Знаток Финансов

Как получить полис ОСАГО

Классификация выплат

С учетом того, что дорогостоящие автомобили встречаются гораздо чаще, ОСАГО далеко не всегда покрывает всю стоимость их ремонта.

Принцип выплаты по ДСАГО заключается в том, что сначала происходит погашение суммы по ОСАГО, а из дополнительного договора оплачивается только недостающая сумма.

Как уже говорилось выше, законодательство предусматривает определенную сумму выплат. В частности, если вред был нанесен транспортному средству, то максимальный размер выплаты составляет 400 000 рублей.

Раньше законодательство устанавливало максимальную сумму выплаты также для тех случае, когда вследствие ДТП пострадали несколько транспортных средств или несколько физических лиц.

Сегодня же законодательство гласит, что страховая компания должна выплатить до 400 000 рублей для каждого транспортного средства и до 500 000 для каждого пострадавшего физического лица.

Из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что законодательство тщательно регулирует порядок и процедуру оформления полиса ОСАГО.

При этом за несоблюдение обязательных законодательных требований лицо может быть привлечено к ответственности. Именно поэтому к процедуре страхования необходимо относиться очень серьезно.

Виды страхования транспортных средств предполагают и добровольный вариант страхования автогражданской ответственности. Одним из видов такого страхования является ДСАГО. Такой полис не обязателен для оформления, поскольку не является отдельной программой, а только лишь дополнением к основному обязательному страхованию.

Выплата по ДСАГО, в отличие от ОСАГО может составлять до 3 млн. рублей, что превышает даже возможности КАСКО. При этом лимиты могут быть и менее крупными: до 1, 1,5, 2 млн. рублей, а также 600-700 тыс. ДСАГО может быть:

  • ограничено по количеству допущенных до управления;
  • без ограничения по количеству водителей.

В последнем случае полис будет стоить дороже, поскольку вероятность наступления аварии более высокая.

При этом, КАСКО является видом страхования имущества, а ДСАГО – автогражданской ответственности. Доплата может составлять 1-4 тыс. рублей, в зависимости от факторов, влияющих на стоимость полиса ОСАГО, а также от максимально возможной суммы, которая устанавливается владельцем автомобиля.

Покрытие ущерба, полученного в результате ДТП — это главная задача, которую решает полис ОСАГО.

Размер компенсации, на которую могут рассчитывать участники ДТП, строго регламентирован.

Компенсации первого типа имеют следующие ограничения:

  1. Если в ДТП двое участников — лимит выплаты составляет 120 тысяч рублей.
  2. При участии в ДТП трех и более объектов лимит составляет 160 тысяч рублей на всех участников.

Ограничение компенсаций по здоровью и жизни: каждый пострадавший в дорожно-транспортном происшествии может рассчитывать в выплате до 160 тысяч рублей.

Кроме того каждому автовладельцу стоит помнить о том, что по одному полису ОСАГО можно выплатить сумму, не превышающую 400 тысяч рублей. В большинстве ситуаций таких сумм вполне достаточно для того, чтобы покрыть весь нанесенный ущерб, в иных ситуациях разность придется выплачивать виновнику ДТП самостоятельно.

Особенности страхования б/у автомобилей

Страхование машины имеет некоторые тонкости, особенности, знание которых может помочь
сэкономить некоторую сумму денег. Это касается не только КАСКО, но и ОСАГО.

ОСАГО для б/у автомобиля

Для оформления полиса автогражданки согласно закону, дается 10 дней после дня
приобретения. Без нее машина на машине нельзя ездить. Если нужна транспортировка, тогда
следует пользоваться услугами эвакуатора или просить перегнать авто старого владельца.
Если же машина прошла ТО, оформить полис можно даже дома через Интернет, выбрав
любую компанию, предоставляющую такую услугу.

КАСКО для б/у автомобиля

При оформлении страховки на свой приобретенный автомобиль с пробегом следует сначала
найти компанию, которая согласиться взять ее под защиту. Преимущество отдается
отечественному автопрому возрастом до 7 лет и иномаркам, возрастом до 10 лет. Оформить
полис можно по программе для новых авто: цена будет дороже, но и вероятность того, что
новая машина сломается ниже. При оформлении будет 2 варианта возмещения ущерба:

  • с учетом износа;
  • без учета износа.

Возмещение убытков на условиях “полной гибели”

Если выплата страхового возмещения производится на условиях “полной гибели” автомобиля, у организации-страхователя снова возникают доходы и расходы. Доходом будет сумма возмещения, полученная от страховой компании (учет доходов в бухгалтерском и налоговом учете описан выше). А расходы организации в этом случае – остаточная стоимость не подлежащего восстановлению автомобиля.

В учете списание автомобиля, не подлежащего ремонту, производится на основании акта о списании автотранспортных средств по форме N ОС-4а , который оформляется на основании акта о ДТП, выданного в ДПС. О факте списания также делается отметка в инвентарной карточке учета основных средств (форма N ОС-6). Если в соответствии с договором страхования остатки ТС остаются в распоряжении страхователя, то нужно поставить на учет металлолом и оставшиеся годные запчасти по рыночной стоимости. Полученный при списании автомобиля металлолом, а также запасные части учитываются на счете 10, субсчет 10-6 “Прочие материалы”, в корреспонденции с субсчетом 91-1 “Прочие доходы”.

Утверждена Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.

В налоговом учете согласно пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам относятся, в частности, расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации. Причем расходы в виде сумм недоначисленной амортизации включаются в состав внереализационных расходов только по объектам амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется линейным методом. Объекты амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется нелинейным методом, выводятся из эксплуатации в особом порядке.

Пример 2. В результате ДТП поврежден автомобиль “КамАЗ” 2009 года выпуска, принадлежащий ООО “Импульс”. Первоначальная стоимость автомобиля – 1 600 000 руб. Срок полезного использования автомобиля – 80 месяцев. Страховая сумма – 1 600 000 руб. На момент аварии ТС находилось в эксплуатации шесть месяцев. Стоимость ремонта застрахованного авто превысила 75% страховой стоимости, и страховщиком принято решение выплатить возмещение на условии “полной гибели”. Согласно условиям договора страхования износ за первый год эксплуатации авто составляет 20% от стоимости. Остатки ТС остаются в распоряжении страхователя (рыночная стоимость оставшихся от авто деталей – 100 000 руб.).

В бухгалтерском учете ООО “Импульс” будут составлены проводки:

             Содержание операции            
  Дебет 
 Кредит 
  Сумма,     руб.   
Списана первоначальная стоимость ТС         
  01-2  
  01-1  
 1 600 000
Списана начисленная амортизация             (1 600 000 руб. / 80 мес. x 6 мес.)         
   02   
  01-2  
   120 000
Списана остаточная стоимость ТС             (1 600 000 - 120 000) руб.                  
  91-2  
  01-2  
 1 480 000
Оприходованы детали с разобранного авто     
  10-6  
  91-1  
   100 000
Получено решение о выплате возмещения       (1 600 000 руб. - 1 600 000 руб. x 20% /    12 мес. x 6 мес.)                           
  76-1  
  91-1  
 1 440 000
Получено страховое возмещение от страховщика
   51   
  76-1  
 1 440 000

Заметим: в правилах страховых компаний присутствует пункт о том, что в случае неуплаты в установленные договором страхования сроки страховой премии или ее части (взноса) страховщик полностью освобождается от выплаты страхового возмещения с даты, указанной в качестве срока уплаты взноса, если иное не предусмотрено договором страхования (данное положение основано на п. 3 ст. 954 ГК РФ)

Поэтому очень важно помнить о графике платежей страховых взносов во избежание споров со страховой компанией. Тем более что в подобных ситуациях суды встают на сторону страховщика

Например, арбитры Пермского края в Постановлении от 18.07.2008 N А50-7357/2008-Г6 пришли к выводу, что, поскольку обязанность по уплате страхового взноса не была надлежаще исполнена истцом, довод последнего о нарушении его права на страховую выплату является необоснованным, с чем согласился ВАС в Определении от 03.03.2009 N 1642/09.

Что такое автострахование и зачем оно нужно

В случае с автострахованием взаимоотношения сторон договора касаются транспорта страхователя. Компенсационные выплаты поступают на его счет в случае наступления страховых случаев, связанных с автомобилем, например, при повреждении, краже, а также для обеспечения автогражданской ответственности при повреждении транспорта третьих лиц при ДТП, виновником которого признан клиент страховщика.

https://www.youtube.com/watch?v=2nKbwx4Wtqg

ОСАГО регулируется следующими ФЗ и НПА (включая, но не ограничиваясь):

  • Глава 48 ГК РФ (общие нормы о любом виде страхования);
  • Глава 59 ГК РФ (о том, как возмещаются убытки потерпевшим в случае, если у причинителя вреда нет полиса);
  • Закон 40;
  • Положение ЦБ № 431-П от 19.09.2014 «О Правилах…»;
  • Указание Центрального Банка № 5000-У от 04.12.2018 года «О предельных…» (о порядке расчета страховой премии);
  • 170-ФЗ от 01.07.2011 года «О техническом…» (о порядке получения диагностической карты, которая необходима для оформления полиса);
  • различные международные договоры РФ в области обязательного автострахования (ч. 2 ст. 2 Закона 40).

Разновидности ОСАГО

На сегодняшний день ОСАГО оформляют в двух видах страховок на авто:

  1. Условия ограниченной страховки на автомобиль следующие: ограничение заключается в количестве человек, которые будут иметь возможность управлять застрахованным транспортным средством. Если же за руль сядет посторонний, не вписанный в полис человек, то за это могут выписать штраф. К тому же если он еще и попадет в ДТП, то страховка не выплатит ни копейки.
  2. Страховой полис без ограничений. Соответственно, разница очевидна — автомобилем сможет управлять неограниченное количество человек.

Из-за такого различия в условиях стоимость ОСАГО различается. Ограниченный полис, разумеется, будет стоить дешевле. Сроки действия в обоих вариантах одинаковы — каждую страховку можно оформить на три месяца, полгода или год. Для водителей, которые ездят только в определенный сезон (например, только летом) можно оформить сезонный полис ОСАГО.

КАСКО

Данный вид страхования без проблем занял место среди самых популярных продуктов страхования. Главная отличительная особенность КАСКО в том, что предметом страхования является объект, а не ответственность владельца.

Данный вид автострахования предоставляет полную финансовую защищенность ТС. Полис относится к добровольному страхованию. Также наличие ОСАГО не нивелирует обязанность покупки полиса ОСАГО.

В некоторых случаях, к примеру, при оформлении кредита в автосалоне, продавец может потребовать оформление КАСКО.

КАСКО, в полном варианте, включает в себя защиту от:

  • угона автомобиля;пожара, нанесшего ущерб авто;
  • действий преступников;
  • ущерба, причиненного животными;
  • ущерба от падения предметов на автомобиль;
  • стихийных бедствий.

Полное КАСКО имеет не самую низкую цену, из-за чего некоторые автомобилисты производят страхование своей машины только от некоторых, самых частых, страховых случаев.

На стоимость подобного КАСКО влияет:

  • стаж вождения;
  • показатели аварийности водителя;
  • перечень страховых случаев, предусмотренных полисом;
  • популярность марки и модели вашей машины среди автоугонщиков;
  • частота ДТП с участием данной марки и модели автомобиля.

Средняя стоимость полного КАСКО для недорогих иномарок составляет от 30 000 до 100 000 рублей в год. Цена, говоря прямо, значительная, но цель оправдывает средства.

Крайний верхний предел компенсации составляет 2 000 000 рублей или 100% возмещение стоимости уничтоженного авто. Только в случае возмещения стоимости будет учитываться остаточная цена автомобиля, а не рыночная.

Еще одним отличием КАСКО является самостоятельное регулирование тарифов страховщиками. Возможность уменьшить стоимость полиса имеются, но их не так много. К примеру, некоторые автовладельцы приобретают полис с франшизой, что позволяет снизить его стоимость. Однако при выплате компенсации страховая компания вычтет стоимость франшизы из общей суммы.

По сравнению с ОСАГО, отказов в возмещении ущерба здесь гораздо меньше.

Главные основания для отказа в выплате компенсации:

  • Водитель покинул место ДТП;
  • Водитель находился в нетрезвом состоянии, на момент происшествия.

Плюсы КАСКО:

  • Широкий спектр страховых случаев;
  • Крупные компенсации;
  • Ущерб будет возмещен вне зависимости от наличия вины страхователя.

Минусы КАСКО

  • Цену сложно назвать низкой
  • Существуют ограничения в отношении некоторых автомобилей. ТС с длительным сроком эксплуатации часто попадают под отказ.

Несчастные случаи и КАСКО

КАСКО можно применить и на страхования здоровья, жизни каждого человека, который находился в автомобиле во время инцидентов из списка:

  • пожары;
  • взрывы;
  • происшествия на дороге;
  • стихийные бедствия.

Если какое-либо из вышеприведенных обстоятельств привело к смерти, увечьям или утрате трудоспособности (исключением являются инвалиды I и II группы), то будет выплачено возмещение. Спектр страховых рисков КАСКО определяется по предпочтениям страхователя, а стоимость определяется страховщиком.

КАСКО

КАСКО – один из видов добровольного страхования ответственности. Автомобиль, защищенный такой системой, находится под полной финансовой защитой. При этом КАСКО – это не страхование ответственности автовладельц, а защита от ущерба, нанесенного автомобилю

В этом случае неважно является ли автовладелец виновником ДТП или нет

К страховым случаям КАСКО можно отнести следующее:

  • угон с целью грабежа и разбоя;
  • поджег;
  • транспортные происшествия;
  • стихийные бедствия или действия животных
  • ряд других случаев – зависит от ассортимента страховой компании.

При возникновении случая необходимо обратиться в компанию, выдавшую полис, для оформления выплаты. При этом возможен отказ, если при ДТП водитель был в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также скрылся с места происшествия до прибытия ДПС.

КАСКО – более свободный вид страхования, как для страхователя, так и для стаховщика, а значит, стоимость полиса может значительно варьироваться в зависимости от выбранной компании. Также цена КАСКО устанавливается исходя из:

  • цены автомобиля на рынке и стоимости запасных частей;
  • стажа водителя;
  • наличия автоаварий;
  • параметром полиса: угон, вандализм и прочее.

Таким образом, в среднем КАСКО стоит около 28-100 тыс. рублей в год. При этом страховка позволяет полностью защитить финансы владельца от различных факторов.

По условиям договора ОСАГО страховщик гарантирует выплату третьим лицам, пострадавшим в результате ДТП, виновником которого оказался страхователь. Иными словами, как следует из наименования — компания возмещает имущественный ущерб, связанный с ответственностью автомобилиста на дороге.

  • базовой ставки;
  • различных коэффициентов, размер которых зависит от стажа автомобилиста, территориального принципа, мощности и срока службы машины, количества аварий за прошлый год.

Компенсационные возмещения по ОСАГО невелики и ограничены установленной законом страховой суммой:

  • 500 тысяч р. на возмещение вреда, нанесенного жизни и здоровью каждому пострадавшему;
  • 400 тысяч р. на оплату ремонта транспортного средства или иного поврежденного в ДТП имущества.

Разница между фактической суммой расходов на упомянутые компенсации и страховой суммой ложится на плечи водителя.

Ни один из видов дополнительного страхования не заменяет и не отменяет ОСАГО. Этот полис должен быть оформлен даже при наличии других.

Добровольный вид страхования, в результате которого страхователь получает гарантии возмещения убытков, полученных в результате любых неприятностей, связанных с его транспортным средством.

Чем больше пунктов в перечне страховых случаев, тем выше окажется стоимость полиса. Включить в договор можно кражу, порчу, аварии, действия мошенников, злоумышленников и даже животных, любые катаклизмы и стихийные бедствия.

Договор является аналогом ОСАГО для стран Европы и на территории РФ не действует. Однако как только путешественник на автомобиле пересечет границу без оформленной карты, он будет оштрафован первым же остановившим его патрулем.

Цена полиса относительно невысока и зависит от срока пребывания за границей. Иногда путешественники, приезжающие в страну несколько раз, оформляют договор на год.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

звоните по телефонам

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно! 

Описание групп рисков по КАСКО

Полная страховка КАСКО страхует автомобилиста сразу во многих ситуациях, в том числе и случаях ущерба, угона и хищения его авто. В сравнении с полной страховкой, классический полис КАСКО не будет возмещать ущерб от вреда здоровью водителя и пассажиров, ущерб грузу и дополнительному оборудованию автомобиля, которое не предусматривалось в комплектации производителя.

Полная страховка автомобиля покроет следующие виды рисков:

  • Утеря автомобиля вследствие кражи, хищения или угона, и нанесенный при этом ущерб.
  • Ущерб автомобиля после ДТП (вплоть до полного разрушения).
  • Повреждения некоторых частей ТС, их потеря.
  • Нанесение ущерба автомобилю третьими лицами, например — акт вандализма.
  • Повреждения из-за самовозгорания, или умышленного поджога с третьей стороны.
  • Падение камней, града сосулек на автомобиль.
  • Поломки из-за стихийных бедствий.
  • Результаты действий непреодолимой силы (форс-мажора).

Во время оформления полной страховки КАСКО следует заранее обговорить точный список включаемых в полис рисков. Это позволит избежать возможных недоразумений в будущем.

Читателям будут интересны и другие материалы про страхование:

  • штрафы за езду без страховки;
  • автогражданка и условия ее оформления;
  • распространенные виды мошенничества в сфере страхования транспортных средств;
  • понятие франшизы.

Какими способами можно застраховать машину?

Какие бывают страховки на автомобиль? Застраховать свой автомобиль можно разными способами. Но помимо добровольных видов страхования существует и обязательное, без которого владельца транспортного средства даже не выпустят на дорогу. У каждого из видов страховки есть свои недостатки и преимущества, что позволит автомобилисту без проблем выбрать наиболее приемлемый для него вариант.

Добровольное

КАСКО является добровольным видом страхования. С его помощью можно обезопасить свой автомобиль от причиненного ущерба или получить компенсацию если его угонят. Точные условия для КАСКО не регламентированы законом, и поэтому у различных страховых компаний могут отличаться как тарифы на страховку (причем бывают случаи разницы в несколько раз), так риски, по которым транспортное средство будет застраховано.

В целом, под страхование КАСКО попадают следующие случаи:

  • угон автомобиля при помощи грабежа;
  • мошенничества или кражи;
  • ущерб, нанесенный пожаром, стихийным бедствием, животными, злоумышленниками и конечно же ДТП.

При угоне страховая компания скорее всего затребует к предоставлению все комплекты ключей от автомобиля и документы на него. Сумма страховых выплат по КАСКО примерно равняется с рыночной ценой застрахованного авто.

ДСАГО — это еще один вид добровольного страхования. ДСАГО рассматривается как дополнительное страхование. Исходя из созвучности с ОСАГО можно подумать, что эти два вида страхования работают вместе. Так оно и есть — при наличии дополнительного полиса ДСАГО выплаты по обязательному ОСАГО существенно возрастают, если речь идет об возмещении ущерба имущества, здоровья и жизни посторонних лиц. Подробнее про то, выгодно ли автовладельцу приобретать полис ДСАГО, можно узнать тут.

По ст. 7 ФЗ-40 об ОСАГО размер страховой выплаты за один случай не может превысить 500 тысяч рублей. Но вот при содействии ДСАГО размера выплаты может быть достаточно чтобы полностью отремонтировать сразу несколько автомобилей, причем даже дорогих. И поэтому тарифы на данный вид страхования в различных страховых компаниях могут отличаться.

Обязательное

Как было написано выше, ОСАГО является обязательной формой страхования транспортного средства. Без него владельцу автомобиля не получится поставить его на учет в ГИБДД и пройти техосмотр. И как следствие этого — водить данный автомобиль он тоже не будет иметь права. По сути, на сегодня водители расценивают ОСАГО как простую формальность, несмотря на то что государство требует данную страховку в добровольно-принудительном порядке.

От этой страховки мало кто пытается уклониться, ведь она обеспечивает неплохое прикрытие в случае ДТП, что, к сожалению, не является редкостью в нашей стране. Если при ДТП владелец ОСАГО выступает потерпевшей стороной, то он получит страховые выплаты на ремонт транспортного средства. Ну а если ДТП произошло именно по его вине — страховые выплаты погасят ущерб пострадавшего, и ему не придется ничего оплачивать из своего кармана.

Пострадавшему только останется обратиться в страховую компанию виновника, и оценив сумму ущерба, ему все будет возмещено. Ну а автомобиль виновника, соответственно, никто не будет ремонтировать кроме него самого.

Зеленая карта

Данный тип страховки похож на ОСАГО, но используется за рубежом, в странах Шенгенского соглашения. А похож он на ОСАГО тем, что тоже является обязательным для автомобилистов. А конкретно для тех, кто собирается выезжать за пределы страны.

Без Зеленой карты за пределы РФ никого не выпустят, поэтому есть смысл заранее приобрести себе страховой полис. Но если этого не сделать заранее, то в принципе можно оформить страховку и непосредственно на таможне, благо что там всегда можно найти пункты оформления страхования, но стоит учесть, что цены на них могут отличаться не в лучшую сторону

Более детально про Зеленую карту можно прочитать в этом материале.

Несчастный случай

Этот тип страховки более узконаправлен, чем все вышеописанные, и является исключительно добровольным. Как можно понять из названия, данная страховка используется при травмах, ранениях и т.п., что привело к ухудшению здоровья, утрате трудоспособности или даже смерти.

Страховые случаи, соответственно, оплачиваются только при ДТП, и под оплату попадает не только водитель, но и все остальные пострадавшие, находящиеся в машине.

ОСАГО

Что это такое? ОСАГО является единственным обязательным видом автострахования. В соответствии с законодательством, оформлять такой полис следует каждому обладателю транспортного средства без исключения. Если у автолюбителя отсутствует страховка, он не имеет права ставить свой автомобиль на учет, проходить техосмотр, управлять им. При игнорировании законодательных норм может возникать административная ответственность (штрафные санкции).

При оформлении ОСАГО происходит страхование автогражданской ответственности владельца автомобиля на случай ДТП, в котором он будет признан виновным. Другими словами, компенсация будет выплачиваться не обладателю страховки, а стороне, которая пострадала. Выплату будет производить страховая организация, выдавшая полис виновнику. Подобная страховка предусматривает компенсацию как в случае возникновения ущерба имуществу третьего лица, так и ущерба его здоровью. Обладатель страхового полиса при этом права на получение компенсации не имеет.

Если говорить о размере положенной компенсации, то она будет рассчитана страховой организацией с учетом размера нанесенного ущерба. Максимальная сумма выплат при возникновении вреда имуществу составляет 400 тыс. рублей, здоровью – 500 тыс. рублей на каждого потерпевшего. В случаях, когда сумма нанесенного вреда превышает указанные лимиты, разницу приходится покрывать виновнику ДТП за счет собственных средств.

Что можно сказать о цене? Автострахование по полису ОСАГО регламентируется законодательством и федеральными ставками. То есть страховщик не вправе по собственному усмотрению ее повышать. В целом стоимость ОСАГО находится в зависимости от мощности ТС, водительского стажа, возраста автовладельца, региона продажи полиса, срока его действия. В среднем при оформлении страховки без ограничения она составляет 7-8 тыс. рублей, но может варьироваться.

Возмещение убытков предусмотрено в денежной форме

В учете транспортной организации поступившие от страховщика денежные средства признаются возмещением убытков и включаются в прочие доходы на основании п. п. 7, 10.2 ПБУ 9/99 “Доходы организации”. Данные суммы отражаются в том отчетном периоде, когда они признаны страховщиком; если же этот момент определить непросто, можно показать доходы в привязке к поступлению страхового возмещения.

Операции по поступлению страхового возмещения от страховой компании отражаются по дебету счета 51 в корреспонденции со счетом 76, субсчет 76-1, и признаются в составе прочих доходов по кредиту счета 91, субсчет 91-1 “Прочие доходы”. В дальнейшем полученные суммы используются для финансирования ремонта поврежденного автомобиля. Затраты на ремонт основных средств включаются в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 34 Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте). Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, если организация не создает резерв на ремонт основных средств.

В налоговом учете в соответствии с п. 3 ст. 250 НК РФ денежная сумма, полученная страхователем от страховой компании в качестве возмещения за причиненный автомобилю ущерб, учитывается как внереализационный доход (Письмо Минфина России от 29.03.2007 N 03-03-06/1/185). Датой его получения для организаций, применяющих метод начисления, считается дата признания страховой компанией суммы возмещения ущерба (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ), но опять же если таких данных у бухгалтера нет, то он может отразить доходы в момент их получения на основании платежных приходных документов.

Согласно п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. При этом налоговые органы в Письме УФНС по г. Москве от 21.03.2007 N 19-11/25344 отметили, что затраты на ремонт застрахованного автомобиля, поврежденного в результате аварии (ДТП), учитываются в расходах в размере, который не превышает сумму полученного страхового возмещения.

По этому поводу организации-страхователи не раз судились с налоговиками, и судьи выступали на стороне налогоплательщиков. Существует ряд судебных решений, в которых арбитры указывают на правомерность включения в расходы затрат на ремонт автомобиля в размере, превышающем страховое возмещение. Главное, чтобы эти затраты были обоснованны и документально подтверждены. Например, в Постановлении ФАС УО от 07.07.2008 N Ф09-4771/08-С3 суд указал, что доводы инспекции о неправомерности признания расходов не основаны на нормах налогового законодательства и являются несостоятельными. ВАС согласился с арбитражным судом и отказал инспекции в пересмотре данного дела (Определение от 06.11.2008 N 14389/08).

Согласитесь, размер расходов на ремонт основных средств не должен ставиться в зависимость от того, застраховано ремонтируемое основное средство или нет. Расходы на ремонт должны признаваться в налоговом учете в сумме фактических затрат, как того и требуют нормы налогового законодательства.

Особенности ДСАГО

В сравнении с обязательным ОСАГО полис ДСАГО является добровольным, поэтому и страховые компании, как правило, предлагают автовладельцами более гибки тарифные условия. Они включают в них различные дополнительные опции, тем самым дифференцируя риски, связанные с максимальной суммой выплат в страховом случае.

Далее мы поговорим об основных особенностях ДСАГО в соответствии с фактами, изложенными выше:

  1. Различные лимиты страхового покрытия. Некоторые страховщики устанавливают принудительную планку в 1 миллион рублей, хотя в некоторых случаях максимальная сумма выплат может варьироваться вплоть до 30 миллионов. Все зависит от конкретной компании, а также тарифа, который вы согласитесь оплачивать. Чем больше будет размер страховой суммы, тем, соответственно, больше будет и ежегодный платеж.
  2. Широкий диапазон доступных тарифов. Из-за добровольного порядка заключения договора на полис ДСАГО, компании страховщики не регулируются государственным законом и могут устанавливать собственные тарифы на услуги. Цена зависит от множества факторов, перечисленных выше, а также от аппетитов самого страховщика.
  3. Договор ДСАГО может содержать так называемую франшизу. Это значит, что мелкие ДТП и ущерб от них ложится на плечи самого виновника происшествия, в то время как крупные аварии компенсирует страховщик.

Также нужно помнить, что полис ДСАГО является дополнительной страховкой и покупается поверх существующего ОСАГО, а это значит, что выплаты будут производиться только после получения возмещения от полиса обязательного страхования автотранспорта и только при наличии факта превышения суммы за максимальный ее лимит.

Отражение страховых выплат в “1С:Бухгалтерии 7.7”

По каждому из видов страхования необходимо выполнить следующие действия.

В справочник “Расходы будущих периодов” (меню “Справочники\Прочие”) введем новый элемент.

На закладке “Общие сведения” (см. рис. 1):

  • в графу “Наименование” добавляем “Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств по договору №… от …”;
  • переключатель “Назначение статьи расходов будущих периодов” устанавливаем в положение “Прочие расходы”;
  • в графе “Общая сумма расходов будущих периодов” указываем стоимость страховки;
  • в графе “Дата признания расходов” – дату приобретения (оплаты) полиса;
  • в графе “Дата начала списания” – дату начала срока страхования в соответствии с договором;
  • в графе “Дата окончания списания” – дату окончания срока страхования в соответствии с договором.

Рис. 1. Справочник “Статья расходов будущих периодов”

На закладке “Бухгалтерский учет” созданной статьи расходов будущих периодов указываем:

  • счет отнесения затрат расходов будущих периодов для целей бухучета, например 26;
  • субконто, соответствующее выбранному счету – “Обязательное страхование гражданской ответственности с видом расходов “Добровольное и обязательное страхование имущества”(выбирается из перечисления) и субконто подразделения, например, “основное”.

На закладке “Налоговый учет” указываем:

  • Вид расхода – “Другие расходы, включаемые в состав косвенных расходов”;
  • Элемент расхода – “Добровольное и обязательное страхование имущества”.

На дату приобретения и оплаты полиса вводится документ “Услуги сторонних организаций (меню “Документы\Общего назначения”, см. рис. 2), на закладке “Бухгалтерский учет” которого указываем:

  • в поле “Тип исполнителя” – “Прочий кредитор (счет 76)”;
  • в табличной части документа указываем счет 97;
  • в поле “Налоги” выбираем “Без налогов”;
  • в поле “Счет-фактура” убираем флажок.

Рис. 2. Услуги сторонних организаций.

В “Налоговом учете” документ автоматически сформирует проводку по счету отнесения затрат по дебету Н04.09 “Прочие расходы будущих периодов”.

Списание расходов будущих периодов на счет затрат производится ежемесячно.

В бухгалтерском учете – документом “Закрытие месяца” с установленным признаком “Закрытие счета 97” (см. рис. 3).

Рис. 3

Если установить признак “Формировать отчет при проведении документа”, то после проведения документа появляется отчет по закрытию месяца (см. рис. 4).

Рис. 4. Отчет по документу “Закрытие месяца”.

В графе № 10 представлена сумма расходов, подлежащая списанию в текущем месяце – 493,15 рублей (по данным примера приведенного выше).

В налоговом учете списание расходов будущих периодов производится ежемесячно документом “Регламентные операции по налоговому учету” с установленным признаком “Учет расходов по страхованию имущества (Н04.09)”. После проведения которого также можно получить отчет.

Сумма каждой из проводок рассчитывается в программе по формуле:

Расходы по добровольному страхованию гражданской ответственности (ДСАГО) в расходах для целей налогообложения не учитываются и различия в порядке отражения в бухгалтерском и налоговом учете расходов на ДСАГО приводят к возникновению постоянных разниц.

Порядок заполнения справочника “Расходы будущих периодов” будет таким же как и при обязательном страховании (ОСАГО), только на закладке “Налоговый учет” необходимо установить признак расходов – “не принимаемые для целей налогообложения”, а вместо документа “Услуги сторонних организаций”, на дату приобретения и оплаты полиса проводится документ “Бухгалтерская справка” (меню “Документы\Общего назначения”).

На закладке “Бухгалтерский учет” указываем:

  • Содержание, например “Добровольное страхование гражданской ответственности”;
  • Счет по дебету – 97 с указанием субконто “Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств по договору №… от…” (напомним, что эти данные должны быть введены в справочник “Расходы будущих периодов”);
  • Счет по кредиту – 76.5 с указанием субконто “Контрагент” и “Договор”.

Закладка “Налоговый учет” не заполняется.

В бухгалтерском учете – при проведении регламентной операции “Закрытие месяца” необходимо установить следующие признаки:

  • “Закрытие счета 97” часть суммы спишется за текущий месяц;
  • “Учет постоянных разниц” (ПБУ18/02), “Учет временных разниц” (ПБУ18/02), “Расчет налога на прибыль” (ПБУ18/02) ,часть суммы так же спишется за текущий месяц.

Заключительная часть статьи
подготовлена компанией
“1С:Сервистренд”
(095) 233-6400, 748-6353

Как сэкономить на КАСКО

Способов уменьшить цену по КАСКО несколько:

  • Выбрать предложение по франшизе. При ней в случае угона или уничтожения машины
    выплата будет полной. Дополнительное преимущество – отсутствие учета стажа
    вождения и возраста водителя, что актуально для новичков.
  • Учет износа. Для КАСКО при выборе такого варианта цена упадет до 20%.
  • Выбрать полис без необходимости ремонта. В таком случае страховщик выплатит цену
    запчастей, а ремонтом останется заниматься самостоятельно. На лицо экономия около
    45%.Ремонт у неофициального дилера, что актуально, если автомобиль уже не на гарантии.
  • Ремонт у неофициального дилера, что актуально, если автомобиль уже не на гарантии.
    Экономия может составить около 20%.

Зеленая карта

Зеленая карта является видом ОСАГО, действующем на территории ЕС. Страхуется, в данном случае, гражданская ответственность водителя. Зеленую карту следует оформить каждому, кто планирует управлять ТС за границей, т.к. за ее отсутствие будет наложен штраф.

Цена такого полиса невысока, и пропорциональна его длительности, а также страны, в которую вы решите поехать. К примеру, за 15 дней пребывания в Европе нужно будет заплатить 30 Евро, а на территории Украины, за тот же период, только 5 Евро. 6 месяцев в Европе на легковом авто обойдутся в 230 Евро, а в Украине 45 Евро.

Это и есть основные разновидности автомобильного страхования. Покупка ДОСАГО или КАСКО является вашим личным выбором, однако рекомендуется оформить дополнительное страхование каждому жителю крупного города с высоким автомобильным трафиком.

Добавить комментарий

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.