ТРИЗ задумывалась как «точная наука». Однако, с течением времени критики ТРИЗ начали указывать на изъяны, которые, по их мнению, привели к застою в развитии ТРИЗ после смерти автора, а также к существенным сложностям в практическом её применении. А именно:
- Когда разговор заходит о ТРИЗ, то обычно говорят о методологии ТРИЗ,уходя от факта, что с помощью неё было создано множество мелких изобретений и производственных улучшений, рационализаций. В то же самое время, ни одно серьезное открытие мирового уровня не было сделано методами ТРИЗ.
- В ТРИЗ была предпринята попытка сформулировать законы развития технических систем, которые должны были лечь в основу ТРИЗ и в основу общей методологии решения задач. Однако большинство из сформулированных законов таковыми не являются. Их скорее следовало бы назвать закономерностями развития техники, причём далеко не полными. По этой причине стройной методологии решения задач, основанной на законах развития, так и не появилось. А сформулированные законы в основном использовались в качестве методических обоснований к приводимым примерам изобретений.
- Усовершенствование АРИЗ (создание новых модификаций от АРИЗ-77 до АРИЗ-85В) шло не по пути устранения допущенных неточностей в процедурах выявления противоречия, а по пути усложнения алгоритма. В результате последняя официальная модификация алгоритма АРИЗ-85В превратилась в чрезвычайно громоздкую и малопригодную для практического использования конструкцию.
- В ТРИЗ так и не были найдены чёткие механизмы перехода от сформулированного противоречия к его практическому разрешению. Это создавало серьёзные сложности в решении реальных задач с помощью АРИЗ.
- Вепольный анализ представлялся в ТРИЗ научным подходом, в основе которого заложен анализ закономерностей структурного развития технических объектов. Однако допущение использования в веполях несуществующих физических полей, а также возможность неоднозначной трактовки вепольных конструкций и правил их преобразования позволяют отнести вепольный анализ скорее к методам активизации перебора вариантов, чем к научному анализу.
- Распространено мнение о возможности внедрения ТРИЗ в реальное производство. Однако по своей сути ТРИЗ является индивидуальным методом решения задач, применение которого является личным выбором для человека. По этой причине сделать ТРИЗ частью того или иного производственного процесса затруднительно, хотя предприятие может организовать обучение ТРИЗ своих сотрудников с целью повышения их творческих возможностей.
В период своего активного развития (60-70-е годы прошлого столетия) указанные недостатки и ошибки успешно компенсировались энтузиазмом приверженцев ТРИЗ. Тем не менее, существующие изъяны ТРИЗ и уход из ТРИЗ в результате кризиса производства ее основных разработчиков, обнаруживших эти недостатки, привели к застою в развитии теории. Возможно, в этом основная причина того, что за последнее десятилетие в ТРИЗ не появилось ничего существенно нового.
Первый принцип ТРИЗ – Дробление
Под дроблением понимается разбиение проблемы на части. В некоторых случаях проблема решается путём ее деления на более мелкие фрагменты. Вы можете использовать следующие три техники для дробления:
- Разделить объект на независимые части;
- Преобразовать объект – сделать его разборным;
- Увеличить степень дробления объекта.
Рассмотрим несколько примеров:
- Разбиение мебели на модульные компоненты таким образом, что они могут быть произвольно скомбинированы в соответствии с нуждами клиента.
- Быстрое разъединение сочленений в водопроводных трубах.
- Разбиение большого задания на небольшие задачи.
Сегментирование часто используется в маркетинге. Например, книга “Куриный бульон для души”, изданная в 1990-е и содержащая вдохновляющие и мотивирующие истории. Она обрела большую популярность и была продана в миллионах копий. Авторы – Джек Кэнфилд и Марк Виктор Хансен задали себе вопрос, как они могут продать ещё больше книг.
Они стали выпускать книгу “Куриный бульон для души” сериями. Каждая книга в серии использовала ту же самую концепцию, что и оригинальная, но была предназначена для определённой категории населения и различных жизненных обстоятельств. К настоящему времени выпущено уже более 200 различных вариантов книг, объединённых под общим названием – “Куриный бульон для души”.
- Здоровье
- Деньги и статус
- Взаимоотношения
Посмотрите на каждую из этих тем и представьте, как их можно сегментировать. Так, частью “Взаимоотношений” может быть тема “как создать крепкий брак”. Составным элементом “как создать крепкий брак” может стать “как создать крепкий брак, если у вас смешанная семья”. Продолжайте сегментацию, пока вы не найдёте интересную для вас тему, которая могла бы привлечь большую аудиторию, и которая ещё достаточно нова для читателей.
Пример решения задачи методом ТРИЗ
Проблема: геологи на Аляске жаловались на лис, которые перегрызали кабели от измерительных приборов.
1. Формулируем противоречие и цель задачи
Противоречие: Лисы не должны грызть провода, так как наносят ущерб людям. Но всё же грызут их.
Цель задачи: Сделать так, чтобы лисы не грызли провода.
2. Исследуем ресурсы
Ресурсы — это всё, что может быть полезно для решения. Можно использовать то, что уже есть в ситуации, и то, что можно применить с минимальными затратами.
Ресурсы: провода и любопытство лис.
3. Выбираем принцип решения
Используем любой из сорока приёмов ТРИЗ-педагогики. Поскольку проблема связана с живыми существами, подойдёт принцип воздействия на каналы восприятия: сбиваем любопытство лис при помощи неприятных вкусовых ощущений.
Решение: в оболочку проводов добавляется жгучий кайенский перец, и нападения лис прекращаются.
4. Анализируем решение
Теперь нужно ответить на вопросы:
- Насколько сложно и дорого осуществить идею?
- Задействованы ли исходные ресурсы?
- Возможны ли нежелательные эффекты?
Как ТРИЗ используют в образовании
Хотя ТРИЗ изначально создавалась как некий инструментарий для инженеров, сегодня эту теорию всё чаще рассматривают более широко и применяют для решения любых задач: рабочих, бытовых и даже семейных. Например, если вам не удаётся найти баланс между личной жизнью и работой, можно сформулировать эту задачу согласно ТРИЗ, выделить главные ресурсы и попытаться преодолеть все противоречия. Именно за счёт этой гибкости и практичности ТРИЗ и становится актуальной для многих.
Эксперт по ТРИЗ-педагогике Анатолий Гин даёт теории следующее определение:
«ТРИЗ — это совокупность инструментов для поиска идей в нестандартных ситуациях».
Педагог выделяет пять основных принципов обучения по концепции ТРИЗ:
Принцип целостности знаний. Формировать у ученика целостное мировоззрение, развивать понимание связей между предметами и явлениями. Принцип развития креативности. Поощрять не заучивание фактов и правил, а самостоятельное мышление, стремление выходить за стандартные рамки. Знания через творчество. Учить решать нестандартные задачи на практике — исследовать, экспериментировать, проектировать. Ученик — субъект обучения. Автор формулирует два аспекта этого принципа. Первый звучит так: «Ученик имеет право на свои интересы, своё мнение и свои амбиции», то есть активно соучаствует в образовательном процессе. Второй аспект: «Ученик разделяет ответственность за результаты своего обучения».
Это значит, что педагогу важно формировать самостоятельность учащегося, позволять ему делать выбор и принимать решения. Принцип приоритета методов мышления. Анатолий Гин рекомендует «вооружать» учеников инструментами ТРИЗ, отрабатывать их использование на практике.
Теория также активно интегрирует другие методики, связанные с нестандартным мышлением — например, мозговой штурм и метод критического анализа.
Немного истории или как была создана ТРИЗ
Для того, чтобы лучше понять суть ТРИЗ, обратимся к истории и к тому, как и почему была создана ТРИЗ.
Начало XX века ознаменовалась мощной научно-технической революцией. Более того, за 100 лет – с 1900 по 2000 годы — было получено, создано и открыто 90% всех знаний, которыми обладает современное человечество. В XX веке человек столкнулся с огромным количеством новой информации и со всевозрастающими скоростями. Появилась потребность в том, чтобы находить решения и изобретать быстрее и более эффективно, это была потребность в инструментах для активизации мышления. При этом чем больше идей появляется – тем больше работы по обработке этих идей.
Например, Томасом Эдисоном и его помощниками было проведено более 6 000 экспериментов при создании лампы накаливания, более 50 000 экспериментов при создании щелочного аккумулятора.
Традиционно инструментами изобретателя были метод перебора вариантов и метод озарения. И когда-то — в 16, 17, 18 веках, когда техника и наука развивались медленно – эти методы работали. Но в XX веке перебор вариантов и ожидание озарения стали не просто не эффективными, а даже катастрофически не эффективными.
На фото: Генрих Альтшуллер, создатель ТРИЗ
Г.С.Альтшуллер пишет в своей книге: «Представьте себе аэропорт, из которого ежедневно строго по расписанию должны вылететь 150 самолетов. Пассажиры занимают свои места. Зажигается табло: «Не курить! Застегнуть привязные ремни!». Но в 100 самолетах стюардессы, мило улыбнувшись, объявляют: «Извините, рейс отменен… багаж вы получите… вас ждут автобусы и такси…» 50 самолетов взлетают, но 49 из них сразу же идут на посадку. Стюардессы мило улыбаются: «Извините, рейс окончен… багаж… автобусы…» И только 1 (один!) самолет прилетает в тот город, в который он должен прилететь…
Читатель вправе возразить: нет таких аэропортов!
Тогда представьте себе строительную организацию, которая ежегодно получает средства на возведение 150 жилых домов, а в конце года отчитывается: 100 домов обрушились в процессе постройки, в 49 можно жить лишь на нижних этажах, но зато 1 (одна!) пятиэтажка полностью заселена…
Читатель снова возразит: нет таких строителей! Да, таких строителей нет. Я просто хотел наглядно показать, как обстоит дело в изобретательском творчестве».
Г.С.Альтшуллер работал патентным поверенным и в период с 1946 по 1971(25 лет!) исследовал свыше 40 тысяч патентов и авторских свидетельств в Патентном министерстве. Благодаря этому анализу Альтшуллер выявил определенные законы, по которым развиваются технические системы, нашел 40 изобретательских приемов, которые лежат в основе всех изобретений. Это и стало началом ТРИЗ. Альтшуллер выявил, что частные технические вопросы и задачи (которых тысячи и тысячи) можно свести к основным моделям и приёмам, которых всего 40.
Находясь в поисках инструментов для активизации мышления, Альтшуллер изучал не психологию человека (как это делали раньше), а технические системы и сделанные ранее изобретения. Таким образом он создал/вывел/нашел алгоритмы, приемы, инструменты, законы, используя которые можно многократно ускорить поиск сильных и прорывных решений.
Альтшуллер Г.С., создатель ТРИЗ: «Нам иногда говорят: вы учите решать задачи по законам, следовательно, учите шаблонному мышлению… Все наоборот! Обычное мышление из-за психологической инерции идет шаблонными путями. Знание законов развития технических систем позволяет сознательно уходить от шаблонов, законы подталкивают к нетривиальным, «диким» мыслительным операциям, свойственным очень талантливым изобретателям».
В СССР ТРИЗ была очень популярна, широко использовалась на различных предприятиях, в том числе на заводах оборонного сектора. Перестройка стала тяжелым временем для нашей страны, множество специалистов ТРИЗ эмигрировали из России в США и Европу. По мере того, как ситуация в стране стабилизировалась, ТРИЗ постепенно возвращала себе былую известность. Сейчас все больше российских производственных компаний внедряют инструменты ТРИЗ в свою работу, но, к сожалению, нам пока еще далеко до таких стран как США, Германия, Корея, где ТРИЗ широко используется специалистами ведущих производственных компаний.
Как проходят занятия
ТРИЗ-инструментарий может быть использован как эпизодически, так и системно. Но в любом случае педагоги стараются придерживаться определенного плана, который, как правило, состоит из нескольких этапов:
- На первом этапе ребенка учат видеть в окружающем мире противоречия и, напротив, находить общее в непохожих на первый взгляд вещах.
- Второй этап направлен на развитие фантазии и изобретательности.
- В основе третьего этапа лежит разрешение сказочных задач и сочинение рассказов с применением приемов ТРИЗ.
- Четвертый этап – практическое применение полученных навыков.
Как уже было сказано, занятия проводятся главным образом в формате игры. Можно выделить несколько методов ТРИЗ.
Метод мозгового штурма подводит ребенка к пониманию того, что из любой, даже самой сложной ситуации, можно легко найти выход. Это формирует основу рационального мышления. Например, дошкольникам предлагается обсудить различные «безвыходные» ситуации: как спасти Колобка от Лисы, как помирить Лису и Волка, чем писать, если нет ручки и карандаша и так далее.
Еще один широко применяемый метод – каталог, где детям предлагают составить сказку из случайно выбранных слов. Преподаватель задает вопросы, выстраивающие сюжет, дети же указывают на определенное место в тексте, и таким образом отвечают педагогу.
Альтернативный вариант – метод фокальных объектов. Дети называют несколько предметов, которые приходят им на ум, и перечисляют как можно большее количество их свойств. Затем один из выбранных предметов изменяют, постепенно причисляя ему свойства других предметов. В ходе такого урока дети описывают, что получается, когда и как это может получиться. Возможность находить и озвучивать нестандартные и яркие решения раскрепощают фантазию ребенка и побуждают его сочинять. Специалисты отмечают, что результаты игры с фокальными объектами хорошо зарисовывать.
ТРИЗ в школе
Как известно, учебная программа всех общеобразовательных учреждений заверяется, утверждается и, как следствие, не меняется годами. И если технологии ТРИЗ в ДОУ по ФГОС существуют, то в школе официально эту систему не применяют. В качестве дополнительных или факультативных занятий некоторые учителя ее внедряют, но не на постоянной основе. А как мы уже выяснили, знания, не подтвержденные достаточной практикой, особой ценности не имеют.
Чем же можно развлечь детей на факультативе? ТРИЗ для дошкольников – это легкие задачки, в основном на базе сказок или их жизненного опыта. Детям 9-12 лет уже можно давать серьезные задания, ответы на которые они будут придумывать, а не искать в своем прошлом. Что же это может быть?
Пример задания. В комнате общежития живут два соседа. Один из них вечером смотрит телевизор, другой читает. Лампочка в комнате одна, висит по центру на потолке. Свет мешает одному из соседей смотреть телевизор, так как засвечивает экран. Что же можно придумать в качестве решения такой задачи? Ответ вполне очевиден. Нужно приклеить на лампочку со стороны телевизора кусок непрозрачного скотча, тогда засветы прекратятся, а второй человек в это время все еще сможет спокойно читать при свете.
Латеральное мышление
Это комплекс креативных методик, предложенных Эдвардом де Боно для развития нешаблонного мышления. Позволяет придумывать все, что угодно!
Как это работает?
Нужно сделать 3 шага.
- Шаг 1. Фокусируемся на задаче. Нужно найти направление или идею, от которой мы будем отталкиваться. Без отправной точки невозможно двигаться дальше.
- Шаг 2. Придумываем абсурдные идеи с помощью латеральных сдвигов.
Рассмотрим три метода:
1. Метод провокации. Нарушение логики за счет введения абсурдных новых данных.
В основе метода провокации лежит идея о том, что новые концепции и верные решения возникают после того, как была допущена ошибка.
В момент выдвижения абсурдных идей ты сам не имеешь ни малейшего представления, куда они могут привести, но такой способ помогает выбить тебя из привычного русла и начать мыслить иначе.
2. Метод от обратного. Он заключается в том, что сначала мы рассматриваем «нормальное» утверждение, состояние, способ действий, а после переходим к прямо противоположному.
3. Метод преувеличения. Мы рассматриваем «нормальное» действие или состояние (количество, размер, вес), а после специально преувеличиваем значение нормы, утрируем.
Шаг 3. Выбираем одну идею, которая может стать реальной.
Недостатки методики
Главным недостатком ТРИЗ-РТВ методики в обучении детей является то, что она недостаточно разработана. Хотя сегодня существует даже Мировая Ассоциация ТРИЗ, полное содержание программы обучения, его формы и методы, пока не проработаны на должном уровне. Поэтому педагогам, чаще всего, приходится самостоятельно изучать особенности методики ТРИЗ-РТВ и подбирать наиболее подходящую программу занятий.
Определенные ограничения касаются и сюжетов для игр. Безусловно, есть много сказок, которые можно использовать, изменив их в той или иной степени. Однако до сих пор никто не систематизировал отвечающие целям методики сказочные истории и не собрал их в единую базу сюжетов, откуда преподаватели могли бы черпать материал. Тем более никто еще не придумывал сюжеты специально для занятий по методам ТРИЗ-РТВ.
Еще одним недостатком данной методики раннего развития можно считать тот факт, что сам автор рекомендовал отдавать ребенка на групповые занятия ТРИЗ в возрасте не раньше 4,5 лет. Индивидуальные же занятия родители могут практиковать самостоятельно с самого раннего возраста – как только малыш начнет говорить фразами.
Какие игры проводить с ребятами
ТРИЗ в детском саду – это не уроки. Новые знания преподносятся ребятам в форме игры. Одна из них называется “Маша-растеряша”. Ребенок подходит к колоде карточек, на которых нарисованы предметы, используемые в хозяйстве. Например, ножи, вилки, ложки или миксер. Вытаскивает карточку, а там нож. Он объясняет группе, что нож потерян. Теперь ребенок должен посетовать на то, что он не знает, чем будет резать хлеб. А группа должна предложить решения проблемы. Например, хлеб можно нарезать леской, линейкой или отломить рукой. А можно распилить его ножовкой или расковырять вилкой.
Еще один пример задач ТРИЗ – это игра в теремок. Задача детей – научиться видеть общие признаки у разных предметов. Каждому из ребят выдается карточка, на которой нарисован предмет. Один ребенок становится ведущим и забирается в домик. В руках он держит карточку с изображением, например, гитары. К нему подходит товарищ, в руках которого картинка удочки. Ведущий озвучивает условия: я впущу тебя в дом, если ты назовешь общие признаки между мной и собой. Ребенок с картинкой удочки начинает перечислять, что и гитара, и удочка делаются из дерева, у обоих этих предметов есть нитки и лески и т. д.
Место ТРИЗ среди других теорий творчества
ТРИЗ занимает особое место среди других теорий творчества. И дело здесь не только в разнице методов (и в том, что ТРИЗ – это скорее не метод, а целая система). Теория Г. Альтшуллера родилась как альтернатива методу проб и ошибок и бесконечно долгому перебору возможных вариантов решения задач. Задача ТРИЗ – находить сильное решение практически сразу. Это ее первая особенность.
Еще одной является то, что ТРИЗ изначально была основана на изучении технического опыта, опыта точных наук. Точность передалась и самой теории, которая предполагает четкую пошаговую схему действий, которая направлена на достижение идеального (конечно, в зависимости от условий) конечного результата. Этим обусловлено то, что в основе методики лежит применение специального алгоритма – АРИЗ. Другие приемы поиска творческого решения, такие, как мозговой штурм, синектика, латеральное мышление, содержат элемент неопределенности, более того, только латеральное мышление указывает на необходимость точной фокусировки на проблеме. ТРИЗ же, в свою очередь, конкретная и строгая.
Важным отличием ТРИЗ от других теорий является место, отводимое человеческому фактору. В системе Г. Альтшуллера воздействие на техническую систему личности человека сведено к минимуму. Этим отчасти объясняется еще одна особенность – ТРИЗ не способствует активизации творческого потенциала, она, скорей, организовывает его. Поэтому данная методика подходит в значительно большей мере для решения существующих проблем, а не создания чего-то принципиально нового.
Современная ТРИЗ
Современная ТРИЗ включает в себя несколько школ, развивающих классическую ТРИЗ и добавляющих новые разделы, отсутствующие в классике. Глубоко проработанное техническое ядро ТРИЗ (приёмы, АРИЗ, вепольный анализ) остаётся практически неизменным, и деятельность современных школ направлена в основном на переосмысление, реструктурирование и продвижение ТРИЗ, то есть имеет больше философский и рекламный, чем технический, характер. В связи с этим современные школы ТРИЗ нередко упрекаются (как со стороны, так и взаимно) в бесплодии и пустословии. ТРИЗ активно применяется в области рекламы, бизнеса, искусства, раннего развития детей и так далее, хотя изначально был рассчитан на техническое творчество.
Классическая ТРИЗ является общетехнической версией. Для практического использования в технике необходимо иметь множество специализированных версий ТРИЗ, отличающихся между собой номенклатурой и содержанием информационных фондов. Некоторые крупные корпорации применяют элементы ТРИЗ, адаптированные к своим областям деятельности.
В настоящее время отсутствуют специализированные версии ТРИЗ для стимуляции открытий в области наук (физики, химии, биологии и так далее).
Главное препятствие в развитии ТРИЗ — отсутствие методологии анализа исходной проблемной ситуации, диагностирования и прогнозирования проблем как источника постановки целей усовершенствований социотехнических систем. На преодоление данного недостатка направлена разработка современной методологии футуродизайна — «проектирования решений, адекватных Будущему».
Одной из тенденций технического прогресса является обострение борьбы за авторские права разработчиков продукции. Поэтому растёт спрос на инновационную деятельность персонала и, соответственно, на методическое и программное обеспечение этих работ. Под этим углом зрения нужно расширять базу данных с полным спектром теоретических подходов. Между тем, наследники Альтшуллера отторгают любые отклонения от позиции в первоисточнике. Они в праве настаивать на своей трактовке имени «ТРИЗ» и при том действовать в гуманитарные среду, к педагогике с искусством вплоть до мемуаров. Альтернативой является лояльность к новым подходам, поддерживающим на плаву ТРИЗ в качестве бренда теоретических разработок. Новые аспекты моделирования инновационного процесса могут, во избежание избыточных споров, обрести новое имя, тем более, что ТРИЗ состоит из слов, известных до рождения Г. С. Альтшуллера.
Добавить комментарий