стран.
  • Орган по предотвращению отмывания средств, добытых преступных путем.
  • Структуры по предотвращению финансирования террористических группировок.
  • Официальное бюро кредитных историй.
  • Определенные должностные лица.

Управляющие компании клиента банка могут получить только часть информации, содержащей БТ. Исключение – организации, расположенные в иностранных государствах. Они не имеют полномочий на истребование данных.

Представители данного перечня могут запрашивать следующие сведения:

  • Справки о наличии у ЮЛ, ФЛ или ИП расчетных счетов и вкладов.
  • Производимые финансовые операции.
  • Остаток на р/с.
  • Документацию о проведенных операциях с валютой или счетами (к примеру, их закрытие).
  • Информацию, касающуюся операций с электронными деньгами.
  • Информацию, касающуюся корпоративных платежных систем и операций с ними.

Запрос информации, относящейся к БТ, должен быть обусловлен конкретной необходимостью.

Кому доступны составляющие банковскую тайну сведения и нюансы ее представления?

Посвященная БТ ст. 857 ГК РФ определяет, что:

  • тайна банковского счета и банковского вклада, а также неразглашение информации об операциях по счету и сведений о клиенте гарантируется банком;
  • составляющие банковскую тайну сведения могут быть сообщены:
    • самим владельцам счета (клиентам);
    • бюро кредитных историй;
    • по запросам государственных органов (в случаях, установленных в ст. 26 закона о банках).

В размещенной ниже таблице перечислены:

  • основные получатели секретных банковских сведений;
  • особенности получения ими данной информации;
  • ссылки на соответствующие кодексы и законы.

Государственный орган — получатель сведений

Нормативный акт — основание

Условия предоставления информации

Росфинмониторинг

Закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем от № 115-ФЗ

  • Самостоятельно кредитным учреждением: если совершаемая клиентом операция вызывает подозрение у банка или относится к подлежащим обязательному контролю операциям (ст. 6–7 закона 115-ФЗ).
  • По запросу Росфинмониторинга (подп. 5 п. 1 ст. 7 закона 115-ФЗ)

Налоговые органы

Налоговый кодекс РФ

Гражданский кодекс РФ

Банки обязаны:

  • уведомлять налоговиков об открытии и закрытии счетов фирм и ИП (п. 1 ст. 86 НК РФ);
  • сообщить об остатке денежных средств по счетам, операции по которым приостановлены (п. 5 ст. 76 ГК РФ);
  • предоставить информацию об операциях по счетам по запросам налоговых органов (п. 2 ст. 86 НК РФ)

ОВД

Закон о банках 395-1 (абз. 3 ст. 26)

ОВД запрашивает у банков справки по операциям и счетам юрлиц и ИП в процессе выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений

Судебные приставы

Закон о судебных приставах от № 118-ФЗ (п. 2 ст. 12, п. 2 ст. 14)

С письменного разрешения старшего пристава банк обязан представить справки и объяснения в объеме, необходимом для выполнения своих функций

Таможенные органы

Таможенный кодекс  ТС (ст. 136)

С целью проведения таможенного контроля запрашиваются справки об операциях отдельных лиц

Органы предварительного следствия

Закон 395-1 (абз. 2 ст. 26)

УПК РФ

  • Банковская тайна раскрывается с согласия руководителя следственного органа только по находящимся в производстве делам.
  • Оригиналы банковских документов изымаются по решению суда (п. 3 ст. 183, подп. 7 п. 2 ст. 29 УПК РФ)

Счетная палата

Закон «О счетной палате РФ» от № 4-ФЗ (ст. 13)

Счетная палата при проведении проверок запрашивает у банков документальное подтверждение операций и состояние счетов проверяемых объектов

Что относится к банковской тайне

Стоит отметить, что к банковской тайне относится практически вся предоставляемая клиентом личная информация. К конфиденциальной информации относят:

  • информацию, касающейся имущества и уровня располагаемого дохода;
  • информация об открытии счетов, их номера и даты открытия, а также сведения по типу счетов и валют, в которой они открыты;
  • информация о наличии денег на счету клиента, величина, срок размещения, размер получаемых процентов;
  • информация, которая характеризует объем проводимых операций на счете клиента.
  • паспортные данные (физические лица);
  • сведения о банковских реквизитах организации (юридические лица);

За разглашение персональной информации, согласно УК РФ предусмотрено наказание. Однако не стоит думать, что никто не сможет получить доступ к личным данным. Ряд органов (Таможня, Суд, Счётная Палата и пр.) всё же получить доступ к вашим данным могут .

Разглашение банковской тайны

Каждый банк официально обязуется приложить усилия для сохранения конфиденциальности предоставленных клиентом сведений. Любая утечка информации может привести к финансовым убыткам, поэтому законом регулируются случаи, когда умышленное разглашение сведений официально разрешено. Запрос на получение данных, относящихся к банковской тайне, имеет право подать государственное или некоммерческое учреждение, которое уполномочено выполнять функции контроля и мониторинга банковской детальности.

Запросы на получение конфиденциальной информации поступают от:

  1. Федеральной службы по финансовому мониторингу в ходе борьбы с нелегально полученными доходами.
  2. Следственных органов на этапе расследования преступлений.
  3. Службы судебных приставов на этапе изъятия имущества для погашения долговых обязательств.
  4. Центрального банка в ходе сбора статистической и аналитической информации.
  5. Судов различной инстанции.
  6. Налоговой инспекции в случае рассмотрения дел об уклонении от уплаты налогов.
  7. Агентства по страхованию вкладов (только для физических лиц).

Перечень государственных органов, которые работают с конфиденциальной информацией юридических лиц, включает Счетную палату, МВД, Пенсионный Фонд, Таможенную службу и Фонд социального страхования. Часто сотрудники перечисленных выше организаций обращаются с запросом на получение секретной информации в ходе расследования преступлений, зачастую связанных с уклонением от налоговых, социальных и пенсионных выплат.

Юридические лица работают в условиях жесткого мониторинга финансовой деятельности, поэтому коммерческие банки обязуются предоставлять в уполномоченные органы весьма обширный пакет документов по первому же запросу. Иногда представители ПФ, Налоговой инспекции, ФСС и Росфинмониторинга требуют информацию исключительно в целях мониторинга, но в большинстве случаев запрос касается подозрительных транзакций. С разрешения клиента коммерческие банки отправляют данные в бюро кредитных историй.

Уполномоченные сотрудники государственных инстанций обычно требуют предоставить на проверку:

  1. Выписку из расчётного счета клиента, подтверждающую или опровергающую совершение транзакций.
  2. Данные касательно открытия или последующего закрытия расчетных счетов.
  3. Информацию о смене полученных ранее платежных реквизитов.

Передавать конфиденциальные данные физическим лицам запрещено. Исключением будут официальные представители клиента финансового учреждения или наследники, которые официально оформили право собственности на долги и имущество умершего. Если клиент не составил завещание, данные касательно имущества получает нотариус.

Коллекторы получают частичный или полный доступ к банковской тайне в двух случаях. Когда судом предоставлен исполнительный лист, соглашение клиента на раскрытие конфиденциальной информации не требуется. Внесудебное решение споров предполагает передачу долговых обязательств третьей стороне в соответствии с заключенным договором, регулирующим процесс уступки права требования. В рассматриваемом случае необходимо получить согласие от заемщика на изменение условий действующего кредитного договора.

Ответственность за разглашение сведений, составляющих банковскую тайну

Если банковская тайна незаконным образом становится известной посторонним лицам, кредитную организацию и ее сотрудников может ожидать административная, уголовная и/или гражданско-правовая ответственность (если клиент решит взыскать нанесенный ему ущерб – 857-я ст. ГК РФ).

Незаконное разглашение банковской тайны наказывается государством, так как такие действия серьезно нарушают права и безопасность клиентов кредитных организаций. Они могут стать жертвами мошенников, вымогателей, других преступных элементов. Предприятиям разглашение информации банком может нанести репутационный урон, раскрыть коммерческую тайну.

Если разглашена банковская тайна, ответственность по КоАП РФ наступает в соответствии со ст. 15.26. В соответствии с п. 2, банк могут оштрафовать на сумму от 10 000 до 30 000 рублей. Но если будет доказана реальная угроза вкладчикам, размер штрафа увеличивается и составляет от 40 000 до 50 000 рублей. Виновные в этом должностные лица привлекаются к административной ответственности по ст. 13.14 КоАП. Им грозит штраф в пределах 4 000 – 5 000 рублей.

В Швейцарии

См. также: Биркенфельд, Брэдли

Закреплённый в швейцарском «Федеральном законе о банковской деятельности и сберегательных кассах » от 1934 года принцип банковской тайны, которым руководствуются швейцарские банки, всегда считался одним из фундаментальных в сфере частного банковского обслуживания. Неправительственные организации и правительства считают применение этого принципа одной из главных причин расширения теневой экономики и организованной преступности. Бывшие сотрудники швейцарских (UBS, Julius Baer) и лихтенштейнских (LGT Group) банков свидетельствовали, что эти финансовые институты помогали клиентам уклоняться от выплаты миллиардов долларов налогов, направляя деньги через офшорные зоны в Карибском бассейне и Швейцарию. Один из них, Рудольф Элмер М., писал: «Это глобальная проблема… Офшорные уклонения от уплаты налогов — это крупнейшая кража между обществами и соседними государствами в этом мире». Швейцарский парламент 17 июня 2010 ратифицировал Соглашение между швейцарским правительством и правительством Соединенных Штатов, позволившее UBS передать американским властям информацию о 4450 американских клиентах UBS, которых подозревают в уклонении от уплаты налогов.

Вступивший 1 февраля 2013 года Федеральный закон Швейцарии о международной помощи в налоговых вопросах установил порядок реагирования налоговых органов Швейцарии на запросы от иностранных государств. Тем не менее, упомянутый закон не упразднил швейцарскую банковскую тайну.

В результате давления со стороны США и Европейского союза Швейцарией были предприняты дальнейшие шаги с целью воспрепятствования уклонению от уплаты налогов гражданами иностранных государств, имеющих счета в швейцарских банках. Так 18 декабря 2015 года швейцарским парламентом был одобрен “Федеральный закон о международном автоматическом информационном обмене”, который вступил в силу с 2017 года. В соответствии с ним швейцарские финансовые институты обязаны собирать данные о счетах налоговых резидентов 38 стран-партнёров, в том числе и граждан стран-членов Европейского союза. В декабре 2017 года парламент принял решение о введении с 1 января 2018 года автоматического информационного обмена с дальнейшими государствами-партнёрами, включая Россию, Гонконг и Сингапур. Автоматический информационный обмен предполагает деятельность банков по сбору и передаче данных о счетах и депозитах ценных бумаг налоговым органам своих стран. Последние, в свою очередь, обмениваются полученной от банков информацией с налоговыми органами стран-партнёров, на которые таким образом ложится полная ответственность за взимание налогов на средства, находящиеся на иностранных счетах.

Выводы

Банковская система – наиболее консервативна из всех бизнес сфер, даже несмотря на все нововведения, которые в неё проникают. Банковская тайна вкладов является в этом плане очень важным атрибутом, а ГК РФ даёт полную информацию о необходимости ее хранить, и о наказаниях за её нарушения.

Поэтому граждане, решившие стать клиентами определённой финансово-кредитной организации, имеют абсолютное право выбирать её, не опасаясь раскрытия своих персональных данных или финансовых операций. Любые банковские структуры, принимая вклады на депозит, автоматически считают эти сведения банковской тайной, защита которой гарантируется законодательством РФ.

Предоставлять данные о том, какие открыты или закрыты вклады, или какое по ним происходит движение, банки могут только в случаях, предусмотренных законом. И в то же самое время, каждый уполномоченный орган имеет доступ к нужной информации о банковском клиенте.

Добавить комментарий