Знаток Финансов

После аварии — дороже

Кто может возместить моральный вред после дорожно-транспортного происшествия?

Компенсировать нравственные и моральные страдания при ДТП должно виновное в их причинении лицо. Согласно нормам ст. 1079 ГК РФ, таковым считается владелец источника повышенной опасности. Это могут быть:

  • Граждане, владеющие транспортным средством на праве собственности.
  • Компании, имеющие собственный транспорт, в случае управления им наемными работниками.

До сих пор спорным остается вопрос о возмещении морального вреда в случае, когда повреждения были причинены в период управления транспортным средством лицом, не являющегося его собственником. Например, на основании доверенности или в присутствии владельца автомобиля. Согласно п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 26.01.2010 № 1 к категории владельца источника повышенной опасности следует относить в том числе и лиц, использующих его на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях: договор аренды, проката, доверенности на управление.

Аналогичная позиция высказана в Обзоре судебной практики ВС РФ за (утв. Президиумом ВС РФ 01.03.2006) в отношении лиц, управляющих транспортным средством без доверенности, но в присутствии собственника. То есть, по мнению ВС РФ в подобных случаях ответственность возлагается на гражданина, непосредственно управляющего автомобилем, независимо от его принадлежности.

Что касается, возмещения вреда, причиненного в результате аварии автомобилей, находящимися в собственности фирм, даже если за рулем был наемный работник, то эта обязанность целиком возлагается на работодателя, владеющего транспортом (п.19 Постановления Пленума ВС РФ от 26.01.2010 №1).

Взыскание морального вреда по договорам ОСАГО или КАСКО действующим законодательством не предусмотрено. По указанным контрактам страхуется риск гражданской ответственности, а причинение морального вреда к этой категории не относится (пп. «б» п. 2 ст. 6 Закона N 40-ФЗ). Со страховщика может быть взыскан моральный вред владельцем полиса, в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, например, при затягивании сроков выплат.

В данном случае, согласно требованиям ст. 1100 ГК РФ моральный ущерб в любом случае выплачивается его причинителем. Страховые компании не обязаны его возмещать при ДТП. Именно к страховщику может быть предъявлен иск о возмещении морального вреда только в случае оказания им некачественной страховой услуги.

Когда платит виновный в аварии?

Обязательства, связанные с возмещением вреда, причиненного в результате аварии, возлагаются на страховую компанию, при условии, что участники ДТП застраховали свою ответственность. В законодательстве указывается максимальная сумма, которая может быть выплачена пострадавшей стороне. Если причинен физический вред, вплоть до наступления смерти — возмещение производится в размере, равном 500 тысячам рублей. При вреде, носящем имущественный характер, выплачивается 400 тысяч.

Страховая компания может отказать в выплате возмещения, если лицо, признанное виновным в совершении ДТП, находилось в состоянии опьянения в момент столкновения, если виновник не имеет водительского удостоверения, если инцидент произошел в период, не входящий в страховку. Стоить отметить, что отказ на данных основаниях, является неправомерным. Если виновный не имел водительских прав или был пьян — страховая обязана возместить ущерб, после чего имеет право на обращение в суд с иском в регрессном порядке к виновнику аварии. Если человек забыл дома полис, и в это время произошла авария, возмещение также производится, при условии что у виновника имеется действительное ОСАГО и известны его реквизиты.

Виновное лицо будет возмещать ущерб, если размер возмещения превышает установленный законодательством максимум (оплачивается сумма в части превышения), если вред причинен не во время движения, к примеру, когда водитель неосторожно открыл дверь и поцарапал рядом стоящую машину, если осуществляется взыскание морального вреда, носящего моральный характер, и если у виновного отсутствует действующий полис ОСАГО. При этом если человек в момент аварии находился за рулем автомобиля, принадлежащего другому человеку, обязательства, связанные с возмещением вреда возлагаются на хозяина машины

На кого подавать в суд, если виновник ДТП не собственник автомобиля?

Деньги по страховке выплатят, когда виновник аварии, управлявший машиной, занесен в полис ОСАГО либо документ оформлен без ограничений.

К примеру, водитель маршрутного такси, работающий на собственника, допустил столкновение с автомобилем истца. На практике, на машины, принадлежащие фирмам, частным организациям, ведомствам оформляют ОСАГО без ограничений круга лиц, имеющих право управления авто.

Если выплаченных средств по ОСАГО не достаточно для погашения расходов, пострадавшая сторона адресует претензии к виновнику ДТП. После получения заключения от независимых экспертов, истец вправе обратиться в суд для получения не хватающих сумм (Ст. 1081 ГК РФ, ст. 1079 ГК РФ).

Когда лицо, допустившее аварию, управляло чужой машиной без страховки, отвечать за нанесенный ущерб будет собственник транспортного средства (п. 2-3 ст. 1079 ГК РФ).

Если машина числится в угоне, оплачивать нанесенный вред придется человеку, совершившему кражу авто. Чтобы доказать факт угона, владелец сразу после обнаружения пропажи машины, должен подать заявление в дежурную часть полиции. На основе этого документа заводится уголовное дело. Автовладелец признается потерпевшим лицом, с него снимается ответственность за ДТП, произошедшие с участием транспортного средства после угона.

Собственник авто, оплативший потерпевшему нанесенный ущерб, имеет право требовать возврат средств с виновника аварии (ст. 1081 ГК РФ).

Дело № 2-6533/2017 — иск удовлетворен частично

В декабре 2017 года судом города Санкт-Петербурга был рассмотрен иск гражданина Р. к гражданину Х. о взыскании ущерба, причиненного в результате ДТП, а также расходов, носящих судебный характер. В результате столкновения, произошедшего по вине Х. автомобилю, который принадлежал Р., причинен ущерб. На основании административного постановления Х. признан виновником аварии. Ответственность Х. на момент совершения аварии застрахована не была.

Р. произвел независимую экспертизу, по результатам которой стоимость ремонта его машины составила 53 тысячи рублей. Истец требовал возмещение вреда, причиненного автомобилю, а также расходов, связанных с судебным рассмотрением дела. Р. и Х. явились на заседание суда. Истец поддержал выдвинутые требования, Х. заявил, что не согласен с ними, так как они завышены, указывая на то, что экспертиза проведена спустя неделю после ДТП и за это время автомобилю могли быть причинены повреждения

Доводы ответчика не были приняты во внимание судом, так как не были обоснованы. Судом было принято решение требования удовлетворить частично

С Р. взысканы денежные средства за причиненный ущерб в размере 53 тысяч рублей, расходы, связанные с проведением экспертизы в размере 6 тысяч, оплата госпошлины, а также направление телеграммы виновнику. Остальные требования отклонены.

Таблица ответственности

Степень ответственности совершенного деяния напрямую связана со степенью тяжести последствий, возникающих в результате ДТП:

Административная  ответственность Уголовная

ответственность

Действие Нарушение водителем ПДД или же правил эксплуатации транспортного средства Нарушение водителем ПДД или же правил эксплуатации транспортного средства
Последствия Причинения вреда здоровью легкой или средней тяжести Причинение тяжкого вреда здоровью или наступление летального исхода у пострадавшего
Норма, согласно которой устанавливается степень ответственности Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях статья 12.24 Уголовный Кодекс Российской Федерации статья 264.

Судебная практика

Практика исков связанных с компенсацией морального вреда при ДТП на текущий момент еще окончательно не сформировалась. Количество исков подобного рода постепенно растет, что говорит об увеличении правовой грамотности населения. Однозначно можно говорить о том, что если в результате ДТП произошла гибель потерпевшего, получение его родственниками моральной компенсации практически гарантировано. Также однозначно решение в пользу истца будет принято, если авария произошла по причине нахождения водителя в состоянии алкогольного опьянения. Однако довольно часто суды снижают суммы компенсации по сравнению с запрашиваемыми.

Так в 2016 году в Промышленном районном суде города Самары рассматривался иск гражданки К к ответчику Д, который по неосторожности совершил наезд на нее, когда она шла по тротуару. В результате гражданка К получила телесные повреждения средней тяжести

При этом потерпевшая помимо компенсации расходов на лечение потребовала компенсацию морального вреда в сумме 200 000 руб. Все документы были ею предоставлены. В результате суд своим решением от 29.02.16 частично удовлетворил ее требования, взыскав с ответчика моральный ущерб при ДТП в сумме 100 000 руб.

Отсутствие доказательств причинения морального вреда, тем более без повреждения здоровья может стать причиной отказа в возмещении. Так по делу № 2-2016/2012 в Октябрьском суде города Архангельска истцу не удалось добиться компенсации. В рассматриваемом случае истец не только не представил обоснование запрашиваемой им суммы возмещения, но и не явился на судебное заседание, что стало дополнительным поводом для принятия решения не в его пользу.

Также одним из оснований существенного снижения размера компенсации за моральный вред при ДТП может стать нарушение потерпевшим правил дорожного движения. Именно это произошло в Хакасии, когда истица И подала в суд на ответчика К, который врезался в автомобиль потерпевшей, в результате чего погиб ее супруг, находящийся за рулем. В ходе разбирательств выяснилось, что момент столкновения погибший нарушил правила, выехав на встречную полосу. В результате размер компенсации был снижен с 1 000 000 до 200 000 руб.

Можно ли получить страховку, если виновник ДТП не установлен

Случается так, что налицо по всем признакам дорожно-транспортное происшествие, однако дознаватель после необходимых действий выносит постановление о том, что оба водителя не виноваты. Есть ли в таком случае смысл обращаться к страховой компании за получением ОСАГО?

Даже когда вина участников ДТП не установлена, все равно существует возможность рассчитывать на страховое возмещение.

В силу предписаний ст. 12 ФЗ об ОСАГО в том случае, когда степень вины участников происшествия не определена, считается, что они несут ответственность за причиненный вред в равных частях. Аналогичное указание содержится и в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда № 2 от 29.01.2015 г.

Следовательно, можно обращаться в свою страховую компанию за получением компенсации по ОСАГО. Правда, она будет вдвое меньше ожидаемой суммы.

Позиция Верховного суда

Дополнительно приводится пример из судебной практики, имеющий прямое отношение к теме статьи.

Осенью 2015 года имело место ДТП с участием двух автомобилей. Пострадавшая сторона подала документы на получение возмещения своему страховщику.

В ответ был получен отказ, мотивированный тем, что виновником происшествия был именно автор обращения.

Между тем, вина водителя доказана не была. Поэтому он обратился в суд не только с иском о получении основной суммы, но и взыскании предусмотренных законодательством об ОСАГО и защиты прав потребителей штрафных санкций и морального вреда.

Первая и апелляционная инстанция с иском согласились лишь частично, взыскав только основную сумму страховки. Отказав по остальным требованиям, суды отметили, что нельзя привлекать страховую компанию к ответственности за просрочку выплаты возмещения, поскольку вина участников столкновения была установлена судебным решением позднее.

Автомобилист с таким положением вещей не согласился и обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ. И коллегия судей поддержала доводы, изложенные в обращении.

В определении от 19.12.2017 г. по делу № 9-КГ17-16 отмечено, что страховщик освобождается от ответственности только в том случае, если выплаты были произведены участникам ДТП в равных частях при обоюдной вине.

В рамках данного дела этот факт не был установлен. В итоге спор направили на повторное рассмотрение в апелляцию.

Моральный вред при травмах легкой тяжести

Под легкими травмами законодательство подразумевает незначительное ухудшение состояния здоровья без утраты или с краткосрочным периодом потери возможности работать (ст. 12.24 КоАП РФ). Для отнесения к подобной категории повреждений оно должно соответствовать следующим критериям:

  • период больничного не должен превышать 3 недель;
  • способность к труду может быть утрачена на время от 1 до 20 дней, либо ее общее стойкое снижение не должно превышать 10%.

Небольшие синяки, ссадины, порезы или царапины не рассматриваются как легкие травмы, однако могут быть основанием для обращения за взысканием морального ущерба при ДТП. Конкретной суммы, которую придется выплатить в подобных случаях, нигде не установлено. На практике, она составляет от 5 000 до 40 000 руб. Однако, это не лишает потерпевшего возможности запросить столько, сколько он считает нужным, даже 1 000 000 руб. Проблема в том, что суд, вероятнее всего, все равно снизит ее до разумного предела.

При определении размера компенсации судебные органы будут учитывать только фактические, доказанные обстоятельства происшествия.

Получить значительные суммы при легкой травме довольно сложно, в связи с этим, часто потерпевшие даже не пытаются этого сделать.

Моральный вред при травмах средней тяжести

Согласно ст. 12.24 КоАП РФ критериями для отнесения травмы к категории средних являются:

  • больничный длительностью от 21 до 120 суток;
  • утрата возможности трудиться не более чем на треть от нормы.

В результате, в категорию травм средней тяжести при ДТП попадают повреждения, причиняющие длительный, но не смертельный урон здоровью с существенным последующим ограничением трудоспособности. В подобных ситуациях размер возможной моральной компенсации также не урегулирован законодательством, но на практике, он редко превышает 70 000 руб. Чтобы заявлять ту или иную сумму потерпевший должен документально обосновать, подтвердить ее размер. Это можно сделать на основе заключения, выданного медучреждением, а также документов, подтверждающих факт довольно длительного лечения.

Можно ли взыскать ущерб без обращения в страховую?

Любому пострадавшему от ДТП важно как можно скорее получить возмещение ущерба от неумелых действий виновной стороны, для этого в 2020 году законом предусмотрено несколько стандартных методов:

  • Попробовать обговорить с виновником ДТП натуральную компенсацию денежными средствами, а если достигнуто согласие, то оформить правоотношения в письменной форме. Здесь подразумевается подписание расписок о передаче/получении средств и отсутствии претензий со стороны потерпевшего лица.
  • На адрес постоянной регистрации виновника аварии направить заказное письмо с обоснованными претензиями. Определить в нем предельные сроки для исполнения своих обязанностей по компенсации вреда от ДТП, а по их истечению, если ответа не последует, направить исковые требования в суд.
  • Радикальный способ – обратиться за защитой своих интересов в судебный орган.

Как проходят суды по ДТП

Любого человека интересует, как проходят судебные разбирательства по делам, связанным с ДТП. Выше уже отмечалось, что тут возможны три варианта развития событий.

  1. Если речь идет об оспаривании протокола о дорожном происшествии, тяжба относится к административному судопроизводству. Рассматривая такие дела, судья выясняет обстоятельства аварии: как все произошло, кто и где в этот момент находился и т. д. Именно на основе всех установленных в заседании фактов и принимается решение о том, прав был инспектор или нет, действительно ли виновен определённый виновным водитель. Шансы восстановить справедливость, если инспектор незаконно применил к невиновному водителю наказание, конечно, есть. Но не стоит забывать, что, например, в отношении пьяных водителей суды придерживаются очень жесткой позиции. Процент успешно оспоренных протоколов по такой статье КоАП РФ ничтожно мал.
  2. Все ходатайства о денежных возмещениях рассматривают гражданские суды. Их еще называют судами общей юрисдикции. Чаще всего это иски водителей к своим страховым компаниям, которые экономят и платят недостаточную для ремонта автомобиля сумму. Какие здесь есть особенности? Поскольку требования денежные, их размер придется обосновать, причем документально. Для получения страховой выплаты требуется заключение оценщика по затратам на ремонт или чек из автосервиса. Требуете с виновника деньги на лечение — предоставьте копии медицинских бумаг. Есть только одно исключение — моральный вред, в этом случае его оценивает суд.
  3. Рассмотрение уголовных дел существенно отличается, поскольку решается судьба человека, совершившего ДТП с тяжкими последствиями. Само уголовное разбирательство в силу закона длится дольше, суд скрупулезно выясняет все обстоятельства инцидента, допрашивает и участников, и свидетелей. Большую роль играют вопросы толкования закона применительно к конкретной ситуации. Поэтому основной совет на такие случаи — не стоит отказываться от профессиональной помощи адвоката.

Любой из этих судебных процессов по ДТП складывается из следующих этапов:

  • подача заявления (иска, жалобы), в уголовных делах — передача обвинительного заключения с делом в суд;
  • непосредственно судебное разбирательство: установление фактов, допросы, экспертизы;
  • судебный акт (постановление, решение или приговор).

Независимо от сути дела по ДТП судом всегда разбираются фактические обстоятельства аварии. Именно они определяют дальнейшую судьбу требований сторон.

Образец претензии виновнику

Ниже приводим бланки-образцы 2 претензий по указанным выше инструкциям возмещения амортизации с виновника ДТП: по акту расчёта страховой и по независимой экспертизе.

  • Скачать образец претензии о взыскании с виновника ДТП по ОСАГО износа по акту страховщика.
  • Скачать образец претензии о взыскании с виновника ДТП по ОСАГО износа по результату независимой экспертизы.

В страховую также необходимо подать «досудебку», просто изменив требование и приложив те же документы.

Обратите внимание, что под копиями акта расчёта подразумеваются не отксерокопированные документы, а копии, полученные у соответствующей организации (страховой или независимого эксперта) и заверенные ими (подпись и печать или штамп). В обоих случаях потерпевший в случае отказа в удовлетворении досудебного требования также может предъявить возмещение морального среда, но уже в рамках иска в суд

В обоих случаях потерпевший в случае отказа в удовлетворении досудебного требования также может предъявить возмещение морального среда, но уже в рамках иска в суд.

Верховный суд разъяснил, что собственник автомобиля не отвечает за того, кто сидел за рулем

Важное решение для многих, попавших в дорожно-транспортное происшествие, приняла коллегия по гражданским делам Верховного суда. Материальные претензии после ДТП необходимо предъявлять только тому, кто был за рулем

Конечно, если доказано, что по его вине произошла авария.

Собственник машины несет ответственность только за нарушения, которые выявлены камерами фотовидеофиксации, работающими в автоматическом режиме, если не сможет доказать, что не он управлял автомобилем. Но это единственное исключение из правил.

Итак, некий Борисов В.М. сбил пешехода, переходившего дорогу, некоего Пилюгина А.Н. От полученных в результате наезда травм Пилюгин позднее скончался в больнице. Страховая компания по ОСАГО выплатила родственникам погибшего расходы на погребение в размере 25 тысяч рублей.

Родственники погибшего обратились в суд, чтобы возместить полностью расходы на погребение, а также моральный ущерб — всего почти 120 тысяч рублей. Но подали иск не против Борисова, который управлял автомобилем, а против собственницы этого автомобиля некоей Клепиковой М.С. В качестве третьего лица была привлечена страховая компания, которая выплатила родственникам лишь 25 тысяч.

Советский райсуд Орла отклонил этот иск на том справедливом основании, что возмещать ущерб должен тот, кто его причинил. Однако истцы оказались упорными. Они, по непонятной причине, отказались изменить ответчика по иску и подали апелляцию в орловский областной суд. Там их требования удовлетворили и потребовали от собственницы автомобиля частично компенсировать причиненный ущерб.

Однако собственница — Клепикова — не согласилась с таким решением и обжаловала его уже в Верховном суде России.

Проверив материалы дела, коллегия по гражданским делам ВС РФ пришла к выводу, что водитель — Борисов — управлял автомобилем на законных основаниях. Ключи и документы Клепикова передала ему добровольно. Кроме того, он был вписан в полис ОСАГО.

Согласно правилам дорожного движения водитель не обязан при себе иметь доверенность от собственника. Право владения подтверждает полис ОСАГО, в который этот водитель вписан.

Согласно пункту 1 статьи 1079  Гражданского кодекса обязанность возмещения вреда возлагается на гражданское лицо, владеющее источником повышенной опасности, на праве собственности, праве оперативного управления или иных законных основаниях. То есть отвечать за ДТП должен тот, кто находился за рулем в момент совершения аварии.

Примечательно, что в истории, которую сейчас рассматривал Верховный суд, родственники погибшего по закону об ОСАГО могут рассчитывать на компенсацию в размере 475 тысяч рублей от страховщика виновника ДТП. Плюс 25 тысяч — это действительно установленные законом расходы на погребение.

Если бы родственники погибшего привлекли страховую компанию не в качестве третьего лица, а в качестве соответчика, то они могли бы рассчитывать на получение всей этой суммы, которая почти в три раза превышает заявленный ими ущерб. В итоге они получили только затраты  на судебные издержки.

Теперь, чтобы получить всю необходимую компенсацию, родственникам погибшего вновь необходимо подать в суд. Но уже на непосредственного виновника аварии — причинителя вреда. А страховую компанию привлечь к делу в качестве соответчика. Также необходимо попросить суд установить, кто должен выплачивать компенсацию.

Текст: Владимир Баршев 

Необходимые доказательства для взыскания ущерба с виновника ДТП в 2020 году

В связи с новым регламентом составления документации при ДТП (основание – Приказ МВД от 23.08.2017 № 664) сотрудник не обязан выдавать справку о происшествии, все сведения содержит протокол, в котором отображаются все важные сведения о ДТП: дата и время, место, перечень участников, список нарушений и их привязка к административному законодательству.

Кроме протокола, участниками аварии согласовываются:

  • Схема движения во время аварии: обозначается местоположение каждого из участников ДТП.
  • Проводится фото- или видеосъемка места аварии.
  • Снимаются свидетельские показания, которые могут разъяснить произошедшее событие.
  • Приобщаются к протоколу и заносятся в опись все вещественные доказательства.
  • Сотрудник дорожной полиции имеет право описать в рапорте свое видение всех обстоятельств, в результате которых произошел дорожный инцидент.

В 2020 году в протоколе обязательно присутствует сноска со всеми перечисленными нарушениями, по которым виновного привлекают к административной и гражданской ответственности. Но, если нет оснований, то дело не возбуждается, о чем так же указывается в протоколе.

В 2020 году вместо привычной справки ГИБДД участникам ДТП выдаются такие документы:

  • Процессуальный отказ или решение о возбуждении административного производства по ДТП.
  • Оригинал протокола, составленного на месте аварии.
  • Постановление руководства о факте совершения правонарушения в соответствии с административным регламентом.

В пояснениях свидетелей ДТП должны быть подробные описания следующих событий:

  • Примерная скорость авто в момент наезда.
  • Примерное расстояние до двигающегося впереди авто, когда потерпевший обнаружил опасность.
  • В какой конкретно момент водителем были приняты защитные меры: когда началось торможение или поворот рулем, какой после этих мер был путь следования до столкновения.
  • Присутствие пассажиров, тяжелого груза и др.
  • Мнение свидетелей о соответствии места аварии со схемой движения.
  • Какие узлы ТС были повреждены, их степень поломки.

Но главным доказательством для требования возмещения ущерба служит экспертное заключение, с проведенной оценкой поломки узлов и стоимости восстановительных работ.

Советы водителю при определении степени вины

С самого начала стоит придерживаться намеченной линии поведения. Кстати, ее может подсказать опытный адвокат, специализирующийся на дорожных происшествиях.

Дополнительно полезно наладить эффективное взаимодействие не только с дознавателем, но и со вторым участником аварии.

А также пригодятся рекомендации, приведенные ниже. Они проверены практикой и помогли многим владельцам авто, попавшим в неприятности.

Основной список конкретных шагов:

  1. Необходимо принять участие в воссоздании всех деталей аварии. Со своей стороны допускается делать снимки с разных ракурсов, давать собственные пояснения, замечания к составленной схеме инцидента. Заранее обращается внимания на имеющиеся противоречия в материалах ДТП.
  2. Наряду с показаниями свидетелей помогут записи внешних камер наблюдения с окрестных офисов, магазинов. Водители проезжающих машин со своей стороны могли заметить важные детали. Найти нужных людей можно с помощью социальных сетей.
  3. Когда одним из виновников ДТП являются коммунальные службы, по чьей халатности дорога пришла в негодность, нужно узнать координаты соответствующей организации. Часто ее наименование указывается в протоколе об административном правонарушении.
  4. При подготовке иска об определении степени вины требуется написать о мотивах собственного поведения на дороге и о том, почему не представилось возможным предотвратить аварию в сложившихся условиях.
  5. Нужно воспользоваться своим правом на проведение экспертиз. Чем объемнее заключение специалиста по своему содержанию, тем выше шансы благоприятно решить проблему.

Когда происшествие случилось по обоюдной вине, компенсация затрат на ремонт автомобиля происходит обычно за счет выплат по ОСАГО. По действующим правилам приоритет отдается ремонту на согласованной со страховщиком станции технического обслуживания. Не стоит забывать о возможности возместить ущерб по КАСКО, при его наличии.

При отсутствии страховых полисов или вписанных данных о водителях в них, вред приходится возмещать из собственного кармана. И здесь идеальным вариантом станут взаимные договоренности со второй стороной. В них прописываются не только согласованные суммы, но и порядок их уплаты.

К процедуре определения истинного виновника ДТП требуется подойти скрупулезно. От этого зависит оперативность восстановления транспорта и возмещения вреда.

Добавить комментарий