Правила
Порядок страхования пассажиров изменился, после выхода закона, отменившего обязательные страховые сборы, которые были включены в стоимость билета, введены новые правила страхования пассажиров для перевозчиков:
- страхование перевозчиком своей ответственности перед пассажиром процедура самостоятельная;
страховыми рисками считаются: временная (постоянная) утрата трудоспособности в результате несчастного случая, получения инвалидности и смерть застрахованного;
страхования считается действительным: во время перевозки, определенным в договоре страхования, остановки транспорта, по отношению к транзитным пассажирам;
страховой случай не признается действительным, если он наступил в результате психоэмоциональных или нервных расстройств пассажира, отравления лекарствами или испорченными продуктами, инсульта, самоубийства, действия ядерного взрыва, эпилептического припадка, состояния алкогольного и наркотического опьянения, а также несоблюдение пассажиром общих правил поведения в транспорте;
размер страховой выплаты зависит от суммы страхования, тарифа, вида транспорта, условий страхования;
страхование может осуществляться как на однократную поездку, так и на многократную (по желанию пассажира).
Частные страховые компании, в отличие от государственных, предлагают клиенту оформить страховку посредством включения ее стоимости в билет или увеличения тарифов.
Началом страховки считается тот момент, когда пассажир входит в транспортное средство, а возместить ущерб возможно вне зависимости от виновника ДТП.
Порядок получения выплат по страховке для пассажиров
Если во время поездки в автобусе или на другом транспорте человек получил ущерб здоровью или имуществу, то он имеет право на получение возмещения. После происшествия необходимо подойти к водителю, чтобы получить акт (у них должны иметься соответствующие формы). Если водитель не предоставляет никаких бумаг, то рекомендуется идти в офис предприятия-перевозчика, чтобы получить акт там. С этой бумагой необходимо обратиться к страховщику, где пассажира отправят на медицинское обследование, позволяющее установить тяжесть полученной травмы и размер полагающихся выплат.
Для получения обязательной денежной компенсации требуется предоставление пакета документов:
- протокол о ДТП (можно получить в ГИБДД);
- медицинская справка из лечебно-профилактического учреждения, где пассажир проходит обследование/лечение;
- чеки на приобретение требуемых для терапии лекарственных средств.
Срок подачи заявления и документации к страховщику по вопросам получения выплат по обязательной ОСГОП законодательно неограничен, но рекомендуется делать всё максимально быстро. Максимальный размер выплат, полагающийся при смерти пассажира во время поездки на автобусе, составляет 2 000 000 руб. Выплаты осуществляются даже при отсутствии страховки у транспортного предприятия (через суд из собственных средств этой организации).
Как заключить договор страхования пассажиров автобусов?
Договоры страхования по ОСГОП предлагают заключить многие крупные страховщики. Действия представителя перевозчика следующие:
К заявлению юридическому лицу, которым является перевозчик, прикладывается комплект документов. Обычно требуется сдать следующую обязательную документацию для оформления обязательной страховки:
- Информация о транспорте, который имеет допуск к использованию по прямому назначению. Также требуется предоставление сведений о видах транспорта, которые были указаны в заявлении на покупку обязательной страховки.
- Ксерокопии лицензионной документации, иной разрешительной документации от государственных ведомств и служб на перевозку пассажиров на автобусе и других видах автотранспорта. Транспортная компания должна иметь действующее весь страховой срок разрешение на ведение профессиональной деятельности в сфере пассажироперевозок.
- Бумаги с расчетом о числе перевозимых пассажиров, ксерокопии документов, в которых приведено техническое обоснование проведенных расчетов (соответствующие расчеты проводятся экспертными организациями и иными специализированными фирмами).
Перечень документов
Для получения страхового возмещения по договору обязательного страхования выгодоприобретатель, его законный представитель или представитель, действующий на основании доверенности, представляет страховщику следующие документы:
1. Письменное заявление о выплате страхового возмещения, составленное в произвольной форме, с указанием следующих сведений:
- фамилия, имя, отчество пассажира, жизни, здоровью или имуществу которого причинен вред;
- характер причиненного вреда (вред жизни, вред здоровью, вред имуществу);
- дата, время и место наступления события;
- вид транспорта с указанием номера маршрута (рейса), иных признаков, идентифицирующих транспортное средство (государственный регистрационный номер и др.);
- наименование перевозчика;
- реквизиты, позволяющие осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов, для перечисления страхового возмещения;
2. Документ, удостоверяющий личность Выгодоприобретателя; 3. Документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем Выгодоприобретателя; документ о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах, оформленный в порядке, определенном правилами перевозки пассажиров и багажа, соответствующим видом транспорта, подтверждающий причинение вреда пассажиру, который составляется перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком, в отношении каждого потерпевшего и содержит следующую информацию:
- дата, время, место составления;
- вид транспорта, номер маршрута (рейса) и иные признаки, идентифицирующие транспортное средство (государственный регистрационный номер, заводской номер и др.);
- полное наименование перевозчика в соответствии со свидетельством о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- фамилия, имя, отчество потерпевшего;
- место произошедшего события;
- описание произошедшего события и его обстоятельств;
- характер вреда, причиненного пассажиру (вред жизни, вред здоровью, вред имуществу), с описанием видимых повреждений при возможности установить указанные повреждения визуально;
- информация о свидетелях (в случае их наличия) с указанием контактной информации;
- подпись, фамилия, инициалы должностного лица перевозчика, заверенные печатью перевозчика или лица, уполномоченного перевозчиком;
4. В случае отсутствия документа, предусмотренного подпунктом “г” настоящего пункта, представляется справка о дорожно-транспортном происшествии, составленная представителем органа внутренних дел при наличии пострадавших, или справка станции скорой медицинской помощи об оказанной медицинской помощи, о проведенных обследованиях, диагнозе, месте и времени обращения за медицинской помощью, составленная с учетом информации, отраженной в карте вызова скорой медицинской помощи.
Важно отметить, что в случае, если в месте жительства выгодоприобретателя отсутствует страховщик, заключивший договор обязательного страхования, филиал или иное структурное подразделение данного страховщика, то выгодоприобретатель вправе подать заявление и все необходимые документы любому страховщику, осуществляющему деятельность в данном субъекте Российской Федерации и отвечающему установленным требованиям (он должен иметь действующую лицензию на осуществление обязательного страхования и быть членом единого общероссийского профессионального объединения страховщиков для осуществления обязательного страхования). При этом считается, что такое заявление подано страховщику, заключившему договор обязательного страхования.
Что делать при отказе в выплате возмещения?
Страховые фирмы являются коммерческими предприятиями, поэтому выплата каждой отдельной обязательной компенсации для них – это несение существенных убытков. Поэтому каждая компания располагает собственными юристами, которые находятся в поисках причин и факторов, позволяющих выставить отказ в перечислении компенсации.
Устный отказ в выплате страховки ничего не значит. Пока страховая фирма не предоставила официального письменного отказа с мотивированным решением, в выплате пассажиру отказано не было. В подобных ситуациях рекомендуется сразу составлять досудебную претензию (если страховщик затягивает с выплатами, не отвечает за запросы), что заставит сотрудников компании работать быстрее.
Если пассажир автобуса предоставил все необходимые документы, а страховая незаконно отказывает в перечислении обязательной компенсации, то отказ обжалуется в суде. Положительное решение от судебных инстанций не только заставит страховщика выплатить всю полагающуюся сумму компенсации, но и наложит штрафные санкции (какой штраф будет конкретно, говорить сложно, потому что в каждом случае он определяется индивидуально).
Цена договора страхования пассажирских перевозок на автобусе
Сложно с точностью говорить о ценах страховки пассажиров автобусов.
Стоимость ОСГОП зависит от ряда факторов:
- регион оформления договора;
- количество страхуемых ТС;
- длительность сотрудничества конкретного перевозчика (предприятия, ИП, частного извозчика) с определенным страховщиком.
В Москве стоимость ежегодной страховки на один автобус варьируется от 5 до 30 тыс. рублей (зависит от маршрутов, количества ежедневных поездок, оснащенности автотранспорта и других нюансов). При наличии большого парка автобусов транспортная компания вынуждена тратить десятки миллионов рублей ежегодно на оформление обязательной страховки.
Установление тарифов по отдельным рискам осуществляется в расчете на пассажира с учетом разновидности ТС, типа пассажироперевозки, желаемых страхователем условий по франшизе, дополнительных услуг. По рискам размер премии рассчитывается по формуле: число пассажиров*размер страховой суммы по риску*текущий тариф. Итоговый размер премии для страховщика рассчитывается сложением премий, которые установлены по отдельным рискам.
Зачем нужен страховой полис?
В силу Федерального закона №67-ФЗ от 14.06.2012 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» страхование ответственности является обязательным для перевозчиков пассажиров любыми видами общественного транспорта (исключением являются перевозки на легковом такси и метрополитене), а именно:
-
автомобильными (автобусами);
-
троллейбусами;
-
трамваями;
-
железнодорожным транспортом;
-
водным: морским и речным транспортом;
-
авиационным (воздушным) транспортом.
Обязанность по страхованию ответственности за причинение вреда пассажирам при перевозке считается исполненной, если имущественные интересы перевозчика при осуществлении международных перевозок или владельца судна, зарегистрированного в Российском международном реестре судов, при осуществлении перевозок между морскими портами РФ (каботаж) и международных перевозок, застрахованы в соответствии с международными договорами РФ или в добровольном порядке (в том числе, в соответствии с договорами страхования, заключенными за пределами РФ) по страховым рискам и со страховыми суммами в размере не меньшем, чем предписано Законом №67-ФЗ).
За отсутствие договора страхования предполагается наложение штрафов и запретов для перевозчиков:
- для организаций – штраф от 500 тыс. рублей до 1 млн рублей;
- для должностных лиц – штраф от 40 до 50 тыс. рублей;
- полностью запрещается осуществление перевозок пассажиров без наличия договора страхования;
- перевозчик, не исполнивший свою обязанность по страхованию, несет ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно было быть выплачено страховое возмещение по Закону №67-ФЗ;
- кроме того, суммы, неосновательно сбереженные перевозчиком, из-за того, что он не выполнил возложенную на него обязанность по страхованию, взыскиваются по иску органа страхового надзора в доход Российской Федерации.
Добавить комментарий