Знаток Финансов

СТО требует доплату за ремонт по ОСАГО

Вот почему любой автомобилист должен проходить техническую экспертизу при обращении в страховую

Сложностей с ремонтом автомобилей всегда очень много. Каждый автовладелец хочет сэкономить на восстановительных работах своего авто (деньги, время, нервы и так далее), при этом качество за копейки должно быть очень высокого уровня. Другие участники процесса, в частности некоторые страховые компании и автосервисы, в которые отправляют покалеченные автомобили, также желают платить поменьше или проводить менее затратные ремонтные работы после ДТП из наиболее доступных на рынке материалов. Правда, о качестве в таких случаях разговора не идет, а свою деловую репутацию иные компании предпочитают отстаивать в суде, а не подтверждать ее идеально выстроенным рабочим процессом.

В общем, каждое звено в непростом техническом процессе, не исключая самого автовладельца, вкладывает понемногу в общий результат, который в итоге может оказаться не таким, каким его ожидал заказчик.

К примеру, такой вариант: чтобы ремонт автомобиля прошел как можно скорее, автовладельцы соглашаются на выплату без технической экспертизы. Никому не нравится, что автомобилем нельзя пользоваться, а значит, он должен быть отремонтирован в минимальном временном промежутке.

Поэтому многие перескакивают через экспертизу и сразу заключают со страховой компанией соглашение об урегулировании убытков. Страховая выплачивает требуемую сумму, и на этом этапе ее обязательства перед заказчиком можно считать исполненными. И в подобном случае вам очень повезет, если дебет с кредитом сойдутся, то есть ремонт действительно не потребует больших вложений. А если наоборот?

Ведь при столкновении автомобиль может получить не только видимые, но и скрытые повреждения. А на их устранение, возможно, потребуются совсем другие суммы – вероятно, значительно большие, и платить придется уже из своего кармана – обычно в таких случаях страховые защищают свои права в судах очень тщательно. Тем не менее, как становится ясно из решения Верховного суда, не все потеряно для автовладельцев, и они действительно могут добиться справедливой выплаты в случае недостаточной выплаты страховой денежных средств, по крайней мере, на это указал Верховный суд. Такие выводы можно назвать прецедентом, и они, возможно, позволят автомобилистам наконец-то компенсировать собственные затраты при ремонте скрытых повреждений своего автомобиля:

В конце января 2017 года произошло дорожно-транспортное происшествие, был поврежден автомобиль истца. Страховая компания по результатам первичного осмотра автомобиля признала произошедшее событие страховым случаем. Стороны заключили соглашение об урегулировании страхового случая, на основании которого 9 марта 2017 г. страховщик осуществил выплату страхового возмещения в размере 55 000 рублей.

Законные причины занижения уровня выплат

Положение Центробанка №432-П устанавливает единую методику корректного для установления стоимости восстановительного ремонта автомобиля, поврежденного в ДТП. Официальным документом также устанавливаются случаи, при которых замена или восстановление деталей ТС не осуществляется. Соответственно, такие случаи не будут включены в общую сумму на законных основаниях. К ним относятся следующие:

  • Наличие коррозии на детали на момент аварии;
  • Наличие повреждений лакокрасочных покрытий свыше 25%;
  • Отличие окраски поврежденной детали от цвета машины;
  • Наличие износа запчастей и других поврежденных элементов.

Некоторые страховщики не включают в общую сумму выплат утерю товарной стоимости автомобиля, хотя закон «Об ОСАГО» обязывает это делать. В пояснении Пленума Верховного суда №58 от 26.12.2017 г. сказано, что УТС относится к реальному ущербу, поскольку авто после ДТП теряет в рыночной стоимости из-за дефектов внешнего вида и ухудшения эксплуатационных характеристик.

Расчет стоимости ремонтных работ

Что выгоднее? Ответ зависит от ряда условий:

  • список дилеров страховой компании (репутация СТОА, цены, гарантии);
  • обстоятельства: есть ли на примете надежный специалист, который возьмется провести недорогой ремонт;
  • состояние автомобиля (нужно понимать, что при сильных повреждениях всегда выгоднее и безопаснее провести ремонт по ОСАГО у дилерамарки).

Как правило, серьезные крупные страховщики, которые постоянно работают с проверенными компаниями (официальными дилерами популярных марок авто), рекомендуютвоспользоваться методом возмещения в натуре. Это удобно всем сторонам:

  • пострадавший водитель получит гарантии качественного ремонта при ОСАГО, не будет докладывать свои деньги, чтобы хватило на все работы;
  • страховщик будет иметь возможность контролировать обоснованность каждого вложенного рубля;
  • у мастерской появится клиент с гарантированной оплатой.

Страховые ремонтные работы осуществляются при условии, что восстановление авто еще возможно, то есть гибель транспортного средства не наступила. В противном случае машина отправляется на утилизацию, а потерпевшая сторона может получить денежные выплаты.

Законом определены минимальные требования к организации ремонта машины после ДТП по ОСАГО, которые одновременно выступают гарантиями для потерпевших:

Сервис должен обеспечить ремонт в срок, не превышающий 30 рабочих дней. Срок начинает исчисляться с момента передачи машины на СТО или страховщику для транспортировки к месту ремонта.
Сервис должен быть доступен для потерпевшего территориально: от места жительства или места ДТП (по его выбору) расстояние до автосервиса не должно превышать 50 км

Это требование не принимается во внимание, если транспортировкой авто занимается страховая.
Автомобили, с момента выпуска которых еще не прошло 2 года, должны направляться на ремонт только к официальным дилерам, то есть организациям/ИП, которые имеют договор с производителем или импортером на обслуживание конкретной марки авто. Требование было введено для сохранения гарантийных обязательств производителя

Правда, на некоторые машины срок гарантии составляет более 2 лет — решать вопрос их починки, по-видимому, придется путем переговоров со страховой организацией.

Если хотя бы одно из этих требований не может быть выполнено, автовладелец имеет полное право на замену ремонта выплатой.

При приеме автомобиля на СТО владелец обязан зафиксировать в акте приема-передачи обнаруженные недостатки и направить в страховую организацию претензию. Если недостатки ремонта обнаружились не сразу, после их обнаружения следует направлять претензию, но не в сервис, а страховщику.

После получения претензии страховая обязана в 5-дневный срок осмотреть авто (возможно привлечение специалистов из СТО). По результатам осмотра составляется акт. Если в ремонте выявлены недостатки, то:

  • в случае возможности устранить их выдается повторное направление на ремонт;
  • при невозможности их устранения выплачиваются деньги.

Расчет ремонта проводится независимым экспертом по единой методике, принятой Банком России (Положение №432П от 19.09.2014г.). При этом используются средние величины стоимости деталей, материалов и нормочасов работ в регионе на дату расчета. С целью контроля автовладелец может самостоятельно рассчитать предварительную стоимость ремонта с помощью специальных калькуляторов на сайте союза автостраховщиков.

Если страховщик занижает сумму ущерба?

Чьи интересы в этой ситуации защищает страховщик? Оказывается, не только свои, но и виновника дорожно-транспортного происшествия. Ведь одним из самых важных моментов после страховой выплаты или проведения ремонта автомобиля пострадавшего, является повышение страховой премии для виновника ДТП на ОСАГО.

Что нужно делать в этом случае?

Процедура автоэкспертизы

Первое, что должно быть выполнено правильно – это автоэкспертиза. Пострадавший имеет право требовать независимую экспертизу, даже если работник страховой компании уже провел оценочный осмотр и вынес свой результат.

Автоэкспертиза должна быть проведена с соблюдением всех правил, которые диктуются законами, а именно на данном мероприятии должны участвовать все заинтересованные лица: представитель страховой компании, виновник, которого нужно уведомить с помощью телеграммы и пострадавший.

Согласно правил ОСАГО, страховщик обязан предоставить акт о страховом случае и калькуляцию от страховщика по первому письменному обращению клиента. Далее идем к независимым экспертам, предоставляем автомобиль для осмотра и просим их сделать свой вывод.

  • проигнорировал некоторые повреждения;
  • умышленно занизил количество и стоимость ремонта;
  • занизил стоимость деталей и материалов для их восстановления;
  • не учел стоимость работы автомастеров.

По обоюдному решению может быть проведена еще одна, повторная экспертиза. Но она возможна лишь тогда, если речь идет о том, что выплата была начислена безналом или наличными деньгами. Если же страховая проводила восстановительный ремонт, никакие экспертизы уже не решат ничего.

Поэтому нужно внимательно читать договор страхования и требовать оформления выплаты только деньгами.

Составляем досудебную претензию

Для этого нужно составить досудебную претензию. Вы можете обратиться к опытным юристам, но на самом деле это можно сделать и самостоятельно. В досудебной претензии необходимо в письменном виде изложить все факты, которые доказывают умышленное занижение суммы, игнорирование повреждений и другие «косяки» страховщика.

Как правило, страховщики на подобные опусы могут и не реагировать, однако, согласно закону об обращении граждан, на данную письменную претензию должен быть дан письменный ответ, где ссылаясь на законы и постановления об ОСАГО, компания должна аргументировать свой отказ или дать положительный ответ.

Если страховая компания не реагирует, то с копией досудебной претензии и другими документами вы можете отправляться прямиком в суд. Такое толерантное отношение может сыграть вам на руку, ведь в данном случае, закон будет на вашей стороне.

Какие документы нужно подать в суд?

Если у вас не было восстановительного ремонта, то очень велика вероятность, что вы выиграете это дело, и сможете получить всю недостающую сумму на восстановление автомобиля.

  • копия полиса ОСАГО;
  • копия протокола о ДТП и справка;
  • копия акта осмотра автомобиля страховой компанией (тот который выдается по письменному запросу);
  • копия акта независимого эксперта;
  • копия досудебной претензии;
  • документы, подтверждающие личность.

Не забудьте приложить к иску копии и оригиналы всех фискальных чеков на оплату услуг экспертов, телеграммы и другие расходы.

Кроме суда можно обратиться еще в Федеральную службу страхового надзора и РСА (союз автостраховщиков). На сайте РСА https://www.autoins.ru/ вы можете скачать бланк жалобы, заполнить его и направить туда. Эффективности от этих действий будет мало, однако, деятельность страховой компании будет проверяться.

Ремонт вместо денег – как работает новый закон об ОСАГО: Видео

Когда таких СТО нет у страховой компании, то потерпевший обладает правом самостоятельно решить, будет ли он ремонтировать свое авто в ином СТО. Если потерпевший отказывается от восстановительного ремонта, то ему выплачиваются денежные средства.

Обратите внимание! Такое правило распространяется только на те автотранспортные средства, которым не более двух лет. Таким образом, получается, что производитель определяет гарантию на машины – 3 и более лет, однако страховая компания при отсутствии у нее СТО, обслуживающей машины на гарантии, может выдать направление в иной центр по ремонту и не будет выплачивать денежные средства

Таким образом, получается, что производитель определяет гарантию на машины – 3 и более лет, однако страховая компания при отсутствии у нее СТО, обслуживающей машины на гарантии, может выдать направление в иной центр по ремонту и не будет выплачивать денежные средства.

П. 15.1 ст. 12 предусматривает следующие условия предоставления гарантии на осуществленный восстановительный ремонт:

  • при проведении кузовных работ, а также окрашивания – 12 месяцев;
  • на иные виды проведенных работ – 6 месяцев.

https://youtube.com/watch?v=N8bOt_aPjAQ

В некоторых договорах страховщик закрепляет правило о предоставлении денежной компенсации в том случае, когда на СТО провели ремонт не качественно.

Европротокол не вариант?

Напомним обязательные условия, которые должны наступить одновременно: столкнулось только два автомобиля; нет пострадавших, а только причинен материальный вред транспортным средствам участников ДТП; размер ущерба не превышает 100 тыс. рублей; между водителями нет разногласий.

При невыполнении хоть одного условия следует вызывать инспекторов дорожной полиции. Автоюристы всегда советуют трезво оценить полученный вред. Ведь, при аварии, кроме машин может быть повреждено другое имущество. Например, при столкновении упал и разбился дорогой смартфон или ноутбук.

При составлении Европротокола справки о ДТП не будет, и соответственно, подать исковое заявление не получиться. Поэтому, когда вы не ориентируетесь в стоимости запчастей и ремонтных работ, а кроме машины повреждено дорогое имущество, то вызывайте для оформления автоаварии инспекторов дорожной полиции.

Второй этап получения компенсации ущерба – обращение в страховую компанию с письменным заявлением о страховых выплатах. Пострадавший водитель обязан обратиться к страховщику виновника аварии на протяжении 15 рабочих дней после происшествия.

  • справка о ДТП;
  • паспорт гражданина РФ;
  • полис ОСАГО;
  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации автомобиля;
  • техпаспорт машины;
  • извещение о ДТП;
  • банковские реквизиты счета для перевода страховых выплат.

При оформлении Европротокола применяется процедура прямого возмещение ущерба. Водители обращаются с заявлением о страховых выплатах к своему страховщику на протяжении 5 рабочих дней. Пакет документов к заявлению прилагается такой же, только без справки о ДТП.

Страховая компания обязана, после получения от потерпевшего автовладельца письменного обращения, организовать на протяжении 5 рабочих дней, осмотр поврежденной машины. Такой осмотр проводит эксперт, работающий при страховщике. На основании составленного им акта осмотра, проводится начисление страховых выплат.

Когда требуется независимая экспертиза

В ст. 12.1 №40-ФЗ сказано, что независимая экспертиза используется для установления обстоятельств, размеров, причин, методов устранения повреждений и стоимости восстановления ТС. Проводится проверка только по методологии, утвержденной Центробанком.

В течение 5 дней после подачи заявления на возмещение согласуются место и время проведения экспертизы. СК оформляет направление в экспертную организацию, имеющую хотя бы одного эксперта-техника в штате. Ответственность за недостоверность результатов проверки (возмещение вызванных экспертизой убытков) в полном объеме несут эксперты.

Страхователь может провести независимую оценку, при этом требуется известить страховщика (дается 3 дня) и согласовать проведение процедуры. Если СК не удовлетворит результат проверки, она может назначить другую независимую оценку результатов последствий происшествия для ТС.

Некачественный ремонт – явление нередкое. Установить факт предоставления ненадлежащего качества услуги и правильно оформить претензию к страховщику поможет только результат независимой экспертизы. Как правило, она назначается по решению суда в следующих случаях:

  • ремонтник не признает свою вину;
  • изучение материалов дела вызывает у суда сомнения;
  • истец или ответчик неубедительны в своих доводах.

При обращении в страховую компанию с целью получения денег по ОСАГО или осуществления страхового ремонта Вы должны иметь при себе пакет следующих документов:

  • Заявление на страховое возмещение или ремонт;
  • Извещение о дорожно-транспортном происшествии;
  • Справка о ДТП;
  • Копии протокола об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении или об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если эти документы были предоставлены Вам в ГИБДД;
  • Копии ПТС, полиса ОСАГО, свидетельства о регистрации авто, доверенности на управление;
  • Копия паспорта;
  • Отчет об оценке ущерба;
  • Акт приема-передачи;
  • Квитанция об оплате услуг по оценке ущерба авто.

Проведение экспертизы для установления истинной стоимости ремонта

Перед экспертизой водитель получает акт осмотра с калькуляцией выплат — по закону этот документ СК обязана выдать в 3-дневный срок. На проверку приглашают представителя от страховщика и виновника аварии. По результатам клиент получает от эксперта заключение (не «Отчет об оценке»), обоснованное и заверенное.

Важно! Для экспертизы выбирают техника, аттестованного Межведомственной аттестационной комиссией (МАК) и включенного в госреестр Минюста. Если дело дойдет до суда, полномочия специалиста и доказательная сила заключения будут проверяться отдельно.. Чем больше практики у эксперта, тем лучше он сможет сориентироваться в сложных, нестандартных ситуациях

К примеру, если в электронном справочнике РСА нет информации по стоимости запчастей для автомобиля, техник должен сам определить ее, опираясь на среднерыночные показатели в регионе (гл. 3 ЕМ ЦБ), и в заключении свои подсчеты обосновать

Чем больше практики у эксперта, тем лучше он сможет сориентироваться в сложных, нестандартных ситуациях. К примеру, если в электронном справочнике РСА нет информации по стоимости запчастей для автомобиля, техник должен сам определить ее, опираясь на среднерыночные показатели в регионе (гл. 3 ЕМ ЦБ), и в заключении свои подсчеты обосновать.

Обращение в суд

Вам необходимо составить досудебную претензию, в которой перечислить все свои требования к страховой фирме. К ней нужно приложить результаты независимой экспертизы и все документы, подтверждающие причиненный при ДТП ущерб.

В большинстве случаев страховщик не реагирует на такие обращения, иногда присылает ответ, с рекомендацией обращаться в суд, и очень редко доплачивает компенсацию. Когда вам не сделали доплату, то следует составить исковое заявление для обращения в суд. Вам нужно рассчитать общую сумму ущерба на отдельном листе и приложить к иску.

Для этого из отчета независимой экспертизы нужно взять сумму восстановительных работ прибавить стоимость экспертизы и все расходы на почтовые отправления. Из полученной суммы вычитаете размер начисленных вам страховых выплат. Можно прибавить компенсацию за моральный ущерб. Судебная практика показывает, что реально получить 2-5 тыс. рублей моральной компенсации.


Реклама автоюристов.

К исковому заявлению следует приложить копии документов:

  • паспорта РФ;
  • свидетельства о регистрации авто;
  • техпаспорта ТС;
  • протокола об административном правонарушении;
  • справки о ДТП;
  • акта осмотра и калькуляции страховщика;
  • отчета по независимой экспертизе;
  • договора и квитанции, подтверждающей оплату независимой экспертизы;
  • подтверждения почтовых расходов;
  • квитанции об оплате госпошлины;
  • копии иска для всех участников судебного процесса.

Таким образом, страховая компания доплатит, недостающую сумму компенсации для осуществления восстановительного ремонта автомобиля, по решению суда. Для подготовки пакета документов, подтверждающих исковые требования, необходимо собирать документы на всех этапах оценки причиненного ущерба.

Суд

Досудебное регулирование спора — претензия к СК или письмо к виновнику с требованием уплатить недостающую часть — обязательно. Если ответчики отказались решить дело мирным путем, обращаются в суд.

В ряде случаев может случиться так, что и лимита выплат недостаточно, и страховая незаконно снизила сумму выплаты.

Обратите внимание! Заявления можно подать одновременно к СК и виновнику. Подсудность определяется потерпевшим либо по месту жительства (регистрации) любого из ответчиков, либо истца

Оба процесса будут объединены в одно производство (обзор практики ВС РФ от 22.07.2016).

К виновнику ДТП — если не хватило лимита выплат

Возможность предъявлять требования к виновнику подтвердил Конституционный Суд (Постановление от 10.03.2017 № 6-П). Согласно разъяснениям КС, страховщик для расчета выплат применяет методику ЦБ РФ, в том числе законно учитывает износ. Часто компенсации хватает только на б/у-детали, но пострадавший вправе рассчитывать на новые согласно п. 15.1 ст. 12 ФЗ № 40. Недостающую сумму можно потребовать с виновника, причем лимит выплат здесь роли не играет — он важен только в споре с СК.

Пример: у автомобиля поврежден бампер. Его замена на новый стоит 50 тыс. руб. СК с учетом износа выдала направление в СТОА на 30 тыс. руб. Недостающие 20 тыс. руб. можно взыскать с виновника.

Важно! С водителя можно также взыскать средства, если стоимость ремонта превышает 400 тыс. руб

— максимально возможный размер страховой компенсации.

Иск подают по месту его жительства водителя, спровоцировавшего ДТП. Выбирают мировой суд, если финансовое требование не превышает 50 тыс. руб., иначе же документы подаются в районный суд. К заявлению обязательно прикладывают квитанцию об оплате госпошлины. Ее рассчитывают, исходя из цены иска по пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.

К страховой компании — если выплата занижена необоснованно

С судебным заявлением к СК обращаются, если страховщик незаконно занизил размер возмещения. Спор рассматривается в рамках дела о защите прав потребителей, поэтому от оплаты госпошлины истец освобожден.

Такие дела — компетенция судов общей юрисдикции, даже если истец — юридическое лицо (Постановление ВС РФ № 58 от 26.12.2017). Выбор мирового или районного отделения зависит от размера требований. Пострадавший обращается в суд по месту нахождения филиала СК или своему адресу (согласно Закону о ЗПП).

Иск готовят по правилам ст. 131 ГПК РФ. Указывают всех участников и наименование суда, обстоятельства, требования и их обоснование, список прилагаемых документов.

Более подробно смотрите материал «Исковое заявление по ОСАГО к страховой».

Сроки ремонта авто по новым правилам возмещения по ОСАГО

Таким образом, возмещение происходит в натуральной форме.

Важно! Обратите внимание на то, что такая процедура применяется в отношении тех соглашений о страховании, которые были заключены после того, как изменения в ФЗ № 49 вступили в юридическую силу, то есть с 29 апреля 2017 года. https://www.youtube.com/embed/BQKas4N6KCo

Итак, можно сделать вывод о том, что возмещение вреда, причиненного в ДТП, производится в натуральной форме только в отношении тех пострадавших, которые заключили соглашение о страховании со страховщиком после 29 апреля 2017 года.

Практически всех автовладельцев коснутся изменения в части замены страховой выплаты восстановительным ремонтом. Но есть категории лиц, которые смогут сомастоятельно выбирать, каким видом возмещения ущерба они предпочитают воспользоваться:

  • юридические лица;
  • владельцы грузовых автомобилей, мотоциклов, автобусов и других транспортных средств, не подпадающих под класс «легковые автомобили»;
  • владельцы автомобилей, не зарегистрированных в Российской Федерации.

Также есть перечень обстоятельств, при которых потерпевший имеет право самостоятельно выбирать между денежной выплатой и страховым возмещением в виде ремонта:

  • в договоре ОСАГО владельцем машины был указан конкретный автосервис, который на момент наступления страхового случая не имеет возможности произвести восстановительный ремонт;
  • в результате аварии здоровью потерпевшего был принесен тяжкий или средней тяжести ущерб;
  • владелец автомобиля является инвалидом любой группы.
  1. Возмещение в натуре.
  2. Выплата наличными.

Вне зависимости от того, будет это ремонт или деньги по ОСАГО, в течение 20 дней с момента подачи документов страховщик, согласно буквезакона, должен совершить одно из трех действий:

  • выдать направление на СТОА;
  • перечислить деньги;
  • направить аргументированный отказ.

Последний результат – тема особая и отдельная, а что предполагают первые два?

Экспертизу авто на предмет определения стоимости ремонта проводят не позднее 5 рабочих дней (ст. 12 ч. 10) с момента подачи заявления на возмещение. Само авто принимают не позднее 20 дней с момента подачи заявления. Ремонт длится не более 30 дней (ст. 15.2) с момента попадания авто в сервис.

Если есть противоречия по стоимости ремонта, то вы можете обязать страховую компанию организовать независимую экспертизу путем написания соответствующего заявления, стоимость которой входит в состав суммы возмещения убытков (ст. 12 ч. 14).

Ремонт из-за скрытых повреждений после ДТП может оказаться в несколько раз дороже

Далее в автосервисе был произведен ремонт и техническое обслуживание транспортного средства, однако денежных средств, выплаченных компанией, оказалось недостаточно – автомобиль получил скрытые повреждения, «которые не нашли отражения в первоначальном акте осмотра транспортного средства», это подтвердили эксперты, проводившие первичный осмотр.

«…составлено экспертное заключение, согласно которому величина расходов на ремонт транспортного средства составляет 154 920 рублей. При этом в данном заключении указано, что повреждения, отображенные в акте осмотра транспортного средства от 20 апреля 2017 г., являются следствием одного дорожно-транспортного происшествия» – классический случай! Более того, независимый эксперт насчитала стоимость восстановительного ремонта в 166 тыс. рублей. С учетом износа деталей.

Стоит ли говорить, что страховая компания отказала истцу в удовлетворении заявления о доплате страхового возмещения по причине наличия заключенного между сторонами соглашения об урегулировании страхового случая?

Уже осенью 2017 года – обратите внимание, с момента ДТП прошло 11 месяцев (!) – истец направил в адрес страховой компании претензию о расторжении соглашения об урегулировании страхового случая и доплате страхового возмещения на основании независимой оценки. Она была оставлена без удовлетворения

После этого автомобилист подал в суд.

Суд первой инстанции и апелляционный суд отказали в удовлетворении исковых требований:

«…суды исходили из того, что истец реализовал свое право на получение страхового возмещения путем заключения с АО «Объединенная страховая компания» соглашения об урегулировании страхового случая. Обязанность по оплате оговоренной страховой выплаты страховщиком исполнена, а доказательств, свидетельствующих о заключении соглашения об урегулировании страхового случая под влиянием существенного заблуждения, суду не представлено».

Решение Верховного суда РФ

1. ВС подтвердил, что заключение со страховщиком соглашения об урегулировании страхового случая без проведения независимой технической экспертизы является реализацией права потерпевшего на получение страхового возмещения:

Пунктом 12 статьи 12 указанного выше закона (Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ) предусмотрено, что в случае, если по результатам проведенного страховщиком осмотра поврежденного имущества или его остатков страховщик и потерпевший согласились о размере страховой выплаты и не настаивают на организации независимой технической экспертизы или независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков, экспертиза не проводится.

2. Да, после исполнения страховщиком обязательства по выплате в размере, согласованном сторонами, оснований для взыскания каких-либо дополнительных убытков нет. Однако при наличии оснований для признания соглашения недействительным потерпевший вправе обратиться в суд с иском о его оспаривании и о взыскании суммы страхового возмещения.

3. Далее, Верховный суд отметил, что «согласно пункту 1 статьи 178 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел».

Заблуждение предполагается достаточно существенным, в частности, если сторона заблуждается в отношении обстоятельства, которое она упоминает в своем волеизъявлении или из наличия которого она с очевидностью для другой стороны исходит, совершая сделку. По смыслу указанной статьи, заблуждение может проявляться, в том числе, в отношении обстоятельств, влияющих на решение того или иного лица совершить сделку.

Таким образом, заявитель исходил из отсутствия скрытых повреждений в транспортном средстве, способных привести к значительному увеличению стоимости восстановительного ремонта транспортного средства и, как следствие, повлиять на размер подлежащего выплате страхового возмещения. Он бы не заключил соглашения, если бы знал о действительном положении дел с технической точки зрения

Это очень важный момент, при этом не менее важно, что суды, ранее рассматривавшие дело, не обращали на это внимание

Ну и финальное слово судебной коллегии по гражданским делам ВС:

при заключении этого соглашения автовладелец, не имея специальных познаний, полагался на компетентность специалистов, проводивших первичный осмотр автомобиля. Он исходил из добросовестности их поведения и отсутствия в будущем негативных правовых последствий для себя как участника сделки.

Добавить комментарий