Знаток Финансов

Какая работа перспективна

Что такое стереотип?

Этимология этого слова восходит к типографскому делу. Именно так назывались специальные клише, которые применялись в печатных машинках. Сегодня, естественно, все знают это слово по другой, более близкой человеку области – по психологии. В зависимости от научной школы, современные стереотипы могут трактоваться по-разному. Однако общая их идея одинакова – это устоявшееся мнение насчет людей, национальностей, поступков или действий. Первым ученым, который использовал слово «стереотип» по отношению к психологическому явлению, был журналист Уолтер Липпман. Его работа была написана еще в 20-х годах прошлого века, за это время методы оценки стереотипов изменились.

Что создает стереотипы людей? Откуда они берутся? Несомненно, человек использует собственный опыт, обобщает его, превращает в стереотип. Мы боимся еще раз ошибиться, поэтому можем, например, не заводить дел с людьми другой национальности после негативного опыта общения с одним из них. Однако есть и более широкое понятие социальных стереотипов. Они также создаются на основе опыта, только опыт этот длится несколько веков. Именно опыт и время являются основными источниками возникновения стереотипов. Социальный стереотип не создается за один день, но и разрушить его за один день невозможно. На это требуется долгое время.

Виды стереотипов

Автостереотип – это представление человека о самом себе, а гетеростереотип – мнение о большой группе людей, о национальности или расе. Гетеростереотипы могут меняться в разных социальных группах. Некоторые народы могут считать чрезмерную экономию расчетливостью или бережливостью, а для других это станет проявлением жадности.

Индивидуальные стереотипы относятся только к одному человеку. Они могут быть получены вследствие негативного или положительного опыта. Социальные стереотипы – это довольно обширная категория, сюда входят и политические, и этнические, и гендерные стереотипы, которые сопровождают общество в целом.

Примеры стереотипизации

Даже если данный термин вы слышите впервые, это не значит, что для вас чужд конкретный феномен. Стереотипизация – это настолько массовое и вездесущее явление, что его бывает сложно отделить от собственных выводов.

Национальные стереотипы:

  • евреи – жадный народ;
  • итальянцы – вспыльчивые;
  • молдаване – глупые;
  • эстонцы – медленные;
  • русские – любители выпить;
  • англичане – чопорные и консервативные;
  • украинцы любят сало;
  • немцы – очень пунктуальные;
  • цыгане – воры-кочевники;
  • кавказцы – очень горячий народ и т. д.

Стереотипы о профессиях:

  • у врачей неразборчивый почерк;
  • журналисты любят приврать и пофантазировать;
  • продавцы крадут;
  • программисты не следят за своей внешностью;
  • пожарные вечно спят;
  • сапожники – любители выпить;
  • психологи видят людей насквозь и т. п.

Отличие от предрассудков

Эти два понятия схожи, но между тем имеют и отличия.

Первый термин, стереотип — некое обобщение, часто носит коллективный характер, то есть группа людей убеждена в наличии определенного явления.

Например: все русские лентяи. Человек может даже и не понимать, почему он соглашается с определенными стереотипами, но он верит и принимает их.

Предрассудки носят более личный характер, нередко появляются после того, как индивид прошел через сложные события.

Женщину бросил мужчина, и она начинает считать, что весь сильный пол обладает набором негативных черт и от мужчин надо держаться подальше.

Личность может осознавать наличие у нее конкретных предрассудков и критично относиться к ним.

О типах отношения людей к своим болезням читайте здесь.

Виды стереотипов

Все стереотипы условно можно поделить на позитивные, негативные и нейтральные. Согласно другой классификации, они бывают точными и приблизительными. А в зависимости от того, владеет ими один человек или группа, разделяются на личностные и социальные.

Стереотипизация – это повседневное явление. Большинство людей мыслят предубежденно не замечая этого. Очень распространены в быту, например, гендерные стереотипы: что обязана делать женщина, а что – мужчина, как должны себя вести представительницы прекрасного пола и так далее.

Сформировавшиеся стойкие представления касаются и профессий, и наций, и отдельных городов, и даже отдельных районов городов, семей, возрастов, социальных статусов и так далее.

Стойкие представления охватывают различные сферы жизни: речь, невербальное поведение (жесты, мимика), представление о других нациях, характерные черты быта, национальную кухню, религию и реакцию на стрессовые ситуации.

Примеры стереотипов

Женщина – слабое, пассивное, легкомысленное и глупое создание. Чтобы компенсировать свою врожденную неполноценность, женщина должна стать красивой, чтобы хитростью захомутать «сильного» мужчину, родить от него детей и жить за его счет. Иначе она будет несчастной. Разведенная мать-одиночка – несчастна. Старая дева – несчастна. Женщина не должна быть сильной, не должна занимать управляющих должностей – иначе это неправильная, опять же – несчастная женщина.

Мужчина – сильный и умный. Он должен оплачивать все прихоти женщины, от которой на самом деле хочет только секса. Он всем управляет и поэтому в сравнении с женщиной имеет расширенные права во всех сферах жизни. Мужчина должен водить машину и смотреть футбол. Мужчина не говорит о чувствах и никогда не плачет. Иначе это – не мужчина, а какое-то непонятное, злокачественное существо, не заслуживающее любви и уважения.

Дети должны оправдывать ожидания родителей. Дети должны учиться «правильной» жизни в общеобразовательных заведениях. Все подростки – трудные. Вся молодежь – распутна. В среднем возрасте люди должны переживать кризис. В старости человек должен дряхлеть и болеть, иначе, если он здоровый и счастливый – это странный и опасный для общества безумец.

Большие деньги – это счастье. Человек без денег – несчастный неудачник. Исполнение поставленных целей – это счастье. Человек не корпящий над целями – несчастный неудачник. Высокая должность – это счастье. Безработные – несчастные неудачники. Отношения с любимым человеком – это счастье. Любой одиночка, даже если он сидит в самадхи под древом бодхи, все равно – несчастный неудачник.

Правильные знания даются в институтах. Правильные специалисты имеют высшее образование. Правильные люди работают в офисах по сорок часов в неделю. Правильно – жить в своей стране. Правильно – одеваться как все. Правильно – покупать дорогие и модные вещи. Правильно – думать как все. Правильно жить – как все.

А все потому, что все мы с раннего детства страшно боимся выделяться из коллектива. Быть не как все – значит стать одиноким изгоем, или посмешищем коллектива. Быть не как все, значит лишиться усыпляющих иллюзий и столкнуться с неизвестностью, которой всегда была и будет жизнь здесь и сейчас.

Последовательность изложения

Еще одной «национальной» ошибкой в процессе переговоров может стать отказ от линейного процесса, непоследовательное обсуждение, в ходе которого вы возвращаетесь к тому, о чем уже говорили, и продолжаете двигаться по кругу. Кроме того, в нашем понимании культура встречи — это дебаты и принятие решения. В свою очередь, в американской корпоративной культуре решение, как правило, принимается до встречи, которая проводится для заключения формальной договоренности и соблюдения протокола.

Невербальные коммуникации — отдельная тема. Вы можете прекрасно чувствовать собеседника и идеально вести диалог, однако невербальные знаки могут вступить в противоречие с тем, что вы говорите. Классический пример — улыбка или ее отсутствие.

Функции и роль стереотипирования

Ранние исследования предполагали, что стереотипы использовались только жесткими и авторитарными людьми. Современные исследования утверждают, что полное понимание стереотипов требует рассмотрения их с двух дополнительных перспектив: как разделенных в пределах определенной культуры/субкультуры и сформированных в сознании отдельного человека.

Связь между когнитивными и социальными функциями

Стереотипирование может служить когнитивным функциям на межличностном уровне и социальным функциям на межгрупповом уровне.

Когнитивные функции

Стереотипы помогают понять мир. Они представляют собой форму категоризации, которая содействует упрощению и систематизации информации. Таким образом, информацию легче идентифицировать, отозвать, предсказать или отреагировать.

Стереотипы – это категории объектов или людей. От стереотипа к стереотипу объекты или люди очень отличаются друг от друга. В рамках стереотипов объекты или люди очень похожи друг на друга.

Психолог Гордон Олпорт предложил возможные ответы на вопрос, почему людям легче понимать информацию по категориям.

  • Во-первых, так они могут свериться с категорией, чтобы определить шаблон ответов.
  • Во-вторых, категоризированная информация более конкретна, чем некатегоризированная, поскольку категоризация подчеркивает свойства, которые разделяются всеми членами группы.
  • В-третьих, люди могут легко описать объект в категории, потому что объекты в той же категории имеют общие характеристики.
  • Наконец, люди могут принимать как должное характеристики конкретной категории, потому что сама категория может быть произвольной группировкой.

Стереотипы функционируют как временные и сберегают наше время, позволяя действовать более эффективно.

Социальные функции: социальная классификация

Люди выставляют свое коллективное я (их членство в группе) в положительном свете в следующих ситуациях:

  • Когда стереотипы используются для объяснения социальных событий. Возьмем, к примеру такую ситуацию. Ученый Анри Таджфель считает, что «Протокол сионских мудрецов» позволял людям объяснить социальные события и имеет смысл только потому, что у евреев есть определенные характеристики.
  • Когда стереотипы используются для обоснования деятельности собственной группы другой группе. Например, стереотип о том, что индиец или китаец не сможет добиться финансового успеха без европейской помощи.
  • Когда стереотипы используются для дифференциации группы как положительно отличной от внешних групп.

Социальные функции: социальное влияние и консенсус

Стереотипы являются показателем общего консенсуса. В нацистской Германии Гитлер объединил нацию благодаря ненависти к евреям. Хотя при этом между самими немцами существовало огромное количество разногласий по остальным вопросам, еврейский вопрос был настолько силен, что затмевал все остальные.

Как бороться со стереотипами?

Как выясняется, стереотипы предназначены для того, чтобы разгрузить мозг человека от лишнего напряжения. В то же время стереотипы ограничивают мыслительную деятельность человека, не давая ей выходить за границы стандартного мировосприятия. Если пользоваться стереотипом «хорошо там, где нас нет», то человек уверен, что там, где он живет, не может случиться ничего хорошего. А в той мифической дали, где он никогда не был и не будет, все живут при коммунизме и абсолютно счастливы. Как следствие, не нужно даже стремиться стать счастливым, все равно ничего не получится.

Но нельзя же слепо верить всему, что говорят люди. И потом, у стереотипа всегда есть скрытый смысл. В данном случае, истинное значение данного стереотипа – человек всегда будет думать, что кто-то где-то прилагает меньше усилий, и живет намного лучше.

Главный способ борьбы со стереотипами – не верить им. Не верьте тому, что говорят люди, проверяйте информацию, и на основании сделанных выводов, стройте собственное мнение. Тем самым вы сможете опровергнуть устаревшие стереотипы и предотвратите появление новых.

Подумайте о том, сколькими стереотипами вы пользуетесь постоянно. Попробуйте найти те, которые не подтверждены фактами. Упомянутый стереотип о том, что «блондинки все глупые» – крайне спорное утверждение. Начните с того, что перечислите девушек и женщин со светлым волосами, которых вы хорошо знаете. Скольких из них вы назовете глупыми? Неужели все они такие бестолковые, как утверждает стереотип? Ищите опровержение утверждениям, которые не имеют под собой фактов.

Если вы пользуетесь стереотипом «дороже – значит лучше», ищите примеры того, что товары по приемлемым ценам бывают качественными и модными. В то же время дорогостоящие вещи не всегда отвечают стандартам качества.

Красивых и ухоженных женщин часто считают глупыми и рассчетливыми

Стереотипы поведения

Эмпирически было установлено, что если человек ассоциирует себя с какой-либо группой, он начинает себя вести, как типичный ее представитель, хотя такое поведение было ему не свойственно. Например:

  • На концерте музыкальной группы человек может себя вести стереотипно для фанатов этой группы.
  • Когда человеку напоминают, какой он национальности, он начинает себя вести, исходя из стереотипов о своем народе.
  • Человек из Лондона ведет себя как человек из Лондона, когда ему напоминают об этом.

Можно сказать, что когда человека сознательно или бессознательно посещает стереотип, он словно запускает в нем шаблонную программу поведения и мышления. В вашей власти решить, стоит ли поддаваться ему или изменить его. Как мы уже говорили – не все стереотипы плохие, некоторые из них имеют очень разумные основания.

Как происходит их формирование?

Стереотипы передаются от одного поколения к другому, поэтому так сложно защититься от них.

Уже в раннем детстве взрослые закладывают в ребенке принципы поведения, внушают, как правильно действовать, реагировать, мыслить.

Велико влияние общества и конкретной страны проживания.

Если стереотипы сформированы на благо общества, то они являются моральными нормами, которых принято придерживаться. Шаблоны поведения помогают адаптироваться в социуме. Ребенка отправляют в школу, объясняя правила поведения, необходимость обучения.

Однако негармоничное развитие личности приводит к тому, что человеку проще и спокойнее действовать и мыслить стереотипами, чем идти на риск и создавать нечто новое.

Те же, кто отходят от правил, достигают гораздо большего.

СОЦИОЛОГИЯ ВОЗРАСТА

Иваницкая Елена

Выбор будущей профессии определяют… стереотипы

К такому выводу пришли социологи, обратившиеся к старшеклассникам и выпускникам школ с вопросами об их возможной трудовой деятельности

Для общества одно,
для себя – другое

Самыми значимыми, ценными для общества старшеклассники назвали профессии врача (65%), ученого (46%), учителя (36%), предпринимателя (33%) и художественно-творческую деятельность в широком смысле (28%).
Однако наиболее желанными и престижными для себя они назвали другие профессии: юрист и экономист. В банковских служащих хотели бы превратиться в будущем 37% опрошенных старшеклассников, в юристов – 36%. А вот рабочим, научным сотрудником и учителем видят себя 1% ребят.
Получается, заниматься тем делом, без которого в их же собственном представлении не может обойтись общество, они не собираются. Например, против профессии учителя главный аргумент – «мало платят» (96%). И далее: «непрестижно», «тяжелая психологическая нагрузка», «отсутствие карьерного роста», «большой объем бумажной работы, нудной писанины».

Зачем работать?

«Чего вы ожидаете от будущей работы?» – спросили ребят специалисты. Спектр ответов: «хороших денег» – 28%; «возможность принести пользу обществу» – 3,9%. Профессионального роста ждут 16% выпускников. Самореализации – 11% девочек и 5% мальчиков. Независимости – 7%, общения – 7%.

Планы на будущее

Образование – это предпосылка для обретения дела по душе. Так отвечали 27% юношей и 36% девушек. Неудивительно, что планы на ближайшее будущее у большинства – учеба в вузе. В абсолютном меньшинстве те, кто мечтает посвятить себя дому и семье: девушек – 2,8%, а юношей – 1,2%. А 5% ребят ответили: «У меня нет никаких планов на будущее».
И хотя 90% родителей во что бы то ни стало стремятся дать детям высшее образование, только 42% сегодняшних пап и мам продолжают верить, что прилежная учеба гарантирует жизненный успех.
Как результат – 70% юных респондентов хотят иметь высшее образование, и немалая их часть, 10%, не собираются останавливаться на достигнутом, планируют получить еще и второе высшее образование.

Слагаемые успеха

И все же не в образовании дети видят свое счастье. О том, что для успеха в жизни и карьере важнее всего «уверенность в себе», заявили 47% старшеклассников. Далее – по убывающей: полезные связи, предприимчивость, деньги, профессионализм. А 10% респондентов считают, что для успеха важнее всего хитрость и расчетливость.
Добиваясь успеха, 36% старшеклассников готовы гореть на работе и трудиться без выходных; 33% готовы действовать без помощи и поддержки родителей; 30% какое-то время согласны терпеть бытовые неудобства; а 21% – «если надо, поработаю за небольшие деньги, только недолго». Почти четверть ради успеха не откажутся от брака по расчету, пятая часть опрошенных легко пожертвуют принципами, а 16% готовы даже нарушить закон – лишь бы преуспеть. Ради этого каждый десятый готов «хитрить, лгать и подсиживать».

«Сбыча мечт»

Что такое успех в жизни? Старшеклассники написали по просьбе социологов «письма из будущего». Счастье рисуется в таких образах: шикарная машина, прочный высокий достаток, богатство, переезд в столицу, заграничная жизнь миллиардера, собственный дом или апартаменты, собственный бизнес в сфере финансов, шоу, рекламы, автомобильного сервиса. Праздничный набор завершала «счастливая семья».
Про представление детей о богатстве был отдельный вопрос. И тут каждый третий заявил, что богатство – это возможность тратить, тратить и тратить деньги! Остальные затруднились ответить.

Не по труду честь

Вывод специалистов неутешительный: в ценностной структуре молодежи нет четкой связи между работой и деньгами. Почему ее нет, хотя возможность высоких честных заработков вроде бы появилась?
Доктор философских наук Валентина Выборнова, один из руководителей проекта опроса школьников, констатирует: сегодняшние старшеклассники – это поколение ограниченного профессионального выбора.
Теперь мало кто выбирает «работу по душе». Высокооплачиваемые профессии не всегда престижны, а престижные не всегда общественно значимы. Но если у большинства ребят жизненный успех ассоциируется с работой в шоу-бизнесе, банке и автомобильном сервисе, а учить, лечить, строить, водить корабли, совершать научные открытия будут, по их словам, «жалкие неудачники, которым не повезло в жизни», как не встревожиться?
Почему те специальности, которые подростки называют нужными и важными для общества, не сулят им благ? Почему они в «черном» списке выбирающего профессию подростка?

Стереотипы о работе. Пробежимся по списку.

  1. Миф, что труд развивает человека. Частично соглашусь. Да труд сделал человека. Но труд его и сотрёт. Если взять в качестве примера физическую работу грузчика, шахтера или строителя, то первое время у человека реально повышается тонус организма от физических нагрузок. Однако, в связи с тем, что работа идет без перерыва многие годы, под большой нагрузкой, организм изнашивается, не успевая отдохнуть и восстановится. И все, что мы заработали сегодня, завтра тратим на лечение своего здоровья.
  2. Миф, что труд расширяет кругозор человека. Весьма сомнительно, если Вы не работаете юристом или библиотекарем. Монотонная однотипная работа изо дня в день. Многие наемные работники могут похвастаться, что их регулярно отправляют, за счет компании, на обучение, семинары, курсы и так далее? Много ли людей, которые самостоятельно проходят такие обучения в интернете или офлайн?
  3. Миф, что работа — это надежный способ заработка. Об этом я уже отмечал в одной из статей, что о надежности речи и быть не может. Вы зависите от работодателя. Что будете делать, если утром вместо «Доброе утро» услышите – «Вы уволены!».  И потеряли единственный источник пополнения семейного дохода. Надежностью, что-то не сильно пахнет. Единственная надежность – это своевременное получение оклада. Ради этого и гнем спину.
  4. Миф, что работа дает уверенность в завтрашнем дне. Из той же оперы, что и предыдущий пункт. Пока молодые и здоровые, мы мало задумываемся об этом. Пашем и пашем. Вперед не глядя. Но стоит подорваться здоровью, работодатель уже поглядывает на Вас не как на надежного и нужного работника, а как на балласт, который надо заменить в ближайшем порту. Я в своей жизни сталкивался только с одним случаем, когда за высококлассного специалиста руководство компании держалось, несмотря на пенсионный возраст. Но при этом платили ему тоже не много, пользуясь тем, что он все-таки пенсионер и работу найти ему было уже сложно.
  5. Миф о том, что много работая, можно много получать. Каюсь.  Я был также наивен и думал также. И зарабатывал огромные суммы. Только вот мало их заработать – нужно их еще и получить. А работодатели всегда находили причины этого не делать. В результате я там же, где и начинал. А сумма долгов мне по премиям и выплатам давно перевалила за несколько миллионов. И забрать их по нашим законам невозможно. В трудовых договорах написано, что все премиальные выплаты на усмотрение нанимателя. Прочитайте свой трудовой договор. Покажите мне хоть один пункт, где гарантируются выплаты больших премиальных.
  6. Миф, что работая на официальной работе – мы обеспечиваем себе старость. Об этом я тоже писал уже. Загляните в пенсионный фонд и возьмите свою выписку. Я, например, был в шоке. И у Вас потом будет повод задуматься о счастливом будущем. Возможно, это станет для Вас ещё одним стимулом, для создания дополнительных источников пассивного дохода.

Это еще не все стереотипы о работе. Продолжение читаем во второй части.

Как избавиться от стереотипов

Мы не можем контролировать процесс формирования стереотипов, но в наших силах сознательно уменьшать их влияние на наше поведение и восприятие людей. Полностью избавиться от стереотипов нельзя.

Исходя из того, что стереотип – это устойчивое и категоричное, упрощенное представление, суждение о чем-либо, распространенное в среде обитания личности, придерживающейся его, можно утверждать, что скорректировать влияние стереотипов позволит:

  • смена окружения;
  • расширение знаний об объекте стереотипа.

С первым все понятно: уехать из страны, обзавестись новыми друзьями и так далее. А как насчет второго пункта?

Стереотипы – это штампы, ярлыки. Как от них избавиться? Быть критичным и избирательным к поступающей информации. Как минимум, не принимать какой-либо факт, пока лично с ним не столкнешься

Важно не поддаваться на манипуляции и провокации СМИ, давление общества (даже родителей и старших товарищей). Учитесь перепроверять информацию

Это вопрос практики. Услышали какой-то факт, усомнились в нем, нашли несколько источников, если информация не расходится, то можно верить.

Найти источник

Кто формирует стереотипы? Лидеры общества, кумиры общества, культурное наследие (исторический опыт). Соответственно, чтобы ослабить влияние стереотипа, нужно подробнее познакомиться с его источниками. Откуда произрастают ваши стереотипы?

Стереотипам пропитана вся наша жизнь, ведь это и нормы этикета, и правила досуга, и нормы поведения в обществе, и требования к работе. Решите, какие именно стереотипы вы хотите в себе ослабить.

Что говорят о вас?

Найдите список стереотипов о русских. Самое банальное – распивание крепких напитков в шапке-ушанке, с медведем рядом и балалайкой в руках. Вы каждый день так делаете? Вы хотя бы раз так делали? Сомневаюсь. Так не возникли ли у вас теперь сомнения об адекватности хранящихся в вашем мозге стереотипов?

Кстати, чтобы усомниться в каких-то стереотипах, достаточно применить их к хорошо знакомым и близким вам людям или самому себе. Особенно актуально для гендерных стереотипов.

Сотрудничество

Расширить знания об объекте стереотипа можно через совместную деятельность, достижение общей цели, получение эмоций, открытость и общительность. Замкнутость и неопределенность, слабо развитое самопознание и неустойчивый внутренний мир негативно сказываются на ослаблении стереотипов. Они наоборот закрепляют их. Чтобы дать себе шанс сломать стереотип, нужно позволить себе погрузиться в то, о чем он говорит.

Творческое мышление

По сути нас везде, еще с детского сада, учат усваивать шаблоны. Мы ужасно ленивы в вопросах анализа и поиска информации, мы привыкли верить всему беспрекословно, брать уже переработанные кем-то данные, работать по схемам, жить по инструкциям.

Благо, сейчас признается ценность творческого мышления, и программы обучения перестраиваются на проблемное обучение, цель которого – раскрытие творческого потенциала и индивидуальности личности. Людям «старой закалки» сложнее: придется самим развивать творческие способности, учиться мыслить нестандартно.

Стереотипы и суеверия

Стереотипы очень похожи на предрассудки и суеверия. Соответственно, и избавляться от стереотипов можно теми же способами

Важно понять, что если их не контролировать, то они начнут контролировать вас

Когда чувствуете влияние какого-то стереотипа, особенно если он вгоняет вас в самокопание, грусть, чувство несостоятельности, страх, тревогу, спрашивайте себя «Почему я так думаю? Как еще можно поступить в этой ситуации? Что я имею?» Возьмите за правило всегда разбираться в причинах.

Не обязательно жить стереотипами (особенно чужими), если они создают неудовлетворительные для вас условия жизни. Что интересно, именно стереотипы в отношении себя («я должен») наносят больший урон личности. Думайте о себе, любите себя, живите своей жизнью, учитесь быть счастливым.

Заключение

Итак, что такое стереотипы? Это неоднозначное проявление общественного мышления. Они живут и будут жить всегда, независимо от того, хотим мы этого или нет. Они несут в себе информацию, которую люди собирали и систематизировали веками. Некоторые из них основаны на реальных фактах, другие похожи на придуманные сказки, но они были, есть и будут. Решайте для себя, какой из стереотипов вреден для вашего мышления, а какой полезен. Пользуйтесь нужными, и избавляйтесь от вредных.

И, напоследок, предлагаем отвлечься от серьезной темы и посмотреть забавный видеоролик о стереотипах дворового футбола. Да, и такие бывают!

Добавить комментарий