Агентство — это не только креатив, но и бизнес
Многие люди скатываются в эмоциональное отношение к агентскому бизнесу, поскольку он крафтовый. Они думают: если я хорошо разбираюсь в таргетинге, у меня есть макбук и клиент, который готовый платить, — значит пора открывать агентство.
Для этого не обязательно иметь офис — можно встречаться на нейтральной территории. А чтобы не платить зарплаты, достаточно привлечь фрилансеров.
Это самообман. Важно понимать, что агентство — тоже бизнес.
Первый вопрос, который нужно себе задать: «Какой бизнес вы строите?»
Есть три варианта.
Заработать больше, чем «найм». Вы работаете в чужом агентстве, получаете определенную зарплату и понимаете, что каждый день нужно ходить в офис. А если уйдете и начнете сами обслуживать пару-тройку клиентов, сможете заработать больше.
Авторский бизнес. Здесь все держится на одном человеке — владельце. Если он попадет под автобус, агентство закроется. Я называю это «велосипедным бизнесом»: ты постоянно крутишь педали, но в один момент можешь устать.
Системный бизнес. Владелец инвестирует деньги, время и усилия в создание системы, которая сможет работать без него.
Компания Fedoriv сейчас находится на этапе перехода от авторского к системному бизнесу. Это длинный и сложный процесс — я не уверен, что в агентствах он осуществим на 100%.
Free.Creative https://free-creative.com/ — агентство креативных решений ваших бизнес задач.
Бизнес-модель
Бизнес-модель — это концептуальная основа компании. Чтобы получить представление о содержании бизнес-модели, надо задать несколько вопросов. Что и как производит компания? Для кого? За что и как будет платить потребитель? При ответе на эти вопросы должно быть хорошо видно, чем проект отличается от конкурентов. Так, успех Netflix был обусловлен как раз правильным выбором бизнес-модели, начинавшейся с «DVD по почте». После этого компания сделала ставку на сервис потокового вещания.
Важный аспект — масштабируемость, то есть способность проекта расти, не меняя бизнес-модели. Этот фактор позволяет заранее оценить перспективы развития.
На практике некоторые проекты испытывают проблемы при поиске путей для роста. Например, с этим столкнулась компания Wheely: нет такого количества потребителей в России премиального такси с водителем, которого было бы достаточно для развития. Проект отличный, а расти некуда, только в другие страны, где всё сложнее. Аналогичные проблемы в России испытывают и медицинские стартапы по вызову врачей на дом. Их услуги слишком дорогие для широкого распространения.
Формулируем цель на старте
Второй важный тезис: займитесь целеполаганием на старте, соберите всю имеющуюся информацию и материалы, структурируйте цели проекта, определите задачи и сформулируйте ваши собственные ожидания. Агентство может вам в этом помочь, и даже сделать за вас, но это будет их видение проекта и сравнивать агентства по методикам и инструментам вам будет тяжело. Здесь уместна аналогия с походом ко врачу: чем лучше вы подготовитесь и чем больше данных предоставите, тем точнее будет поставлен диагноз и подобран комплекс мер.
По форме ваш бриф может быть короткой презентацией с набором сопроводительных материалов: выдержки из исследований, отраслевая аналитика, данные по целевой аудитории и прочее. И не забудьте про подписание NDA, если данные чувствительные.
Идеально дополнить бриф небольшим рассказом о бренде и задачах проекта. Его можно записать в формате скринкаста, комментируя голосом слайды брифа — так вы сэкономите время.
Сравнить цены
Стоимость услуг складывается из их объёма, а также уровня исполнителя. При этом в сетевых агентствах цена услуг растёт активнее, чем в локальных.
У фрилансера или молодого агентства на два-три человека стоимость любой услуги (например нейминга) будет в несколько раз (возможно, даже в 10) дешевле, чем у крупных авторитетных агентств.
Ещё один важный момент: одни агентства включают разработку стратегии, создание брендбука, предпечатную подготовку файлов, и получается, условно, 800 000 рублей. Другие просят ту же цену, но только за создание фирменного стиля. А всё, что касается подготовки к процессу и финального этапа, требует дополнительной оплаты в размере 200 000 — 300 000 рублей.
Как строится работа с рекламным агентством
Некоторые агентства специализируются на таргетированной рекламе, некоторые на контекстной, медийной и т. д. А есть и те, кто оказывает все эти услуги.
Клиенту рекламного агентства необязательно разбираться в хитросплетениях классификаций. В хорошем агентстве подберут наиболее эффективные и выгодные виды рекламы на основе аудита бизнеса клиента. Заказчик только предоставляет информацию для анализа и оплачивает услуги — это все, что от него требуется.
Как выстраивать работу с подрядчиками в маркетинге без ошибок и нервов
В разных компаниях своя специфика работы с клиентами. Но есть и общие для всех моменты:
- Сотрудничество начинается с комплексного аудита бизнеса клиента, в особенности маркетинговых процессов. Подрядчик анализирует рынок и конкурентов, определяет сильные и слабые стороны бизнеса.
- На основе аудита составляют стратегию работы с клиентом. Заказчику аргументированно объясняют, как и где будут продвигать его бизнес, и составляют предварительную смету.
- За утвержденной стратегией следует план работы с клиентом, где обозначены конкретные маркетинговые активности (запустить таргет, раздать промокоды и т. п.) и сроки их реализации.
- Раз в месяц или чаще, зависит от договоренностей, проводится анализ эффективности продвижения. Агентство предоставляет отчет от выполненных работах.
В большинстве случаев заказчик не взаимодействует с маркетологом, дизайнером и другими digital-специалистами — только с проджект-менеджером, который выполняет роль куратора проекта. Это экономит время (а зачастую еще и ресурсы) бизнеса, по сравнению с работой фрилансеров. Поэтому в рекламные агентства обычно обращаются за продвижением бизнеса под ключ. Впрочем, честные подрядчики не препятствуют погружению клиента в маркетинговые процессы. Если, к примеру, заказчик хочет участвовать в создании креативов вместе с дизайнером, ему организуют условия для этого.
Добавить комментарий