Я лично учу людей. Мне тоже нужна лицензия?
Если вы учите людей лично и при этом имеете статус ИП, лицензия не нужна. Но для этого у вас должно быть соответствующее образование и стаж работы. Не может кто угодно учить чему угодно.
Если вы ведете курсы без статуса ИП, это повод оштрафовать вас по другому основанию.
Например, репетитору по английскому языку лицензия не нужна. А вот если он объединится с другими преподавателями и откроет частную школу — нужна. Но если он будет преподавать в этой школе один, а на работу возьмет только уборщицу, то лицензия не нужна. Там есть еще нюансы, мы не даем полное руководство. Если работаете в этом сегменте, изучите нормативные документы по своему бизнесу или проконсультируйтесь у эксперта.
Как проверить вуз
Первым делом нужно проверить, есть ли у вуза образовательная лицензия и по каким программам выдана государственная аккредитация.
Если нет лицензии, вуз или другое учреждение вообще по закону не имеет права ничему учить. Если нет аккредитации, учить он, может, и будет, а вот диплом государственного образца выдавать не имеет права.
При этом вуз может говорить, что выдает дипломы, и даже покажет образец. Но не факт, что это именно государственные дипломы. Такой документ может не подойти, чтобы получить когда-нибудь аттестат профессионального бухгалтера, статус адвоката, по нему нельзя будет работать в госорганах и повышать квалификацию.
Студентам вузов, у которых нет аккредитации, не дают отсрочку от армии. А если обучение платное, то без лицензии налоговая не даст вычет и не вернет НДФЛ. Если родители решат потратить на обучение материнский капитал, без лицензии тоже не получится.
Проверить лицензию и аккредитацию можно по карте вузов. Можно подобрать вуз по специальности, региону или проверить документы конкретного университета. В карточке каждого вуза есть его документы со сроками действия. Еще стоит отметка о запрете приема документов, если он есть.
У Бауманки бессрочная лицензия и нет запрета на прием документов
При проверке вуза нужно обязательно открывать все документы в карте, а не только смотреть на зеленые галочки. Например, 20 июня у Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки) отозвали аккредитацию. А на карте вузов стоит отметка, что аккредитация есть и действует. Но если попробовать открыть свидетельство, то его не будет. Все нужно проверять вручную.
Кажется, что свидетельство об аккредитации действующееНо информации о нем на портале уже нет
Кстати, на сайте вуза тоже есть и лицензия, и свидетельство об аккредитации. Будьте внимательны. Особенно если подаете документы в региональный вуз, у которого нет такой известности: про Шанинку написали многие СМИ, а про какую-нибудь условную академию разных там наук могут и не написать. Можно подать документы, начать учиться и потом узнать, что вуз без лицензии. Это Россия, здесь многое без лицензии.
Что сказали суды?
Первая инстанция:
Прокурор прав. Курсы имеют все признаки образовательной деятельности. Пусть платят штраф.
Апелляция и кассация:
Штрафовать за отсутствие лицензии можно, только если она обязательная. Не всякая деятельность лицензируется.
При лицензировании образовательной деятельности нужно учитывать, чему и для чего учат людей.
Со школами и вузами все понятно — это основное образование, для него нужна лицензия. Но по закону лицензия нужна еще и для дополнительного образования.
Две инстанции посчитали, что курсы, которые предлагает компания, — это не дополнительное образование. Они не обязательные и ни на что не влияют. Получить права на управление маломерными судами можно и без этих курсов. А если человек закончил курсы, это не дает ему преимуществ при получении прав и аттестации.
Фирма разработала собственную программу, и она не утверждала ее ни в каких органах. А сертификат после этих курсов фиксирует только их окончание и официально не считается подтверждением профессиональной квалификации.
Такие курсы вроде бы не попадают под законы об образовании и лицензировании. Решили, что прокурор не прав, первая инстанция тоже — штраф нужно отменить.
Верховный суд:
Дело оказалось сложным и важным: его передали на рассмотрение судебной коллегии. А еще оно вошло в пятый обзор судебной практики за 2017 год. Так бывает не с каждым делом.
Вот выводы трех судей с учетом аргументов всех сторон.
Образование — это процесс воспитания и обучения. Еще это совокупность знаний, умений, навыков, ценностей, опыта и компетенции. То есть образование — это не только садик, школа или вуз.
Цель образования — развитие человека в разных сферах: творческой, нравственной, физической, профессиональной. Это не обязательно уроки математики, корочка специалиста по охране труда или ординатура в медвузе.
Обучение — это процесс получения умений, навыков и знаний. А еще это развитие способностей и их применения в повседневной жизни.
Содержание образования зависит от программы. Их может утверждать какое-то ведомство или разрабатывать тот, кто учит. Если фирма или ИП сами разработали какую-то программу или методику — это тоже образовательная программа.
Получается, что курсы для водителей катеров и лодок — образование. Слушатели получают какие-то навыки и знания. А компания проводит внутренние экзамены и проверяет, как усвоен материал.
Если фирма занимается образованием, это образовательная деятельность. Для нее нужна лицензия. Так государство контролирует, чтобы образовательные услуги никому не наносили вред. Лицензию на образовательную деятельность нужно получать обязательно, а не по желанию.
Тот факт, что эти курсы ни на что не влияют и не нужны для получения прав, — это не аргумент, чтобы не получать лицензию. И это совсем не значит, что деятельность не образовательная.
Прокурор был прав. Штраф законный, а работать без лицензии фирме нельзя.
Итог. Решение первой инстанции оставили в силе. Компания заплатит 40 тысяч рублей за то, что организовала курсы без лицензии. А если она и дальше будет так работать, ее опять оштрафуют и даже могут закрыть.
Документы и правовая основа деятельности
Документальная и нормативная база Академии управления финансами и инвестициями составлена грамотно.
В пункте 3.1 Договора об оказании услуг прямо сказано, что Заказчик подтверждает факт ознакомления с рисками и отказывается от претензий к Исполнителю при возникновении потерь от взаимодействия с третьими лицами. Пункт Договора 4.2 позволяет компании обрабатывать персональные данные Заказчика услуги.
Пункт 3.1 Договора об оказании услуг
Пункт 4.2 Договора об оказании услуг
Договор имеет все признаки типового, в нем нет скрытых смыслов, кроме того, в приложении Заказчик получает предупреждение о рисках — там прямо сказано, что сам Заказчик принимает любые решения, связанные со стратегиями инвестирования, а консультация от экспертов АУФИ остается только консультацией. То же касается инвестиционных портфелей, вложений в недвижимость и применения рыночных инструментов.
Пункт 5.5 Приложения прямо указывает, что существующие кредитные риски, связанные с получением средств для инвестирования, тоже лежат на Заказчике услуги.
Пункт 5.5
Пункты 6, 7 и 8 снова подробно раскрывают схему взаимодействия — акцент сделан на консультации, отказе от ответственности за финансовые и материальные потери Заказчика, отсутствии необходимости в лицензировании.
Пункты с 6 по 8
Договор и Приложения к нему распространяются на образовательные и консультационные услуги, конкретно они не перечислены, так как выложенный документ является типовым образцом
При подписании основного Договора Заказчику стоит проверить его еще раз, уделив внимание конкретным обязательствам Исполнителя
Политика конфиденциальности, Уведомление о рисках и Политика в области обработки персональных данных по сути и форме повторяют положения Договора, акцентируя внимание на том, что компания только консультирует, и что Заказчик сам принимает все решения, в том числе и касающиеся передачи информации о себе выбранному агенту — брокеру или иному лицу. Все представленные документы носят характер типовых, не конкретизирующих детали сделок
Прямого противоречия законодательству в них нет, скрытых отсылок, сносок и пунктов с расширительным толкованием не обнаруживается
Все представленные документы носят характер типовых, не конкретизирующих детали сделок. Прямого противоречия законодательству в них нет, скрытых отсылок, сносок и пунктов с расширительным толкованием не обнаруживается.
Основная информация об Академии управления финансами и инвестициями
Для начала мы обратились к официальному сайту https://academybusiness.ru/ и выяснили, что проект существует с 2018 года.
Информация о возрасте организации с оф.сайта
Изучение информации об АУФИ на ресурсе https://www.rusprofile.ru/ раскрывает картину, касающуюся официальных данных. Тут нам удалось узнать ряд интересных подробностей.
- Организационная форма — общество с ограниченной ответственностью российской юрисдикции. Подчиняются законам РФ – уже хороший знак.
- Лицензия на образовательную деятельность была получена 10 июня 2019 года, после чего было организовано оказание соответствующих услуг. Но вот вопрос: а что было до этого момента?
- До получения лицензии организация работала по консалтинговому и юридическому профилю: предоставляла потенциальным инвесторам информацию о рынках, давала рекомендации по финансовым инструментам и недвижимости, предлагала инвестиционные портфели, проекты и бизнес-планы.
После лицензирования появились программы обучения по тем же профилям, причем базовый минимальный курс предлагается пройти бесплатно. Таким образом потенциальному инвестору показывают, что готовы помочь с освоением базовых знаний, а не просто предложить «вложиться», не осознавая рисков.
На что обратить внимание при выборе вуза?
У каждого свои предпочтения. Кто-то хочет просто получить высшее образование, у кого-то цель любой ценой попасть в Москву, многие выбирают специальность по призванию или ставят на первое место перспективы и доход.
Но есть общие критерии, которые нужно учесть и проверить всем:
- Есть ли у вуза лицензия и аккредитация.
- Когда заканчивают прием заявлений.
- Результаты каких экзаменов нужны для зачисления.
- Есть ли творческие испытания и дополнительные экзамены.
- Какие требования к состоянию здоровья.
- Нужно ли проходить дополнительную проверку. В военное училище могут не взять даже медалиста.
- Какой реальный проходной балл на бюджет был в прошлом году. Он может измениться, но как ориентир подойдет. В хороший технический вуз в Москве проходной балл может составить 170 и даже меньше. А иногда в региональном вузе проходной балл больше 200.
- Сколько бюджетных мест. На факультет журналистики или маркетинга может быть только 10 бюджетных мест, без общежития и с огромным конкурсом среди медалистов. А на факультете по биотехнологиям, энергосбережению и нефтехимии может быть 350 бюджетных мест, на которые легко попадет выпускник со средним аттестатом из глубинки. Большой вопрос, кто лучше устроится в жизни (в Т—Ж, например, выпускников журфака обычно не берут).
- Как проходит обучение: есть вузы, где преподают на двух языках и отправляют на стажировку за границу. Или после первого курса надо сдать творческий экзамен и можно лишиться места на бюджете.
- Кому предоставляют общежитие. Не всегда учиться на бюджете равно жить в общежитии. Иногда его дают только со второго курса или только для приезжих из дальних регионов.
- За что начисляют дополнительные баллы. Это может быть значок ГТО, победа на соревнованиях, олимпиадах, в творческих конкурсах.
- Сколько стоит платное обучение — на случай, если учиться очень хочется именно в этом вузе, а баллов не хватит.
- На каких условиях можно перевестись на бюджетное место. Иногда так можно после первого курса.
- Сколько денег будет нужно на жизнь. Даже если учиться на бюджете и жить в общежитии, все равно нужны деньги. На одно только обустройство в другом городе могут уйти десятки тысяч рублей, даже если есть место в общежитии. Иногда семье это не по карману и лучше учиться там, где живешь.
А что потом?
Дальше самое интересное: нужно следить за списками, рейтингами и баллами. Это напряженный и волнительный процесс, потому что списки могут меняться каждый день. Все абитуриенты подают документы на несколько специальностей сразу, потом забирают документы и меняют предпочтения. В один день можно проходить по конкурсу, а на следующий уже нет, потому что пришел льготник и подвинул всех в рейтинге.
Первая волна. До 1 августа нужно отнести оригинал документа на какую-то специальность. К этому времени заканчивается первая волна зачисления: с рейтингами что-то проясняется, но не все. Бывает так, что абитуриент оказывается на девятом месте из десяти, но очень хочет поступить именно на этот факультет, где немного бюджетных мест и высокие баллы.
И вот он приносит документы и ждет списков. После обеда в последний день на тот же факультет приносят оригиналы еще два человека, и у них на один балл больше. Все, на бюджет можно уже не успеть. Придется идти во второй волне и выбирать места из оставшихся. Иногда просто везет, иногда все срывается в последний момент. 3 августа появятся приказы о зачислении.
Вторая волна. Если в первой волне поступить не удалось, можно подать документы на свободные места до 6 августа. Как правило, это вузы и специальности, где получился недобор: сначала заявления подали, а потом забрали. Скорее всего, это будут не такие престижные факультеты. Но даже во второй волне можно попасть на бюджет, получить место в общежитии и стипендию. Приказы по итогам второй волны опубликуют 8 августа.
Иногда вузы сами обзванивают выпускников и приглашают принести оригиналы документов на бюджетные места. Так делают и в первой, и во второй волне.
Наши выводы — что такое АУФИ, каковы риски, есть ли обман?
Прямой обман или лохотрон в деятельности Academy Business АУФИ не просматривается. Заказчик образовательной или консультационной услуги принимает на себя риски вложения своих средств. Впрочем, как и везде. О своих деньгах лучше заботиться самому и не надеяться на то, что кто-то волшебным образом решит ваши проблемы без вашего участия.
Компания балансирует между образовательным, консалтинговым и инвестиционным направлениями так, чтобы расширять сферу своей деятельности за счет взаимодействия с определенными брокерами и инвестиционными фондами, что вполне соответствует законодательству.
Обращаясь за услугами в Academy Business вы должны помнить о том, что без понимания рисков и тщательного анализа предлагаемых продуктов вероятность получения большого дохода остается весьма сомнительной. Нет, это не лохотрон. Это комплекс, в котором просматривается основная цель — привлечь людей для взаимодействия с партнерами, не неся ответственности за последствия для инвесторов. С точки зрения закона тут нет ничего противоправного, но риск очень велик, если вы не профессионал. Вернуть вложенные средства через суд будет крайне сложно без привлечения серьезного юриста.
Еще один отклик, комментатор призывает «Думайте прежде чем рисковать»
Если вы уже столкнулись с трудностями, недовольны обучением, вложили и потеряли средства в результате действий АУФИ и ее представителей, обратитесь к нам. Юристы готовы оказать помощь в разбирательстве, направить претензии, составить исковые требования и обратиться в суд для защиты ваших интересов.
Получить консультацию
Добавить комментарий