Лицензирование и профессиональная аккредитация
Лицензирование является обязательной формой государственного надзора за рынком страховых услуг. Без лицензии страховая компания не имеет права осуществлять страховую деятельность и оказывать страховые услуги.
Лицензия – официальный документ, который удостоверяет право страховщика проводить определенные виды страхования на территории государства или на части его территории, заявленной страховой организацией.
Лицензия выдается департаментом страхового рынка при Центральном банке РФ на основании заявления, учредительных документов, сведений о финансовом состоянии страховой компании, правил, расчетов и других документов на неограниченный срок. Но может быть отозвана, приостановлена предписанием надзорного органа в отношении страховщиков, недобросовестно выполняющих возложенные обязательства.Профессиональная аккредитация участников страхового рынка (банкострахование) – отбор банками страховых организаций для сотрудничества.
Когда банк и страховая компания создают банкостраховую группу, они могут предложить своим клиентам сделки на более выгодных условиях, а также первоклассный сервис. Банки реализуют страховые услуги как сопутствующие, например страхование имущества, купленного в кредит.
Страховой надзор – важный элемент государственного регулирования деятельности страховых организаций в РФ.
Рынок страховых услуг нестатичен, он расширяется, появляются новые страховые продукты и услуги, фонды страховых компаний аккумулируют огромные средства страхователей.
Очень важно искоренить мошенничество, коррупционную составляющую на рынке страховых услуг, чтобы государство могло гарантировать гражданам-страхователям надежность вложенных средств. Следите за обновлениями вконтакте, одноклассниках, facebook, google plus или twitter
Читайте еще:
Следите за обновлениями вконтакте, одноклассниках, facebook, google plus или twitter. Читайте еще:
Обзор документа
Пересмотрено распределение обязанностей по контролю и надзору за соблюдением требований страхового законодательства в Банке России.
Как и ранее, на Департамент страхового рынка ЦБ РФ возложены контроль и надзор за страховыми брокерами и обществами взаимного страхования, а также страховыми организациями. Уточнен перечень последних. Теперь их 83 (ранее – 100). Установлен перечень подконтрольных страховых брокеров.
В отношении прочих страховых организаций и страховых брокеров вышеуказанные полномочия распределены между Главным управлением по ЦФО (г. Москва), Северо-Западным и Сибирским главными управлениями ЦБ РФ. Приведены списки подконтрольных им страховых брокеров.
При этом в полномочия по контролю и надзору не входят функции инспекционной деятельности в отношении субъектов страхового дела, вопросы, относящиеся к компетенции Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, допуска указанных субъектов к работе на финансовом рынке, а также противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.
Прежнее распределение обязанностей отменено.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Банк России (ЦБ РФ, 2013 год — по настоящее время)
Основная статья: Банк России
В 2013 году, после упразднения ФСФР и передачи практически всех её функций Банку России, ставшему мегарегулятором всех финансовых рынков РФ, страховой надзор и значительная часть страхового регулирования были переданы ЦБ. Проект создания финансового мегарегулятора был запущен ещё 4 марта 2011 года, когда президент Медведев подписал указ «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка»,. 24 июля 2013 года президент Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков».
В новой организационной структуре ЦБ РФ основная часть полномочий по регулированию рынка страхования и страховому надзору была передана ряду департаментов, находящихся в управлении первого заместителя председателя Банка России Сергея Швецова. По состоянию на май 2017 года различными вопросами страхового надзора и регулирования занимались не менее 6 различных департаментов Банка России. За четыре года (с июня 2013 по июнь 2017 года) была отозвана 191 лицензия, число субъектов страхового дела сократилось с 618 до 324.
Примечания
-
А. И. Райлян. . «Адвокатская практика» (20 мая 2005). Дата обращения 22 февраля 2014.
- Тимофей Бегров. . «Страхование сегодня» (16 августа 2019). — «…согласно утверждённому 6 июня 1894 года императором Александром III Положению, Страховому комитету поручался контроль за соблюдением страховыми учреждениями и обществами уставов и правил страхования, сохранностью и размещением капиталов, анализом финансовой отчетности, назначением и проведением ревизий, а также рассмотрение жалоб и разработка правовых и организационных аспектов страхового дела.». Дата обращения 20 марта 2020.
-
Орцомадзе, Маргарита. . «Форбс Украина» (14 января 2014). Дата обращения 14 января 2014.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 24 июля 2014.
-
. «Обозреватель», №4-6/1993 (3 ноября 1993). — Ситуация на рынке страховых услуг в России характеризуется разрушением монополии государства на этот вид деятельности и активным образованием новых коммерческих структур. По данным Росстрахнадзора, к концу 1992 года в России действовало 686 зарегистрированных страховых организаций, и ещё 460 организаций подали заявки на лицензирование. Дата обращения 4 февраля 2014.
- Указ Президента РФ от 9 апреля 1993 г. № 439 «О приведении указов Президента Российской Федерации в соответствие с Законом Российской Федерации „О страховании“»
- Миледин, Павел, Малкова, Ирина. . «Forbes» (2012-01-11 11.01.2012). Дата обращения 25 января 2014.
- ↑
- . «Финмаркет» (4 марта 2001). — Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка. Дата обращения 18 апреля 2014.
- Голикова, Елизавета; Мазунин, Александр; Смородская Полина. . «Коммерсантъ» (30 марта 2011). — Регулирование финансового рынка будет делегировано выходцу из Минфина — глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Владимир Миловидов подал в отставку, а кресло руководителя ведомства, которому недавно были переданы функции страхового надзора, может занять замминистра финансов Дмитрий Панкин. Дата обращения 18 апреля 2014.
- . «РИА Новости» (4 августа 2011). — Председатель правительства РФ Владимир Путин подписал распоряжения о назначении четырех заместителей руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) России – на эти должности назначены замглавы упраздняемого Росстрахнадзора Олег Пилипец, вице-президент “Росгосстраха” Игорь Жук и руководитель департамента по контролю за финансовыми рынками ФАС Юлия Бондарева, а также действующий заместитель руководителя ФСФР Александр Синенко. Дата обращения 18 апреля 2014.
-
Дорожкина, Дарья. . «Самарское обозрение» (20 мая 2013). — В конце мая пост заместителя главы РО ФСФР по ЮВР покинет Виктор Лисин, более 15 лет являвшийся ключевой фигурой страхового надзора в регионе. На прошлой неделе чиновник сообщил, что принял решение об отставке и с 1 июля по собственному желанию покинет ведомство. Почему чиновник принял решение покинуть свой пост? Что изменилось в инспекции после присоединения к службе по финансовым рынкам? На эти и другие вопросы ответил «СО» сам Виктор Лисин. Дата обращения 21 апреля 2014.
- . «Коммерсантъ» (23 мая 2013). — Планы по созданию единого ведомства для надзора за финансовыми рынками появились в первой половине 2000-х. В ноябре 2003 года создание мегарегулятора обсуждалось на заседании правительства, по итогам которого Минфину, Минэкономразвития и другим ведомствам было поручено «представить свои предложения» по этому вопросу. Дата обращения 22 августа 2017.
- . «ТАСС» (24 июля 2013). — Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков». Дата обращения 21 августа 2017.
Надзор в страховании сегодня
Согласно п.3 ст.30 закона от 27.11.1992 №4015-1, действующим надзорным органом в государстве является Центробанк. Федеральный орган занимается:
- Контролем над соблюдением законодательства.
- Выявлением нарушений участниками страхового рынка и их устранением. Центробанк назначает предписание, если компания не соблюдает требования законов России. При несоблюдении санкции ужесточаются. Следующий этап – временное руководство, назначенное регулятором. Если и эти меры бессильны, то Банк России может отозвать лицензию.
- Защитой прав и интересов клиентов страховых компаний и страховщиков, иных субъектов отношений и государства. Регулятор следит за всеми участниками рынка, предоставляя защиту на федеральном уровне.
- Развитием экономики. Принятие новых законопроектов, изменений действующих актов в страховом деле невозможно представить без предварительного ознакомления и одобрения инициативы федерального надзорного органа.
- Предупреждением финансовой неустойчивости страховщиков. Цель Центробанка – не только выявлять нарушения, но и сохранить стабильность рынка путем восстановления финансового благополучия социально значимых страховых организаций.
История ФССН
Федеральная служба страхового надзора была не первым органом, контролирующим рынок страхования в стране. Первая федеральная служба была основана в 1894 году – это был страховой комитет при МВД.
В 20 веке в 1925 году Президиум ЦК КПСС утвердил образование нового федерального комитета – Госстраха, который позднее был переименован в Росстрахнадзор. Страхование в СССР нельзя назвать прогрессивным, поэтому надзорное ведомство просуществовало 71 год. Структуру реорганизовли лишь спустя 5 лет после распада Советского Союза и образования нового государства.
Создание в 2004 году
С 1996 года в государстве начинает формироваться фундамент страхования. В 1996 году полномочия федерального регулятора передаются Департаменту страхового надзора при Минфине. Это предшественник Федеральной службы страхового надзора. В 2004 году появился новая структура – ФССН.
Функции и деятельность ФССН до 2013 года
С момента основания и до упразднения федеральная организация занималась:
- Контролем над соблюдением законодательства РФ. Один из методов заключался в проверке наличия лицензии и срока действия разрешения.
- Контролем в сфере лицензирования страховщиков. Федеральная служба страхового надзора выдавала и аннулировала лицензии, накладывала ограничение и приостанавливала их действие. Аналогичные функции надзора связаны с выдачей и отменой квалификационных аттестатов. Подробнее о том, что делать в случае отзыва лицензии у страховщика, читайте на нашем портале.
- Регулированием деятельности страховщиков: соблюдением законодательства, сроков предоставления отчетности, финансовых условий.
- Проверкой бухгалтерской и иной отчетности страховых компаний и сроков представления документов.
- Выдачей указаний страховщикам при несоблюдении требований законодательства РФ, нарушения сроков предоставления отчетности и экономических требований (достаточность капитала и активов).
- Помощью в стабилизации финансового состояния страховых компаний. Начальный этап – назначение временного руководства, далее – финансовая поддержка, субсидирование, иногда – реорганизация.
- Судебными разбирательствами со страховщиками, нарушающими законодательство РФ.
- Участием в развитии страхового дела в РФ, обобщением и систематизаций сведений о страховщиках и рынке в целом, популяризацией страхования в стране.
Присоединение к ФСФР
В 2011 году в России началась реорганизация экономического рынка. Полномочия контроля перешли к регулятору и частично ФСФР. Но присоединение к ФСФР не было первоначальной целью.
Изначально Медведев предложил упразднить ФСФР и создать новую организацию – Федеральную финансовую службу (ФФС). ФФС должна была объединить в себе полномочия ФСФР и заниматься контролем на базе предыдущей государственной структуры – ФССН. Но в январе 2011 года в Минфине не поддержали инициативу. Тогда Медведев выдвинул новый проект, предусматривающий упразднение ФССН и передачу полномочий ФСФР и Минфину.
В результате реорганизации ФСФР оставили название и основные функции, структура осталась в ведении Министерства финансов РФ. Но нормотворческие функции фактически осуществлял Банк России, который в 2011 году постепенно становился мегарегулятором.
Упразднение
В 2011 году действующий надзорный орган был упразднен. Причиной упразднения является изменение концепции экономического рынка России. С 2011 года Д.А.Медведев продвигал идею создания единого объекта – мегарегулятора. В основе идеи была реорганизация ведомств, укрупнение действующей структуры и упразднение 70% организаций. Центробанк, как единственный регулятор в стране, должен был полностью контролировать финансовые потоки. Это удобно для граждан, которые теперь получили возможность подавать жалобы в единое ведомство, и для государства: сокращение числа организаций повлияло на рост доходов в бюджет.
После упразднения ФССН в 2011 году мегарегулятор исполнял надзор в страховом деле, частично разделяя функции с ФСФР. В 2013 году Центробанк стал единственным надзорным ведомством страны и продолжает выполнять контролирующие функции в 2020 году.
Добавить комментарий