Знаток Финансов

Как сэкономить в путешествии?

Круизы из России

Круизный сезон в России короткий — с мая по август. Для сравнения, в Средиземном море круизный сезон не прекращается вообще.

В России два круизных порта — Санкт-Петербург и Владивосток. Путешествия оттуда дорогие, и их мало. Например, порт Барселоны летом предлагает 228 вариантов, а Санкт-Петербурга — 22. Мы с мамой покупаем круизы в Европе.

Летом 2020 года из Петербурга в Хельсинки, Таллин и Стокгольм будет ходить только один корабль «Косты». Самый дешевый круиз на 6 ночей обойдется в 70 000 Р на двоих. Тур на 10 ночей до Осло будет стоить 281 000 Р на двоих — и это самая дешевая каюта.

Из Владивостока можно отправиться только в Японию на старом маленьком корабле компании «Коста». Когда я писала эту статью, дешевая каюта на двоих стоила 143 000 Р.

Каюта с балконом в единственном круизе по фьордам из Санкт-Петербурга в августе стоит от 150 000 рублей на одного. Фьордов в этом круизе мало, а дней в море многоДля сравнения, насыщенный круиз по фьордам из Германии стоит 122 000 рублей на двоих: много фьордов и всего 2 дня в море. Билеты до Берлина и обратно — еще 30 000 рублей. Даже с учетом перелета получается дешевле, чем с отправлением из Санкт-Петербурга

Многие путают круизы с путешествием на пароме «Принцесса Анастасия», который ходит из Санкт-Петербурга. Но он сильно отличается от круизных лайнеров. В первую очередь паром предназначен для доставки пассажиров, транспорта и грузов из одной точки в другую, поэтому на нем можно перевозить автомобили и собак. На круизных лайнерах животные запрещены и нет специальной палубы для транспорта.

Еще паром не такой комфортный, как лайнер. «Принцессе Анастасии» почти 35 лет. Стандартные каюты там похожи на купе в старых поездах, кают с балконами нет, а питание платное. Самая дешевая каюта с завтраками и ужинами обойдется в 571 € (40 541 Р) за 4 ночи. Это дороже, чем круиз по Средиземному морю на новом круизном лайнере.

Мы с мамой никогда не стартовали из Санкт-Петербурга, потому что не удавалось поймать низкую цену. Я жду падения цен в следующем июне и куплю недельный круиз, если он будет стоить не больше 500 € (35 500 Р) на двоих.

Особенности посещения достопримечательностей

Не стоит пренебрегать своей социальной группой

В странах ЕС учителя, пенсионеры, инвалиды, школьники и студенты могут рассчитывать на крупные скидки при посещении туристических объектов. Чтобы снизить себе стоимость билета, нужно иметь соответствующий документ. Пенсионерам достаточно предоставить свой паспорт, студенты должны обладать студенческим билетом международного образца ISIC и т.д.

Посещение достопримечательностей в бесплатные дни

Многие галереи, выставки и музеи дают возможность бесплатного посещения в определенные дни или даже часы. Узнать об этом можно на официальном сайте достопримечательности. Таким образом удастся серьезно урезать расходы на путешествие по Европе.

Старайтесь экономить на бензине

Обычно на европейских заправках установлены двойные цены. Стоимость самостоятельной заправки автомобиля и услуг сотрудников станции разнится. Лучше всего заезжать в места с надписью self-service. Если же ее нет, необходимо расспросить об этом персонал.

Учитывайте, что стоимость топлива на проселочных дорогах обычно на несколько десятков европейских центов ниже, нежели на станциях, расположенных на автомобильных магистралях.

Разница цен между газом и бензином куда больше, чем в РФ. А потому, арендуя транспортное средство, лучше отдавать предпочтение автомобилям на газу.

Местные туристические карты

Решили задержаться в одном городе на несколько дней? Тогда целесообразно будет приобрести городскую туристическую карту. Она дает право на вход в музеи, галереи, различные выставки и концерты, а также проезд в общественном транспорте.

Ночные поездки

Поездки на паромах, поездах и автобусах в ночное время суток позволяют сэкономить время и деньга на отеле. В поездке можно хорошенько отдохнуть и не тратиться на жилье.

Особенности покупки железнодорожных билетов

Билеты экспресс в Европе можно купить намного дешевле, чем на региональный поезд (электрички). Чтобы сэкономить несколько десятков евро, нужно совершить предварительное бронирование. Вот только приобретать билеты нужно до поездки. Обычно пассажирам предоставляется на выбор три класса мест: base, econom, а также super-econom. Последние распродаются быстрее всего.

Цена билета на региональный поезд ниже, чем поездка экспрессом, но дороже, чем места класса супер-эконом. Сервис здесь намного хуже, а время поездки больше где-то в 2-3 раза.

Выбирайте нетуристические места

Вместо того чтобы отравиться в популярный и раскрученный курорт или туристический город, лучше найди небольшой средневековый городок, который находится неподалеку. Стоимость услуг и жилья там будет примерно в 2 раза больше, тогда как полученные удовольствия ничем не хуже.

Зачастую, добраться до места, где проводятся экскурсии и туры можно самостоятельно, используя общественный транспорт или арендованный автомобиль. Это не всегда дольше, зато гарантированно дешевле.

Прочее

Когда я путешествую с рюкзаком и палаткой, всегда стараюсь использовать возможностью умыться и почистить зубы на заправке или в туалетной комнате в кафе. Моя подруга моет там голову и сушит волосы под сушилкой для рук.

Часто в городах есть общественные душевые, но их в основном используют бездомные. Например, в Париже туда лучше даже не заходить.

Фотография парижской общественной душевой из журнала Libération. Вероятно, так чисто эта душевая выглядела в первый день работы

Я не покупаю местную симку. Звонков на местные номера можно избежать, а вайфай обязательно будет в аэропорту, хостеле, кафе или туристическом офисе. В Мумбае мне понадобилось позвонить знакомому на индийский номер и я сделала это из газетного киоска (1 рупия в минуту, то есть 90 копеек).

Когда мне нужно оставить рюкзак на несколько часов или на полдня, я спрашиваю владельцев кафе, магазинов или хостелов. В России и в Индии соглашаются охотно, в европейских странах — редко. Вообще, я доверяю людям, и за десять лет путешествий у меня ни разу ничего не украли. Но, возможно, это не показатель.

Ночевать на вокзалах и в храмах

Аня зимовала в Индии: гуляла по дворцам махараджей, жила в ашрамах и много передвигалась по стране. Иногда поезд приходил в новое место ночью. Чем идти до города в темноте, было безопаснее ночевать на вокзале: там освещение и полиция. Заодно получилось сэкономить: за два месяца в Индии Аня потратила всего 47 000 Р.

Слово автору: «Нам не всегда удавалось понять бытовые привычки индийцев, а они не всегда понимали нас. Семья в Мумбаи просила нас возвращаться домой к восьми вечера, развлекать гостей и дать чаевых домашнему слуге. Хозяин в Ришикеше просил нас разговаривать по скайпу с его друзьями, а потом отобрал у моей подруги шлепанцы. Мы пытались быть вежливыми, но шлепанцы простить не смогли».

Как сэкономить в Индии

Мнение читательницы: «После этой статьи расхотела ехать в Индию. Слишком много для меня экстрима».

Так выглядит типичный индийский вокзал, по совместительству — место для ночевки

Если экстремальная экономия не для вас, вот три умеренных способа тратить меньше в путешествиях:

  1. Стать волонтером.
  2. Найти дешевое жилье.
  3. Летать лоукостерами.

Как доехать из аэропорта Нарита

Из аэропорта в Токио можно добраться на поезде, на автобусе и на такси — как и везде.

Рейсы из Москвы в Токио прилетают обычно в аэропорт Нарита. Он находится довольно далеко от города, в соседней префектуре Тиба. Мы пробовали два способа: поезд «Нарита-экспресс» и поезд «Кейсей-скайлайнер». Расскажу о них.

«Нарита-экспресс» — N’Ex. Дорогой и быстрый, идет до центральной станции метро «Токио-стейшн», проезжая еще нескольких крупных станций, включая «Синдзюку». Наш первый отель был как раз на «Синдзюку», поэтому в аэропорту мы купили билеты на «Нарита-экспресс». Поезд ехал медленно, оказалось, что именно в этот день были какие-то перебои на линии. По расписанию мы должны были доехать за час, но поезд шел примерно полтора: удалось поспать. Билеты дорогие, мы заплатили 3000 Р за двоих:

Билеты на «Нарита-экспресс» имеет смысл брать, если вы в первый же день хотите активировать свой «Джей-ар-пасс». Этот экспресс в проездной тоже входит.

«Кейсей-скайлайнер» — экспресс частной компании, на котором мы ехали из Токио обратно в Нариту. Отправляется со станции «Уэно», идет без остановок, поэтому мы добрались за полчаса. Стоит 2470 иен (1400 Р) за один билет.

Дешевле всего добираться из аэропорта Нарита на автобусе: 1000 иен, 60 минут в пути — и вы на «Токио-стейшн». Про остальные способы добраться из аэропорта рекомендую почитать обсуждение на Форуме Винского.

Как устроен круизный корабль

У дорогих компаний есть плохие корабли, у дешевых — хорошие. На корабле-гиганте всегда будет шумно и тесно, а маленький дорогой лайнер может оказаться плавучим домом престарелых. Перед тем как бронировать круиз, я читаю отзывы о корабле на форуме Винского, круизном форуме «Навимба» и cruisecritic.com.

Современный круизный корабль может вмещать 2000—8000 человек. Там есть тематические рестораны и бары, казино, спа, открытые и закрытые бассейны, джакузи, аквапарк, магазины, спортзал, кабинет врача и салон красоты.

Корабли бывают размером с двадцатиэтажный дом. У каждой лестницы и лифта размещен удобный стенд с картой. Из любой точки корабля до бассейна или ресторана можно добраться максимум за 5 минут. Правда, иногда приходится долго ждать лифта или они приходят переполненные. Обычно я хожу по лестницам.

Несколько палуб полностью заняты каютами. На большой «Меравилье» таких палуб семь. Они похожи на коридоры в отелях. Каюты с четными и нечетными номерами расположены на разных сторонах корабля. Моя мама как-то прошла по кругу три раза в поисках нашей каюты, пока не поняла, что идет по неправильной стороне.

Высота современных лайнеров — около 70 метров. Размеры корабля сначала пугают. Кажется, что он затонет, как только выйдет из порта На каждом этаже удобная навигация. 17-й палубы на корабле нет: для итальянцев это несчастливое число

Высота современных лайнеров — около 70 метров. Размеры корабля сначала пугают. Кажется, что он затонет, как только выйдет из портаНа каждом этаже удобная навигация. 17-й палубы на корабле нет: для итальянцев это несчастливое число

Обычно в каюте размещаются вдвоем, но есть и семейные номера на четверых. Такие каюты надо брать за год или полтора: их меньше, чем двухместных. Часто семье дешевле взять две каюты, чем одну на всех.

Мы всегда выбираем каюту в центре корабля на средних палубах. На верхних сильнее ощущается качка в шторм. На нижних может быть шумно, если рядом технические помещения, рестораны или бассейн.

Нам никогда не попадались плохие каюты, потому что я долго выбирала каждую на плане корабля. Но на форумах много историй о вибрации от винтов, неработающей канализации, неприятных запахах и шумных соседях. Если у меня есть несколько номеров на выбор, я гуглю их: в интернете можно найти отзывы о конкретной каюте и ее фотографии.

Каюта похожа на небольшой номер в гостинице. Мы всегда берем каюту с балконом, потому что не можем просыпаться в темноте и любим проветриватьВиды с балкона такие, что можно и не выходить в город. Но в несезон мы проводим там минут 10 в день: все-таки холодноВо всех каютах есть ванная с душевой кабиной. Гель для душа и шампунь можно с собой не брать. На более дорогих кораблях есть каюты с ванной вместо душа

Из чего складывается стоимость круиза

В стоимость круиза входят портовые сборы, питание и развлечения. Еще на цену влияет тип каюты, питание и чаевые.

Каюты бывают трех типов: внутренние без окна, внешние с окном или балконом. Самые дешевые — внутренние.

Стоимость каюты зависит от корабля. На старых лайнерах, где больше внутренних кают, номер с балконом будет стоить в разы дороже, чем без окон. Например, на маленькой «Магике» каюта с балконом обойдется в 1398 € (99 258 Р), а внутренняя — в 758 € (53 818 Р). Разница в цене — почти в два раза. На большом «Спектруме» стоимость кают отличается всего на четверть:

Сэкономить можно, если купить гарантированную каюту. В этом случае путешественнику сообщают только тип каюты — внутренняя или с балконом. Точное расположение становится известно ближе к дате отплытия. Экономия может быть существенной. Например, в круизе по югу Европы гарантированная внутренняя каюта на двоих стоит 1890 € (134 190 Р), а конкретная внутренняя каюта — 3500 € (248 500 Р). Экономия — 1610 € (114 310 Р).

Если брать гарантированную внутреннюю каюту в несезон, можно надеяться на бесплатный апгрейд до каюты с окном или балконом. Но иногда туристам не везет и каюта оказывается у моторного отсека, над шумной общественной палубой или далеко от лифтов.

Мы с мамой всегда выбираем конкретную каюту. Но я решила рискнуть и впервые купила на 2021 год гарантированную каюту в круиз из Марселя в Венецию. Ближе к дате отплытия круизная компания сообщит ее номер. Посмотрим, повезет мне или нет.

Еда и алкоголь. Все напитки на кораблях, кроме воды, кофе и чая в буфете, платные. Алкоголь входит в стоимость, если вы купили пакет «все включено».

Если вы выпиваете на корабле три порции алкоголя в день, выгоднее купить тур с включенными напитками. Это будет дешевле, чем приобретать их на корабле. Например, с включенным алкоголем стоит всего на 100 € (7100 Р) дороже обычного.

Мы с мамой выпиваем в день по бокалу вина, поэтому пакеты с напитками не берем. С мужем и друзьями я поеду в круиз только по системе «все включено».

Круиз на январские праздники по системе «все включено». Цена для компании «Туи» очень низкая — 80 € (5680 рублей) с человека за ночь

Чаевые. Обязательная доплата почти во всех компаниях — чаевые за обслуживание на корабле. Это примерно 10 € (710 Р) в сутки за взрослого и 5 € (355 Р) за ребенка, в американских компаниях — 15 $ (960 Р) независимо от возраста. За день до окончания круиза вы получите счет со своими тратами и чаевыми, который нужно оплатить картой или наличными на ресепшн.

Отказаться от уплаты чаевых можно на кораблях MSC, «Селебрити» и «Океании». Для этого нужно подойти на ресепшн на второй-третий день круиза. Отказ от чаевых ни на что не влияет. Некоторые туристы раздают чаевые персонально, кто-то не платит их вообще.

Купить авиабилеты

Авиабилеты — самая крупная трата при планировании поездки в Японию. Ориентируйтесь на 35—40 тысяч рублей за прямой рейс Москва — Токио.

Прямые рейсы в Токио есть только из Москвы у «Аэрофлота» и Japan Airlines. Мы летели «Джапан-эйрлайнс»: по этому маршруту у компании летает самый крутой из Боингов — «Дримлайнер». Самолет огромный, в нем удобные кресла, вкусная еда, электрохромное затемнение иллюминаторов, фильмы, музыка и игры во встроенном в сиденье экране.

Билеты с пересадкой можно найти примерно на 3000—5000 Р дешевле прямых. Но с пересадкой лететь сложно из-за долгого перелета и смены часовых поясов, при этом разница в цене получается небольшой.

Прямой рейс «Джапан-эйрлайнс» на две недели в начале октябряБилет с двухчасовой пересадкой в Стамбуле стоит дешевле всего на 3500 Р

Планировщик путешествий: держать всё под рукой

Планировщик — это мобильное приложение, которое хранит всю важную информацию о поездке: номер рейса и время отправления, адрес гостиницы и время чекина, расписание автобусов и поездов.

Бесплатное приложение «Гугл-трипс». В него даже не нужно вводить номера рейсов — приложение находит в почте письма-подтверждения покупки билетов и забирает всю информацию. «Гугл-трипс» скачивает офлайн-карты городов и советует популярные места поблизости

Приложение «Трип-ит» хранит информацию о перелетах, отелях, аренде автомобилей. Умеет предупреждать о задержках рейсов. Оно заметно сложнее, чем «Гугл-трипс»

Планировщик путешествий — решение для организованных и дотошных людей. С ним вы не проспите вылет, не перепутаете выходы на посадку и не будете постоянно лезть в рюкзак за распечатками билетов.

Но чтобы внести путешествие в приложение, придется вбивать руками все номера рейсов, даты заселения в гостиницы и их адреса — это долго

Даже если дать приложению доступ к почте, всё равно придется перепроверить, что он там раскопал и не потерял ли чего-то важного

Купить проездной JR Pass

Главный вид транспорта в Японии — железные дороги. Российские водительские права в Японии не действуют, в стране мало парковок, много платных дорог и левостороннее движение. Все туристы ездят на поездах.

В стране много разных железнодорожных компаний, самая крупная называется Japan Railways. Проезд недешевый. Билет на скоростной поезд «Синкансен» из Токио в Киото стоит 13 910 JEP (7800 Р) в одну сторону:

Чтобы сэкономить, нужен проездной JR Pass. Его в Японии придумали специально для иностранных туристов. «Джей-ар-пасс» позволяет определенное время (обычно неделю или две) безлимитно передвигаться по всем маршрутам перевозчика «Джапан-рейлвейс». Это и скоростные поезда синкансены, и некоторые экспрессы между городами, и электрички в Никко, Нару, Арашияму и к другим достопримечательностям в окрестностях основных городов.

«Джей-ар-пасс» стоит дорого. Мы заплатили за два недельных проездных 32 940 Р — по 16 470 Р за человека. Окупился проездной за первые три дня поездки. По моему опыту, покупать «Джей-ар-пасс» однозначно стоит.

Покупать такой проездной нужно заранее. В Японии сделать это уже не получится. Я заказывала его на сайте japan-rail-pass.com за два месяца до поездки. После оплаты вам пришлют ваучер, уже в Японии этот ваучер надо будет «активировать» — обменять на «Джей-ар-пасс».

«Джей-ар-пасс» — именной документ. При активации на нем напишут ваше имя, фамилию и паспортные данные. В Токио на станции «Синдзюку» мы подошли на информационную стойку «Джапан-рейлвейс». Нам показали правила использования проездного и несколько раз уточнили, точно ли мы хотим активировать его именно с сегодняшней даты. Потом надо было заполнить короткую анкету. В обмен на ваучеры нам выдали красивые проездные с нашими паспортными данными с обратной стороны.

Когда мы в первый раз прошли с «Джей-ар-пассом» через контроль, на проездной поставили печати. Дальше надо было просто показывать его сотруднику на станции каждый раз, когда мы проходили через турникеты.

Так выглядит «Джей-ар-пасс» — это красивая брошюра с сакурой и ФудзиямойНа обратной стороне — данные пассажиров и срок действия проездногоПравила использования проездного «Джей-ар-пасс» на русском. В японском дизайне довольно сложно разобраться, но вот главное, что надо знать: проездной нужно показывать контролеру, его нельзя восстановить и он действует для всех видов транспорта компании «Джапан-рейлвейс»Информационная стойка «Джапан-рейлвейс» на станции «Синдзюку». Тут все меняют ваучеры на проездные

Билеты

Как купить дешевле. Цена билета зависит от даты поездки: чем она дальше, тем билет дешевле. Например, сейчас весна, а поездку вы планируете осенью — как раз пора покупать. Самые дешевые билеты продают за 90 дней до отправления. Затем цена повышается, но плавно. Единой формулы нет: это зависит от сезона и количества проданных билетов на конкретный позезд.

У меня получилось здорово сэкономить: я знал, что поеду в Казань в начале мая, и купил билет еще зимой — плацкарт из Перми за 1346 Р. Три недели назад билет подорожал в два раза — он стоил 2692 Р.

Сейчас билет стоит 1346 Р

Удаленность даты не единственный фактор, который влияет на цену. Летом и во время государственных праздников цены выше, так как в длинные выходные народ больше путешествует.

С января 2019 года РЖД запустили невозвратный тариф. Это значит, что билет будет дешевле на 5—20%, но вернуть его в кассу или обменять на другой билет не получится.

Если некогда покупать билеты на сайте, позвоните по телефону 8 800 775-00-00 и забронируйте их. Место в поезде закрепят за вами только на сутки, поэтому успейте выкупить билеты в любой кассе Федеральной пассажирской компании.

Я давно покупаю билеты Сохраняю билет в формате PDF и скидываю на телефон. Для поездок по России ничего распечатывать не нужно, поэтому просто показываю проводнику паспорт и билет на экране телефона. Если едете на поезде за границу, распечатка нужна.

Считается, что если цель — максимально сэкономить, то лучше взять плацкарт верхнюю боковушку за 90 дней до отправления. Однако этот способ работает не всегда: по умолчанию полки в плацкартных вагонах стоят одинаково. Но бывают акции, в рамках которых снижают цены на разные места: верхние, боковые или в отсеках рядом с туалетами.

Еда

Даже если вы едете из Москвы во Владивосток, необязательно брать с собой рюкзак еды. Дело в том, что не все железнодорожные кафе — это общепит низкого качества с позавчерашним беляшами. Чтобы поесть в хорошем кафе или столовой, нужно знать, где они находятся и будут ли там стоянки.

Лучше всех маршрут знают проводники — их я и спросил, где лучше перекусить по пути и когда можно сбегать в ближайший магазин за свежей едой. В моем случае стоянок дольше 30 минут будет три. Всего в пути проведу почти 14 часов.

Гигиена

Теперь не нужно брать в поездку рулон туалетной бумаги, мыло, салфетки и нормальное большое полотенце, а не «тряпочку для обуви». Сейчас во многих туалетах перевозчика есть все, даже одноразовые бумажные настилы на сиденье унитаза. Не во всех поездах, но таких все больше. Правда, в некоторых новых вагонах туалет только в одном конце. Вам нужно взять с собой только зубную щетку и пасту. Если ехать больше шести часов, возьмите для комфорта легкие и компактные тапки.

Детская комната

Места для пассажиров с детьми и игровые комнаты есть в «Сапсанах» и поездах «Аллегро». Еще в нескольких есть вагон с детской библиотекой. На крупных вокзалах — бесплатные игровые комнаты.

Так выглядит детская комната в поезде № 738/737, № 740/739 Москва — Воронеж

Если вы едете на другом поезде, организовать ребенку досуг несложно. Главное — менять занятия: мультики на планшете, раскраска, настольные игры. Покажите и объясните все, что видите в вагоне, сделайте зарядку — иначе ребенок без движения и от скуки взбесится и не поздоровится уже всему вагону.

Если потеряли багаж

Недавно РЖД запустили бесплатную услугу — поиск потерянных вещей. Пока услуга доступна только для пассажиров поездов дальнего следования. Чтобы начать поиски, нужно заполнить заявку: указать имя, номер билета, телефон, электронную почту и четыре последние цифры номера документа, по которому был оформлен билет. Ну и описать внешний вид багажа.

Заявка на поиск пропавших вещей

Заявку примут, если с момента поездки прошло менее 30 дней. Давно потерянные вещи искать не будут.

Если отстали от поезда

Бывает, пассажир задержался на станции, а поезд с вещами и билетом поехал дальше. Паниковать не стоит — начальник станции подскажет, что делать.

Он сообщит коллегам на следующей станции об оставленных вещах — их снимут с поезда и составят документ с перечнем предметов. Этот документ подпишет начальник поезда и два свидетеля — бывшие попутчики. Вещи вместе с описью передадут начальнику ближайшей станции.

Пассажиру дадут новый билет, чтобы он добрался до своих вещей. Если билет остался с пассажиром, то разрешат проехать по нему и забрать багаж. Продолжать путешествие придется за свой счет.

Почитайте, как еще экономить в путешествиях:

  1. Ездить со своим велосипедом.
  2. Искать дешевое жилье.
  3. Уберечь деньги от карманников.

Перелет

Авиаперелет, по моему опыту, — самая большая трата в любом путешествии. Я и сама не раз переплачивала, не разобравшись в ценах.

Сейчас я покупаю авиабилеты за 2—3 месяца до вылета, не выбираю место за дополнительную плату, не включаю в цену страховку на время полета и не беру с собой больше 10 кг зарегистрированного багажа, поэтому получается бюджетно.

Из России я часто летаю «Победой», потому что у нее самые дешевые билеты. В перелетах по Европе выбираю лоукостер «Райнэйр». Каждую зиму провожу в Индии, там летаю внутри страны недорогим перевозчиком «Инди-го». В Индии больше 100 аэропортов и очень развито внутреннее авиасообщение. Билет из Чандигара в Мадурай, а это 2800 км через всю страну, этой зимой стоил мне около 4000 Р.

Чаще всего я составляю сложный маршрут «автобус-самолет» или «поезд-лоукостер». Подробно я написала об этом в статье «Как дешево добраться в Европу». Мне нравится ехать долго и делать пересадки в незнакомых городах — это украшает путешествие, а иногда становится его лучшей частью.

Например, однажды я добралась из Москвы в Милан за 2650 Р. Я доехала на поезде до Вильнюса за 1250 Р, бесплатно переночевала у молодой пары каучсерферов и за 1400 Р улетела в Италию самолетом «Райнэйра». В итоге еще и завела близких друзей, которых теперь иногда навещаю.

Когда есть возможность, я лечу в Европу рейсами «Тюркиш-эйрлайнс» с двумя 24-часовыми пересадками в Стамбуле. За билет до европейской столицы и обратно я плачу около 14 000 Р, а в подарок получаю два дня в Стамбуле. За сутки я успеваю обойти пешком исторический центр, съесть знаменитый «мокрый» бургер на площади Таксим, встретиться со старыми друзьями, завести новых знакомых, 4 раза выпить чаю, покататься по проливу Босфор на пароме, купить домой турецких сладостей и розовой воды и поспать в аэропорту.

Экономьте на еде

Не спешите с выводами – экономить на еде вовсе не значит покупать некачественные дешевые продукты. Это значит, что вам следует отложить походы в дорогие туристические рестораны до более удобного случая. Как же правильно экономить на еде в поездке, чтобы питаться вкусно и разнообразно, но при этом не отдать за это целое состояние?

Если хотите сходить в ресторан, выбирайте его с умом

Невозможно не признать, что походы в ресторан – это зачастую необходимость в поездках, и избежать их никак нельзя. Кроме того, новые места и блюда – это источник ярких эмоций в путешествии. Однако, если вы ограничены в средствах, ресторан надо выбрать так, чтобы вы не потратили в нем лишние деньги.

Ищите акции в ресторанах

Если вы хотите поближе познакомиться с местной кухней и напитками, а ваш бюджет ограничен, вы можете разузнать о различных акциях в кафе и ресторанах. Это могут быть различные предложения, где, например, к блюду вы получаете бесплатный напиток, или акции, где при заказе двух блюд третье вы получаете бесплатно.

Такие акции и предложения позволят вам бывать в ресторанах и, в то же время экономить деньги. Есть несколько способов искать специальные предложения и скидки.

На официальном туристическом сайте интересующей вас страны, если такой имеется, может быть полезная информация про скидки и выгодные акции в местных кафе, ресторанах и сетях быстрого питания.

– Узнавайте в интернете и у местных о различных промокодах, при предъявлении которых вы сможете питаться в ресторанах и кафе с большими скидками.

Готовьте еду дома

Многие путешественники избегают самостоятельной готовки во время поездок, желая отдохнуть от быта, поиска продуктов и мытья посуды, отдавая предпочтения ресторанам и отелям, где все включено

Однако если вы хотите сэкономить деньги и при этом питаться полноценно и правильно, при выборе жилья вам следует обратить внимание на квартиры и комнаты с небольшими кухнями.. Полезный совет: если у вас в номере нет кухни, но есть есть мини-холодильник, и вы намерены хранить там свои продукты – при заселении попросите работников отеля убрать из него все напитки, которые были там изначально и отменить его пополнение

Это поможет вам избежать счетов за мини-бар, ведь в некоторых отелях напитки стоят довольно дорого.

Полезный совет: если у вас в номере нет кухни, но есть есть мини-холодильник, и вы намерены хранить там свои продукты – при заселении попросите работников отеля убрать из него все напитки, которые были там изначально и отменить его пополнение. Это поможет вам избежать счетов за мини-бар, ведь в некоторых отелях напитки стоят довольно дорого.

В случае, если вы совершенно не хотите готовить в поездке, а холодильника и плиты в комнате не предвидится, вы можете бронировать комнаты в отелях, предлагающих бесплатные завтраки. Оттуда вы сможете захватить себе на перекус яблоко или, например, печенье.

Покупайте еду в уличных кафе и лавочках

Зачастую уличная еда, например, хот-доги, гамбургеры и различная выпечка – питательная и недорогая. Питаясь в местах, предлагающих уличную еду, вы легко насытитесь, познакомитесь с местной кухней и не потратите уйму денег. В этом случае главное есть там, где вы видите много людей, где еду подают либо горячей, либо со свежей начинкой. Изучите место, в котором собираетесь поесть, и, если оно вам приглянется – это будет ваш лучший выбор.

Добавить комментарий