Знаток Финансов

Дистанционное обучение — кратко обо всем

Как происходит дистанционное обучение

Поступая на дистанционное обучение, студент не оказывается один на один с проблемами. Он всегда может попросить помощи у педагогов или сокурсников.

Технологии подачи и проверки знаний

Существуют отдельно разработанные программы и методы передачи знаний, с которыми работают студенты дистанционного вуза. То, что очники получают на лекциях и обычных библиотеках, дистанционщики осваивают через виртуальные ресурсы – книги, видеозаписи лекций, видео экскурсии, обучающие ролики. Людям с индивидуальными особенностями восприятия созданы особые условия – прослушивание материала или прочтение его в другом режиме (для слабовидящих).

В некоторых случаях преподаватель проводит открытый семинар с живым общением, отвечает на вопросы, общается со студентами в чате.

Проверка знаний происходит с использованием:

  • Тестов в реальном времени. Это программа, которая выдает на экран вопросы – студент отвечает голосом или выбирает подходящий ответ.
  • Диалоговые тренажеры по принципу работы схожи с тестами, но более сложные в разработке, поэтому редко используются.
  • Студент может сдавать некоторые работы в письменном печатном виде.

Дополнительные знания можно получить в роликах YouTube, Telegram, других ресурсах. Это абсолютно бесплатно, и многие студенты этим пользуются, чтобы разобраться в предмете.

Применение электронного обучения невозможно без обратной связи. Она необходима при учебе в вузе, колледже, курсах профессиональной переподготовки для подтверждения профессионального уровня. Остальные программы рассчитаны на тех людей, кто сознательно заплатил деньги, чтобы получить новые знания. Такими, например, являются бизнес-программы или курсы. Они проходят в режиме общения тренер – слушатель, где первый отвечает на вопросы, предлагает решить какую-либо проблему, повышающую общий профессиональный уровень.

Применение на практике полученных знаний – дело самого человека. Он может получить сертификат или справку о том, что прослушал данный курс, при этом компания, предоставившая электронные услуги по обучению, не несет ответственности за качество знаний студента.

Что такое дистанционное обучение

Дистанционное обучение — это форма реализация образовательной программы. При таком взаимодействии дети общаются с учителями по видеосвязи, делают задания онлайн или просто отправляют в электронном виде выполненные работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.

Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам уже не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

Юридически дистанционная учёба не является формой получения образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на семейной или заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

Плюсы дистанционного обучения

  • Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
  • Можно учиться не выходя из дома. Главное — иметь под рукой компьютер и интернет.
  • Обучение проходит с комфортом. Можно не спеша пообедать в перерыве между уроками и заниматься в удобной одежде.
  • Процесс автоматизирован. Не тратится время на перекличку или дисциплинарные нотации.

Минусы дистанционного обучения

Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего это частные и платные учреждения.

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение – это образовательный процесс с применением онлайн-технологий, учеба в специально разработанной цифровой информационной среде.

Если объяснять простыми словами и кратко, то это такой формат учебы, при которой учитель и ученик общаются не лично, а через интернет. Это значит, что они могут находиться в разных городах и даже странах, но взаимодействуют друг с другом в режиме реального времени. Уроки бывают как индивидуальными, так и групповыми.

В online-обучении используются те же методы, что и в традиционном очном: разбор теории, выполнение домашних заданий и пр. Таким образом могут учиться и взрослые, и дети: в школах, университетах, на курсах и т.д.

Итак, дистанционное обучение – это учебный процесс, во время которого учащиеся и преподаватели находятся на расстоянии друг от друга и взаимодействуют с помощью ИТС, главным образом интернета. Совместная работа может быть организована в разных формах.

Синхронно

Это онлайн-обучение в режиме реального времени, когда студенты (ученики) и преподаватели контактируют «здесь и сейчас». То есть в прямом эфире разбирается материал, проводится опрос, беседа, практикум, лабораторная и т. д. В таком формате проходят онлайновые трансляции, вебинары с прямой связью в чатах, конференции в Skype, Zoom и других мессенджерах и на образовательных платформах.

Асинхронно

Для этого вида онлайн-обучения используют заранее составленные курсы. В них могут входить записи лекций, видеоматериалы, презентации, текстовые файлы, ссылки на дополнительные материалы из открытого интернета, обучающие задания и контрольные тесты.

Дистанционное обучение, проходящее асинхронно, бывает двух типов:

  1. Автоматизированное – полностью самостоятельное, без участия преподавателя: студент изучает все материалы, сдает тесты с автопроверкой и получает сертификат об окончании курса или проходит в его следующий модуль – и так до полного завершения программы. По такому принципу построена учеба на многих сайтах дистанционного обучения.
  2. С поддержкой тьютора – в этом случае на определенных этапах самостоятельного дистанционного обучения студентов поддерживает и контролирует преподаватель: он проверяет домашние задания, разъясняет сложные места курса в общем чате учебной группы или на специальном форуме. Обычно в таком формате занятия проходят в специализированных системах дистанционного обучения – СДО, они есть у большинства вузов и крупных компаний, занимающихся онлайн-образованием. Еще один вариант платформ для асинхронного электронного обучения в крупных образовательных организациях и компаниях сферы EdTech – LMS (Learning Management System), то есть системы управления обучением.

Смешанно

Такой формат называется blended learning. У смешанного дистанционного обучения тоже может быть два типа.

  1. Синхрон + асинхрон. Комбинация синхронного и асинхронного дистанционного обучения. В программах такого типа сочетаются онлайновые занятия, проходящие по расписанию, и самостоятельная работа с цифровым контентом в удобное для студента время.
  2. Онлайн + офлайн. Сочетание дистанционного электронного обучения и обычных занятий в аудиториях. Часть курса изучается через интернет, часть – лично в учебном заведении.

По второму принципу разрабатываются многие очно-заочные или заочные программы в вузах, колледжах и на курсах повышения квалификации или профпереподготовки.

Blended learning постоянно развивается, уже появились его новые формы. Например, занятия могут проводиться одновременно для студентов, собравшихся в аудитории, и для слушателей, подключившихся к онлайн-трансляции с домашних компьютеров или из аудитории в другом вузе – своеобразный телемост. Больше того, те, у кого не получилось присутствовать онлайн, могут изучить запись вебинара и все дополнительные материалы в системе дистанционного обучения.

В целом в современных реалиях дистанционное обучение предполагает обязательное использование интернета, который дает возможность применять в электронной среде самые разные дистанционные образовательные технологии.

Типы и разновидности дистанционного обучения

Удаленное обучение – средство, которое используют, чтобы обучать и учиться чему угодно. Можно купить удаленный курс по приготовлению торта, можно получить высшее образование. Несравнимые вещи, но их объединяет применение дистанционных форм обучения: гибкость, дальнодействие, экономичность – удобное время, любое место и расстояние, плата только за учебу, без дополнительных расходов.

Дистанционно можно получить:

  • среднее образование — школа;
  • среднее профессиональное образование — колледж;
  • высшее:
    • первое (бакалавриат);
    • второе (бакалавриат);
    • вторая ступень высшего (магистратура);
  • послевузовское: аспирантура;
  • BBA – бакалавр бизнес-администрирования;
  • MBA – мастер делового администрирования.
  • дополнительное образование:
  • переподготовка на уровне СПО и ВО;
  • повышение квалификации на профессиональных или сертифицированных курсах;
  • освоение профессии на профессиональных или сертифицированных курсах;
  • изучение иностранных языков;
  • участие в профессиональных конференциях, мастер-классах, тренингах.

Выпускники удаленного обучения вузов РФ получают такой же диплом, как очники.

Отличие очного и дистанционного образования

Очевидно, имеет смысл разобраться, каким образом лучше получить новые знания, не потратив лишних денег. Для того, чтобы сделать осознанный выбор, следует понять в чем состоит отличие дистанционного способа обучения от традиционного.

Основная разница дистанционного и очного способа обучения состоит в том, что при традиционном способе обучения, знания и навыки передает преподаватель напрямую через общение, а при дистанционном способе, обучающийся, как правило, самостоятельно получает новые навыки и знания с использованием сети Интернет и общение с преподавателем происходит удаленно. Поэтому при дистанционном способе обучения особое значение приобретает способность обучаемого к самообразованию и его мотивация к обучению, так как преподаватель в этом случае выполняет только координирующую функцию.

Нужна самоорганизация

Как замечают родители школьников, перешедших на «дистанционку», и студенты онлайн-курсов, учиться самому достаточно трудно. Если детей еще удается контролировать бдительным мамам, папам или бабушкам, то с самим собой договориться бывает значительно труднее — прокрастинация зачастую одерживает победу над разумом.

Вот несколько советов, как бороться с прокрастинацией и научиться самоорганизации.

  1. Сформулируйте цель, которая будет мотивировать на результат.
  2. Поставьте четкие сроки прохождения выбранного курса и не отступайте от них.
  3. Отслеживайте свой прогресс, чтобы настроиться на дальнейшую работу над собой.
  4. Организуйте пространство так, чтобы оно располагало к учебе — уберите лишние предметы, заправьте постель.
  5. Запретите себе отвлекаться на соцсети, звонки, сообщения и любимого кота на время занятий. Здесь может пригодиться не только сила воли, но и специальное приложение для контроля времени.
  6. Награждайте себя за успехи. Позитивная мотивация нужна не только детям, но и взрослым, поэтому радуйте себя любимыми блюдами или вещами, которые давно хотели получить.
  7. Установите минимальную норму, которую сможете легко выполнить (например, 20 минут занятий в день). Перевыполняя норму, вы будете чувствовать себя победителем и заставлять себя заниматься не придется.

Преимущества и недостатки

Преимуществ у электронного обучения очень много:

  • Свобода во времени – можно заниматься в любом месте днем и ночью, уделять больше времени непонятным темам.
  • Студент получает те же возможности, что при очном образовании.
  • Можно поступить в любой вуз и получить самое качественное образование.
  • Есть четкие критерии оценивания, на которые не влияет личное взаимоотношение студента и преподавателя.
  • Затраты на диплом гораздо меньше – студент может работать, получать зарплату, откладывать на образование определенную сумму, при этом не платить за билеты или проживание в другом городе.

Из недостатков: дистанционные технологии недоступны для тех профессий, в рамках которых нужна очная практика. Основа электронного обучения – личная мотивация студента или слушателя.

Гибкость

Первое преимущество электронного обучения — это гибкость во времени и месте. Учебный контент обычно предоставляется в виде коротких модулей и может быть приостановлен в любое время. Независимо от того, входите ли вы в систему в дороге, на работе или в свободное время, учебные материалы можно легко сделать частью вашей повседневной жизни. Даже если вы пропустите онлайн-семинар в режиме реального времени, вы можете загрузить письменные резюме или видео сессии. Поэтому электронное обучение идеально подходит для людей, работающих или получающих образование, или просто людей, которые хотят больше узнать о своих любимых хобби или интересах.

Эффективность

Поскольку пакеты электронного обучения адаптируются к индивидуальному учащемуся, время, необходимое для прохождения курса, значительно сокращается. Обычные курсы предназначены для удовлетворения потребностей всей группы. Но редко одному человеку нужно все, что предлагается группе. И, конечно, нет необходимости ехать на курс.

Доступность

Пакет электронного обучения можно использовать повторно, сколько угодно раз, без дополнительных затрат. Кроме того, существует множество предложений бесплатных курсов, а также «бесплатный доступ». Поскольку электронное обучение обычно позволяет большему количеству участников курса одновременно, оно часто дешевле, чем традиционные предложения по обучению.

Мобильность

Электронное обучение происходит где угодно! Все, что вам нужно, это подключение к Интернету. Учебные материалы, руководства, стенограммы — все хранится в цифровом киберпространстве и не может быть потеряно с хорошей резервной копией.

Одни только эти преимущества показывают почти неограниченный потенциал электронного обучения. Тем не менее, есть также множество причин, по которым традиционные методы обучения далеко не устарели.

Общение при онлайн-обучении

При дистанционном обучении личные контакты между слушателями и преподавателем либо минимальны, либо отсутствуют вовсе в зависимости от выбранных курсов. В рекламе дистанционных курсов особенно подчеркивается возможность общения с преподавателем, в том числе и возможность получения ответа на вопросы. Однако, как показывает практика, при групповых занятиях вопросы задаются в письменной форме, но далеко не все слушатели могут письменно сформулировать конкретный вопрос, а на вопросы общего характера невозможно получить корректный ответ.

Не последнюю роль в процессе обучения играют и горизонтальные связи между слушателями. На очных занятиях происходит живое обсуждение той или иной проблемы, высказываются различные мнения, слушатели вместе ищут ответ на вопрос. То есть происходит работа в команде, чего лишено напрочь дистанционное обучение.

Наш опыт в организации дистанционных занятий во время самоизоляции показал, что в настоящее время наиболее успешными и приближенными по результатам к очному обучению может считаться только индивидуальная форма обучения в режиме видеоконференции на одной из имеющихся в настоящее время платформ. Но, конечно, данная форма обучения будет иметь достаточно высокую стоимость, сопоставимую с очной формой обучения.

Поэтому все сходятся во мнении, что групповое дистанционное обучение подходит для тех, кто хочет расширить и углубить имеющиеся знания, или немного повысить свою квалификацию. А изучать новую область знаний лучше в порядке очного обучения.

Кроме того, дистанционное обучение применяется, (даже если признается, что это не совсем эффективно) в том случае, если посещение учебного заведения невозможно. Как это, например, случилось, когда 14 марта 2020 года Министерство науки и высшего образования РФ порекомендовало регионам перевести школьников на дистанционное обучение из-за коронавируса.

В настоящее время дистанционное обучение широко применяется компаниями для повышения квалификации своих специалистов. Но практики по организации этого обучения отмечают, что и в этом случае наиболее эффективно объединять дистанционную и очную формы обучения.

То есть, поскольку личное общение с преподавателем мы пока не можем полноценно заменить компьютерными технологиями, приоритетной остается очная форма обучения с использованием приемов дистанционного обучения.

Формы дистанционного образования

Есть технологии, которые делают удалённую учёбу доступной. Вот самые распространённые форматы:

  • видеоконференции;
  • аудиоконференции;
  • онлайн-вебинары и записи вебинаров;
  • занятия на интерактивной платформе;
  • письма по электронной почте.

Чаще всего в дистанционном обучении используется несколько видов коммуникации. Это делает учёбу максимально эффективной. Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» ребята выполняют домашку и пишут контрольные на интерактивной платформе, изучают новый материал на вебинарах, где можно в реальном времени задать вопрос преподавателю в текстовом чате и тут же получить ответ. Уроки можно пересматривать в записи.

Формы внедрения дистанционного обучения

Заочное обучение с применением дистанционных технологий подходят как для бучения отдельного курса повышения квалификации или переподготовки, так и для целостного получения первого/второго высшего образования

Реализация ДО может осуществляться как в онлайн-, так и офлайн-режиме.

А вот самые распространенные формы-методы дистанционного обучения:

  1. Чат-занятие – занятие, проходящее при использовании чат-технологий (например, skype). Это как видео-конференция, когда все участники урока могут одновременно учиться, имеют доступ к чату. Многие учебные заведения обладают собственной чат-школой, где в специализированных чат-кабинетах происходит процесс интерактивного дистанционного обучения между преподавателем и учениками.
  2. Веб-занятие – дистанционный урок, семинар, конференция, деловая игра, практикум, лабораторная работа или другая форма учебного занятия, которое проводится посредством телекоммуникаций или других интернет-возможностей. Для такого урока используется специальный веб-форум – форма работы учеников на определенную тему или по какой-то проблеме путем оставления записей на одном из сайтов, на котором установлена соответствующая программа. Отличается от чат-занятия тем, что тут работа происходит на протяжении более длительного срока (в течение многих дней), а характер взаимодействия преподавателей и учеников – асинхронный.
  3. Телеконференция – занятие, которое обычно проводится на основе списка рассылки посредством электронной почты. Эта форма занятия отличается достижением образовательных задач. В ее основе лежит методика «природного процесса обучения» (natural learning manner) – простая и свободная система, активно используемая европейцами для получения второго высшего или дополнительного образования. В ходе ее учащийся постоянно выполняет практические задания, работает над автоматизацией навыков. Теория органично переплетается с тренировочными упражнениями, что способствует усвоению знания без дополнительных усилий. Теория и практика усваиваются в процессе систематического изучения материалов, путем прослушивания и повторения за видео- и аудиозаписями.
  4. Телеприсутствие – экспериментальный вид дистанционного обучения, при котором учащийся, находясь в другом месте за компьютером, может видеть, слышать и говорить при помощи робота. В ходе занятия преподаватель задает вопросы, а ученик отвечает на них. Ранее это было возможно лишь в таком виде: благодаря монитору на роботе учитель видит ученика, а у учащегося создается эффект полного присутствия рядом со сверстниками. Эта технология была создана для людей с ограниченными возможностями, которые не могут посещать школу. Зато теперь достаточно наличие любого компьютера с камерой и подключением к интернету, чтобы создать эффект телеприсутствия.

Главные отличия дистанционного формата от заочного

Дистанционное обучение больше всего напоминает заочное. А потому необходимо отдельно рассмотреть отличия между ними. Первое и главное – новый формат не требует периодического присутствия студента в вузе. Напротив, даже тестирование или экзамены по любому предмету проходят в режиме онлайн посредством современных способов коммуникации.

Второе ключевое отличие – использование так называемых образовательных порталов – онлайн-платформ, на которых собраны как методические учебные материалы, так и базы данных на каждого студента. Доступ к ним предоставляется в рамках личного кабинета.

Третья немаловажная особенность «дистанционки» – гибкий график занятий. Это в равной степени касается как непосредственного обучения, так и проверки знаний студента.

Заключение

Для существенного повышения уровня знаний имеет смысл выбрать очное образование. Если очное образование недоступно и есть существенная мотивация, при этом НЕ стоит задача существенно повысить уровень своих знаний или освоить новую профессию, можно воспользоваться дистанционным образованием.

Если же задача стоит как раз существенно повысить уровень своих знаний, из различных видов дистанционного образования стоит выбрать тот вариант, где максимальное общение с преподавателем, в идеале это общение один на один, как с репетитором по Скайп или Зум. Вот ссылка на индивидуальные дистанционные курсы по Скайп или Зум. Только в случае активного общения с преподавателем есть максимальный эффект от онлайн-образования и получение новых знаний.

В противном случае у обучаемого должна быть существенная мотивация, под которым подразумевается, что на каждый час дистанционного курса обучаемый готов по собственной инициативе (т.е. без требования преподавателя) потратить в несколько раз больше часов самостоятельного изучения материала.

Во всех остальных случаях стоит выбрать дистанционное образование, если обучаемый хорошо разбирается в теме, и хочет немного повысить уровень своих знаний и/или узнать немного нового. Иначе, без учета рекомендаций, указанных выше, обучаемый рискует попасть в те самые 85% случаев, когда дистанционное образование оказывается неэффективным, проще говоря, обучаемый напрасно потратит время и деньги.

Добавить комментарий