Знаток Финансов

Приоритетные задачи Всемирного банка

Критика Всемирного банка

Всемирный банк позиционирует себя вне политики. Тем не менее, в некоторых решениях банка можно увидеть политический контекст. Даже свой самый первый кредит Всемирный банк выдал Франции только после того, как в 1947 году из коалиционного правительства в Париже была «вычищена» компартия. Кредит был подтвержден сразу после того, как это произошло.

Сами консультации всемирного банка подвергаются критике. В развивающихся странах банк часто выставляет условия, которые приводят к олигархии и еще большему обнищанию населения. Так, банк потребовал от Танзании приватизировать водные ресурсы, ввести сбор с учеников школ в Гане и упразднить трудовой кодекс Шри Ланки в обмен на восстановление после цунами.

Более того, банк критикуют за слишком тесные связи с США. Только у американцев есть право вето в организации, а сотрудники банка имеют дипломатическую неприкосновенность по всему миру. В результате банк может работать против интересов любой страны и любого общества – кроме правительства США.

Мобилизация денежных средств

^

Займы, предоставляемые МБРР развивающимся странам, финансируются в основном за счёт продажи облигаций, имеющих наивысший рейтинг надёжности «AAA» на мировых финансовых рынках. Получая небольшую прибыль от кредитования, МБРР более значительный доход получает от собственного капитала. Этот капитал состоит из резервов, накопленных в течение многих лет, и средств, получаемых в виде взносов от 188 государств-членов Всемирного банка. Полученную прибыль МБРР использует для покрытия операционных расходов, частично перечисляет МАР и использует для облегчения бремени задолженности стран.

Критика

Деятельность Всемирного банка в течение длительного времени критикуется различными неправительственными организациями, учёными, среди которых видное место занимает нобелевский лауреат по экономике и бывший главный экономист Всемирного банка Джозеф Стиглиц.

В частности Дж. Стиглиц назвал политику по отношению к развивающимся странам, разработанную МВФ, Всемирным банком и экономистами в американском правительстве, ошибочной. По его мнению, если бы этой политике следовали США, значительного экономического роста не произошло бы. Он также указал на то, что Россия последовала рекомендациям и испытала падение реальных доходов населения, а Китай не последовал и переживает экономический подъём.

В частности Джозеф Стиглиц резко отрицательно выразился по поводу политики Всемирного банка в отношении России, критикуя шоковую терапию переходного периода.

Демонстрация протеста против деятельности Всемирного банка, Джакарта,

Анализ развития мировой экономики показывает, что программы Всемирного банка в том виде, как он их формулировал, не обеспечивали устойчивого и справедливого развития экономики. В связи с этим стало нарастать давление на Банк. Неправительственные организации на национальном и международном уровне стали добиваться открытого и демократичного рассмотрения решений, альтернативных политике Всемирного банка.

В 2001 году Комиссия Конгресса США провела оценку результатов деятельности международных финансовых организаций и пришла к выводу, что 60 % проектов Всемирного Банка завершились неудачно. Всемирный банк призван бороться с бедностью, но за последние пять лет лишь 1 % кредитов получили «бедные» государства, наиболее нуждающиеся в такого рода помощи. За это время уровень бедности в мире несколько снизился, что нельзя объяснить только деятельностью Всемирного банка. Успехов добились государства, которые практически не получали финансовой помощи Всемирного банка. В тех странах, которые были получателями основных пакетов помощи, не только не было успехов в борьбе с бедностью, но ситуация в них даже ухудшилась.

Исследовательский центр Heritage Foundation проанализировал, какое влияние оказали на наиболее бедные страны кредиты Всемирного Банка. За период с по 2003 год его кредиты и гранты получили 105 «бедных» государств. В результате, в 39 странах валовой внутренний продукт уменьшился, в 17 — рост ВВП был минимальным (от нуля до 1 %), в 33 — умеренным (1–4 %). Лишь 12 получателей помощи смогли существенно увеличить темпы экономического развития. Ещё более удручающая ситуация сложилась в Африке. Здесь деньги Всемирного Банка получили 48 государств, лишь три из них смогли успешно развиваться экономически, в 23 был отмечен экономический спад.

Понятие, структура, цели и задачи Группы Всемирного банка

Всемирный банк — международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам.

В процессе своего развития Всемирный банк претерпевал различные структурные изменения, поэтому под термином Всемирный банк на разных этапах понимались разные организации.

Вначале Всемирный банк ассоциировался с Международным банком реконструкции и развития, осуществлявшим финансовую поддержку в восстановлении после Второй мировой войны Западной Европы и Японии. Позднее в 1960 г. была создана Международная ассоциация развития, которая взяла на себя часть функций, связанных с политикой этого банка.

В настоящее время под Всемирным банком фактически понимают две организации:

Международный банк реконструкции и развития

Международная ассоциация развития

В разное время к ним присоединились созданные для решения задач Всемирного банка ещё три организации:

Международная финансовая корпорация

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров

Все пять организаций входят в Группу организаций Всемирного банка и называются Группой Всемирного банка. В отдельных случаях под Всемирным банком по-прежнему понимается Международный банк реконструкции и развития, который до сих пор составляет основу деятельности Всемирного банка.

Основными целями организаций ГВБ являются:

содействие реконструкции и развитию народного хозяйства стран-членов;

поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий и участия в займах и инвестициях частных кредиторов и других инвесторов;

стимулирование сбалансированного роста международной торгов­ли и поддержание сбалансированного платежного баланса стран-членов.

В настоящее время в соответствии с Декларацией тысячелетия Всемирный банк сосредоточил свою деятельность на достижение целей развития тысячелетия. В переходный период к третьему тысячелетию под эгидой ООН были сформулированы восемь целей, на достижение которых должны быть направлены усилия международных организаций.

Цели развития тысячелетия должны быть достигнуты к 2015 году и включают в себя следующие:

  • ликвидация нищеты и голода;
  • обеспечение всеобщего начального образования;
  • поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин;
  • сокращение детской смертности;
  • улучшение охраны материнства;
  • борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями;
  • обеспечение устойчивого развития окружающей среды;
  • формирование глобального партнерства в целях развития.

Решая глобальные задачи развития человечества, Всемирный банк, используя механизм предоставления кредитов МБРР, кредитует страны со средним уровнем дохода по процентным ставкам, соответствующим уровню рынка этих стран. Другая финансовая организация Всемирного банка МАР кредитует страны с низким уровнем дохода по минимальным процентным ставкам или без процентов.

Разрабатываются скоординированные механизмы реализации за­дач, что обеспечивается также и организационной интеграцией, в ча­стности наличием общего президента, Совета управляющих и испол­нительного директората. Принципы определения киот, количества го­лосов, представительства в органах управления ГВБ сходны с МВФ. Советы управляющих МВФ и ГВБ проводят один раз в году совме­стное собрание.

Однако имеются особенности в механизме финансирования орга­низаций ГВБ,критериях отбора стран— кандидатов на получение помощи, условиях кредитования. Каждая организация в правовом отношении является самостоятельной. МФК и МАГИ имеют свои соб­ственные штабы сотрудников и собственных распорядительных ви­це-президентов.

Как и МВФ, ГВБ построена по регионально-отраслевому принци­пу: часть вице-президентов возглавляет региональные департаменты, остальные отвечают за конкретные сферы управления. Вместе с тем региональная структура ГВБ более разветвленная, чем у МВФ.

Кро­ме того, в организациях ГВБ более представительный состав специа­листов: помимо экономистов и финансовых экспертов (как в МВФ) здесь работают также инженеры, агрономы, юристы, эксперты по те­лекоммуникациям и другим разнообразным отраслям.

Их задача за­ключается в тщательной экспертизе проектов, на которые предлага­ется выделение средств.

Управление деятельностью банка

Президент Всемирного банка Джим Ён Ким

Всемирный банк представляет собой акционерное общество, акционерами которого являются 188 стран-членов этой организации. Количество голосов, которыми обладают страны-участницы зависит от их доли в капитале Банка, которая в свою очередь определяется их долей в мировой экономике. Эти акционеры представлены Советом управляющих, который является высшим органом, принимающим решения и определяющим политику Банка. Как правило, управляющими являются министры финансов стран-участниц. Совет управляющих проводит свои совещания один раз в год во время Ежегодных совещаний Советов управляющих Группы Всемирного банка и Международного валютного фонда.

Конкретные полномочия по управлению Банком в период между заседаниями Совета управляющих переданы 25 исполнительным директорам, которые работают непосредственно в штаб-квартире Банка в Вашингтоне. Исполнительные директора образуют Совет директоров, который возглавляет Президент Банка. В Совет директоров входят пять исполнительных директоров, представляющих интересы государств-членов, обладающих крупнейшими пакетами акций: США, Япония, Германия, Франция и Великобритания. Остальные 20 исполнительных директоров представляют группы стран.

Совет директоров обычно проводит свои совещания два раза в неделю и осуществляет общее руководство работой банка, в том числе отвечает за утверждение всех займов и принятие других решений, затрагивающих деятельность Банка:

  • утверждение займов и гарантий;
  • определение общих принципов деятельности банка;
  • утверждение бюджета Банка;
  • выработка стратегий содействия странам;
  • принятие решений, касающихся заимствований и других вопросов финансовой деятельности.

Президент Всемирного банка (в настоящее время Джим Ён Ким) председательствует на совещаниях Совета директоров и отвечает за общее руководство деятельностью Банка. По традиции Президентом Всемирного банка становится гражданин США — страны, являющейся крупнейшим акционером Банка. Президент избирается Советом управляющих на пятилетний срок и может быть переизбран. Пять вице-президентов, в том числе три старших вице-президента (англ. Senior Vice-Presidents) и два исполнительных вице-президента (англ. Executive Vice-Presidents) отвечают за конкретные регионы, сектора, направления деятельности и выполняют другие конкретные функции. Старший вице-президент — главный экономист Всемирного банка разрабатывает стратегию развития банка.

Всемирный банк имеет представительства более чем в ста странах мира, в которых работает около 10000 человек.

Президенты Всемирного банка

Президент Сроки работы в должности
Юджин Мейер (Eugene Meyer) 18 июня 1946 — 17 марта 1947
Джон Макклой (John Jay McCloy) 17 марта 1947 — 1 июля 1949
Юджин Р. Блэк (Eugene «Gene» Robert Black, Sr.) 1 июля 1949 — 1 января 1963
Джордж Д. Вудс (George D. Woods) 1 января 1963 — 1 апреля 1968
Роберт С. Макнамара (Robert S. McNamara) 1 апреля 1968 — 1 июля 1981
Элден В. Клозен (Alden W. Clausen) 1 июля 1981 — 1 июля 1986
Барбер В. Конэбл (Barber B. Conable) 1 июля 1986 — 1 сентября 1991
Льюис Т. Престон (Lewis T. Preston) 1 сентября 1991 — 4 мая 1995
Ричард Фрэнк (Richard Frank), и. о. 4 мая 1995 — 1 июня 1995
Джеймс Д. Вулфенсон (James David Wolfensohn) 1 июня 1995 — 1 июня 2005
Пол Вулфовиц (Paul Wolfowitz) 1 июня 2005 — 1 июля 2007
Роберт Зеллик (Robert Zoellick) 1 июля 2007 — 1 июля 2012
Джим Ён Ким (Jim Yong Kim) 1 июля 2012 — 1 февраля 2019
Дэвид Малпасс (David Malpass) с 9 апреля 2019

Всемирный банк сегодня

В 2001 году Комиссия Конгресса США пришла к выводу, что Всемирный банк эффективно борется с бедностью примерно в 40% случаев. Остальные 60% завершились неудачно, иногда даже наоборот усилив обнищание населения. Более того, в 90-е годы только 1% кредитов получили действительно бедные государства. В том же году независимый доклад Эмиля Салима – известного экономиста и бывшего министра экономики Индонезии, показал, что финансирование нефтегазовой отрасли «не влияет на снижение уровня бедности».

Критика Всемирного банка не остается без внимания: организация постоянно меняется, вносит изменения в свой устав и пытается соответствовать времени. Так, в последние десятилетия Всемирный банк перестал выдавать займы для развития нефтегазовой отрасли и разработал новые схемы поддержки населения бедных стран. Насколько успешными станут эти изменения, покажет будущее.

Сотрудничество Банка России с Группой Всемирного банка

Взаимодействие Банка России с Группой Всемирного банка ориентировано в первую очередь на привлечение экспертизы Всемирного банка в процессе совершенствования финансового регулирования и внедрения лучшего мирового опыта и практики, преимущественно путем участия в реализации проводимых Всемирным банком совместно с МВФ оценочных мероприятиях в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP — Financial Sector Assessment Program), а также в ходе реализации совместных проектов.

Банком России совместно с Группой Всемирного банка были недавно реализованы или реализуются в настоящее время следующие проекты:

  • Модернизация и внедрение накопительной пенсионной системы.
  • Разработка стратегии повышения финансовой доступности.
  • Индикаторы уровня развития финансового сектора.

Руководство Банка России принимает участие в сессиях и ежегодных совещаниях, проводимых совместно Группой Всемирного банка и Международным валютным фондом, взаимодействует с ведомствами и организациями (например, при рассмотрении и подготовке предложений по Стратегии сотрудничества Российской Федерации и Группы Всемирного банка) в целях выработки единой позиции Российской Федерации и Группы Всемирного банка по отдельным вопросам повестки. При необходимости Банк России участвует в согласовании решений Правительства Российской Федерации о выделении Россией помощи беднейшим странам.

На регулярной основе Банк России участвует в подготовке справочных и аналитических материалов по вопросам участия Российской Федерации в деятельности Группы Всемирного банка.

Важным приоритетом сотрудничества остается информационное взаимодействие и обмен информацией с Группой Всемирного банка, а также совместная научно-исследовательская и экспертно-аналитическая деятельность. Группа Всемирного банка представляет для Банка России ценный источник международной экспертизы (например, в сфере макроэкономического моделирования и прогнозирования), а также эффективную площадку по выработке рекомендаций и стандартов в сфере финансового регулирования (например, в области развития финансового сектора и повышения доступности и качества финансовых услуг).

См. более подробно
http://www.imf.org/external/np/exr/facts/fsap.htm и
www.worldbank.org/fsap.

Добавить комментарий

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.