Пирамида Маслоу: что дает теория для жизни и бизнеса
Иерархия потребностей – практическое пособие по саморазвитию. Изучив данную методику, осознав на каком этапе в данный момент времени находится Ваша мотивация, Вы можете:
- понять, что сдерживает Ваш рост и достижение целей;
- исключить из своего окружения раздражающие факторы, препятствующие развитию;
- выбрать вектор движения, наполнив собственную жизнь новыми событиями, ситуациями;
- выявить причину конфликтов в семье;
- глубже проанализировать эмоциональное состояние, выявить точки дискомфорта.
Не зря данная иерархия особенно популярна в психологии личности и межличностных отношениях как средство для самопознания и метод решения конфликтных ситуаций. Пример, пара не может найти общий язык, потому что ею движут в данный момент мотивация к социальному взаимодействию (любви, общению), а он не удовлетворил базовые потребности к безопасности (не обустроил жилье, не получил работу со стабильным доходом, который и позволил бы ему чувствовать себя безопасно и комфортно). Как результат – непонимание друг друга, упреки, взаимные обвинения, медленно, но уверенно разгорающийся конфликт интересов.
Пирамида Маслоу нашла свое применение и в менеджменте, маркетинге, управлении персоналом. Базовые знания в данной области могут помочь руководителю грамотно организовать бизнес и спрогнозировать его рост:
- проанализировать стратегию развитию своей компании;
- отрегулировать кадровую политику на предприятии, изучив мотивационные схемы персонала;
- принять правильное решение относительно стратегии продвижение товара на рынке;
- разработать эффективную программу лояльности для клиентов (покупателей).
Пример, разрабатывая программу поощрений для персонала, руководителю стоит учитывать потребности сотрудников. Работники с низкой оплатой труда (очевидно, актуален первый уровень в пирамиде) будут рады денежной премии. Для персонала среднего звена, возможно, актуальными будут корпоративные мероприятия, совместные «выходы в свет», позволяющие реализовать необходимость в коллективном общении, идентификации себя как члена коллектива. Высококвалифицированным кадрам в качестве поощрительных программ могут быть предложены сертификаты для участия в обучающих тренингах с аргументацией «как лучшему сотруднику компании».
Абрахам Маслоу – создатель теории иерархии потребностей
Чтобы понять суть теории иерархии потребностей, необходимо сначала не только ознакомиться с биографией её создателя, но и попытаться осознать ход его мыслей. Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 года в еврейском квартале Бруклина. Родители мальчика, Роза Шиловская и Самуил Маслов, в начале двадцатого столетия иммигрировали в США из Киевской губернии.
Абрахам Маслоу — Американский психолог
Абрахам – старший из семи детей четы Масловых. Будучи одним из лучших учеников в школе, Маслоу, по совету папы, решает поступить в юридический Городской колледж Нью-Йорка. Учеба в колледже не задалась, поэтому, не окончив и первого курса, в 1928 году Абрахам переводится в Висконсинский университет (Мадисон, Висконсин) и женится на своей кузине Берте.
В 1934 году Маслоу становится доктором наук и начинает работать в Колумбийском университете ассистентом-исследователем у известного бихевиориста, педагога и психолога Эдварда Торндайка. Через три года он занимает должность профессора в Бруклинском колледже. За 14 лет работы на этой должности Маслоу не только знакомится со многими прятавшимися в США от нацистских преследований европейскими психологами, но и решает заняться исследованием самоактуализирующихся индивидов.
Первые исследования самоактуализации, проведенные Абрахамом, вызвали довольно-таки негативную реакцию у американского психологического сообщества, большинство членов которого являлись ярыми сторонниками бихевиоризма. Коллеги начали обходить стороной профессора, а авторитетные и популярные психологические журналы не хотели публиковать его статьи. В 1951 году Маслоу меняет место работы и становится деканом психологического факультета частного исследовательского Брандейского университета, где мужчина и проработал до 1969 года.
Идеи Маслоу начали получать признание в 60‑е годы. Абрахам стал настолько популярным и востребованным, что в 1967 году Американская психологическая ассоциация избрала его своим президентом.
Умер Абрахам Маслоу 8 июня 1970 года в Калифорнии в возрасте 62 лет. Причина смерти – острый инфаркт миокарда.
Достоинства и недостатки
Пирамида Маслоу (примеры пяти базовых уровней были приведены выше) не является простой классификацией потребностей. Предполагается, что человеческие нужды подчинены определенной иерархии. Так, выделяются базовые и более возвышенные потребности. Мы проходим через все уровни, при этом наблюдается действие следующего закона: базовые желания доминируют. Потребности более высокого уровня выходят на поверхность и становятся мотивами поведения в той ситуации, когда все нижележащие уже удовлетворены.
При этом важно учитывать одну особенность. Так, формы проявления потребностей у разных людей могут кардинальным образом отличаться
Это касается и стремления быть признанным и любимым. К примеру, одному человеку вполне достаточно установить доверительные отношения с детьми, а другой будет непременно стремиться стать влиятельным политическим деятелем. Подобный диапазон в пределах одной потребности может наблюдаться на любом уровне пирамиды. Для того чтобы вас не постигло разочарование в жизни, следует прислушиваться к своим желаниям, должным образом их интерпретировать и стараться удовлетворять наиболее адекватным способом.
Основные постулаты теории
Каждая ступень пирамиды представляет собой один уровень потребностей. Более выраженные нужды находятся ниже, а менее выраженные – выше. Не удовлетворив (хотя бы частично) базовые потребности, продвигаться вверх по пирамиде крайне сложно. Выше мы подробно рассмотрели все ступени. Если перечислять их вкратце, то это физиология, безопасность, социальность, признание и познание. Альтернативные уровни – любопытство и эстетика. Они играют не меньшую роль в мотивации поведения личности.
Уже упоминалось, что физиология – это базовая ступень пирамиды. Как утверждал Маслоу, человек в идеале должен достичь наивысшего уровня примерно к пятидесяти годам.
Пирамида потребностей Маслоу: что это такое?
Более подробно свои идеи Маслоу описал в книге «Мотивация и личность», которая была написана в 1954 году. Первые упоминания о пирамиде Маслоу можно отыскать в немецкоязычных источниках 70‑х годов прошлого столетия.
Пирамида Маслоу, изображение которой отсутствует в основополагающей статье автора, представляет собой схематическое изображение или диаграмму всех потребностей любого человека в иерархическом порядке. Потребности размещены следующим образом: самые насущные, базовые и простые находятся в нижней части пирамиды, а самые возвышенные и благородные – в верхней части пирамиды.
Почему ни в одном из публикаций Маслоу нет никаких схематических изображений? Дело в том, что Абрахам всегда относился к человеческим потребностям как к порядку динамичного, а не статичного характера. Автор утверждал, что порядок этот может меняться в зависимости от тех или иных индивидуальных особенностей каждой отдельно взятой личности. В одних и тех же исходных условиях один человек может чувствовать, что его потребность полностью удовлетворена, другой – что его потребность удовлетворена на 50%, а третий – что его потребность удовлетворена всего лишь на 25%.
Современная психология о потребностях
Системно-векторная психология (Юрий Бурлан) наиболее полно раскрывает понятие желаний каждого конкретного человека, дифференцируя психическое устройство человека на 8 мер – 8 векторов. Каждый из векторов может либо присутствовать у человека, либо отсутствовать, и этот индивидуальный набор векторов, проходя развитие (до пубертата включительно) и реализуясь, определяет индивидуальное психическое устройство.
Каждый вектор – это набор желаний (обеспеченных свойствами для их достижения), не пересекающихся ни с одним другим вектором. И каждый человек, в зависимости от своего векторального работа, обладает и соответствующими желаниями. Системно-векторная психология доказывает, что набор желаний каждого человека индивидуален и определяется его набором векторов, а также уровнем их развитости и реализации.
Системно-векторный подход впервые дает возможность определять потребности людей дифференцированно, в зависимости от их психического устройства.
Подробнее читайте здесь.
Ступень шестая
Люди по природе своей являются любопытными. Дети начинают знакомиться с окружающим их миром, ползая везде и всюду. Их особенно интересуют вещи, запрятанные подальше. Потребности в понимании и познании А. Маслоу описывал следующим образом:
– Феномен, называемый любопытством, наблюдается и у некоторых высших животных. К примеру, обезьяны, обнаруживая незнакомые предметы, стараются разобрать их на детали, засунуть пальцы во все возможные щели и т.п. В такой ситуации наблюдается исследовательское поведение, не связанное ни со страхом, ни со стремлением к комфорту, ни с физиологическими потребностями.
– В истории человечества имеется множество примеров самоотверженного поиска истины, вызывающего непонимание общества, гонения и даже угрозу жизни.
– Все психологически нормальные индивиды стремятся к необъяснимому, таинственному, загадочному. В то же время понятия и явления, поддающиеся стопроцентному объяснению, навевают скуку.
– Потребности в знании и понимании у детей выражаются ярче, чем у взрослых. Причем подобное стремление развивается не в результате внешнего воздействия. Оно является естественным следствием взросления.
– Принимаясь рассуждать о познании, мы нередко забываем о том, что этот процесс – не абсолютный синоним обучения. В результате неверной трактовки он оценивается лишь с точки зрения результата. При этом забывается о тех чувствах, которые возникают в процессе постижения, озарения. А ведь человек доподлинно счастлив тогда, когда ему удается хоть на мгновение прикоснуться к высшей истине.
Где применяется
Теория Абрахама Маслоу широко используется на практике и в современности. Например, в дисциплине «Управление персоналом» будущие менеджеры учатся мотивировать сотрудников как раз на основе учения психолога.
В тему: система мотивации менеджеров Сбербанка.
Рисунок 2. Портрет ученого
Джон Шейлдрейк в свое книге о теории менеджмента высказал версию, что успех предприятия на рынке зависит от потребностей людей в данный момент времени. Например, в условиях экономического кризиса потребности людей ограничиваются физиологическими, поэтому компании необходимо искать актуальную для такой ситуации нишу.
Интересно: применяют ли учение Маслоу в компании Лукойл.
Определение понятия
Пирамида Маслоу – схематично изображенная структура человеческих потребностей, начиная от примитивных и до возвышенных. Пирамиду изображают в виде треугольника. Согласно основному принципу учения – без удовлетворения базовых нужд, расположенных внизу, человек не может перейти к реализации собственных желаний более высокого уровня.
Рисунок 1. Пирамида Маслоу
сколько зарабатывают психологи в России.
Каждая из «ступеней» отражает определенную классификацию желаний.
- Первый уровень и основание пирамиды – это физиологические потребности. В их число входит пища, сон, тепло, секс и т.д., то есть все те желания, исполнения которых требует организм. С тем, что эти нужды – базовые, трудно поспорить. Голодный не сможет думать ни о чем другом, кроме пищи, даже оценить красивые пейзажи или насладиться интересным фильмом.
- Второй уровень – потребность в безопасности. Некоторые трактуют эту группу нужд как необходимость в финансовой и материальной защищенности – например в создании запаса на «черный день». Другие приводят в пример младенца, который успокаивается, когда мать берет его на руки – желание почувствовать себя в безопасности – одна из главных причин крика у ребенка.
- Третий уровень – потребность в общении и любви. В число этих нужд автор включает желания влиться в социум, завести дружеские и любовные отношения, создать семью. По мнению Маслоу, одиночество вызывает серьезные проблемы с психикой.
- Четвертый уровень – потребность в признании и славе. После того, как человек состоялся в обществе, ему необходимо уважение и подтверждение качества своих навыков. Если пренебрегать желаниями достичь успеха в какой-либо сфере, это может привести к эмоциональному выгоранию и депрессии.
- Пятая ступень – познавательные потребности. Сюда включены желания узнавать новое и учиться.
- Шестой уровень – эстетические нужды. Это желание окружать себя красивыми вещами и создавать уютную обстановку.
- Наконец, наивысший уровень потребностей человека – самореализация. В эту группу входит достижение своих целей, развитие способностей и личностный рост. Сам ученый считал, что высшей ступени достигает только 2% людей.
В реальности взаимосвязь между уровнями не так линейна: некоторые игнорируют определенные «ступени», а другие меняют их местами. Поэтому теория Маслоу не раз подвергалась критике.
Оригинальная теория психолога не имела формы пирамиды. Согласно одной из версий, схематичное изображение придумали ученики Маслоу уже после его смерти.
Знаменитая теория Маслоу. Пирамида потребностей на практике
Стремления индивидов не подвергаются трансформации. Единственное, что может быть различным – пути их удовлетворения. Как применять теорию ученого в реальной жизни? Рассмотрев уровни пирамиды Маслоу, управляющий персоналом может выстроить максимально эффективную в конкретной ситуации мотивационную лестницу
Что касается поиска работы, то для начала важно очертить собственные цели. Ответьте себе на вопрос о том, что вы хотите получить от определенной должности
Какие факторы важны? Разобравшись с личными мотивами, вы сможете избежать ошибок в выборе компании или даже профессии.
Спорные моменты
Кто же автор?
Считается, что создателем пирамиды Маслоу является сам Абрахам Маслоу – американский психолог, человек, который посвятил свою жизнь вопросам самореализации личности. Однако пирамида в том виде, в котором мы ее привыкли видеть, не имеет к ученому никакого отношения. Впервые «Иерархия потребностей» в виде диаграммы увидела свет в 1975 году в первом издании учебника У.Столпа. А Маслоу умер за 5 лет до этого в 1970 году.
Удовлетворенная потребность не мотивирует
Согласитесь, что сытый человек вряд ли будет драться за еду. А тот, который не нуждается в общении, не будет стремиться к нему, возможно, он даже станет избегать навязчивых собеседников. Людям, которым не важен престиж, не нужно менять свое поведение, ломать свои привычки в попытке удовлетворить потребность, которой у него нет. Ведь по сути «актуальная» потребность – та, которая не удовлетворена в данный момент времени. А чтобы понять, какие именно потребности актуальны, нужно всего лишь выяснить, какие из них не удовлетворены.
Теория vs практика
Какой бы ни была структурированной эта модель, ей трудно найти практическое применение, да и вообще, эта схема может увести в сторону абсолютно неуместных обобщений, считают многие современные психологи. Ведь, если убрать статистику и рассматривать каждого человека в отдельности, сразу возникнет вопрос, так ли безнадежны мы в ситуации длительного недоедания? И так ли плохо живется тому, кого не признают в обществе? Истории известно множество примеров, когда люди добивались желаемого благодаря именно неудовлетворенным потребностям. Чего только стоит безответная любовь…
И с точки зрения пирамиды Маслоу совершенно непонятно, как человек в условиях концлагерного заключения находил в себе силы вести подпольную антифашистскую деятельность. Или как великие художники, находясь в полной нищете, находили в себе силы творить. И таких примеров много.
Есть данные, что сам Маслоу отказался от собственной теории. В своих поздних работах «К психологии бытия» 1962 года и «Дальние пределы человеческой природы», опубликованной посмертно в 1971 году, Маслоу серьезно модифицировал всю концепцию мотивации и личности, таким образом, практически отказавшись от многоступенчатой пирамиды потребностей, которую сегодня так усердно пытаются применять на практике многие психологи и маркетологи.
«Анти-Маслоу»
Не ругал теорию Маслоу только ленивый. Критикуется пирамида, прежде всего, за саму идею иерархичности и невозможность удовлетворить все потребности раз и навсегда. Есть даже довольно резкая трактовка теории, согласно которой «по Маслоу, человек – это животное, которое постоянно чего-то хочет».
Что на практике?
По мнению многих современных психологов, несмотря на то, что пирамида Маслоу является чётко структурированной моделью, применить её на практике довольно сложно, а сама схема может привести к абсолютно неверным обобщениям. Если отбросить в сторону все статистические данные, то сразу возникает ряд вопросов. Например, насколько омрачено существование не признанного в обществе человека? Или, следует ли считать человека, который систематически недоедает, абсолютно безнадёжным? Ведь в истории можно отыскать сотни примеров того, как люди добивались огромных жизненных результатов именно благодаря тому, что их потребности оставались неудовлетворёнными. Взять, например, бедность или безответную любовь.
Стремления индивидов не подвергаются трансформации. Единственное, что может быть различным – пути их удовлетворения. Как применять теорию ученого в реальной жизни? Рассмотрев уровни пирамиды Маслоу, управляющий персоналом может выстроить максимально эффективную в конкретной ситуации мотивационную лестницу
Что касается поиска работы, то для начала важно очертить собственные цели. Ответьте себе на вопрос о том, что вы хотите получить от определенной должности
Какие факторы важны? Разобравшись с личными мотивами, вы сможете избежать ошибок в выборе компании или даже профессии.
Пирамида потребностей по Маслоу (кратко ее уровни были рассмотрены выше) нередко используется в маркетинге. Некоторые опытные маркетологи утверждают: руководствуясь представленной иерархией человеческих стремлений, удается выявить, потребности какого уровня обслуживаются конкретной компанией. Не секрет, что деятельность той или иной фирмы находится в прямой зависимости от динамики и состояния удовлетворяемых рынков потребностей. Например, когда экономика находится в кризисном состоянии, нужды потребителей стремительно опускаются на нижние уровни небезызвестной пирамиды. Что касается потребностей в еде, то они вечны. То же самое можно сказать и о медицинских услугах.
А вот стремление следовать модным тенденциям нивелируется по мере снижения доходов. Базовый принцип стратегического планирования любого вида деятельности – необходимость держать руку на пульсе нужд рынка. Если наблюдается тенденция развития одной из потребностей, имеет смысл настраиваться на ее обслуживание. Как отмечал Джон Шейлдрек, уровни пирамиды потребностей Маслоу актуальны только для людей. Применять постулаты данной теории к крупным компаниям бессмысленно, поскольку поведение организаций отличается особой сложностью, и для его анализа следует вооружаться иными теоретическими инструментами.
Американскими психологами был предложен собственный вариант рассматриваемой пирамиды. Как отметили исследователи, хотя реализация является, без сомнения, значимым мотивом, она не может считаться ведущей с точки зрения эволюционной теории. Подавляющее большинство действий, перечисленных Маслоу в его теории, отражают основные биологические нужды, базирующиеся на получении статуса в целях привлечения партнера и последующего продолжения собственного рода. Как отметил один из участников проводимых экспериментов – Дуглас Кенрик – среди фундаментальных стремлений людей главным является желание завести потомство. Именно поэтому воспитание детей можно считать базовым уровнем в пирамиде потребностей современного типа.
Теория потребностей К. Альдерфера
Кроме пирамиды Маслоу существует в мире еще ряд теорий, которые также пытаются описать структуру потребностей человека. Одной из наиболее известной можно назвать теорию потребностей К. Альдерфера, психолога из Йельского университета.
Ученый не отрицает, что в теории Маслоу есть доля истины, потому как людей, по его мнению, заботят только три вещи – жажда жизни, желание контактировать с другими людьми, потребность в духовном росте и развитии своих талантов.
К. Альдерфер также считал, что если потребности сегодняшнего дня остаются неудовлетворенными в течение долгого времени, человек склонен внести коррективы в свою систему ценностей. Банальный пример: юноша может мечтать о полете на Луну, но в зрелом возрасте он уже не хочет ни полетов, ни Луны, потому что появляются иные, не менее интересные потребности, которые на данном отрезке жизни приходится удовлетворять.
Эта теория имеет принципиальное отличие от теории Маслоу. И заключается она в том, что человек может двигаться по ступеням иерархии как вверх, так и вниз, если потребности верхнего уровня остаются неудовлетворенными. От необходимости существовать можно легко перескочить на необходимость общения. Карьера может уйти под откос, но вас это не будет волновать, потому что вместо стремления к карьерному росту вы захотите создать семью.
Что такое пирамида Маслоу?
Пирамида Маслоу — это схематическое изображение всех человеческих потребностей от самых простых и насущных до возвышенных. Еще в 1943 году психолог Абрахам Маслоу описал пирамиду ценностей с одной целью: понять, что мотивирует людей совершать те или иные поступки. Сам Маслоу только сформулировал это понятие, а наглядную диаграмму придумали его ученики.
Пирамида потребностей.
Американский психолог с украинскими корнями Абрахам Маслоу (1908-1970) одним из первых начал изучать поведение людей с позитивной точки зрения. До этого вся психотерапия сводилась к изучению психических отклонений или поведению вне нормы. Вместе с основоположниками гештальт-терапии Маслоу сформулировал основные приемы психоанализа, которые психотерапевты используют на своих сеансах.
Как «приложить» пирамиду человеческих потребностей в обычной жизни.
Далее собраны истории практикующих психотерапевтов и консультантов по стратегиям карьеры о том, как пирамиде потребностей Маслоу можно найти применение в обычной жизни.
Пример 1. Рекламный агент.
Использовать пирамиду потребностей могут не только рекламные агенты. Мы сами можем разобраться в себе и понять, почему совершаем определенные покупки. Ведь мы часто покупаем не айфон, а возможность присоединиться к «клубу избранных» (принадлежность к группе), мечтаем не о шубе, а о возможности быть круче, чем соперница (потребность в признании). Такой самоанализ поможет не только понять себя, но и научиться сопротивляться настойчивой рекламе и неразумным тратам.
Пример 2. Голодный муж.
Вообще-то эта схема была описана еще в волшебных сказках: «добра молодца накорми, напои, в бане попарь, а потом уже и выспрашивай». Если перефразировать: удовлетвори базовые потребности согласно пирамиды Маслоу и тогда уже нагружай мужа умными разговорами. Но правило это действует не только во время ужина. Часто мы работаем, забываем об обеде и отдыхе, с головной болью начинаем решать глобальные проблемы, а потом удивляемся «что-то голова не варит». Иногда достаточно просто перекусить или поспать полчаса и мозг самостоятельно перезагрузится.
Пример 3. Карьерные изменения.
В сети сегодня публикуют множество историй о том, как важно самореализоваться в профессии «по зову сердца». Создается впечатление, что стоит забросить ненавистную работу и душа развернется, идеи начнут бить фонтаном
А вот и нет. В сети публикуют только истории успеха, а истории неудач в большинстве своем остаются за кадром. Люди увольняются с желанием изменить жизнь. А через месяц сталкиваются с проблемой: любимое дело не приносит ожидаемого дохода и в один день просто не на что купить еды. И тут начинается паника. А в панике творить как-то не получается. Поэтому консультанты по стратегиям карьеры советуют найти работу, которая будет приносить стабильный доход и оставит время для любимого дела. Если перефразировать: когда есть нечего (физиология) и нечем платить за квартиру (безопасность), то и любимое дело не радует.
Пример 4. Трудный подросток.
Для подростка особенно важно ощутить принадлежность к группе. Поэтому и возникают все эти подростковые движения, группы в сети, переписка, тайные общества
Некоторые родители поступают радикально – запрещают. Но запретить ребенку общаться, значит лишить его базовой потребности. Поэтому психологи советуют не запрещать, а подменять группы. Например, вместо игры онлайн заинтересовать подростка спортом. Тогда на смену одной группе придет другая, и запрещать ничего не нужно будет.
Пример 5. Идеальный партнер.
На запрос в поисковике «Как выбрать партнера» система предлагает сотни ссылок на тестирование. Кто составляет эти тесты, непонятно. Зато в пирамиде потребностей все просто и ясно. Сперва можно просто посмотреть на нее самостоятельною и понять, чего хочется от жизни. Потом можно поговорить о потребностях вместе с избранником. Кому-то постоянно хочется ездить на выставки и на курсы повышения квалификации, а кому-то поесть и посидеть в соцсетях. Может, лучше обговорить разницу во вкусах на ранних стадиях, чем впоследствии разочароваться в отношениях и семейной жизни?
Вывод: пирамида по Маслоу – это еще один способ разобраться в джунглях наших желаний и настоящих потребностей.
Немного философии и размышлений по теме конспекта
Вдохновившись инфографикой и полётом мысли Маслоу, появляется желание проанализировать свои приоритеты потребностей и разработать свою индивидуальную модель пирамиды Маслоу.
В предложенной теории Маслоу, основная суть распределения приоритетов исходит из идеи — что наиболее важно для выживания с точки зрения эволюции. Создаётся впечатления, что личность человека рассматривается как высоко эволюционировавшее животное, что, конечно, заслуживает внимания, интереса и критики
Пирамида саморазвития по Dongji.ru
Пирамида приоритетов для саморазвития личности — это небольшой философикий очерк редактора Dongji.ru по теме Иерархии потребностей человека. Ниже представленные мысли лишь умозаключение автора, как результат вдохновения идеями Абрахама Маслоу.
Очень интересно поиграть с различной сегментацией пирамиды Маслоу, например, разбить на 10 частей, либо наоборот обобщить до трёх.
Пирамида приоритетов самореализации
Психологический комфорт, стремление к саморазвитию, роль в обществе
Потребность в познании, изучении, саморазвитии и своего рода признании, как подтверждению и оценке приложенных усиоий.
Мы можем не спать ночами перед экзаменом или сдачей важного проекта, забывать о еде, когда страстно увлечены каким-либо интересным делом, игнорировать неблагоприятные факторы и опасность, если твёрдо уверены, что дело представляет крайнюю степень важности.
Человек может взахлёб провести сутки за интересной книгой, целый день напролёт смотреть все серии интригующего сериала и при этом его интерес сохраняет высокую интенсивность на протяжении довольно длительного времени.
Разумеется, принебрежение физическими потребностями, которым в Теории Мотивации Маслоу отводится первое место, не проходит без последствий. Физиологические потребности можно лимитировать до определённого порога, но цена этому в конечном итоге: стресс, невроз и потеря мотивации.
Однако, всё же разум и психологический дискомфорт стоит отнести на первое место в иерархии потребностей человека
Если исходить из соображений, что разум оказывает большее влияние на физиологию, нежели физиология, влияет на разум — главным приоритетом потребностей является психологический комфорт, а не физиологический. В качестве аргумента можно привести психосаматику.
Что такое человеческое сознание и какова природа его возникновения? Почему факт наблюдения, оказывает влияние на квантовом уровне (Опыт Юнга). Пока такие вопросы открыты, спор приоритетов разум или физиологии могут продолжаться бесконечно.
Физические потребности
Правильная диета, активные физические нагрузки.
«В здоровом теле — здоровый дух» (от лат. «Mens sana in corpore sano»). Поддерживая хорошую физическую форму, человек тем самым поддерживает в себе и душевное здоровье, разум мыслит чётко, слаженно и максимально эффективно. Сознанию не нужно отвлекаться на концентрацию внимания для решения проблем первой необходимости для здоровья тела.
Физические и интеллектуальные способности взаимосвязаны. Тело — это храм духа и разума, поэтому для наиболее эффективной работы стоит построить надёжную крепость. Экспериментально доказано, что физические нагрузки напрямую влияют на интеллектуальные способности и настроение.
Хорошее питание, сбалансированный и регламентированный распорядок дня, регулярные спортивные нагрузки — это вторая базовая потребность эффективного саморазвития.
Физически и интеллектуально развитая личность переходит на третий уровень приоритетов саморазвития — бескорыстное желание дарить, обучать, помогать. Эти стремления доступны и на предыдущих уровнях, однако хотеть и иметь возможность делать — это способность только индивида, который удовлетворил предыдущие два фундаментальных приоритета: психологический и физиологический комфорт.
Добавить комментарий