Знаток Финансов

Почему дорожает ОСАГО?

Можно ли снизить цену ОСАГО?

При этом надо уточнить, что выгодным использование поддельной страховки не будет по двум причинам.

  1. РСА уже согласовал с ГИБДД условия запуска пилотного проекта по проверке ОСАГО с помощью камер наблюдения на дорогах (вероятность вычисления владельцев
    подделок сразу вырастет в десятки раз).
  2. В случае аварии «имитация» не спасет от расходов на ремонт пострадавшего автомобиля. Надо говорить, что он в условиях постоянного роста цен будет
    стоить по сравнению с ОСАГО дорого?

Что делать в сложившихся экономических и социальных обстоятельствах? Выход у автовладельцев один – страховаться правильно. А для этого надо понимать, как
водитель может регулировать стоимость своей страховки. В его распоряжении три инструмента:

  • КБМ – пресловутый бонус за безубыточность, который страховщики нередко «забывают» учесть, а он может уменьшить расчетную сумму вдвое (на 50%);
  • тарифный коридор в 20%: не все, но некоторые заслуженные СК работают в сегменте нижней планки установленной ЦБ цены, найти их в своем регионе несложно,
    для этого есть третий инструмент;
  • калькулятор автогражданки
    , который посчитает страховку так, чтобы водитель понял, откуда взялась сумма (и мог при необходимости корректировать условия страхования, снижая
    итоговый тариф).

Самые простые способы уменьшить стоимость ОСАГО можно свести к трем пунктам.

  1. Считать КБМ самостоятельно, чтобы проконтролировать страховщика.
  2. Поступить, как многие российские семьи, – купить сезонный полис, а с зарплаты доплатить за его продление на год.
  3. Ограничить количество людей с доступом к машине.

ОСАГО 2.0

Авторами нового проекта реформы «либерализации» ОСАГО выступила группа депутатов Госдумы: справоросы Анатолий Аксаков, Олег Николаев, а также единоросы Игорь Дивинский, Ваха Агаев, Алексей Изотов, Антон Гетта, Дмитрий Скриванов, Андрей Козенко и Евгений Шулепов. Их законопроект — это, по сути, второй заход на реформу ОСАГО после октябрьского провала законопроекта Минфина.

А1

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Тогда предполагалось индивидуальный тариф привязать к грубым нарушениям ПДД (превышение скорости более чем на 60 км/ч, езда за рулем в состоянии опьянения, пересечение двойной сплошной, проезд на красный свет), понижающие и повышающие коэффициенты за регион России, как и за мощность мотора, вовсе отменить, повысить возмещение по ущербу здоровью (с 500 тыс. рублей до 2 млн рублей), а тем, кто захочет скидку, предписывали установку телематического датчика «умного страхования». Однако самым негативным моментом в законопроекте Минфина стало расширение коридора базового тарифа на 82% в два этапа в 2020 году. По сути, речь шла о повышение тарифа на эту цифру, поскольку у страховщиков и сейчас есть возможность опускать тариф сильно вниз, но они не спешат конкурировать в этом.

Запчасти второй свежести

Российский союз автостраховщиков до конца года направит в Банк России предложения по модернизации системы возмещения убытков по ОСАГО в натуральной форме. Помимо сроков ремонта и расстояния до сервисов, они разрешают использование при ремонте бывших в употреблении запчастей. В том случае если они хорошего качества и есть договоренность с владельцем машины. По словам заместителя исполнительного директора РСА Сергея Ефремова, речь идет о ситуации, когда автомобиль снят с производства и запчасти к нему тоже не выпускаются. Он отметил, что такой подход зарекомендовал себя в каско и его нужно распространить на ОСАГО, причем на подобный ремонт будут давать гарантию.

За отказ в полисе — штраф в 700 тыс.

Зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин считает, что необходимо увеличить штрафы для страховщиков за необоснованный отказ в продаже ОСАГО. Сейчас должностных лиц наказывают за это на 20–50 тыс. рублей, а юрлица — на 100–300 тыс. рублей. Чистюхин предлагает увеличить штрафы до 100 и 700 тыс. соответственно.

Выступая на парламентских слушаниях, он рассказал, что четверть всех жалоб, поступающих ЦБ, — это жалобы на недоступность полисов ОСАГО как в электронном, так и натуральном формате. Автовладельцы сталкиваются с очередями в регионах, отказами предоставить полис, навязыванием страховых услуг.

осаго

Фото: ТАСС/Донат Сорокин

Камеры следят за полисами

Тестирование системы, проверяющей ОСАГО, уже началось. РСА отчитался: из 4,5 млн автомобилей, попавших в поле зрения дорожных камер в течение дня, только у 6% не было полиса. В союзе признают, что в переданной МВД базе может быть небольшой процент «грязи» — ошибок. В то же время исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, основываясь на московских результатах, поспешил сделать глобальный вывод: 4–5 млн водителей по всей России ездят без полисов ОСАГО.

осаго

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Запуск системы должен был стартовать 1 сентября, но в последний момент был отложен. Анонимный источник сообщил Autonews.ru, что уже на этой неделе глава столичного Дептранса Максим Ликсутов может объявить о начале проверки полисов. Скорее всего, система первое время будет работать в тестовом режиме и нарушители вместо штрафа в 800 рублей получат по почте предупреждения. Кроме того, нет ясности, как будут штрафовать — один раз в сутки или столько раз, сколько автомобиль попадет в объективы дорожных камер. Да и по сумме штрафа ясности нет — о необходимости ее повышения говорят в Минфине.

Как изменится цена ОСАГО

По подсчетам РСА для 80% водителей полис подешевеет, рост его стоимости ощутят молодые и часто попадающие в аварии водители. Добропорядочные и опытные, наоборот, выиграют — количество значений коэффициента «возраст-стаж» увеличат с 5 до 50.

осаго

Фото: ТАСС/Сорокин Донат

Кроме того, изменится расчет коэффициента «бонус-малус» (КБМ) за безаварийную езду. В новой системе его будут присваивать раз в год с годовым сроком действия. При задвоении коэффициентов будут выбирать наименьший. ЦБ планирует отменить КБМ для собственника автомобиля и присваивать его индивидуально каждому водителю. За водителем закрепят и страховую историю. Цель реформы сделать цену полиса индивидуальной и максимально справедливой.

Первый зампред комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев вообще предложил привязать полис не к автомобилю, а к правам. То есть перейти от страхования автомобиля к страхованию риска каждого водителя. Эту идею уже поддержали ЦБ и Федеральная антимонопольная служба.

Страховка с камерами и микрофонами

Страховые компании обяжут вести видео- и аудиозапись при продаже полисов ОСАГО. Такой законопроект будет разработан и внесен в парламент в осеннюю сессию, сообщил «Известиям» председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

По его словам, данные будут передаваться в специально созданную единую базу, а затраты страховщиков окажутся несущественными. Страховщики не согласны. По оценке зампреда рабочей группы Всероссийского союза страховщиков по реформированию страхования Артура Мурадяна, расходы компаний на реализацию инициативы составят около 10 млрд рублей. Это может в конечном итоге привести к подорожанию полисов ОСАГО на 5%.

Какой процент граждан отказывается от страховки

На самом деле, большинство водителей, а именно 93,6% от общего числа, законопослушны и без проблем приобретают услугу обязательного страхования. Но есть оставшиеся 6,4%, которые упорно игнорируют закон.

По факту, каждый 15-й водитель на дороге не имеет полиса. При аварии у любого из нас есть шанс нарваться на такого автовладельца. По статистике, каждая 8-я авария имеет хотя бы одного участника без ОСАГО.
Каждый 15-й водитель не оформляет ОСАГО

Согласно опросам, основная причина такого положения дел на дороге – дороговизна обязательной услуги. Заплатить несколько штрафов в год автовладельцам намного выгоднее, чем оплачивать постоянно дорожающую ответственность.

Половина водителей платит за полис сумму в районе 5 000 – 10 000 рублей. Треть автовладельцев оплачивают меньше 5 000 за страховку. И только около 8 – 10% выплачивают сумму больше 10 – 15 000 рублей.

Стоимость услуги растет ежегодно

Также статистика уточнила, что около 10% автовладельцев покупают полис исключительно из страха оплачивать дорогостоящий ремонт при ДТП из собственного кармана.

Меньше коэффициентов, больше выплаты

На 20% расширение тарифного коридора не остановится. По информации «Коммерсанта», с 1 сентября 2019 года страховщики получают возможность двигать минимальную ставку на 30% в обе стороны, а через два года — на 40%. Это позволит сгладить эффект от отмены мощностного и территориального коэффициента.

Коэффициент мощности планируют отменить 1 сентября 2019 года — в Минфине считают, что нет четкой связи большого количества лошадиных сил с аварийностью. В министерстве также сочли ненужным территориальный коэффициент. Несмотря на то что его отменой недовольны страховые, так как в регионах никто не будет покупать полис по московской цене, он перестанет действовать в сентябре 2020 года.

осаго

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Кроме того, Минфин также предлагает увеличить лимиты выплат до 2 млн рублей и сроки действия полисов до трех лет. Еще одно радикальное предложение — предоставлять скидку на ОСАГО при установке телематических устройств, следящих за стилем вождения. Пока в России так рассчитывают только стоимость каско, для ОСАГО это новшество.

«В процессе эксплуатации авто определяется скоринговый балл страхователя, который, с одной стороны, мотивирует водителя ездить аккуратнее, что позволит ему получить еще большую скидку. С другой стороны, страховщик определяет индивидуальный профиль своего портфеля и назначает справедливые тарифы как для «отличников», так и для «токсичных» водителей», — рассказал «Известиям» руководитель департамента по работе со страховыми компаниями «Ю-Би-Ай Технологии» Андрей Горанов.

Не только подорожание ОСАГО портит статистику

Основной причиной негативной тенденции сами страховщики называют дорогое ОСАГО. Действительно, в 2015 году полис дорожал дважды после
более чем 15-летнего удержания цен на одном уровне. В итоге обязательная страховая услуга стала едва ли не единственным продуктом, который оказался в
Москве дешевле, чем в регионах.

Но эксперты спешат развеять миф о том, что только цена полиса привела к резкому падению продаж. Слишком дорогим автострахование стало не после увеличения
базовой ставки и корректировки коэффициентов. Страхователь нуждается в снижении стоимости ОСАГО на фоне сопутствующих событий:

  • из-за кризиса закрылись многие компании (их автопарки простаивают на площадках или ждут покупателя);
  • снизился доход граждан почти на 3,5%;
  • растут цены на продукты обязательного использования (страхователь львиную долю семейного бюджета вынужден тратить на питание и одежду, ему не хватает
    на страховку);
  • уменьшились объемы реализации новых авто (по итогам сентября – почти на 30%).

Как страхователь реагирует на новые реалии?

Как на эти условия может отреагировать страхователь? Логично, что в его интересах поиск ответа на простой вопрос: как снизить стоимость ОСАГО? На конкретных действиях, если верить Игорю Юргенсу
(глава РСА), этот интерес выражается в форме:

  • отказа от использования второй машины в семье;
  • ограничения эксплуатации машины 1-2 сезонами;
  • покупки поддельного полиса.

Последняя тенденция – наиболее настораживающая. По данным РСА, на 42 миллиона оформляемых договоров уже приходится миллион подделок.

Добавить комментарий