Знаток Финансов

Повышение пенсионного возраста

Утвержденные положения пенсионной реформы в России

Федеральным законом о повышении пенсионного возраста, подписанным накануне Президентом РФ, предусматривается:

  1. С 1 января 2019 года поэтапное увеличение возраста, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости для граждан РФ:
    • до 65 лет у мужчин;
    • до 60 лет у женщин.
  2. Кроме того, увеличивается возраст, по достижении которого члены семьи умершего кормильца могут быть признаны нетрудоспособными для получения страховой пенсии по потере кормильца. Этот возраст аналогичен новому пенсионному возрасту.
  3. Для тех граждан, которые в 2019 и 2020 годах достигнут пенсионного возраста, установленного законодательством в редакции 2018 года, предусмотрена возможность выйти на пенсию на полгода раньше, чем это установливается настоящим Федеральным законом.
  4. Одновременно лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (мужчины и женщины соответственно), предоставляется право на получение страховой пенсии по старости на 2 года раньше достижения пенсионного возраста, общеустановленного для всех граждан. Но тем гражданам, которые работали в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсионный возраст также повышается на 5 лет как для мужчин, так и для женщин.
  5. Бюджетникам: педагогическим, медицинским и творческим работникам, у которых есть право на досрочную пенсию с учетом специального стажа, также ввели поэтапное увеличение пенсионного возраста на 5 лет.
  6. Многодетные матери получили право досрочного выхода на пенсию при наличии 15 лет страхового стажа (женщинам, родившим и воспитавшим 3 детей, пенсии будут назначаться в 57 лет, женщинам, родившим и воспитавшим 4 детей, – в 56 лет, женщинам, родившим и воспитавшим 5 и более детей, пенсии, как и сейчас, будут назначаться в 55 лет).
  7. Гражданам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы РФ и должности муниципальной службы, то есть чиновникам, сохранятся возраст выхода на пенсию:
    • 65 лет для мужчин;
    • 63 года для женщин, установленный поправками в законодательство, внесенными в 2017 году. При этом повышение возраста будет осуществляться на 1 год в год (сейчас на 6 месяцев в год).

Действующий порядок назначения накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и единовременной выплаты гражданам сохраняется в порядке, действующем сейчас.

При этом граждане получают право на повышение пенсий и социальную защиту в виде нового порядка индексации страховых пенсий. Это значит, что с 1 января 2019 года размеры пенсий будут индексироваться выше уровня инфляции. С 1 января 2019 года фиксированная выплата к страховой пенсии пенсионерам, имеющим стаж работы в сельском хозяйстве не менее 30 лет, будет увеличена на 25%. Для предоставления гражданам предпенсионного возраста мер социальной поддержки и льгот будет установлена специальная процедура обмена информацией между Пенсионным фондом РФ, органами власти, работодателями и гражданами.

С 1 января 2019 года вводится новый порядок выплаты пособия по безработице гражданам, признанным безработными:

  • продолжительность выплаты пособия сокращена до 6 месяцев;
  • размеры пособия увеличены с 850 рублей до 1500 рублей в месяц — минимальное, с 4900 рублей до 8000 рублей в месяц — максимальное;
  • для граждан предпенсионного возраста (то есть в течение 5 лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости) пособия по безработице будет выплачиваться до 12 месяцев, а максимальный его размер составит 11 280 руб. в месяц.
  • гражданам, имеющим стаж более 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, продолжительность выплаты пособия увеличивается на 2 недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности, но не более 24 месяцев.

Кроме того, гражданам, признанным официально безработными, сохраняется право на досрочное назначение пенсии по старости (за 2 года до наступления возраста, дающего право на назначение такой пенсии, в том числе досрочно).

Преимущества и недостатки реформы

Тот факт, что реформирование никак не начнется, говорит о многом. Представители элиты не могут прийти к консенсусу по поводу выгоды реформирования. Дело в том, что увеличение возрастного параметра ставит больше задач, чем решает проблем.

Сторонники повышения прогнозируют:

  • рост поступления в ПФР;
  • сохранение на производствах квалифицированных кадров, что позволит обеспечить преемственность опыта.

Критики изменений находят более актуальные для России аргументы в защиту своей позиции:

  1. Средняя продолжительность жизни мужчины всего 64 года, следовательно, до пенсии не все доживут.
  2. С годами падает работоспособность человека. А это не позволит повысить производительность труда, как желает правительство. Толку от некоторых специалистов на работе мало.
  3. Пожилые люди с трудом осваивают не только новые профессии, но и дополнительные функции на рабочем месте. Значит, будут тормозить развитие производственного процесса.

Однако обе стороны не правы. Они приводят поверхностную аргументацию. А реформа нужна для развития общества в целом, в том числе увеличения продолжительности жизни мужчин. Занятые, увлеченные люди меньше болеют, значит, остаются востребованными и приносят пользу.

Именно таков взгляд на будущее России ее элиты.

Последние новости о Пенсионом Возрасте в России с 2019 года

Могут резко (мгновенно) поднять пенсионный возраст

Чтобы быстро всё состряпать, пока народ не очухался, могут некоторые горячие головы сделать повышение «год в год» ― такого в мире не было! Это означает, что у нас в течение, наверно, нескольких лет не будет ни одного нового пенсионера.

Такого в мире нигде не было. Делается везде полгода в течение года, делается даже квартал в течение года. Это длинный процесс, который финансовых особых дивидендов не принесет, тем более что люди будут оформлять пенсию по инвалидности при старом пенсионном возрасте. Это давно изученная за рубежом схема.

Придется помогать новым бедным, потому что человек работал, в 60 лет, мужчина, он ушел на пенсию, продолжает работать на какой-нибудь неквалифицированной работе. Всякие охранники, сторожа, гардеробщики. Потому что его никуда больше не возьмут. И то постоянно предлагают не платить работающим пенсионерам.

Даже в этом случае маленькая зарплата и маленькая пенсия. Но он как-то выживает. А теперь если он в 65 лет будет уходить, значит, он пять лет будет жить на маленькую зарплату, значит, он будет бедный. И государство ему должно тоже как-то помогать.

То есть, получается, там сэкономили, а тут наоборот. Нормальные экономисты говорят, что финансово это особо ничего не даст.

Категории граждан, которых коснется увеличение трудоспособного периода

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Законопроектом предлагается закрепить общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно (сейчас – 60 и 55 лет).

Изменение пенсионного возраста предполагается начать с 1 января 2019 года.

Увеличение пенсионного возраста будет плавным: предусматривается длительный переходный период – с 2019 по 2028 год для мужчин и 2019 по 2034 год для женщин. Таким образом, переходный период составит 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин.

Увеличение пенсионного возраста первыми затронет мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р. Граждане, указанных годов рождений, с учетом переходных положений, получат право выйти на пенсию в 2020 году – в возрасте, соответственно, 61 год и 56 лет.

Соответственно:

  1. мужчины 1959 г.р., женщины 1964 г.р. – получат право выхода на пенсию — в 2020 году (в возрасте, соответственно, 61 год и 56 лет);
  2. мужчины 1960 г.р., женщины 1965 г.р. – получат право выхода на пенсию — в 2022 году (в возрасте, соответственно, 62 года и 57 лет);
  3. мужчины 1961 г.р., женщины 1966 г.р. – получат право выхода на пенсию — в 2024 году (в возрасте, соответственно, 63 года и 58 лет);
  4. мужчины 1962 г.р., женщины 1967 г.р. – получат право выхода на пенсию — в 2026 году (в возрасте, соответственно, 64 года и 59 лет);
  5. мужчины 1963 г.р., женщины 1968 г.р. – получат право выхода на пенсию — в 2028 году (в возрасте, соответственно, 65 лет и 60 лет);
  6. женщины 1969 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2030 году (в возрасте 61 года);
  7. женщины 1970 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2032 году (в возрасте 62 лет);
  8. женщины 1971 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2034 году (в возрасте 63 лет).

Пенсионный возраст увеличится с переходным периодом для некоторых категорий работников, выходящих на пенсию досрочно, а именно:

  • работников, которые выходят на пенсию досрочно в связи с работой в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Для тех, кому возраст выхода установлен 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин), предусматривается повышение возраста выхода на пенсию до 60 лет и 58 лет соответственно. Существенное снижение пенсионного возраста для северян было обусловлено в 50-е годы XX века чрезвычайно сложными условиями проживания в этих районах. Фактически полное отсутствие инфраструктуры для работы и жизни предопределило такой низкий возраст. Меры, принятые в рамках долгосрочной демографической программы на 2007-2025 годы, оказали положительное влияние на изменение ситуации с продолжительностью жизни, особенно в северных регионах страны.
  • педагогических, медицинских, творческих работников. Для данной категории работников исходя из их общественной значимости институт досрочных пенсий сохраняется в полном объеме: ужесточения требований по специальному стажу не предусмотрено. Вместе с тем, исходя из общего увеличения трудоспособного возраста, для данных граждан возраст выхода на досрочную пенсию повышается на 8 лет. Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки специального стажа и приобретения права на досрочную пенсию. Сейчас данным категориям работников необходимо выработать специальный стаж длительностью от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории льготника. Таким образом, возраст, в котором эти работники   вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право (назначить «досрочную» пенсию) можно будет в период с 2019 по 2034 год и далее с учетом увеличения трудоспособного возраста и переходных положений.

Законопроектом также предлагается с 1 января 2020 года увеличение темпа роста шага повышения пенсионного возраста государственным служащим – по году в год. Таким образом, пенсионный возраст для государственных служащих приводится в соответствие с предложением по темпам повышения общеустановленного возраста.

Законопроект предусматривает изменения, связанные с возрастом выхода на социальную пенсию. Гражданам, которые не работали или не приобрели полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсий, социальная пенсия теперь будет назначаться не в 60 (женщинам) и 65 лет (мужчинам), а в 68 и 70 лет соответственно. Данные изменения предлагается проводить так же постепенно. У граждан, имеющих значительные нарушения жизнедеятельности, имеется право обратиться за установлением инвалидности и при положительном решении получать социальную пенсию по инвалидности (независимо от возраста).

Пенсионная реформа 2019 года в России

Необходимость данной реформы назревала уже давно. Связано это было со всё увеличивающимся в государстве дисбалансом между гражданами работоспособного и пенсионного возрастов. Количество пенсионеров, все последние десятилетия неуклонно росло, что связано с увеличением продолжительности жизни и снижением уровня рождаемости.

Споры о необходимости кардинальных мер велись на протяжении последних полутора десятилетий. Но катализатором повышения пенсионного возраста в России явился начавшийся в конце 2014 года экономический кризис, вызванный известными политическими событиями. Как результат, возник значительный дефицит бюджета и существенные проблемы с пенсионным обеспечением населения. Попытки решить вопрос при помощи заморозки пенсионных накоплений ни к чему не привели. И у правительства остался только один, самый радикальный метод исправить ситуацию – повышение пенсионного возраста.

Как изменился пенсионный возраст

Подобные изменения вызвали неоднозначную реакцию в обществе, вплоть до открытых протестов и митингов. Подвергались нововведения критике и в СМИ. Заранее предвидя подобное, правительство, для смягчения возможных негативных последствий, приняло решение о поэтапном внедрении изменений в пенсионное законодательство. В результате повышение пенсионного возраста решено производить поэтапно, в течение пяти лет.

Также, под влиянием общественности, правительство вынуждено было внести коррективы в первоначальный проект закона. Так, принятый в первом чтении вариант предусматривал увеличение пенсионного возраста для женщин не на пять, а на семь лет. Но, после социальных протестов, разработчики отказались от подобной инициативы, остановившись на пяти годах для лиц обоего пола. Ещё одно послабление было допущено для граждан, которые должны были уйти на пенсию в 2019 году. Им, в виде исключения, разрешено оформить пенсию по старым правилам, невзирая на вступивший в действия ФЗ №350.

Завершение реформы запланировано на 2025 год – к этому моменту уходить на покой россияне смогут на 5 лет позже, нежели до реформы. Соответственно, для мужской части данный возраст составит 65 лет, а для женской – 60 лет. Одновременно с этим, пенсионная реформа затронула и ряд прочих аспектов оформления страховой пенсии: продолжится увеличение минимального количества пенсионных баллов и годов трудового стажа.

Увеличение пенсионного возраста на 5 лет позволит существенно сократить число лиц пенсионного возраста, одновременно увеличив количество работающих граждан. Чтобы понять, насколько кардинальны изменения, достаточно произвести нехитрые математические расчёты. По данным статуправления РФ, средняя продолжительность жизни в государстве составляет 72 года. Поэтому такой статистический показатель, как «время дожития пенсионера» для работников-мужчин составлял 12 лет, а для женщин – 17 лет.

В результате повышения пенсионного порога, данный показатель сократится до 7 и 12 лет соответственно. А это предполагает сокращение числа пенсионеров мужского пола примерно на 40%, а женского – почти на четверть. Причём, эти граждане переходят в разряд трудоспособных. Кроме экономии на отмене выплат им пенсий, госбюджет получает с них взносы в ПФ и прочие налоговые отчисления.  Таким образом, увеличение пенсионного возраста в России с 2019 года должно принести, по крайней мере, теоретически, немалую выгоду государству.

Иные льготные категории

Законы настолько быстро меняются и дополняются, что стоит следить за изменениями пенсионного законодательства в Интернете – там всегда актуальные цифры и новые факты.

Существуют на сегодняшний день основные виды пенсий:

  1. Страховая – в соответствии со стажем и балами. Учитываются списки 1 и 2 для людей на вредном производстве, для госслужащих, жителей крайнего севера и пр.
  2. Социальная пенсия по старости – у кого нет или слишком мало по сравнению с нужным количеством начисляемых баллов, то есть человек недостаточно или вообще никогда не работал. К этой категории относятся и этнические народности Севера.
  3. Государственная — выплачивается пострадавшим на Чернобыльской АЭС и других техногенных катастрофах — по ФЗ от 15.12.2001 № 166.

В ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» есть перечень групп, которые могут претендовать на досрочное назначение пенсионного обеспечения, по так называемым Списку 1 и 2, это работники:

  • в горных и подземных точках;
  • чья деятельность связана с обогащением руд;
  • в металлургии;
  • с химическими препаратами;
  • в атомной промышленности;
  • в энергетической отрасли и пр.

Последние новости по повышению пенсионного возраста

Соответствующие изменения в законодательные акты уже внесены. Идет работа по согласованию фактических реализационных условий и сопутствующих факторов. Правительству РФ еще предстоит разработать огромный массив подзаконных актов — не менее ста.

Но кроме возрастного, есть и иные показатели, влияющие на вид пенсионного обеспечения. Их также предлагается пересмотреть. Так, по закону страховое содержание полагалось в 2018 г. женщине в 55 лет при условии наличия на индивидуальном счете в системе ОПС (на 2018 год):

  • стажа официального трудоустройства — 9 лет;
  • баллов — 13,8 (включая льготные).

В 2020 г. потребуется достижение возраста — 55,5 лет, получения страхового стажа — от 11 лет и пенсионных баллов от 18,6.

Справка: дополнительно работницы женского пола могут получить баллы за уход за:

  • ребенком до полутора лет;
  • инвалидом;
  • престарелым человеком.

Правительство разрабатывает изменения в законодательство относительно увеличения предельных параметров по стажу. Планируется предоставлять страховое содержание по старости при наличии 20 лет трудового стажа. Однако таковое нововведение пока не представляется возможным. Ведь основные слои населения РФ в 90-е работали неофициально. Приходится властям учитывать данное обстоятельство при разработке реформ.

https://youtube.com/watch?v=Z034P4HHa98

График выхода на пенсии по новым правилам

Возраст для оформления пенсионного содержания в 2019 году

Пока не приняты поправки в соответствующие законы, ничего для людей предпенсионного возраста не поменяется. Речь идет только о планах властей. Они могут коснуться лиц, срок выхода на покой которых наступает в течение 2019 года. Таковой может быть отодвинут максимум на один год (зависит от принятой модели).

Затронет в первую очередь принятая реформа людей, появившихся на свет в следующие сроки:

  • женщин — с 01.01.1964 по 30.06.1964;
  • мужчин — с 01.01.1959 по 30.06.1959.

Указанным лицам придется отработать «лишние» шесть месяцев или год. А вот тем, кто родился позже, предстоит ощутить перемены полностью. Чем больше времени у труженика до заслуженного отдыха, тем больше придется работать. И с эти связан еще один важный показатель — трудовой стаж.

В настоящее время внедряется система поступательного повышения минимальных параметров официального стажа и накопленных баллов. Так, к 2025 году нужно будет проработать не менее пятнадцати лет. Но этот показатель также обсуждается. Высказывается мнение о его доведении до двадцати и более лет. Таким способом власти хотят снизить занятость в серой зоне экономики.

Внимание: перемены начнутся только после официального принятия законодательных актов

Причины пенсионной реформы

Вопрос об изменении возраста выхода на пенсию так или иначе эпизодически затрагивался в Правительстве. Кроме того, в 2017 году Международный валютный фонд (МВФ) порекомендовал повысить его, чтобы создать основу для дальнейшего роста.

В качестве основных причин для проведения реформы пенсионного возраста назывались следующие:

  1. Неблагоприятная демографическая ситуация в стране, в частности из-за низкой рождаемости в 90-е годы. В России солидарная пенсионная система, подразумевающая, что нынешние пенсионеры получают выплаты за счет перечисления взносов в ПФР нынешними работниками. Из-за того, что количество работающего населения ежегодно сокращается, а пенсионеров увеличивается, возникает необходимость в дополнительных перечислениях из федбюджета в бюджет ПФР для осуществления выплат пенсий.
  2. Дефицит бюджета ПФР. Проблемы здесь обусловлены тем, что значительная часть россиян работает без официального оформления, то есть без уплаты взносов в Пенсионный фонд.
  3. Устаревшие значения возраста пенсии. Д. Медведев, обосновывая необходимость реформы, отмечал, что старые нормативы устанавливались в то время, когда граждане начинали работать с 14 лет.
  4. Рост продолжительности жизни. Сообщалось, что по прогнозам Росстата, этот показатель достигает 72,9 лет. Однако, никто тогда не отмечал, что эта цифра определена по отношению к родившимся в 2017 году, а не для тех, кто попадает первыми под пенсионные изменения.
  5. В других странах уже давно повысили пенсионный возраст. РФ к тому времени оставалась одной среди немногих стран, которые еще не повысили возраст пенсии.

Причин, подталкивающих Правительство к такому решению, было названо довольно много. Однако, все равно законопроект о повышении пенсионного возраста вызвал колоссальный резонанс. Все это способствовало последующему снижению уровня доверия населения к Правительству, Президенту и Парламенту.

Увеличение возраста назначения страховой пенсии для женщин

Реформирование системы пенсионного страхования задумано давно. Не реализовывалось это ранее из-за споров в правительственных кругах. Чиновники не могли договориться о параметрах повышения возраста, а не о необходимости такового процесса. Кроме того, в половине развитых стран права женщин приравнены к мужским в части достижения предельного возраста обязательного трудоустройства.

Российские власти меняют социальную политику осторожно, ориентируясь на опыт других государств. Поэтому предложений было принципиально два:

  • уравнять возрастные параметры без учета гендерной разницы (всем выходить на отдых в 65 лет);
  • повысить для женщин таковой до уровня в 63 года (на два меньше, чем у мужчин).

Спорили представители власти и о сроках реформирования системы ОПС. Одним хотелось начать процесс увеличения предельных параметров еще в 2016 году, другие считают неэффективным нынешний план. Поэтому повышение возраста для тружениц произошло только с 2019 года.

Еще в прошлом году новые правила затронули государственных и муниципальных служащих. Чиновникам планомерно возрастной параметр увеличивается. Так, в 2018 году сотрудницы государственных органов получили возможность оформить содержание по старости в 56 лет. Такую же методику внедрили для остальных участников системы ОПС.

Для сведения: перемены в ОПС вносятся путем принятия поправок в законы. Акты проходят обсуждения в Госдуме, Правительстве и экспертном сообществе. После голосования их отправляют на подпись Президенту РФ.

Затронет ли реформа возраст выхода на пенсию по старости у женщин

Большинство тружениц ждут страховой пенсии. В 2018 году таковая полагалась по достижении 55 лет (есть исключения). Реформа, реализованная властями, коснется именно этого показателя. Его планировали увеличить до 63 лет. Но по факту увеличили только до 60.

Дело в том, что пожилых работниц необходимо трудоустраивать. А вакансий нет. Вместе с внесением изменений в пенсионные законы одновременно Госдума приняла ряд сопутствующих законов. А Правительству РФ поручено разработать подзаконные акты для детализации госпрограмм по пенсионной реформе. В том числе, дабы создать условия для того, чтобы женщины предпенсионного возраста могли зарабатывать себе на жизнь.

Внимание: увеличение показателя привело к необходимости изменять льготные условия для некоторых категорий граждан. В законах привилегии привязаны к стандартному параметру в 55 лет

Теперь все льготы также распространяются с 1 января 2019 г. и на предпенсионеров, то есть женщин, которым до выхода на любую пенсию осталось не более 5 лет.

Будет ли принята пенсионная реформа?

Многие россияне ожидали реакции Президента на предложение Правительства в надежде на то, что реформа все-таки будет отложена. Но, по сути, внесенные Президентом суть реформы не изменили, поэтому в дальнейшем она будет проходить по первоначальному плану без значительных корректировок. Эксперты регулярно отмечали, что принимать «мягкий» вариант реформы Правительство не намерено по следующим причинам:

  • Если произвести значительную корректировку реформы, то Кабмин не сможет осуществить обещанную с 2019 года ежегодную прибавку к пенсии в 1000 руб., так как такое повышение пенсий было рассчитано при условии жестких корректировок пенсионной системы, обозначенных в исходном варианте законопроекта.
  • В целях исполнения так называемых «майских указов» Президента, которыми устанавливаются долгосрочные цели развития России на 2018-2024 гг., рост пенсионного обеспечения в России должен быть выше уровня инфляции, исходя из чего и был установлен размер прибавки 1000 руб. (в 2019 году это соответствует темпам повышения «в два раза больше, чем инфляция»).

Поэтому пенсионный возраст в России с 2019 года так или иначе будет увеличен, поскольку целью этой реформы власти считают повышение доходов россиян. С использованием высвободившихся денежных средств от принятия такого решения средний размер пенсии нынешним пенсионерам планируется увеличить с текущих 14 тыс. до 20 тыс. руб. к 2024 году.

Напомним, что первоначальный законопроект был внесен Правительством на рассмотрение в Госдуму 16 июня и уже 27 сентября был принят в окончательном третьем чтении. 3 октября он был одобрен Советом Федерации и подписан Владимиром Путиным. Такое непопулярное предложение ожидаемым образом вызвало широкий общественный резонанс. Неоднозначно это предложение было принято также многими российскими чиновниками и депутатами Государственной Думы.

  • Парламентская оппозиция в целом выступала резко против проведения такой реформы. Партии КПРФ и «Справедливая Россия» вносили предложения по мораторию на повышение пенсионного возраста, коммунисты даже планировали .
  • 26 сентября 2018 года в Госдуме проходили вторые чтения, в ходе которых решение о повышении возраста выхода на пенсию было принято с предложенными к проекту поправками. Третье чтение прошло уже 27 сентября 2018 г., где окончательное содержание законопроекта тоже было одобрено большинством депутатов.

Как отмечают различные исследовательские институты (включая государственную компанию ВЦИОМ), пенсионная реформа спровоцировала падение рейтинга ведущих российских политиков, в том числе премьер-министра Д. Медведева, Президента В. Путина, а также партии «Единая Россия» в целом.

Добавить комментарий