Знаток Финансов

Предметы коллекционирования как инвестиции

Как выбрать интересные вложения с перспективой высокого дохода

Выбор произведения искусства зависит от стратегии инвестора. Можно сделать интересные вложения как в современное, так и в классическое искусство.

В современном искусстве талант коллекционера заключается в том, чтобы почувствовать веяние моды на раннем этапе. Купить художественное изделие желательно до того, как они войдут в моду. А продать нужно успеть на пике популярности жанра или автора. В этом случае инвестор получит максимальный доход.

В классическом искусстве нельзя сделать “быстрые деньги”. Но и здесь инвестору необходим особый нюх. Некоторые произведения “старой школы” растут в цене быстрее, чем другие. Любой арт-инвестор ориентируется на свои вкусы и свое видение рынка.

Искусство коллекционирования с высокой надежностью

Инвестициями с высокой надежностью можно считать покупку признанных и проверенных временем мастеров. Искусство коллекционирования не подразумевает получения “быстрых денег”. Если вы приобретаете картины Ван Гога или первое издание Пушкина, то можете не сомневаться в надежности вложений. Но это нельзя рассматривать как спекуляцию – такие предметы искусства обычно  держат десятилетиями и передают из поколения в поколения.

На рынке современного искусства нельзя говорить о надежности вложений в долгосрочной перспективе, зато в краткосрочной можно получить прибыль. Если инвестор хочет перепродать предмет искусства спустя годы, то должен понимать, что цена за это время может и вырасти, и упасть.

Старикам здесь не место

В нескольких минутах ходьбы от Лувра, неподалеку от улицы Риволи, находится антикварный центр под названием «Лувр антикваров». До недавнего времени сотни дилеров владели здесь галереями, торгующими стульями Людовика XVI, драгоценностями эпохи Возрождения и другими предметами старины для клиентов, стремящихся приобрести кусочек истории. Сегодня же всего несколько магазинов остаются открытыми. Владелец здания планирует превратить пространство в магазин модной одежды.

Магазины, продающие мебель, которая прошла столетнюю отметку (что является общепринятым определением антиквариата), закрываются по обе стороны Атлантики. Раньше на Фулхэм-роуд в Лондоне было так много продавцов старинной деревянной мебели, что ее называли «коричневой милей». Сегодня их осталось всего три. Рынок Бермондси и Портобелло-роуд, две другие известные площадки для охоты за антиквариатом, также переживают не лучшие времена. В 2014 году дилер Kentshire Galleries, один из старожилов антикварного рынка Нью-Йорка, продал свою восьмиэтажную галерею в центре города и выставил свою мебель на аукцион Sotheby’s. Третье поколение владельцев семейного бизнеса решило отказаться от антикварной мебели и вместо этого сосредоточиться на ювелирных изделиях.

Крупнейшие дилеры антиквариата, которые когда-то занимали основные витрины Манхэттена, такие как Mallett, Florian Papp, Yale R. Burge Antiques и Cove Landing, либо закрылись, либо переехали. Другие переключились на предметы современного дизайна, цены на которые сегодня нередко достигают шестизначных сумм.

Даже престижный зимний салон антиквариата в Нью-Йорке изменил свои правила. С момента основания в 1955 году выставка принимала экспонаты не моложе 100 лет. В 2009-м комитет организаторов и дилеров сократил планку вдвое, чтобы включить в экспозицию предметы середины XX века, а в 2016 году и вовсе снял ограничения по возрасту, открыв дорогу современному дизайну.

Одной из проблем для продавцов антиквариата стали растущие арендные ставки. Однако более серьезной проблемой представляется падение спроса. Покупатели меньше интересуются антиквариатом, чем десять лет назад, и в результате цены на многие категории, в особенности в среднем сегменте, который также называют «коричневой» мебелью, сократились почти вдвое. Сегодня стулья XIX века могут быть даже дешевле, чем современные аналоги из Restoration Hardware или сделанные на заказ репродукции.

Bonhams, Christie’s и Sotheby’s, три крупнейших аукционных дома, также существенно сократили торги антикварной мебелью, чтобы сосредоточиться на том, что они считают сейчас более прибыльными: современное искусство, ювелирные изделия и вино. Если еще пару лет назад интерьерные торги Christie’s проводились два раза в месяц, то сегодня не чаще чем раз в квартал

В то время как спрос на старое падает, коллекционеры все чаще обращают внимание на новое. Так, в апреле 2015 года был установлен ценовой рекорд на предмет современного дизайна: шезлонг Lockheed Lounge Марка Ньюсона был продан на аукционе Phillips за £2,4 млн

Долгое время покупатели антиквариата считали дефицит залогом того, что стоимость старой мебели обязательно возрастет или по крайней мере останется неизменной. Возможно, они недооценили капризность вкуса. Концепция большинства современных домов представляет собой открытое пространство, в котором комфортные жилые помещения пришли на смену формальным столовым и кабинетам, что явно сократило потребность в обеденных столах из красного дерева. К тому же обладатели даже первоклассных предметов антиквариата вроде письменного стола Андре-Шарля Буля вряд ли могут рассчитывать, что их коллекция вызовет такое же общественное одобрение, что и собрание Пикассо или Кунса. Для многих людей антиквариат сегодня представляет собой нечто печальное и затхлое, в то время как современный дизайн — оптимистичное и позитивное.

Наш выбор

Кейс 3. Сундук Мазарини за 7,3 миллиона евро

Одна пожилая пара из французской глубинки решила переехать в дом престарелых и позвала оценщика, чтобы посмотреть их мебель. Среди прочей обстановки оценщик увидел тумбочку под телевизор, которая оказалась сундуком Мозарини  Это редчайшим предмет из японского лака, созданный в 1640 году и утерянный после смерти последнего известного хозяина, сэра Клиффорда Кори, в 1941. За ним давно охотились галеристы со всего мира. Оказалось, что сундук в 1970 году купил отец пенсионерки у неизвестного польского врача за 150  долларов. Он не подозревал о его истинной ценности, и несколько десятилетий этот предмет использовали в качестве подставки под телевизор. Сундук выставили на аукцион и при стартовой сумме в 200 000 тысяч продали Рейксмузеуму за 7,3 миллиона евро.

Кейс 4. Первый выпуск комикса про Супермена за 3,2 миллиона долларов

Цена на некоторые направления в искусстве подогревается стараниями галеристов. В 90-е годы несколько экспертов смогли значительно усилить интерес к комиксам. На этой волне они продали несколько выпусков и рисунков обложек первых комиксов за рекордные деньги.

Вот по каким ценам  были проданы первые выпуски “Супермена”:

  • 2,16 миллионов долларов (в 2011 году)
  • рекордные 3,2 миллиона долларов (в 2014 году)
  • 956 тысяч долларов (в 2016 году)

Всего до наших дней дошло около 100 экземпляров этого выпуска.  В момент своего появления, 18 апреля 1938 года, комикс стоил 10 центов.

Вложения в искусство – довольно редкий вид инвестиций. Большинство людей предпочитает вкладывать сбережения в более понятные и прогнозируемые финансовые инструменты. Искусство всегда субъективно, поскольку оно не несет человечеству измеримой материальной пользы. И все же предметами искусства интересуются не только коллекционеры. В этой сфере можно найти и венчурных инвесторов, которые умеют составлять прогнозы и зарабатывать деньги.

Это может быть применимо к инвесторам на арт-рынке.  Если человек обладает особенным чутьем на произведения искусства, он может получать хороший доход в этой нише.

Для большинства инвесторов вкладывать весь свой капитал в картины или предметы старины неразумно. Это особенно касается людей, не разбирающихся в живописи и искусстве в целом.

Если же инвестор разбирается в искусстве и ориентируется на рынке, он может инвестировать часть своего капитала и  сберечь средства для потомков. Ведь настоящие произведения искусства никогда не обесцениваются, а со временем их стоимость только растет.

Есть мнение, что в скором времени мир вступит в эпоху искусственного интеллекта. Производить товары будут роботы, в результате цены на 99% товаров обрушатся.  В этом случае проверенные временем произведения искусства могут взлететь в цене – ведь их не сможет воспроизвести ни один робот.

В таблице приведены главные достоинства и недостатки стратегии инвестирования в предметы искусства.

Рекомендации инвестору в произведения искусства
  1. Тщательно анализировать рынок, “вариться” в этой теме.
  2. Тщательно выбирать объект инвестиций.
  3. Спросить мнение экспертов, если сам инвестор не разбирается в искусстве.
  4. Выбрать инвестиционную стратегию и придерживаться ее.
  5. Заранее просчитать все расходы (на ввоз, страховку и т.д).
  6. Хранить произведения искусства в надежном месте.
  7. Застраховать свое приобретение.
  8. Не экономить на хранении и страховке.
  9. Декларировать ввоз/вывоз своего произведения искусства в/из страны и платить все налоги..

Какие вещи можно отнести к антиквариату

Сюда относится мебель или картины, книги и иконы, фарфоровые изделия и предметы домашнего обихода, а также множество других элементов, которые представляют какую-либо ценность для ценителей антиквариата и искусства. При этом отнести к антиквариату можно только те вещи, которым уже больше пятидесяти лет

Также важно помнить, что многие антикварные вещи имеют исторический интерес, а за счет этого стоимость вещей может быть увеличена еще больше

Однако важно знать, что инвестиции в антиквариат обладают не только положительными параметрами, но и некоторыми минусами. Дело в том, что для занятия такой деятельностью в первую очередь важно обладать довольно существенным первоначальным капиталом, поэтому работать в этой сфере могут исключительно состоятельные люди

Можно заняться покупкой и продажей недорогих вещей, однако заработать на такой деятельности можно не слишком много денежных средств, а для получения прибыли должно пройти довольно много времени, что не всегда является приемлемым для людей, которые желают как можно быстрее получить прибыль.

Для работы в этой сфере деятельности нужно обладать определенными знаниями в области антиквариата и истории, поскольку довольно часто на современном рынке продаются подделки, которые на самом деле не обладают какой-либо ценностью, а при этом можно попасть на мошенников, которые могут продать ненужные вещи по значительной стоимости. После этого продать их по той же цене не получится, не говоря уже о том, чтобы получить прибыль от этой сделки

Также важно знать, что в этой сфере имеется довольно значительная конкуренция, поскольку заработать легко и с минимальным риском желает довольно много людей, которые при этом могут обладать куда большими средствами. При этом в качестве конкурентов могут выступать даже специализированные фонды, которые обладают огромным капиталом, поэтому частники с небольшими средствами не могут выступать здесь в качестве полноценных конкурентов

Для получения хорошей и профессиональной консультации необходимо обращаться к специалистам, которые берут за свои услуги существенные гонорары.

Таким образом, инвестирование в антикварные вещи имеет как плюсы, так и минусы, поэтому важно перед работой в этой сфере изучить все особенности

Бизнес-идеи

  • Содержание Срочное изготовление печатей и штампов Кто будет выступать в качестве покупателей Где открывать бизнес Оборудование для ведения бизнеса Существует много разновидностей бизнеса, которые могут быть начаты людьми, обладающими предпринимательскими способностями. Причем каждый вариант обладает своими уникальными особенностями и параметрами. Срочное изготовление печатей и штампов Бизнес-идея изготовления печатей и штампов считается достаточно привлекательной в плане..

  • Содержание Бизнес-идея по изготовлению открыток Как открыть бизнес, основанный на создании открыток на заказ Сотрудники Помещение Как продавать созданные открытки Многие люди, обладающие определенными предпринимательскими способностями, задумываются об открытии собственного бизнеса, а при этом оценивают и рассматривают большое количество различных вариантов для открытия. Довольно интересной считается бизнес-идея изготовления открыток, поскольку открытки являются такие элементы, спрос..

  • Содержание Выбор помещения для тренажерного зала Что нужно для того, чтобы открыть тренажерный зал? Тренажерный зал становится все более популярным в современном мире, поскольку все больше людей задумываются о том, чтобы вести здоровый образ жизни, предполагающий правильное питание и занятия спортом. Поэтому открыть тренажерный зал может любой бизнесмен, однако для получения хороших доходов необходимо продумать..

  • Содержание Место расположения магазина Ассортимент товаров Продавцы Бижутерия является обязательным предметом гардероба каждой женщины, которая следит за собой и старается выглядеть привлекательно и ярко. Поэтому открыть свой магазин бижутерии хочет практически каждый предприниматель, который осознает возможность получения хороших прибылей. Для этого необходимо изучить все имеющиеся перспективы, составить бизнес-план и спрогнозировать возможный доход, чтобы решит, будет..

С чего начать интересные инвестиции в искусство

Вложения в художественные изделия чаще приносят доход профессионалам. Чтобы сделать интересные инвестиции в этой сфере, нужно самому разбираться в искусстве. Это касается и художественной, и финансовой составляющей. Без понимания особенностей рынка инвестировать в предметы искусства можно лишь после консультации с экспертами.

Вот 7 этапов инвестиций в предметы искусства:

Анализ рынка

Важно понимать, что и почем сейчас продается и покупается. Что в тренде, а что нет

Какие перспективы имеют произведения популярных мастеров в долгосрочной и краткосрочной перспективе.

Выбор стратегии. Если инвестор хочет вложить деньги на долгосрочный период, лучше покупать произведения признанных мастеров. Если инвестор планирует зарабатывать на перепродаже – нужно искать образцы современного искусства.

Выбор галереи или аукциона. Место приобретения тоже влияет на стоимость.Известные галереи – Saatchi, галерея Гагосяна. Самые известные аукционные дома – Christie’s, Sotheby’s. Там продают и покупают наиболее дорогие предметы искусства.В России купить картину или другой предмет можно в онлайн-галереях (например, Oily oil, Lumas) c доставкой по России.  В крупных городах приобрести картины можно в галереях и художественных салонах. Вот список таких галерей в Москве (с указанием цен)
В культурной столице – Санкт-Петербурге – таких мест намного больше. Например, галерея АртАрия, художественная мастерская “Мир Искусства”, галерея современного искусства “Март”,галерея картин Елены Смирновой и множество других галерей.В любом крупном городе обычно есть хотя бы  1-2 мастерских или салонов, где можно приобрести произведения современного искусства.А вот приобрести предмет классического искусства  в России вряд ли получится. Крупных аукционов или всемирно известных галерей в нашей стране нет.Еще один вариант – купить картины на Ebay.
В случае сомнений в подлинности товар можно вернуть.

Выбор и покупка. Крайне важно правильно оформить все документы. Инвестор обязательно должен иметь бумаги, подтверждающие его право владения и авторство произведения.

Транспортировка. Если произведение искусства вывозится в другую страну, это нужно задекларировать. Иногда требуется также оплатить налог на ввоз или вывоз. Это зависит от законодательства страны вывоза и ввоза.

Страховка и хранение. Важно обеспечить сохранность своих инвестиций. Место хранения должно быть надежным и обеспечивать нужные условия.
Основные условия хранения картин:
– температура – оптимально 19-21 градус по Цельсию
– влажность –  допустимо 30%, идеально 50-55%
– нельзя допускать резких перепадов температуры и влажности
– нельзя допускать сквозняки
– на картину не должен попадать прямой солнечный свет
– не рекомендуется держать картины в полностью закрытом помещении без окон.

Произведения искусства должны быть застрахованы от кражи и порчи. Подробнее этот вопрос рассмотрим в следующем разделе.

Продажа. Когда цена вырастет, произведение искусства можно выставлять на продажу. Продать картину можно “с рук”, выставив на продажу в интернет-галерее, на любом специализированном онлайн или оффлайн-ресурсе. Если произведение было куплено на известной площадке, разумно продавать его там же.

Инвестиции в искусство: особенности и подводные камни

Арт-рынок считается искусственно созданным явлением. Он появился недавно – в конце 80-х годов ХХ века.  В это время банкиры стали скупать произведения искусства не для коллекционирования, а для перепродажи. Но не все инвестиции в искусство принесли им прибыль. Этот рынок изменился в 90-х годах, когда крупные аукционные дома стали торговать современными работами, а галеристы – применить технологии маркетинга и взвинчивать цены. В кризис 2008 года рынок просел, но затем снова пошел в рост. Только в мае 2013 года объем торгов предметами искусства в Нью-Йорке достиг отметки в 1 млрд. долларов, а через год – 1,2 млрд. долларов. Цены на современное искусство стали конкурировать с ценами на искусство классическое.

Главная особенность предметов искусства как объекта инвестиций – отсутствие объективной меры оценки их стоимости. Среди других особенностей можно выделить наличие физической формы и определенной ценности (хоть и субъективной), заложенной в саму эту форму. Это отличает предметы искусства от акций и облигаций, которые сами по себе являются просто бумагой и не имеют самостоятельной ценности, и сближает с такими активами, как драгоценные металлы или недвижимость.

Инвестиции в искусство можно условно разделить на два вида:

  1. Современное искусство (создано в последние годы или десятилетия)
  2. Классическое искусство (созданное 100 лет назад и раньше)

А вот как выглядит продажи на арт-рынке в последние годы:

Современное искусство имеет особенности:

  1. Спекулятивность. Предметы искусства постоянно продают и покупают.
  2. Предметы современного искусства не прошли проверку временем. Эти предметы еще не имеют ценности, но уже имеют свою цену.
  3. Стоимость во многом определяется модой, которую вводят галеристы.
  4. Покупатель платит не за сам предмет, а за бренд (имя мастера), а также за бренд самой галереи.
  5. Цена известного бренда со временем может вырасти, а может и упасть. Но она не упадет в ноль (как цены акций). В такие бренды вложено слишком много денег.

Классическое искусство также имеет свои особенности:

  1. Оно менее спекулятивно. На этом рынке значительно меньше сделок.
  2. Предметы классического искусства прошли проверку временем, их ценность определена. За год картины Рембрандта не вырастут в цене в 2 раза, но они точно никогда не обесценятся.
  3. Очень узкий ограниченный круг покупателей. Большинство из них – коллекционеры, а не инвесторы.
  4. Большое влияние на цену оказывает так называемый провенанс  (от французского “provenance” – источник).Это слово обозначает происхождение предмета, историю создания, к какому периоду творчества мастера он относится,  история его переходов от одного владельца к другому.

Доход или убыток от инвестиций в предметы искусства получается от разницы между суммой продажи и суммой покупки и хранения со всеми сопутствующими расходами.

Для начала давайте разберемся, чем-же отличаются инвестиции от коллекционирования?

Коллекционирование — систематизация предметов собрания.

Инвестиция — вложение с перспективой увеличения дохода.

В нумизматике, а именно о ней пойдет речь в данной статье, существуют сотни направлений, но далеко не все они пригодны для инвестирования. Так какие же монеты попадают под категорию инвестиционных?

Если говорить о старых монетах (от ста и более лет с момента их чеканки) главное правило — редкость в сочетании с высоким уровнем состояния. В современной нумизматике все несколько сложней и проще одновременно.

Во-первых, это монеты из драгметалла, но опять-таки не все подряд а именно инвестиционные (да, дорогой читатель, именно так они и называются), и это самый простой вариант, так сказать для ленивых :).

Во-вторых, это уникумы-монеты ограниченного тиража и/или монеты, большая часть тиража которых была уничтожена или пропала в следствии какого-то события.

Для описания второго случая нам не хватит страниц, а вам терпения читать долгую историю с кучей примеров. Сегодня мы остановимся лишь на первом варианте — инвестиционных монетах из серебра и золота.

Но прежде, чем описать необходимы действия для грамотного вложения ваших денег в нумизматику, надо рассказать о самых распространенных ошибках, допускаемых не только новичком, но и подчас человеком с опытом коллекционирования.

Одной из наиболее распространенных ошибок при инвестировании средств в нумизматику, как ни странно это прозвучит, является наплевательское или поверхностное отношение к предмету инвестиций.
Почему-то, когда мы вкладываем средства в недвижимость, акции и прочее, мы всесторонне изучаем предмет инвестиции, а если своих познаний не хватает мы не стесняемся обратиться к специалисту профиля, получить консультацию, нанять «сопровождение» и/или обращаемся в агентство, а как дело доходит до антиквариата тут каждый становится сам себе «специалистом».

В первую очередь, это и является основной ошибкой. Мы часто слышим истории о дорогих монетах, о кладах, истории о том как кто-то разбогател, продав ту или иную монету, и нам конечно же хочется так же повторить этот опыт. Но что скрывается за такими историями? Подчас это случайные находки или не прогнозируемый всплеск интереса к той или иной теме в нумизматике, но зачастую подобное происходит в тех случаях, когда предварительно была проведена большая работа, только в историях удачных завершений продаж об этом как правило ни слова не говорится, эта работа остается как-бы за кадром.

Покупка картин: для каких целей подойдет эта стратегия

Приобретать предметы искусства можно с разными целями. Инвестиционная покупка картин подразумевает одну из трех стратегий :

  1. Сохранение капитала. С этой целью приобретают картины известных и проверенных мастеров на долгосрочный период. Часто их планируют не перепродавать, а  передать по наследству.
  2. Спекулятивная цель. С этой целью покупают перспективные произведения современного искусства. Их часто перепродают спустя 1-2-3 года. Иногда держат дольше, до 5-10 лет.
  3. Рисковый способ. Можно купить недорогое произведение неизвестного автора в надежде, что художник станет известным, а его картина сильно вырастет в цене. Или приобрести на долгосрочную перспективу произведение уже известного и дорогого автора в надежде, что через 20 или 50 лет он станет еще дороже. В обоих случаях нет никаких гарантий, что все так и произойдет. Инвестору придется довериться своему вкусу и чутью.

Кейс 1. Рисунок Рафаэля “Голова молодого апостола” за 48 000 000 долларов

Графические рисунки стали продавать в галереях и на аукционах только в 70-х годах ХХ века. До этого галеристов и коллекционеров интересовала лишь живопись. После основания ежегодного Салона рисунка в Париже цены на графику сильно поднялись. Это позволило продать рисунок Рафаэля по рекордно высокой цене.

Кейс 2. Кресло с драконами в стиле ар-деко. Продано в 2009 году за 22 000 000 евро

Пример того, какое влияние на стоимость может оказать провенанс (происхождение и история изделия). Рынок ар-деко сформировался еще в 30-е годы ХХ века, но потом интерес к этому направлению угас. В 60-е годы известные художники и модельеры возродили интерес и моду на предметы в стиле ар-деко. Тогда же Ив Сен-Лоран приобрел кресло с драконами за 15 000 франков. После его смерти оно было продано на аукционе за 22 миллиона евро. За счет известности его последнего владельца стоимость кресла увеличилась в миллионы раз. Причем это кресло продали Ив Сен-Лорану и выкупили после его смерти одни и те же галеристы.

Где покупать и продавать предметы старины

Главная проблема не просто где купить и продать, а где купить дешево (и безопасно), чтобы потом продать с максимальной прибылью.

Покупка с рук. Есть шанс найти недорогие предметы старины, но нет никакой гарантии, что они окажутся ценными и законного происхождения. Специалист не даст хорошую цену ввиду этих рисков. Хотя если вы или ваши родственники, друзья и знакомые имеете предметы старины можно попробовать начать.

Блошиные рынки и, как альтернатива им доски объявлений в интернете. Там надо быть внимательным – времена несведущих продавцов, отдающих за бесценок настоящий клад, уже давно прошли. Поэтому, если вы не знаток, то велика вероятность рисков, как и при покупке с рук.

Более надежный, источник антика — это ломбарды и антикварные магазины. Поддерживая с ними хорошие отношения, часто можно получать информацию о поступлении старинных «новинок» по сходной цене. А опытные работники постараются свести риски незаконного происхождения предметов к минимуму.

Аукционы и галереи. Самые известные из них — это Сотбис и Кристис. Покупая вещь там, вы сводите риски к минимуму. Но там продают только дорогие вещи — редко цена бывает ниже нескольких тысяч долларов, обычно же, счет идет на десятки тысяч и даже на сотни. Однако вещь, купленная там, наверняка позже уйдет еще дороже, даже если оценка эксперта окажется невысока. Престижно имя аукционных домов стоит дороже.

Помимо этого существует множество других менее известных аукционов и галерей — реальных и в сети Интернет. Например галерея «Русские сезоны» (http://ruseasons.ru/), аукционный дом Гелос (http://www.gelos.ru/), интернет-аукцион антиквариата (http://www.antikwariat.ru/) и многие другие.

Важно, чтобы они были с хорошей репутацией, для чего необходимо максимально полно узнать все о них. Также стоит внимательно ознакомиться с предметами торгов и условиями сделки, чтобы впоследствии комиссии, перевозка и оформление таможенных документов не оказалось проблемным и дорогостоящим

Особенности инвестирования в антиквариат

– Солидные суммы финансовых вложений.
Серьезное занятие антиквариатом всегда требовало немалых финансовых вложений, так как действительно ценная вещь, которая даст заметно ощутимый прирост капитала, стоит дорого. Естественно, позволить себе подобное могут лишь хорошо обеспеченные коллекционеры или инвесторы;

– Для инвестора крайне необходимы знания
в конкретном направлении «антикварного инвестирования» (оружие, фарфор, мебель, живопись и прочее) и налаженные связи в области профессиональной экспертизы. Дело в том, что технологии современности позволяют изготовлять подделки практически любой вещи с колоссальной точностью. Результаты этой возможности иногда ставит в затруднение даже признанных экспертов.

Поэтому безопасней всего производить покупку антиквариата на специализированных аукционах. Кроме тщательной проверки на подлинность реализуемых предметов, в данном случае присутствуют гарантии страховых выплат в случае обнаружения подделки. Но это относится только к аукционам, имеющим мировую известность. В рядовых случаях всегда присутствуют значительные риски. Кстати, лидером в количестве подделок всегда была и остается популярная нумизматика;

– Прежде чем принять решение об инвестировании в антиквариат и выбрать направление инвестирования
, начинающему инвестору следует изучить весь рынок антиквариата, так как наши обывательские убеждения весьма расходятся с истинным спросом на рынке антиквариата. Например, мы все убеждены, что самое востребованное антикварное направление – это ювелирные украшения.

Однако в мире антиквариата «ювелирка», пусть самая старинная и дорогостоящая, является самым невыгодным вложением финансов. Спрос даже на очень ценные ювелирные украшения абсолютно непредсказуем и, соответственно, не подлежит прогнозированию.
То есть объемные знания, любознательность и целеустремленность инвестора необходимы и в этой сфере инвестирования.

Сколько на этом можно заработать

Спрогнозировать размер заработка на предметах искусства – сложная задача даже для искусствоведа или владельца галереи. Предметы современного искусства, принадлежащие раскрученному мастеру и купленные в известной галерее, можно перепродать уже через несколько месяцев. Средний уровень доходности  – от 5% до 20% за год.

Что касается долгосрочной перспективы, предсказать доходность почти невозможно. Во времена Пикассо жил известный художник Серт. Уровень цен на работы Пикассо и Серта находился в одном диапазоне. Сейчас картины Пикассо стоят миллионы долларов, а произведения Серта не стоят почти ничего. Обычно после смерти художника стоимость работ взлетает. Но трудно предугадать, чье творчество пройдет главную проверку –  проверку временем.

Особенности инвестирования в антиквариат и предметы искусства

1. Малое количество или уникальность. Количество предметов коллекционирования, антиквариата зачастую очень ограничено, даже в мировых масштабах, а предметы искусства вообще уникальны, что существенно повышает их ценность.

3. Цена зависит только от спроса, предложения и времени. На стоимость других инвестиционных активов оказывают влияние множество всевозможных факторов, а с предметами искусства и коллекционирования дела обстоят намного проще: цены на них регулируются только спросом и предложением.

В то же время, никогда нельзя точно определить, в какой именно момент времени произойдет очередное подорожание конкретного предмета искусства или старины. Заниматься таким прогнозированием в разы сложнее, чем прогнозировать курсы валют, цены на недвижимость или котировки акций, обычному человеку это вообще не под силу.

4. Долгий инвестиционный период

Исходя из того, что описано выше, важной особенностью инвестиций в предметы искусства и коллекционирования, антиквариат является также очень длительный период инвестирования — как правило, это, как минимум, несколько лет. Далеко не каждый инвестор пожелает вкладывать капитал на такой срок, с учетом того, что есть множество вариантов вложений на более краткосрочные периоды, которые при этом могут оказаться более доходными

5. Большая капиталоемкость. По настоящему ценные предметы коллекционирования, искусства и старины стоят не просто дорого, а очень дорого. Поэтому инвестиции в них под силу только очень богатым людям. Конечно, есть и менее дорогие вещи, но не всегда они представляют такую же инвестиционную ценность, как их дорогие аналоги.

6. Необходимость экспертного уровня знаний. Чтобы инвестировать в предметы искусства, коллекционирования, антиквариат, необходимо обладать экспертным уровнем знаний в области тех активов, которые будут выбраны для вложения капитала. То есть, необходимо уметь дать им точную оценку, уметь отличить предмет коллекционирования, представляющий истинную ценность, от подделки, да и вообще, что называется, «быть в теме». Без этого инвестиционные риски возрастают в несколько раз и, на мой взгляд, инвестировать вообще нецелесообразно. Конечно, как вариант — можно заручиться помощью эксперта в этих делах, но это будет стоить серьезных дополнительных расходов, что может оказаться не выгодным с точки зрения инвестирования.

7. Необходимость грамотного ухода и хранения. После покупки антиквариата или предмета искусства, его необходимо длительное время хранить и тщательно за ним ухаживать. Такой уход может оказаться достаточно дорогим, как и обеспечение безопасности хранения. Кроме того, многие предметы антиквариата (например, мебель) могут иметь достаточно большие габариты, и требовать наличия определенной площади для их размещения. Все это должен предусмотреть инвестор.

Лучше меньше, да лучше

Аукционисты адаптировались к новому рынку, продавая меньше, но дороже за счет повышения планки эксклюзивности вещей, которые они принимают на торги. Хотя общий рынок антиквариата сокращается, активность в самом дорогом сегменте остается высокой: самые состоятельные покупатели приобретают лучшие образцы музейного уровня, независимо от категории или возраста предмета. Так, в апреле 2017 года один из аукционов Christie’s Exceptional Sales установил рекорд по продаже английской мебели из ореха, когда с молотка за $967 500 ушел кабинет-бюро Джорджа II 1730 года, ранее принадлежавший Метрополитен-музею. Впрочем, это мало влияет на рынок, где большинство предметов не могут похвастаться своей былой принадлежностью коллекции музея или какой-нибудь знаменитости. Активность покупателей в среднем ценовом сегменте оставляет желать лучшего, а на фоне предложения, превышающего спрос, стоимость предметов находится под особым давлением.

Например, английские вещи эпохи Регентства и XVIII века стоят на 30% дешевле, чем 10 лет назад, а французская мебель XVIII века обесценилась вдвое за тот же период. Последние данные Antique Collectors’ Club показывают, что викторианская и эдвардианская мебель и вовсе потеряла более двух третей своей стоимости с 2003 года. По сравнению с периодом расцвета коллекционирования антиквариата цены на предметы среднего сегмента упали на 80%, и теперь они составляют лишь долю от стоимости 15–20-летней давности. Если в 2002 году набор из восьми стульев из резного красного дерева в стиле Георга III стоил около $8000, то в 2016-м аналогичный набор можно было найти и за $350; книжный шкаф Breakfront в стиле регентства можно приобрести за $1300 при некогда средней цене $9000-10 000.

Добавить комментарий