Знаток Финансов

ДТП со скутером. Страховой случай?

Условия получения страхового возмещения

Правила дорожного движения РФ (Постановление Правительства РФ № 1090 от 23.10.1993 в редакции от 10.09.2016) выделяют три типа участников дорожного движения — водителей, пассажиров и пешеходов. Выплата по ОСАГО по случаю гибели прямо зависит от степени вины в случившемся, однако, как было сказано выше, каждый вправе воспользоваться правом гражданского иска для взыскания с виновника.

Смертельный исход: Водителя Пешехода Пассажира
Невиновен До 500 тыс. руб. До 500 тыс. руб. До 500 тыс. руб.
Виновен Гражданский иск Ничего (если своими действиями помешал водителю, что привело к ДТП)
Обоюдная вина По решению суда Гражданский иск Гражданский иск

Степень вины пассажира в ДТП практически не рассматривается в рамках расследования ДТП, хотя он вправе оказать прямое влияние на водителя (отвлечь, попытаться вырвать руль, затеять драку). Если авария произошла, и буйный пассажир получил телесные повреждения и погиб, он считается виновником и выплата за утрату жизни и здоровья не производится. Водитель, соответственно, становится потерпевшим.

При наступлении страхового случая к месту ДТП незамедлительно вызываются сотрудники ГИБДД (европротокол при травматизме и смертельном исходе не применяется), которые составляют протокол или постановление и выдают справку о ДТП. С ней и рядом иных документов официальные представители потерпевшего обращаются в страховую компанию за возмещением. Вот перечень стандартных документов, необходимых для передачи в страховую компанию:

  • копия гражданского паспорта погибшего;
  • справка о смерти в результате вреда, полученного в ДТП;
  • справка о ДТП с указанием погибшего лица;
  • справка о родственных связях между заявителем и погибшим;
  • документы, указывающие на ухудшение жизни наследников;
  • иные документы.

Ответственность за инсценировку

Закон «О страховании» разрешает страховщикам заниматься расследованием аварии, запрашивать необходимые сведения в медучреждениях, ГИБДД, следственных отделах, банках. Вопросами возможной фиктивности ДТП в больших страховых компаниях занимаются специальные управления или отделы, специализирующиеся по борьбе с автомошенниками. Сотрудники таких отделов — в прошлом инспекторы ГИБДД, аварийные комиссары, следователи из полиции. Сомнительные случаи расследуются с особой тщательностью: перепроверяются показания свидетелей и сторон, тщательно анализируются детали аварии. Любое несоответствие может стать толчком к раскрытию подлинной картины преступления.

Если мошенничество доказано, то виновные не просто лишаются выплат по страховке. Компании, как правило, передают дело в суд, где выносится решение о наказании виновного на основании статьи 159.5 Уголовного кодекса. Статья предусматривает штраф (до 120 000 рублей или годовой доход виновного лица), исправительные работы до одного года, арест на 4 месяца, лишение свободы (до 2 лет). Приговор зависит от тяжести преступления, количества участников преступной группы, их должностей и других деталей дела.

Распространенные схемы

Одной из наиболее распространенных схем фиктивных аварий является ремонт (замена) имеющихся повреждений за счет страховщика. Владелец страхует авто с повреждением, а при аварии фиксирует дефект как следствие удара. По аналогичному принципу ремонтируют авто и те, кто деформировал машину, а права на выплаты не имеет (вождение в нетрезвом виде, управление лицом, не внесенным в договор ОСАГО и др.). Прибегают к незаконным схемам и клиенты КАСКО. Когда срок договора истекает, владелец авто разбивает, например, переднюю фару, которая потускнела из-за длительного использования. Инцидент оформляется как ДТП, и владелец получает возмещение или установку новой фары за счет страховки.

Получение двойной выгоды также является одним из наиболее частых сценариев подставных аварий. Виновник и потерпевший мирно решают вопрос без оповещения ГИБДД. Пострадавшая сторона получает наличными компенсацию ущерба, а водитель, ставший причиной происшествия, уезжает. После этого потерпевший вызывает наряд автоинспекции и регистрирует ДТП, утверждая, что виновник скрылся с места происшествия. Владелец авто компенсирует свой ущерб в двойном размере. Существенную выгоду получают и мошенники, заявившие об угоне. По договору КАСКО может выплачиваться солидная компенсация, в некоторых случаях составляющая полную стоимость машины. Авто при этом распродается по запчастям или отправляется на переделку (меняются номера, цвет, опции, агрегаты и др.), а затем реализуется.

Что делать, если виновник аварии не признает свою вину

Порой при ДТП возникает спорная ситуация, в которой сложно установить нарушителя, либо он отказывается признавать свою вину. Многие не знают, что делать в этом случае и доводят ситуацию до неприемлемой. При этом правильный порядок действий, если виновник не признает свою вину, представляет собой следующий алгоритм:

  • оставить машину в исходном состоянии, при этом нужно включить аварийную сигнализацию и поставить на дорогу специальные знаки;
  • вызвать сотрудника ГИБДД для фиксации происшествия;
  • обратиться в страховую компанию;
  • обратиться в ГИБДД, чтобы документально зафиксировать все факты, влияющие на принятие в суде решения по виновному лицу – свидетели происшествия также должны прийти и представить свои показания.

В ситуации, когда нарушитель не признает свою вину, лучше прибегнуть к помощи грамотного юриста. Иногда сотрудники ГИБДД предлагают подождать два месяца и договориться с виновником, ведь по истечении этого срока протокол об административном нарушении уже нельзя составить. Но это чревато проблемами с получением компенсации от страховщика, ведь все компании требуют незамедлительного предоставления документов по аварии.

Важно! Законодательного основания отказать в выплате при позднем предоставлении документов у страховой компании нет, так как четких сроков не предусмотрено, а срок исковой давности по гражданским делам составляет 3 года.

Иногда случается, что виновник, ранее признавший свою вину, впоследствии отказывается от своих слов и обращается в суд. В этом случае потерпевшему придется доказывать свою правоту в судебном разбирательстве, и эта процедура может затянуться на несколько месяцев.

Отказ нарушителя признать свою ответственность является частой практикой, ведь по ОСАГО выплаты положены только пострадавшему

Поэтому важно самостоятельно производить видео- и фотосъемку места происшествия, давать четкие показания при составлении протокола и оставлять у себя копии документов о ДТП. Все это поможет доказать свою правоту в суде

Как доказать свою правоту

Оказавшись в подобной ситуации, очень важно сохранять спокойствие и не поддаваться на уговоры мошенников. Вызов ГИБДД на место происшествия обязателен, причем делать это нужно со своего телефона

В последнее время мошенники активно используют фальшивые удостоверения и форму, поэтому записать номера прибывшей патрульной машины и фамилии сотрудников тоже необходимо. Не следует опасаться физической расправы, в крайнем случае нужно запереться в своем авто и по телефону вызывать полицию.

Важно!

Ни в коем случае не следует покидать место аварии, съезжать на обочину. Оставление места ДТП предполагает ответственность по ч.2 ст.12.27 КоАП РФ, поэтому дождаться прибытия сотрудников полиции нужно не двигая машину с места. Время ожидания можно провести с пользой — попытаться найти свидетелей ДТП. Это могут быть прохожие, водители соседних машин, пассажиры

Главная цель бандитов — убедить водителя в необходимости дорогостоящего ремонта их автомобиля. Ни в коем случае нельзя поддаваться на уговоры и отдавать наличные деньги, покидать место аварии до приезда сотрудников ДПС. Полезно иметь при себе контактные данные проверенного специалиста по юридическим вопросам. Звонок такому человеку поможет сохранить спокойствие и составить правильный порядок действий.

Основные виды мошенничества в сфере страхования автомобилей

На сегодняшний день придумано множество схем мошенничества. Самыми используемыми считаются следующие незаконные действия:

  • Страховка задним числом после ДТП. В этом случае заключение договора страхования происходит после аварии. Цель — переложить ответственность водителя за аварию на страховую компанию и получить компенсацию.

  • Инсценировка аварии, подмена водителя. После ДТП место человека, сидевшего за рулем, занимает водитель данные которого вписаны в страховой полис. Данный способ широко практикуется в крупных городах, так как доказать факт подмены водителя практически невозможно.

  • Автомобиль получает незначительные повреждения, после чего следует преднамеренная порча машины в результате фиктивного ДТП.

  • Аферы непосредственно с бланками и страховыми документами. К сожалению, сотрудники страховых компаний не всегда законопослушны. Участились случаи преднамеренной порчи бланков, фальсификация результатов экспертиз после аварии.

Способов распознавания незаконной схемы существует немало, например специалисты экспертных комиссий пользуются специальными компьютерными программами, позволяющими распознать несоответствие повреждений автомобиля. Раскрытию мошеннических схем мешает отсутствие единой базы застрахованных транспортных средств.

Сколько я получила по программе страхования банка

Существует международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ). МКБ-10 называется так, потому что этот документ пересматривается раз в год уже на протяжении 10 лет.

МКБ-10 — это нормативный документ в трех томах, где хранится вся информация о болезнях, коды диагнозов и стандарты оказания медицинской помощи. Этим нормативным документом пользуются все: и врачи, и страховщики.

Например, страховая компания моего банка по каждому коду диагноза установила определенный размер страховой выплаты и отразила их в страховом полисе к кредитному договору.

По моим повреждениям коды диагнозов и размеры страховых выплат выглядят так:

  1. S02.2 Перелом костей носа открытый — 2% суммы кредита;
  2. S01.2 Открытая рана головы (лица), требующая наложения шва при сроках лечения от 14 дней до 21 дня, — 4% суммы кредита;
  3. S02.20 Перелом костей носа закрытый — 2% суммы кредита.

А вот код S02.3 «Перелом дна глазницы», по которому мне делали операцию, в страховом полисе не предусмотрен. Возможно, потому, что это самый распространенный вид травмы из-за хрупкости костей в этой части лица.

Всего мне полагалось 8% суммы кредита. Это и есть размер компенсации. Программа страхования жизни на 5 лет мне обошлась в 89 118 рублей.

За страховой случай я получила 47 529,52 рублей, это 8% суммы кредита.

Сейчас экспертиза установила, что у меня средняя степень тяжести вреда здоровью. Это значит, что по коду «S01.2 Открытая рана головы (лица), требующая наложения шва» страховая выплата составляет 6% суммы кредита. В связи с этим страховая компания моего банка предложила мне подать апелляцию на перерасчет страховой выплаты.

На что по закону может рассчитывать пострадавший в ДТП

По закону компенсацию вреда пострадавшему в ДТП — пассажиру или пешеходу — выплачивает владелец транспортного средства, из-за которого произошла авария.

Виновник ДТП возмещает вред здоровью пострадавшего, потерянный заработок на период восстановления и затраты на лечение. Всё это — имущественный вред, который возмещается наряду с моральным ущербом.

Автомобилисты обязаны страховать гражданскую ответственность. Поэтому вред пострадавшему в ДТП возмещается за счет страховой компании виновника, если у него есть полис ОСАГО.

Максимальная страховая сумма при причинении вреда жизни или здоровью по полису ОСАГО — 500 тысяч рублей. Страховая сумма выплачивается двумя частями.

Первая часть страховой выплаты — за повреждения, которые были получены в ДТП. Ее можно и нужно получить сразу после аварии — в течение 20 календарных дней. Об этом мне сообщили адвокаты и правозащитники, с которыми я консультировалась, — хотя сотрудники ДПС уверяли, что страховую сумму невозможно получить, пока не установлена степень тяжести повреждений и нет постановления суда о виновнике ДТП.

Пострадавший в аварии вправе получить часть страхового возмещения по полису ОСАГО без установления степени тяжести и постановления суда.

Существуют правила расчета и нормативы, которые определяют сумму страхового возмещения. Они утверждены Правительством РФ. Страховая сумма по тарифной сетке — это процент максимальной страховой суммы возмещения вреда жизни или здоровью, то есть он высчитывается от 500 тысяч рублей. По каждому повреждению свой норматив — процент. Например, за перелом черепа в зависимости от места перелома выплачивают от 5% до 25% страховой суммы. За повреждение органов зрения — от 5% до 15% в зависимости от тяжести повреждения.

Вторая часть страховой выплаты. После установления степени тяжести вреда выплачивается вторая часть страховой суммы. Она включает в себя лечение сверх полиса ОМС, потерянный в период нетрудоспособности заработок и стоимость лекарств и дополнительных обследований.

Степень тяжести вреда напрямую влияет на сумму потерянного заработка в период лечения. Например, при средней тяжести, как у меня, лечение и восстановление длятся более 21 дня. При легкой — до 21 дня включительно.

На вторую часть выплаты можно претендовать, когда на руках есть судебно-медицинская экспертиза и постановление суда по делу об административном нарушении.

Пока я получила только первую выплату по тарифной сетке. 19 ноября состоялся суд, который установил вину водителя Шкоды. Мне выдали на руки постановление суда, и сейчас я собираю документы на получение второй части страховой суммы по полису ОСАГО.

Траты на лекарства и обследования включены в выплату по тарифной сетке. Дополнительно страховая возмещает только сумму, которая превышает фиксированную выплату.

Например, мне по тарифной сетке выплатили 25 250 Р. Мои траты на лекарства, дополнительное платное обследование и лечение травмированного зуба в клинике составляют 19 833 Р. Эту сумму по полису ОСАГО мне не возместят, потому что она не превышает выплаченной ранее суммы.

Если бы на лекарства и дополнительное лечение я потратила 35 000 Р, по полису ОСАГО мне возместили бы 9750 Р. Но надо было бы предоставить подтверждения, что именно эти лекарства, бинты, мази и капли выписал мне мой лечащий врач. Всё, что я не смогла бы подтвердить документально, не оплатили бы.

Что делать со страховкой, если попал в ДТП

От действий при наступлении страхового случая, выполняемыми участниками ДТП, зависит размер компенсации и своевременное её получение. В случае дорожно-транспортной аварии водители должны придерживаться порядка, установленного Правилами ОСАГО и ПДД.

Алгоритм действий, предусмотренных ПДД, направлен на:

  • обеспечение на дороге дальнейшей безопасности для других участников движения;
  • сохранение места аварии в нетронутом виде, чтобы можно было установить виновника происшествия;
  • оказание помощи пострадавшим, сохранение жизни пострадавших.

В случае совершения ДТП участники должны:

  • включить сигнализацию и выставить предупреждающий знак;
  • вызвать скорую помощь для пострадавших;
  • не перемещать автомобиль и не поднимать предметы после аварии;
  • сохранить фото и видео повреждений на телефон;
  • вызвать ГИБДД;
  • позвонить в СК, указать место столкновения и описать повреждения.

Это позволит грамотно оформить факт аварии и избежать штрафных санкций за нарушение правил на дороге. При наступлении страхового случая по ОСАГО участники ДТП должны остаться на месте и вызвать сотрудников ГИБДД, которые должны составить:

  • протокол об административном правонарушении, который предъявляется виновнику аварии;
  • приложение к протоколу с подробным описанием повреждений транспортного средства;
  • справку об аварии;
  • схему ДТП.

Скачать типовые схемы

Не стоит соглашаться, если сотрудники ГИБДД предложат самостоятельно оценить причиненный ущерб и вписать его в протокол.

Если пострадавшему был нанесен вред средней и тяжелой степени, то понадобится еще справка от врачей скорой помощи и акт медицинского свидетельства осмотра водителей на наличие алкогольного или наркотического опьянения.

Водители могут сами заполнить европротокол, который дает возможность участникам аварии урегулировать последствия дорожно-транспортного происшествия без привлечения инспекции ГИБДД. Составление документа возможно, если между ними нет разногласий и размер ущерба не превышает 100 тыс. рублей, а для жителей Москвы и СПб — 400 тыс. рублей. В таком случае никто из водителей не будет привлечен к административной ответственности. Договорившись о размере ущерба, участник аварии могут посетить отделение Госавтоинспекции с уже составленной схемой ДТП.

Также участники аварии должны иметь действующие полисы ОСАГО, а в дорожном происшествии не должно быть пострадавших, и другому имуществу не был нанесен вред, кроме самих автомобилей. После оформления ДТП по европротоколу виновный в столкновении обязан отправить своей страховой компании заполненное «Извещение о ДТП», иначе страховщик имеет право требовать возврата денег, которые были выплачены пострадавшей стороне или потрачены им на ремонт автомобиля.

От действий участников после аварии зависит не только страховая компенсация, но и административные дела или судебные разбирательства. Чтобы интересы пострадавшей стороны были защищены, то лучше вызвать аварийного комиссара.

Аварийный комиссар может:

  • оказать медицинскую помощь и психологическую поддержку;
  • вызвать эвакуатор и машину скорой помощи;
  • опросить свидетелей;
  • оценить степень повреждений для страховки и составить схемы;
  • сделать фото с места аварии;
  • помочь в составлении документов;
  • доставить потерпевшего домой на такси.

Вызов аварийного комиссара зачастую оправдан при подозрениях на действия мошенников. Он быстро их вычислит, защитив интересы потерпевшего. Лучше вызывать независимого комиссара, а не представителя страховой компании, чтобы он не старался уменьшить сумму по выплате.

В какое время после ДТП нужно обратиться в страховую? Пострадавшему водителю после получения всех документов необходимо обратиться к страховщику не позднее 5 дней.

В страховую фирму виновника заявление подается только при участии в аварии нескольких транспортных средств. Для страховой потребуется также заполненный участниками бланк-извещение ДТП. Более подробно о перечне необходимых документов и их грамотном оформлении можно прочитать в других статьях на сайте.

Итак, при наступлении страхового случая при аварии на дороге есть два варианта развития событий: оформление факта ДТП инспекторами ГИБДД или самостоятельно по европротоколу. Факт дорожно-транспортного происшествия должен быть обязательно подтвержден документально, документы заполнены с соблюдением требований нормативных актов и переданы в СК для получения компенсации в течение установленного законом срока.

Как быть, если виновник скрылся?

Оставление места ДТП является серьезным правонарушением действующего на территории нашего государства законодательства. Этот момент регламентируется правилами дорожного движения.

  • изъятие водительского удостоверения на срок до полутора лет;
  • административный арест сроком до 15 суток.

Если правонарушитель, спровоцировавший аварийную ситуацию во дворе, скрылся, то необходимо зафиксировать как можно больше данных о его транспортном средстве (номерной знак, цвет ТС, отличительные особенности и т.п.).

Все дальнейшие действия осуществляются согласно действующим правилам нормативно-правового регламента (ограждение места ДТП соответствующими аварийными знаками, вызов сотрудников ГИБДД, скорой, полиции и т.п.).

Оставление места происшествия вовсе не означает, что беглец автоматически признается виновником ДТП. Его причастность к совершению правонарушения должна быть доказана согласно регламенту действующего законодательства. Но при этом он не освобождается от наказания за оставление места аварии.

Оформление ДТП во дворе

Как правило, при возникновении дорожного происшествия во дворе или на парковке размер причиненного вреда не очень велик. Поэтому наиболее оптимальным вариантом разрешения ситуации – это составление Европротокола. Но при этом каждый участник инцидента должен помнить, что сможет получить страховую выплату не более, чем 50 тысяч рублей.

  1. Включаем аварийку, выставляем соответствующий знак.
  2. Проводим предварительную оценку размера причиненного вреда.
  3. Собираем контакты всех очевидцев.
  4. Составляем схему ДТП.
  5. Фиксируем место происшествия, повреждения авто на фото- или видеокамеру.
  6. Заполняем Европротокол (если вы не знаете, как это делается, то в комплекте с протоколом должна быть инструкция).
  7. Обращаемся в страховую фирму с целью получения компенсационной выплаты.

Если же страховщик отказывает вам в выплате, то необходимо поинтересоваться причиной такого решения. Не получив вразумительного ответа, вы имеете полное право пожаловаться на неправомерные действия страховой организации.

Для этого есть масса контролирующих органов:

  • Российский Союз Автостраховщиков;
  • Федеральная антимонопольная служба;
  • прокуратура;
  • Центральный Банк РФ;
  • Федеральная служба по вопросам финансовых рынков;
  • ну и, в конце концов, – суд.

Надеемся, эти советы помогут вам добиться справедливости, если вы стали участником ДТП во дворе. Удачи!

Что делать, если с вас пытаются взыскать разницу по ОСАГО?

Мы считаем, что лицо, к которому потерпевшим предъявлены требования о возмещении разницы между страховой выплатой и фактическим размером причиненного ущерба, не лишено права ходатайствовать о назначении соответствующей судебной экспертизы, о снижении размера, подлежащего выплате возмещения и выдвигать иные возражения.

Дело в том, что расчет выплаты или произведенный ремонт могли быть завышены изначально или, например, судебная экспертиза укажет на ненадобность замены некоторых частей транспортного средства и были ли они заменены потерпевшим вообще.

В частности, Конституционный Суд РФ указал, что размер возмещения, подлежащего выплате лицом, причинившим вред, может быть уменьшен судом, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела будет с очевидностью следовать, что существует иной, более разумный и распространенный в обороте способ исправления повреждений подобного имущества. Кроме того, такое уменьшение допустимо, если в результате возмещения причиненного вреда с учетом стоимости новых деталей, узлов, агрегатов произойдет значительное улучшение транспортного средства, влекущее существенное и явно несправедливое увеличение его стоимости за счет лица, причинившего вред (например, когда при восстановительном ремонте детали, узлы, механизмы, которые имеют постоянный нормальный износ и подлежат регулярной своевременной замене в соответствии с требованиями по эксплуатации транспортного средства, были заменены на новые).

Провокация ДТП — схемы подставных аварий

В вышеперечисленных случаях водитель так или иначе участвует в противозаконных схемах. Однако существуют целые преступные группировки, жертвами которых может стать любой законопослушный водитель. Этот вид мошенничества широко распространен, а прибыли мошенников исчисляются миллионами рублей. Цель — преднамеренная провокация намеченной жертвы и последующее вымогательство денежных средств.

Распознать мошенников сложно, в инсценировке участвуют несколько машин, зачастую прибегают к помощи недобросовестных сотрудников ГИБДД и страховых компаний. Признаками автоподставы можно считать следующие ситуации:

  • Настойчивые просьбы уступить дорогу от движущегося позади автомобиля, машина пособников движется справа. Как только водитель начинает маневр перестроения, автомобиль резко подставляется под удар;

  • Необоснованное резкое торможение впереди идущего автомобиля;

  • Наличие свидетелей, говорящих заведомую ложь;

  • Настойчивые требования «потерпевших» решить вопрос на месте, без привлечения сотрудников ГИБДД.

Юридическая консультация
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

Получить консультацию

Чересчур эмоциональное или агрессивное поведение «пострадавших» также должно насторожить водителя. Чаще всего повреждения автомобиля мошенников минимальны, но жертву пытаются убедить в обратном.

Добавить комментарий