Знаток Финансов

Как научить ребенка обращаться с деньгами: 5 важных моментов

О деньгах детям: советы родителям

Ребенок не должен слышать споров по поводу денег (родители могут обвинять друг друга в неэффективной трате денег или неумении их заработать). Иногда родители оплачивают детям хорошие отметки в школе или выполняемую по дому работу. Однако эта идея чревата негативными последствиями. Ведь у ребенка должен выработаться интерес к получению знаний, а помощь родителям должна быть естественным проявлением любви и заботы о родителях. Ребенок ни в коем случае не должен подменять эти ценности интересом к деньгам. А подарок к окончанию учебного года в школе, наоборот, будет выглядеть как признание успехов ребенка.

Дети и деньги! Учим правильному отношению

Ежедневно наблюдая за тем, как распоряжаются финансами самые близкие взрослые, недавний карапуз волей-неволей начинает вести себя так же. А учитывая, что ни в школе, ни в детском саду обращаться с деньгами не учат, то ответственность за финансовое воспитание отпрыска полностью ложится на плечи родителей.

И не стоит надеяться, что, мол, со временем сам поймет. Ведь в будущем такая позиция родных может серьезно повлиять на успешность наследника и даже развить в нем некоторые комплексы, если отношение к деньгам сформировано неправильно.

Начать знакомство с финансами стоит с объяснения того, что деньги – это эквивалент товара.

Очень важно, как подойдут родители к этой беседе. В силу своего возраста малышу значительно проще будет усвоить такую непростую информацию в форме игры

Например, можно купить на одну сумму несколько наименований: яблоки, молоко, конфеты, а затем объяснить ребенку наглядно, какому количеству того или иного товара эквивалентна данная сумма денег.

Полезно также будет взять его с собой на работу и показать, где, каким образом зарабатываются деньги для всей семьи, и для него в частности.

Спрашивайте мнение ребенка при принятии решений, связанных с тратой денег

Семейные траты обычно не ограничиваются покупками в супермаркете или магазине игрушек. Поэтому постарайтесь привлекать ребенка и к принятию более серьезных решений. Например, обязательно расскажите ему о том, что вам нужно взять в банке кредит. Спросите, что он думает по этому поводу, обязательно упомянув, что вам придется отдавать каждый месяц существенную сумму из своей зарплаты. Объясните, почему вы решили взять кредит и на чем вам в дальнейшем придется экономить. И расскажите о последствиях невыплаты суммы: штрафах и пени. Дети должны понимать, что существует определенная ответственность за денежные траты. Нельзя просто взять кредит и отказаться от его выплаты. А необдуманные дорогостоящие покупки могут серьезно сказаться на семейном бюджете.

Участие ребенка в семейном бюджете

Многие родители жалуются, что дети не понимают ценности денег, постоянно требуют покупки новых игрушек и вещей. Причем, если родители отказывают, то ребенок обижается, так как считает, что им просто жалко денег.

Выйти из этой ситуации позволит вовлечение ребенка в процесс планирования семейного бюджета. Пусть чадо знает, сколько (хотя бы примерно) зарабатывают родители и на что они тратят деньги.

Очень полезно будет следующее упражнение: дать ребенку лист бумаги и попросить записать все расходы на его содержание. Параллельно составить свой список. А потом вместе их сравнить. Для многих детей открытием является то, сколько родители тратят на его одежду, образование, поездки. Не говоря уже о коммунальных услугах и даже продуктах питания.

Вместе с ребенком распланируете деньги на неделю по различным категориям:

  1. обязательные платежи (квартплата и т.п.);
  2. желательные траты (поход в цирк и т.д.);
  3. долговременные накопления (машина и т.п.);
  4. необязательные траты (дорогие игрушки и т.п.).

Пусть ребенок знает, сколько денег уходит на питание, сколько нужно отложить на путешествие и т.д. Объясните ребенку смысл пословицы: «Копейка рубль бережет». Поставьте цель сэкономить определенную сумму и назначьте награду, если эта цель будет достигнута. Подумайте вместе с ребенком, где и на чем можно сэкономить.

Где и как покупаем

Мы с коллегой по родительскому комитету специально скидок и низких цен не ищем — покупаем там, где удобнее и ближе, но если узнаем о скидках, то не поленимся и съездим. То, что требуется часто — туалетную бумагу, пакеты для мусора и влажные салфетки для класса — я покупаю вместе с покупками для своей семьи в сетевом супермаркете. Покупки для класса стараюсь пробивать отдельным чеком, чтобы потом не высчитывать сумму для отчета из семейных покупок.

Что нужно для класса, что закончилось и надо докупить — узнаём у учителя. Опытным путем я поняла: если учитель говорит, что еще есть целая пачка бумаги, значит уже пора покупать. У учителей много обязанностей, поэтому они звонят, только когда все закончилось.

Большие запасы не делаем — их негде хранить: шкафы в классе заняты книгами, пособиями, детскими вещами и канцтоварами для уроков труда.

Если все-таки покупала домой и в школу одним чеком, то выделяю покупки для класса, вычеркиваю свои и пишу итог ручкой

Подросток: самостоятельные финансовые решения

12-16 лет — возраст, когда ребенок начинает принимать самостоятельные решения, пусть и небольшие, в плане личных финансов

В этом возрасте детям важно дать возможность иметь карманные деньги и распоряжаться ими. В моей практике работы с клиентами обычно встречаются два варианта выплат карманных денег: фиксированный еженедельный бюджет и “зарплата” за различную работу по дому

Важно обеспечить обе составляющие — первая дает возможность подростку планировать долгосрочные покупки и свои расходы, а вторая позволяет донести, что деньги — это не данность, их необходимо зарабатывать и эффективно тратить.

Нежелателен строгий контроль расходов ребенка в рамках его собственных денег, хотя и необходимо удерживать его от глупых трат, таких как покупки онлайн-бонусов в невероятно популярных в детской среде мобильных играх. Здесь лучше всего работает объяснение и личный пример. Если вам удастся пробудить в ребенке интерес к финансовой инфраструктуре (он должен понимать, что такое банки, страхование, фондовый рынок, акции, облигации и так далее) — можно сказать, что полдела уже сделано.

Мой старший ребенок уже сейчас начинает активно интересоваться инвестициями, часто задает мне вопросы по поводу моей работы. Если же интереса нет — заставить не получится. К счастью, концепция пассивного дохода легко доносится до тех детей, которые уже начинают думать о своем будущем.

16 лет и старше — это последний период, когда вы можете чему-то научить дочь или сына, дальше они пойдут своей дорогой. Закрывайте информационные пробелы в финансовой картине мира, оказывайте влияние (если это еще возможно) на стратегии поведения в сфере сбережений. Идеальным подарком в этом возрасте будет профессионально составленный личный финансовый план — это поможет ребенку осознать свои цели и наполнит мотивацией для будущих побед.

Не бойтесь говорить со своими детьми о деньгах

В первую очередь родители должны научиться разговаривать со своими детьми о деньгах и семейном бюджете. Это самый главный шаг в обучении, который поможет им в будущем правильно распоряжаться своими средствами. Постарайтесь говорить им о том, из каких сумм складывается бюджет семьи. Затем подробно расскажите ребенку о необходимых расходах. Не грубите ему, если он просит вас купить ему ненужную и дорогую вещь. Постарайтесь объяснить, что деньги понадобятся вам для конкретных целей. На собственном опыте показывайте детям, как вы планируете свои расходы, особенно крупные.

Приглашать детей на видеособрания. Как мамы-руководители управляют бизнесом

Певец Максим Леонидов высказался насчет своего задержания за прогулку с собакой

«Нам нужны такие сотрудники!»: подросток нашел 135 000 $ и отнес их в полицию

И не забудьте объяснить, что деньги не берутся из воздуха сами по себе. Расскажите им о том, как долго и тяжело вам приходится работать, чтобы содержать свою семью. Пусть ребенок осознает ценность денег. Постарайтесь объяснить, что из суммы вашей зарплаты обязательно нужно оплачивать налоги и коммунальные услуги, покупать еду, одежду и другие необходимые для жизни товары. Как только ваш ребенок поймет, что вы зарабатывайте деньги тяжелым трудом, он начнет бережнее относиться к ним. После этого вы можете начать говорить с ними о том, как правильно распределять свои финансы, не спуская их на ненужные вещи.

Психологи рекомендуют обучать детей непосредственно на практике в магазине. Взяв какой-нибудь товар с полки, обязательно объясните ребенку, зачем вы его покупаете. После этого расскажите, почему вы выбрали продукт именно этого производителя

Акцентируйте внимание на его более низкой стоимости, так вы постепенно научите ребенка экономить. Если вы когда-то неразумно тратили свои деньги, то не забудьте упомянуть об этом в разговоре

Подобная практика поможет ребенку впоследствии правильно распоряжаться своими средствами.

Имбирь сегодня стоит дорого, поэтому выращиваю его дома сама

Жители обычной многоэтажки превратили двор в Аллею славы

Сбежавший в Россию британский шпион проводит изоляцию под Москвой: ему уже 97

Деньги на обеды и транспорт – это не карманные деньги

Потребность в карманных деньгах возникает, как правило, со школьного возраста, когда у ребенка появляется в силу объективных причин больше самостоятельности, есть возможность проявить экономическое поведение (например, купить в столовой пирожок в дополнение к завтраку/обеду или какой-нибудь сувенир в поездке с классом)

Важно, чтобы к этому моменту ребенок разбирался в деньгах, умел считать, мог соотнести цену товара и количество наличных, не боялся спросить незнакомых людей (продавцов, кассиров) нужную информацию и т.д

Что такое карманные деньги по сути? Эксперты считают, что финансирование каких-то базовых нужд (перекусы в школе, транспорт, канцтовары) – это необходимость. Безусловно, такие траты тоже учат детей финансовой грамотности и могут помочь дисциплинировать ребёнка

На эти потребности деньги следует давать без всяких условий, объясняя важность данных действий. А вот карманные деньги – это свободные финансы, которые ребёнок тратит по своему усмотрению

И здесь уже всё зависит от возможностей семейного бюджета и установок самих родителей, семейных правил.

Не обслуживать детей

Не бойтесь сказать им: положи себе сам, открой холодильник. Посадите малыша в ванночку вместе с кастрюлей каши, потом отмоете скопом: ванночку, кастрюлю и ребенка! Кладите в доступных местах яблоки, сухофрукты, пакетики с детским питанием, огурцы и морковки, соки и бутылочки с водой. 

Изучите квартиру на базовую безопасность (крючки на окна, привинченные шкафы и так далее), исправьте все и дайте им волю. В конце концов, вы же рядом, если что, прибежите на помощь. А они быстро всему научатся.

«Давай ты поиграешь в лего, а я рядом поработаю». Психолог — о том, как родителям выжить в самоизоляции

Когда начинать давать деньги детям

Дети в начальной школе уже способны делать мелкие покупки, поэтому выдавать деньги на мелкие нужды можно с 1-2 класса. Первое время стоит ненавязчиво интересоваться, на что потрачена сумма или на что ребенок планирует ее потратить. По мере взросления школьника количество выдаваемых денег можно увеличивать

Одновременно важно повышать финансовую грамотность. Рассказывайте ребенку о деятельности банков, безналичной оплате, видах купюр и т.д

Отлично справятся с задачей такие экономические игры, как “Монополия” или “Денежный поток”, в которые можно играть всей семьей.

Дошкольников также можно приобщать к финансовой грамотности. В игровой форме объясните им, что такое деньги, где они хранятся, откуда берутся, на что их обычно тратят. Составляйте вместе с ребенком список покупок перед походом в магазин. И заведите копилку, чтобы собирать мелкие монеты на желанную игрушку.

Малышам рекомендуется давать ежедневно маленькую сумму денег. Чем старше становится ребенок, тем больше должна быть сумма и интервал между выплатами (неделя, 2 недели или месяц), чтобы школьник учился распределять деньги и контролировать свои траты.

Карманные деньги — школьникам: учет доходов и расходов

В 1-м классе детям уже можно и нужно давать карманные деньги. Их смысл в том, чтобы дать ребенку возможность выбирать самостоятельно и учиться эффективно ими распоряжаться. Можно что-то посоветовать, но окончательное решение ребенок должен принимать сам.

Первое время карманные деньги наша старшая дочь, которой сейчас 12 лет, спускала в школьном буфете, поэтому пришлось вмешаться и рассказать об оптимизации расходов. Показателен оказался простой арифметический расчет. Если отказаться, например, от газировки, в день можно сэкономить 40 рублей. На первый взгляд, кажется немного, но за месяц выходит больше тысячи рублей, а за год — 13 тысяч. Эти деньги можно было бы потратить на что-то более интересное, чем вредные лакомства. Через какое-то время она начала откладывать на новый конструктор.

Интересно, что с появлением сбережений пришло осознание дорого/дешево, а к игрушкам, которые покупались “за свои деньги” она стала относиться бережнее.

Проверенный способ побудить ребенка экономить — отправить в магазин, а сдачу предложить оставить себе. Это хороший способ поощрять тратить обдуманно. Начать можно с малого — похода за хлебом и молоком, а со временем ставить более сложные задачи, например, купить что-нибудь к чаю. В этом случае ребенку придется хорошо поразмыслить, чтобы уложиться в бюджет покупки и что-то оставить себе. Уже вторая покупка хлеба у нашей старшей дочери ознаменовалась тем, что она нашла буханку на рубль дешевле и очень этим гордилась.

Потерял деньги, взял в долг – наказываем?

Приучайте ребенка к тому, что взятые в долг деньги необходимо всегда отдавать и желательно в срок, иначе окружающие перестанут ему доверять. Надо заранее объяснять, что это такое в целом – брать в долг или в кредит, в каких ситуациях можно взять в долг, а в каких не стоит. Рассказать о своих примерах, когда брали взаймы (если были такие) или примерах друзей/знакомых. Пояснить, чем чреваты займы и проценты, а также последствия задолженностей по платежам. 

С ребенком, взявшим деньги без спросу, следует серьезно поговорить. Ни в коем случае не следует называть этот поступок воровством или угрожать милицией и тюрьмой. Скажите ему: “Мы привыкли тебе доверять, и нас очень огорчает то, что ты не спросил у нас, прежде чем взять эти деньги

А вдруг они были отложены на что-то важное, например, на твою новую куртку, и нам не хватит именно той суммы, которую ты взял?”

Если ребёнок потерял деньги, не рубим с плеча

Важно выяснить причину потери: невнимательность, украли, пр. Можно сказать о том, что жалко потерянную сумму, что ситуация не приятна

Объяснить, как вести себя, чтобы это больше не повторялось. Можно смоделировать ситуации в форме игры и посмотреть за поведением ребенка, чтобы его скорректировать.

– Ругать вряд ли стоит. Категорическими суждениями, криком, бранью мы формируем страхи в отношениях с деньгами, блокируем свободу финансовой темы. Поэтому разговоры о деньгах должны быть открытыми, честными, корректными. Экономическое воспитание – это часть семейного воспитания.

Как научить детей тратить деньги: 5 советов

Станьте примером — следите за своими финансами и старайтесь воздерживаться от неразумных трат на глазах у детей.

Не ругайте за промахи, ведь ребенок только учится распоряжаться своим бюджетом. Если карманные деньги тратятся слишком быстро, попробуйте выдавать меньшую сумму на меньший срок — так проще контролировать расходы.

Визуализируйте цели. Если ребенок решил накопить на что-то большое, например, велосипед или смартфон, составьте вместе таблицу. В ней можно наглядно записывать, сколько карманных денег ребенок получил, потратил и отложил в копилку.

Не увлекайтесь контролем — пусть ребенок научится самостоятельно принимать решения. Если ему нужна помощь — не отказывайте в совете, но окончательный выбор должен оставаться за ним. И ответственность за этот выбор — тоже.

Давайте больше самостоятельности. Чем старше ребенок, тем ближе к реальной жизни должны быть его расходы. Со временем он должен научиться оплачивать из карманных денег проезд, канцтовары, обеды и некоторую одежду.

Не избегать гаджетов

В 90% случаев, если вы работаете из дома, то вы работаете с помощью компьютера. Каждый ребенок по природе своей заточен на обучение взрослой жизни. Если вы целый день смотрите в экран, то отгонять детей от экранов странно и противоестественно. Наш мир такой, ребенок хочет быть таким, как вы. 

Дайте ему безопасные девайсы, загрузите их полезным контентом. Да, они меньше читают, но они могут пересмотреть всю классику кинематографа. Сделайте подборку по возрасту. И еще научите их использовать гаджеты для общения с близкими, которые далеко. В условиях карантина это очень полезное умение. Покажите, как фотографировать и отсылать фото бабушкам. Расскажите про видеомонтаж.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?

К недели книги: “Как заучивать стихи” , “Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение”, “Как научить ребенка беречь книги”

Консультации для родителей: “Как научить ребенка общаться с людьми?”, “Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?”

Памятки для педагогов и родителей«Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ С ПОМОЩЬЮ ЦИФР, а может и некоторые родители научаться

Консультация для родителей “Как научить ребенка обращаться с деньгами?”

“Научить ребенка рисовать, значит научить ребенка познавать мир”

Финансовая грамотность — детям-дошкольникам: список покупок и игра в магазин

Воспитание финансовой грамотности лучше начинать с раннего детства, когда ребенок уже хочет самостоятельно выбирать покупки, но еще сам их не оплачивает. Можно обсудить не только целесообразность покупки (“А нужна ли она тебе?”), но качество и стоимость. Цель — побудить малыша задуматься, прежде чем делать окончательный выбор.

А чтобы поход в магазин не превратился в сущий кошмар, начинать его нужно с составления списка покупок. Рекомендую родителям не лениться и нарисовать его вместе с ребенком, который еще не умеет читать. Непременно придерживайтесь списка покупок сами. Уверяю, вероятность истерик у стеллажа с печеньем и леденцами снижается в разы, а ребенок знакомится с планированием семейного бюджета. Такой метод был успешно опробован нами не только в продуктовом супермаркете, но и в магазине игрушек.

Дома, вдали от витрин с настоящими товарами, мы тоже обсуждаем финансовые вопросы — но в более легком, игровом формате. Вспоминая себя в детстве, недавно предложил детям поиграть в “магазин”. С помощью небольшой хитрости познакомил их с товарно-денежными отношениям. Удивительным открытием стали деньги как категория. Теперь они понимают, что мама уходит за ними каждый день на работу, и что без них в магазине ничего не дают.

За что нельзя платить деньги детям

Не все специалисты согласны с тем, что стоит поощрять ребенка с помощью денег. Особенно остро стоит вопрос об оплате школьных отметок и работы по дому. В некоторых семьях подобные выплаты имеют место, но мы все же считаем, что не стоит платить ребенку за учебу и уборку, т.к. это снижает интерес к знаниям, обесценивает достижения. Получая деньги за оценки, дети не стремятся расширить кругозор, гонятся только за баллами, а порой не брезгуют и обманом, чтобы получить заветные купюры.

Что касается работы по дому, то нужно с детства приучать ребенка убирать свое жилище. Не за деньги, а ради удовольствия жить в чистоте и порядке. Нередко мамы и папы втягиваются в неестественные финансовые отношения, когда ребенок требует двойной оплаты за работу или начинает манипулировать своими обязанностями. Это отдаляет его от родителей.

Категорически нельзя платить детям за неправомерные действия, например, воровство цветов с клумбы, списывание у одноклассников и т.п. Даже если вас распирает гордость, что ребенок отстоял свое достоинство в драке с одноклассником, не поощряйте подобное деньгами. То же самое относится к помощи незнакомым пожилым людям. Пусть ребенок делает это по велению души, а не за денежную награду.

Обязательно проговорите правила выдачи денег ребенку с другими членами семьи

Бабушки и дедушки могут за вашей спиной финансово поощрять школьника, важно вовремя это пресечь либо договориться о правилах выплат

Первые шаги

По мнению психологов, начиная с 3 лет кроху можно начинать приобщать к домашней бухгалтерии. Для начала покажите ребенку монеты и купюры, и расскажите, что такое деньги, для чего они нужны, как ими можно пользоваться. Можно также отксерокопировать или найти в интернете картинки с изображениями валюты разных стран — заодно проведете начальный курс географии. Объясните крохе на доступном уровне, откуда берется зарплата, почему в магазине дают сдачу, сколько конфет или мороженого можно было купить на деньги, которые заплачены за ремонт вещи, сломанной им в порыве гнева и пр. Наконец, чтобы сделать обучение веселым, играйте в настольные игры, такие как «Монополия для детей», «Монополия для детей: вечеринка», «Денежный поток для детей», «Волшебные колпачки», «Веселый бизнесмен», «Фермер», «Супер Фермер» и пр.

Доверяйте ребенку рассчитываться в магазине за небольшие покупки. Пусть малыш вручит деньги продавцу, когда делаете покупку. Ребенок еще не поймет, что он делает, но со временем осознает, что вы не берете эти вещи просто так — вы платите за них деньги. Другая потенциальная возможность поучиться — банкомат. Пусть малыш наберет ваш секретный код. Затем объясните ему, что это не деньги банка, это ваши деньги. Вы с папой их заработали, банк их только хранит для вас, а вот теперь вы немного берете.

Сколько и когда собираем

Существуют разные способы сбора денег: регулярные — каждый месяц или раз в год, и по ситуации — от случая к случаю. Мы выбрали первый — определили фиксированную сумму и сдаем каждый месяц. Мне нравится этот способ, и вот почему.

Можно планировать бюджет на праздники. Основная нагрузка на бюджет класса приходится с сентября и до 8 марта. Мы закупаем подарки на День учителя, Новый год, 23 Февраля и 8 Марта. После этого расходы падают: требуются только мелочи вроде туалетной бумаги, мыла, воды или заправки картриджа. Даже если сломается принтер в конце года — мы уверены, что нам хватит на ремонт.

Можно оптимизировать траты. В прошлом году учителю требовались апельсины и лимоны для опытов на уроке. В классе 26 человек — даже если каждый принесет по штуке, окажется слишком много. Мы уточнили нужное количество, купили 4 апельсина и 4 лимона на всех и потратили 230 Р — по 8,85 Р на человека. Если бы мы собирали от случая к случаю, то каждый сдал бы по 8,85 Р или покупал самостоятельно.

Позволяет каждому выбрать свой темп сдачи денег. По нашей системе одни родители сдают сразу всю сумму до конца года, «чтобы никто больше не дергал». Другим удобно сдавать каждый месяц по чуть-чуть. Нам повезло — у нас большинство родителей сдают сразу всю сумму, поэтому наша система работает без сбоев.

Интуитивно мы остановились на сумме 200 рублей в месяц за ребенка. Если в классе учится двое детей из одной семьи — 300 рублей за обоих. Такая сумма не обременительна для бюджета большинства семей, поэтому ни один родитель не отказался сдавать деньги. Решили, если хватать не будет — пересмотрим и повысим. Но мы не прогадали, и на все хватило.

Что такое родительский комитет

Родительский комитет — это посредник между администрацией школы, учителями и родителями. Администрация доносит через него нужную, с их точки зрения, информацию — о том, что деньги собирать нельзя, туалетную бумагу и мыло каждый ученик должен носить в портфеле, а дарить подарки учителям — грех. Чтобы не собирать всех родителей, они просят прийти двух-трех активистов от каждого класса и сообщают все новости. Активисты затем рассказывают новости остальным родителям.

Учитель использует родительский комитет в качестве помощника — вывезти детей на экскурсию, провести мероприятие или закупить материалы для уроков. Даже если родители не собирают деньги в фонд класса, родительский комитет все равно нужен. Учителю удобнее и быстрее решить вопрос с тремя родителями, чем опрашивать мнение тридцати пап и мам.

Юридически статус родительских комитетов в российском законодательстве не закреплен. Их упоминают в нескольких документах, но только косвенно.

Раньше действовало Письмо Министерства просвещения РСФСР «О типовом положении о родительском комитете общеобразовательной школы», но в 2016 году его признали утратившим силу.

Если родители выберут не менее трех участников, организуют общее собрание, где примут решение о создании комитета, оформят протокол и утвердят устав, то такой комитет станет общественным объединением без образования юридического лица. Но на практике я таких случаев не встречала.

Как научить ребёнка грамотно обращаться с деньгами

Говорите с детьми о деньгах

Часто дети думают, что деньги у родителей берутся из воздуха и никаких особых трат нет.

Покажите детям, что это не так:

  • Посчитайте вместе, сколько денег уходит на оплату коммунальных услуг, проезд и еду для каждого члена семьи.
  • Посчитайте, сколько тратите на продукты.
  • Прикиньте бюджет семейного отпуска.

Так ребёнок поймёт, что свободных денег у родителей на самом деле немного.

Предложите ребёнку помочь с бытовыми тратами

Дошкольник может искать товары в магазине или сверять покупки со списком. Младший школьник посчитает стоимость товаров на калькуляторе, а подросток может следить, какие продукты закончились дома, и составлять список покупок. Так они через игру и помощь взрослым поймут, что ресурсы семьи ограниченны.

Не отбирайте деньги, которые уже дали или пообещали

Разбил в школе окно? Неделю не получишь ни копейки. Получил тройку в четверти? Отдавай деньги, которые бабушка подарила. Штрафы не научат ребёнка распоряжаться деньгами, зато подорвут доверие к родителям.

Забирая карманные деньги, вы его фактически грабите. Собственность и детей, и взрослых должна быть неприкосновенна.

Не спрашивайте ребёнка, на что он тратит деньги

Представьте, что вы получили зарплату, но в следующем месяце должны отчитываться начальнику, на что вы её тратите, а он будет комментировать ваши траты. Как вам ощущения? У ребёнка такие же.

Поначалу это будут бессмысленные покупки — фастфуд или ненужные игрушки. Но, только спустив деньги на ерунду, ребёнок научится тратить с пользой.

Быть в курсе расходов ребёнка поможет детская банковская карта, привязанная к вашему счёту. Например, у «Тинькофф Банка» есть карта Junior для детей от 6 до 14 лет. Собственная карта и личный счёт в банке сильнее стимулируют тратить деньги обдуманно, чем пара купюр в кармане.

Научите копить

С картой копить удобнее, чем откладывать наличные: меньше соблазна потратить накопленное. В мобильном приложении Tinkoff Junior ребёнок может открыть накопительный счёт и переводить на него деньги. Доход по такому счёту — 5% годовых. К счёту можно добавить цель — приложение рассчитает, сколько нужно откладывать в месяц, чтобы на неё накопить.

Добавить комментарий