Введение
Сущность антикризисного управления предприятием – способность руководства анализировать и регулировать механизм планирования и распределения прибыли. Основным проблемным вопросом в кризисном положении предприятия является финансирование.
Определение целей развития организации является этапом управления, который оказывает колоссальное влияние. Ошибки в определении целей развития могут обернуться банкротством для организаций. Постановка четких и правильных целей, помогающих перейти от общей формулировки миссии к конкретным планам работы, является основой успеха организации.
Антикризисные стратегии – это стратегии, оптимизирующие поведение предприятия в условиях спада, устойчивого снижения основных финансовых показателей деятельности корпорации и угрозы банкротства. Они включают комплекс мер в области планирования, управления персоналом, финансов, взаимоотношений с группами поддержки, а также юридических и других мероприятий с целью обезопасить фирму от угрозы банкротства или существенного спада и создать условия для развития предприятия.
Цель работы – рассмотреть разработку антикризисной стратегии. Задачи данного исследования: изучить роль антикризисной стратегии; дать характеристику процесса разработки и реализации антикризисной стратегии организации; рассмотреть организацию внедрения антикризисной стратегии. Объектом исследования является деятельность организации по предотвращению кризисного состояния, разработка мер выхода из него. Предметом является – научная литература и доступные информационные ресурсы.
Стратегии антикризисного управления в зависимости от текущего положения и целей компании
Для вывода фирмы из кризиса создается команда экспертов, в которую включаются менеджеры компании, сторонние эксперты, консультанты, которые устанавливают причины печального состояния компании и ищут совместно пути выхода из ситуации.
Менеджеры компании должны всячески содействовать работе приглашенных специалистов.
- Диагностика состояния, оценка потенциала компании.
- Разработка плана действий, продумывание дополнительных консультаций специалистов для предотвращения банкротства.
- Идентификация степени воздействия кризиса на деятельность.
- Исследование рисков, приведших предприятия к кризису.
- Выяснение способов стабилизации компании.
- Разработка, реализация программы вывода из кризисной ситуации.
- Контроль, рациональное руководство во время выполнения плана.
- Разработка и реализация мероприятий по ликвидации неблагоприятных событий после кризиса.
От этапа развития кризиса будет зависеть. какие мероприятия по спасению будут выбраны.
№ | Стадия кризиса | Возможные мероприятия антикризисного управления |
1. | Кризис стратегии | Пересмотр плана развития компании, или ее реструктуризация |
2. | Кризис доходности | Применение средств стратегического управления или реструктуризация предприятия |
3. | Кризис ликвидности | Изыскание средств для реализации антикризисных мер (реализация части запасов, материалов ниже себестоимости), финансирование сокращённого производства |
4. | Банкротство | Ликвидация финансовой несостоятельности через процедуру банкротства |
Чтобы не довести предприятие до 4 стадии, необходимо вовремя обнаружить проблемы и устранить их. Для этого существует ряд четко спланированных и проверенных стратегий.
1.1. Роль стратегии в антикризисном управлении
Для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности все предприятия должны время от времени вносить изменения в свою хозяйственную деятельность. Стратегия антикризисного управления позволяет установить каким образом предприятие может противостоять изменениям внешней среды (возникающим часто, нерегулярно и практически непредсказуемо); с помощью каких предварительных мер можно сохранить свою жизнеспособность и достигнуть намеченных целей.
Стратегия антикризисного управления охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области существующей стратегии, производственных процессов, структуры и культуры любой социально-экономической системы, включая частные и государственные предприятия. Предприятие должно постоянно следить за основными факторами окружающей среды и делать своевременные и правильные выводы относительно своих потребностей в изменениях. Толчком к изменениям являются кризисные ситуации. В зависимости от того, в какой области они представляют опасность для достижения целей предприятия, выбирается соответствующая антикризисная стратегия.
Любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготовиться к изменениям, можно считать кризисной. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины, по которым экономика предприятия оказалась в кризисе, и принять меры еще до внешнего проявления трудностей.
Исследования предприятий, находящихся в кризисной ситуации, обнаружили комплекс причин, из-за которых предприятие попадает в кризис. Их можно разделить на две группы:
- внешние причины, которые не зависят от предприятия или на которые предприятие может повлиять в незначительной степени;
- внутренние причины кризиса, которые возникли в результате деятельности самого предприятия.
Причем проведенные исследования подтвердили, что внутренние факторы усиливают действие внешних. Логическую цепочку поиска внутренних причин экономического кризиса на российских предприятиях можно построить, исходя из ответа на вопрос, увеличился или уменьшился объем продаж за последние два года. Если проблем с продажей продукции нет, причина заключается не в самой продукции, а в оборачиваемости оборотных средств. Если оборачиваемость малая, проблема связана с большой длительностью производственного цикла. Необходимо выявить слабое звено цикла. Это могут быть задержки с оплатой отпущенных товаров. Тогда причины кризиса связаны с ценовой политикой и контролем цен, с условиями договора на продажу товара. Высокие цены могут быть связаны с высокими издержками производства. Тогда следует выяснить динамику изменения затрат на производство товара и причины их роста. Для российских предприятий, как правило, высокие составляющие издержек – затраты на энергоносители.
При высокой оборачиваемости средств – причины экономического кризиса заключаются в рентабельности товара. Если объем продаж уменьшается, причину следует искать в реализации продукции. Дальнейшие вопросы связаны с наличием запасов готовой нереализованной продукции, потребительскими свойствами товара, ценовой политикой и системой распределения и продвижения товара, ответы на которые могут дать представление о причинах кризиса предприятия.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что выход из кризиса связан с устранением причин, вызвавших его, а сам процесс планирования этого выхода можно назвать стратегией и тактикой в антикризисном управлении. Стратегия антикризисного управления дает возможность вовремя распознать кризис и, учитывая его особенность, снизить его остроту.
Список источников
- Бродский Б.Е. Антикризисное управление: Учебник. – 4-е изд. / Б.Е. Бродский, Е.П. Жаровская. – М.: Омега-Л, 2007. – 368 с.
- Богданова Т.А. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / Т.А. Богданова, А.П. Градов. – СПб.: “Специальная литература”, 2006. – 511с.
- Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С. Виханский. – М.: Гардарика, 1998.
- >Гуськов И.Б. Практика антикризисного управления / И.Б. Гуськов, М.В. Давыдов. – М.: АПК «Россия», 2000.
- Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепция и методы планирования: Учеб. пособие / В.С. Ефремов. – М.: Финпресс, 1998.
- Коротков Э.М. Антикризисное управление: учебник / Э.М. Коротков. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 620 с.
- Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник / Р.А. Фатхутдинов. – М.: изд. «Дело», 2005.
- Электронный ресурс: режим доступа – http://www.interfax.ru/tourism/tourisminf.asp?sec=1466&id=44034.
- Электронный ресурс: режим доступа – http://www.otzyv.ru/.
- https://cyberleninka.ru/article/v/vybor-antikrizisnyh-strategiy-razvitiya-predpriyatiya
Добавить комментарий